Малое кольцо - большие проблемы (Часть 1)
В предыдущих двух статьях на тему мы с вами обсудили проблемы связности линий московского метро и необходимость встраивания станций на действующих перегонах в центре города. Связность метрополитена и его охват при принятии таких мер значительно улучшится, однако я сознательно обошёл стороной проблему связности метро с малым кольцом Московской железной дороги.
Запущенное в 2016 году пассажирское движение по до того тепловозной грузовой кольцевой линии вокруг центра города превратило её во вторую кольцевую линию метро. Правда, с ней есть одна заковыка. Выяснить, какая именно, нам сегодня поможет 25-километровая поездка вокруг Москвы 😃
При строительстве метро необходимость пересадки на МК МЖД учитывалась совершенно по-разному: от более-менее удобных пересадок на «Кутузовской» и «Владыкино» до Таганско-Краснопресненской линии, полностью игнорирующей это самое малое кольцо. На «Ленинском проспекте» КРЛ пересадка на потенциальную платформу МК МЖД была предусмотрена конструктивно (мостики над путями станции «в никуда») пятьдесят лет назад; Серпуховский радиус, сооружённый всего лишь тридцать лет назад, пути МК МЖД проходит без остановки.
Всё это приводит к тому, что пользование МЦК «как есть» не очень-то и удобно по сравнению с другими линиями метро, в т.ч. в сравнении со строящимся Большим кольцом — хотя официальная позиция властей и транспортного сообщества заключается как раз в том, что БКЛ и МЦК — два равнозначимых транспортных контура мегаполиса. Неудобства такого уровня, что некоторые альтернативщики с форума даже сейчас предлагают продублировать МЦК линиями метро по примерно той же трассе, в том числе ради организации пересадочного контура — хотя он там уже работает.
Киевметропроект на этом моменте недоумевает.
Раз уж зашла речь об опыте киевского метростроения, то стоит упомянуть, что в Киеве железная дорога также образует кольцо. Радиальные линии жд «заворачиваются» вокруг центра города; тем самым ни одна станция в Киеве не является тупиковой.
Открыть в полном размере (1038x588; 191.24 килобайт)
Только почему-то киевские метростроители не забыли понатыкать станций рядом с пересечениями железной дороги.
Единственное пропущенное место – возле Лыбедской площади; железная дорога проходит здесь в долине Лыбеди, а оная представляет собой малопригодное к строительству метро болото.
Открыть в полном размере (1037x583; 191.36 килобайт)
Его «с боем» прошли при стройке метро на Голосеево десять лет назад транзитом; о станции впритык к железке речь даже не шла.
Только вот станцию метро «Лыбедскую» и потенциальную платформу городской электрички разделяют каких-то 400 метров – проблемы геологии несложно компенсировать траволатором. На фоне Москвы жаловаться не на что.
В самом деле, неужели так сложно было сообразить то же, до чего додумались при строительстве станции "Мичуринский проспект" - надземного перехода со станции на станцию?
Открыть в полном размере (960x640; 156.67 килобайт)
Что ж, совершив виртуальную поездку по кольцу, подумаем, что можно сделать с ним, чтобы маршрут электрички служил полноценной кольцевой линией метро.
Предлагаю начать с «Площади Гагарина» - пересадочной на ту самую станцию «Ленинский проспект», на которой всё в шоколаде.
Станция «Верхние Котлы», Серпуховский радиус. Станции метро рядом нет вообще (платформы на Павелецкой жд - тоже), перегон под МЦК «Тульская» – «Нагатинская» - один из самых длинных в Москве. Но на середине этого перегона предусмотрен (вроде?) задел под станцию – её, станцию метро «Верхние Котлы» и потребуется встроить.
Открыть в полном размере (1336x612; 165.14 килобайт)
Вообще, встроить мелкую станцию на действующем перегоне мелкого заложения без остановки движения едва ли возможно. Но, полагаю, можно скрестить способ строительства «Горьковской» с открытым способом работ – то есть сначала пройти штольни для опор фундамента станции, залить их бетоном, а далее вести стройку как обычно, сверху.
В любом случае перспектива отрезать Серпуховский радиус на год не впечатляет.
«ЗИЛ», построенная ради освоения територии бывшего автозавода, на пересадки пока не завязана, поэтому - станция «Автозаводская», Замоскворецкая линия.
Открыть в полном размере (1280x720; 186.33 килобайт)
В принципе, вестибюль метро и платформу разделяют лишь около 150 метров перехода по Второму Автозаводскому проезду – не знаю, требуется ли даже что-то предпринимать.
Открыть в полном размере (1324x604; 227.33 килобайт)
Для обеспечения пересадки класса «сухие ноги» будет достаточно крытой наземно-подземной галереи между платформами МЦК и южным вестибюлем «Автозаводской»; можно даже снабдить такую галерею траволатором для пущей быстроты.
А вообще, не везёт Замоскворецкому радиусу на удобные пересадки. На «Павелецкой» переход с Кольцевой линии длится ± те же 150 метров, но это никого не смущает. Впрочем, там траволатор тоже бы не помешал.
Открыть в полном размере (900x555; 87.66 килобайт)
Станция «Дубровка», Люблинский радиус. Хотя здесь такой аллес, что метро сюда привязать можно лишь с большой натяжкой.
Открыть в полном размере (1098x823; 232.16 килобайт)
Пути МК МЖД находятся практически посередине между вестибюлями станций «Дубровка» и «Кожуховская». При этом станция «Дубровка» - глубокого заложения, и вестибюль, повёрнутый в сторону железки, берёт начало из ближнего к ней торца — строительством второго наклонного хода данное расстояние не уменьшить, увы. Соседняя станция, мелкая «Кожуховская», хоть и имеет лишь один выход из дальнего торца, новый вестибюль в случае строительства едва ли окажется ближе к станции МЦК, чем существующий «Дубровки».
Встроить новую станцию также нереально — на этом перегоне линия поднимается с глубины в 60 метров до уровня мелкого заложения, причём в аховых геологических условиях.
Поэтому станция «Дубровка» МЦК — одна из нескольких, где плохую пересадку не исправить. Можно соорудить крытую траволаторную галерею в сторону какой-либо из станций метро, однако пересадка всё равно окажется худшей на МЦК.
Открыть в полном размере (1098x823; 237.46 килобайт)
Забавное решение было предложено в своё время в одном из топиков форума: для исправления пересадки можно запустить сверхкороткий челночный трамвайный маршрут «Вестибюль «Дубровки» - «Дубровка» МЦК» (по поверхности проходит трамвайная линия). Я бы даже развил данную идею: можно продлить трамвайную линию в сторону Южного порта, к «Кожуховской». Вначале — как накладка на «больное место» МЦК, в дальнейшем это может стать заделом новой трамвайной линии.
Открыть в полном размере (1199x750; 249.41 килобайт)
Станция «Угрешская», Таганский радиус.
При строительстве метро факт прохождения наверху железнодорожной линии проигнорировали вовсе. Отчасти в силу геологии, но, чёрт возьми, линия-то целиком мелкого заложения, вам жалко было, что ли?
Таганско-Краснопресненская линия, похоже, строилась в те года, когда на использование МК МЖД забили вовсе. Заделы под пересадки в виде станций «забыли» заложить как здесь, так и по другую сторону Москвы — на Военном поле в Хорошёво. Как назло.
Если кто-то из царских проектантов МК МЖД дожил до строительства ТКЛ, он имел бы полное моральное право побить советских инженеров тростью по сусалам. Так игнорить его детище - форменное хамство.
Итак, выдохнули. До «Волгоградского проспекта» более 500 метров, до «Текстилей» - два километра. Без встраивания новой станции «Угрешская» ТКЛ не обойтись, и встраивать её придётся, перестраивая кусок перегона между ТТК и порталом линии чуть более, чем полностью. Придётся временно закрыть не только сам Таганский радиус, но и железнодорожную ветку в Южный порт (благо, она не единственная).
Открыть в полном размере (1322x602; 201.2 килобайт)
Получившаяся станция вполне может быть «с открытой крышей» - ниже уровня земли, но перекрытая лишь металлоконструкциями и стеклом.
Как здесь, так и на СТЛ, перекрытие линии для встраивания станции (что даже в режиме адового аврала не продлится менее года) должно быть обеспечено наличием альтернатив. Если у Серпуховского радиуса они имеются уже сейчас (трамвайная линия в Чертаново + Варшавское шоссе, пригодное для интенсивного движения М-автобусов; Бутово можно отправить «покорять КРЛ»), то Таганский радиус таким пока что не блещет. Предпринять подобную акцию можна будет не ранее полного пуска Некрасовской линии и БКЛ, а также запуска всех возможных маршрутов МЦД по Рязанскому ходу.
И всё же год с перерубленным Таганским радиусом запомнится москвичам надолго.
Открыть в полном размере (1321x606; 174.34 килобайт)
Станция «Новохохловская», Курская жд. Здесь всё и так готово — разве что пересадки крытыми сделать.
Открыть в полном размере (2966x1565; 775.41 килобайт)
Станция «Нижегородская», одноимённая жд + сооружаемая Некрасовская линия метро. Выше всяких похвал. Пожалуй, первый пример, когда на связность МК МЖД и метро не забили, а сознательно обратили внимание. ТПУ в процессе.
Открыть в полном размере (1330x615; 169.49 килобайт)
Станция «Андроновка», Рязанская жд. Рядом находится платформа «Фрезер»; по существу, достаточно оборудовать разноуровневый крытый переход. Кстати, тоже в процессе.
Открыть в полном размере (1600x899; 408.2 килобайт)
Станция «Шоссе Энтузиастов», Калининский радиус. Аналогично «Дубровке», станция глубокая, и её единственный вестибюль чёрти-где, но не рядом со станцией железной дороги. И уже стоило бы начинать паниковать, но выход этот — из дальнего торца станции.
А ближний торец находится практически вплотную к железной дороге.
Открыть в полном размере (1345x615; 200.32 килобайт)
Второй наклонный ход может выйти к улице Уткина. Организовать оттуда комфортный крытый переход на станцию МЦК — плёвое дело.
Кстати, ещё одна корректива в этом пересадочном узле.
Открыть в полном размере (1345x615; 206.41 килобайт)
То, что тут наворотили с трамвайной линией в процессе строительства Северо-Восточной хорды, не поддаётся вразумительному описанию. Имеет смысл принести в жертву дублёр Шоссе Энтузиастов и пересечь пару съездов в одном уровне (с оборудованием перездов адаптивными светофорами), чтобы спрямить трамвайную линию и связать её с новым вестибюлем станций метро и МЦК.
Соседняя станция «Соколиная гора» - одна из немногих, не завязанных на пересадку с линией метро или железной дороги. А вот соседняя «Измайлово» - вполне себе пересадочный узел со станцией метро «Партизанская», и, кстати, неудобный узел — в переходе с платформ МК МЖД над СВХ откровенно не хватает траволаторов.
Открыть в полном размере (1324x657; 212.81 килобайт)
И ещё одно: прокладывать трамвайные линии подальше от вестибюлей метро - это такое хобби, что ли?
Открыть в полном размере (800x600; 99.42 килобайт)
Станция «Локомотив», Сокольническая линия — общий вестибюль со станцией метро. Снова, браво. Следующие две станции, «Бульвар Рокоссовского» и «Белокаменная» на пересадки не завязаны и в разрезе данной статьи малоинтересны.
Станция «Ростокино», Ярославская жд. Здесь, как ни странно, рациональнее «подвинуть» станцию радиальной железной дороги, платформу «Северянин» - она окажется не только ближе к МЦК, но и банально обзаведётся выходами в район Ростокино.
Открыть в полном размере (1320x604; 201.18 килобайт)
В свете идеи Московских центральных диаметров мысль, полагаю, здравая.
Станция «Ботанический сад», Рижский радиус. Пересадка сама по себе неплохая, но при строительстве станции ухитрились построить её впритык к рельсам МК МЖД, но не вывести туда выхода — северный вестибюль ведёт сразу к проезду Серебрякова.
Открыть в полном размере (664x536; 78.09 килобайт)
Здесь достаточно выпилить стенку в переходе, соединив его с вестибюлем станции МЦК, но почему этого не сделали сразу при пуске кольца — большой вопрос.
Тем временем, не вставая из кресла, вы проехали половину МЦК и оказались на другом конце Москвы. Здесь стоит подвести промежуточные итоги.
Ранее я и сам принадлежал к числу «МЦК-скептиков», признаю. Однако пуск прошёл успешно, линия пользуется популярностью, имея лишь 6 крытых ветрозащищённых пересадок на 31 станцию.
Открыть в полном размере (1551x1125; 175.32 килобайт)
Это неплохо, но можно достичь большего — и даже юго-восток кольца, не дававший покоя ни мне, ни другим скептикам, отнюдь не нереально сделать гораздо более удобным для пассажиров — особенно пассажиров Московских центральных диаметров, продолжения идеи МЦК. Важно отметить, что чем больше на кольце будет удобных пересадок, тем больше народу будет готово пользоваться неудобными — эффект весьма позитивный для транспортной сети города.
Продолжение следует.
Изменено пользователем Вовчик
25 Комментариев
Рекомендуемые комментарии