Как спасти Москву от МЦД-5
Предварительный (пока) вариант МЦД-5 Пушкино-Домодедово вызывает много нареканий как среди экспертов, так и среди будущих пассажиров. Пассажирам Павелецкого направления не нравится то, что их направление на участке Бирюлево - Павелецкий вокзал не будет задействовано для МЦД-5, а вместо этого будет дублирование МЦД-2 на участке Царицыно - Новохохловская и потом странный крюк через Новопролетарскую грузовую ветвь. Недовольны и пассажиры Ярославского направления - вместо вокзала им после "Москвы-3" предлагается ехать к Электрозаводской и т.д., что довольно далеко от центра; привычная им пересадка на Сокольническую линию превращается в долгий пеший путь до станции "Сокольники" от новой платформы МЦД на Митьковской ветке.
В первоначальном, неутвержденном плане, представленном на форуме "Наш транспорт" Владимиром Свириденковым, предполагалась намного более разумная схема. Дело в том, что в перспективе на Ярославском направлении будет 6 главных путей, уже сейчас идет строительство пятого главного пути. Предлагалось 4 из этих путей использовать для двух линий МЦД: Пушкино-Подольск, со строительством эстакады к Каланчевской, и Болшево-Апрелевка, со строительством мега-эстакады к Алексеевской соединительной ветви над платформами "Ржевская" и "Рижская", в сторону будущей платформы МЦД "Марьина Роща". При этом появлялся так же и пятый диаметр Железнодорожный - Нахабино. Увы, такие проектные предложения были отвергнуты властью, под надуманными предлогами типа того, что мега-эстакада над Крестовским путепроводом в районе "Рижской" будет портить исторически сложившийся облик района.
И так, этот вариант неприемлем и, казалось бы, ситуация зашла в тупик. Но посмотрим внимательнее. Задача - соединить N линий, условно идущих с севера с M линиями, условно идущими с юга. Если N=M, то проблемы нет, были бы деньги. На первый взгляд, N=5 (Ярославское x 2, Ленинградское, Рижское и Киевское направление, последнее через строящуюся ветвь Кутузовская - Беговая - Станколит - Марьина Роща), а M=3 (Курское, Рязанское, Нижегородское направления). В описанном выше неутвержденном предложении Киевское направление относилось бы к южным и соединялось с одним из северных, а именно с Ярославским, что делает M равным N. Но если так не получается, есть еще один вариант: так же отнести Киевское направление к южным и соединить его с Ленинградским. Сделать это можно эстакадой вдоль бывшей Царской соединительной ветви, по которой, согласно преданиям, когда-то царь приехал из Петербурга не к павильону на Каланчевской площади, где его ждали, а на Белорусский вокзал. Только теперь нужно построить эстакаду, как раз она возможна над одно-двухэтажными нежилыми зданиями с радиусом 400 метров, который соответствует строительным нормам:
Открыть в полном размере (1510x1512; 583.37 килобайт)
На первый взгляд диаметр Апрелевка - Крюково выглядит странно. Действительно, Апрелевка - Болшево было бы предпочтительней, но считаю, что и этот вариант неплох. Во первых, "крюк" от "Петровско-Разумовской" к "Савеловской" не такой уж и большой как кажется, уж точно меньше, чем петляние МЦД-5 по грузовым веткам. Во-вторых, дублирование СТЛ и ЛДЛ на этом участке и Замоскворецкой линии на участке Ховрино - Белорусская приведет тому, что некоторые пассажиры Ленинградского направления предпочтут остаться в поезде до "Савёловской" или "Белорусской", тем самым метро разгрузится. Во-вторых, те, кому надо в Сити и на Кутузовскую, возможно, не станут пересаживаться на "НАТИ", что приведет к разгрузке участка МЦК НАТИ-Кутузовская (который, к слову, один из самых загруженных и загрузится еще больше за счет пассажиров Ярославского направления после открытия более короткой пересадки на "Северянине"). В общем, всё не так страшно. В конце концов, МЦД-2 тоже делает значительный крюк и это считается нормальным.
Что же делать с другими диаметрами? МЦД-1 остается как есть. Маршрут МЦД-2 меняется на Нахабино-Железнодорожный, МЦД-3 - это Подольск - Пушкино, всё с той же эстакадой от Николаевки к Каланчевской, которая не может испортить исторический облик ну уж никак. МЦД-4 это описанный выше Апрелевка - Крюково и МЦД-5 Раменское - Болшево. При таком финальном плане перестройка путей в районе Николаевки минимальна, это самый бюджетный вариант. Для удобной кросс-платформенной пересадки на "Марьиной роще" с тем, чтобы продолжить движение с Ленинградского направления к Курскому вокзалу и обратно предлагаю сделать движение МЦД-4 на участке "Беговая" - "Останкино" левосторонним. Начиная от "Останкино" движение на 1-2 путях Ленинградского направления и так левостороннее. Предлагаю его таким и оставить и только на перегоне Белорусский вокзал - Беговая перекинуть путь к "Беговой" через 3 других главных пути для возврата на правостороннее движение и для запланированной официальным проектом кросс-платформенной пересадки на "Беговой" на МЦД-1.
Впрочем, МЦД-5 Раменское-Болшево не слишком хорош для пассажиров от Раменского (у пассажиров от Болшево есть вариант пересесть на МЦД-3). Поэтому альтернативный вариант - сделать диаметр Раменское - Нахабино (что потребует серьезных вложений для пересечения Николаевки), а поезда от "Каланчевской" аж на четырехпутной эстакаде отправить на Ярославское направление. При этом не повредила бы пересадка на новой станции "Николаевка" между этими тремя линиями.
Ну и наконец, что же делать с Павелецким направлением? Ведь в систему МЦД оно тогда не войдет... У меня по поводу него есть предложение, которое позволит серьезно сэкономить городскому бюджету на строительстве метро, при одном условии, к сожалению, скорее всего не выполнимом исключительно по бюрократическим причинам. Подробнее - в следующей записи.
13 Комментариев
Рекомендуемые комментарии