Jump to content
  • Sign Up

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

  • entries
    27
  • comments
    54
  • views
    8,885

Слово о киевской городской электричке


Michael_Emperor

63 views

 Share

27ed96ca46fb.jpg

2 сентября 2019 года произошло знаковое событие – со дня запуска городской электрички в Киеве исполнилось 10 лет. Кроме моего скромного блога, мало кто на это обратил внимание. А между тем, тот факт, что городская электричка перешагнула 10-летний рубеж, уже был достоин внимания – не все верили, что она до этого доживет. Однако памятная дата застигла эту систему в трудные для нее времена. На момент начала карантина на железной дороге (18 марта 2020 года) городская электричка находилась в более плачевном состоянии, нежели весь остальной общественный транспорт Киева.

 

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

 

Для начала следует упомянуть, что в Киеве железная дорога образует кольцо. Оно, в свою очередь, делится на два так называемых полукольца – Северное (Борщаговка – Киев-Петровка – Дарница) и Южное (Борщаговка – Киев-Пассажирский – Дарница). Исторически сложилось так, что большая часть пригородных поездов ходила через Южное полукольцо, а через Северное – только отдельные рейсы. В то же время Северное полукольцо проходило возле одного из крупнейших жилых массивов Киева – знаменитой Троещины. Это тот самый массив, куда очень долго не могут протянуть метро. Поэтому до ближайших станций метро троещинцы вынуждены ездить в автобусах, троллейбусах и трамваях, битком набитых и стоящих в пробках.

Эту проблему давно пытались решить. С советских времен проектировалась линия то метро, то скоростного трамвая, проходящая через весь Левый берег, от Троещины до Позняков. Она же должна была пересекать две линии метро – Святошинско-Броварскую и Сырецко-Печерскую. В 1990-х годах приоритет был отдан скоростному трамваю. Предполагалось, что его первая очередь соединит Троещину со станцией метро «Левобережная». Это бы серьезно помогло троещинцам и значительно ускорило бы их перемещения. Однако, как говорит украинская поговорка, «не так сталося, як гадалося» – первую очередь скоростного трамвая дотянули только до станции «Генерала Ватутина» на выезде из Троещины. В таком виде скоростной трамвай ничего не решал, он был скорее внутритроещинской развозкой, и его пассажиры, желавшие добраться до метро, вынуждены были на «Генерала Ватутина» втискиваться во все те же переполненные автобусы и стоять в пробках на мосту через Днепр. Неудивительно, что трамвай не пользовался большой популярностью, и в 2009 году его закрыли.

В том же 2009 году проблему с Троещиной попытались решить по-железнодорожному. Первая очередь городской электрички соединила две соседних остановки по разным берегам Днепра – станцию Киев-Петровка возле метро и платформу Троещина (бывшая Огородная). Электричка работала только в часы пик, причем довольно своеобразно: утром пассажиры ездили только в сторону Киев-Петровки, а вечером – только в сторону Троещины, обратно же вагоны шли пустыми. К запуску городской электрички один электропоезд, ЭПЛ9Т-003, прошел ремонт с изменением компоновки салона – там установили сидения вдоль окон, как в метро, и убрали двери в тамбурах. С тех пор этот поезд работал только на этой линии.

12736.jpg

 

Вторым же поездом был любой, снятый с пригородных маршрутов. В те годы на городском маршруте часто появлялся электропоезд ЭД9М-0220 – до сих пор самая новая электричка в Киеве и области.

2796.jpg

 

В те же годы прорабатывался вопрос продления городской электрички. Со стороны Левого берега предполагалось продлить ее до станции Дарница (проведя через платформу Левобережная возле одноименной станции метро), а со стороны Правого – продлить до платформы Сырец (пересадка на одноименную станцию метро), а в перспективе – до станции Борщаговка (обеспечив пересадки на станцию метро «Берестейская» и первую линию скоростного трамвая). Вопрос кольцевого движения изначально ставился лишь на очень отдаленную перспективу.

Однако ввод в 2010-2011 годах Дарницкого автомобильно-железнодорожного моста превратил дальнюю перспективу в ближайшие планы.

 

КЦА – КИЕВСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППЕНДИКС

 

2011 год стал знаковым для киевской городской электрички – она пошла по кольцу. Точнее, по аппендиксу – все поезда заезжали на станцию Дарница в стороне от кольца, где меняли направление движения.

Этому предшествовала известная подготовка. Так, специально для работы на городском маршруте были отремонтированы 13 поездов – 8 ЭР9М и 5 ЭПЛ9Т (два ЭПЛ9Т в том же 2011 году были переданы в Полтавскую область). Их переделывали уже не как ЭПЛ9Т-003, а просто уменьшали число сидений. Также багажные полки заменяли поручнями.

16735.jpg

Также на остановках и станциях провели ремонты тех платформ, на которых останавливалась городская электричка, и оснастили их всех турникетами. Теперь остановок было уже не 2, а 14.

4 октября 2011 года движение электрички по кольцу было начато. С того же дня пригородные поезда полностью убрали с Северного полукольца. С тех пор они туда заезжали разве что во время разовых перенаправлений из-за ремонтов.

Однако оставалась одна проблема – связь Троещины с метро оставалась неполноценной. Платформа Троещина, известная еще по первой очереди городской электрички, находилась довольно далеко от самого массива Троещина. Подвоз к ней осуществляли автобусы №59, 60, 61, однако они стояли в тех же пробках, что и автобусы на метро. Поэтому вскоре после пуска городской электрички по кольцу было принято неординарное решение – возобновить скоростной трамвай, продлить его на одну станцию от «Генерала Ватутина» до железной дороги и построить новую железнодорожную платформу в месте пересечения со скоростным трамваем.

Новый ТПУ «Троещина-2», включающий станцию скоростного трамвая и платформу городской электрички, был введен в работу 24 октября 2012 года. Он сразу резко повысил населенность обоих видов транспорта. Троещинцы получили новый путь в город – правда, все еще довольно тернистый, с двумя пересадками, зато без пробок! Поэтому в час-пик битком забитые электрички, приезжая на Троещину-2, выплевывали тучи людей, которые постепенно всасывались в трамваи, в свою очередь, сменявшие друг друга с завидной быстротой. Единственным препятствием были опоздания, а то и отмены рейсов, которые на городском маршруте происходили с завидной регулярностью. В 2014 году даже был период, когда было отменено большинство рейсов, и многие думали, что это предпосылка к закрытию городской электрички, но ее смогли отладить.

В 2017 году на рейсах появились 4-вагонные поезда.

f75716cba8ad.jpg

Они не справлялись с нагрузками и забивались битком. Это были первые предвестники надвигающегося кризиса, но еще некоторое время электричка как-то работала.

В 2019 году городской электричке исполнилось 10 лет. Уже тогда над проектом сгущались тучи.

 

ХРОНИКА ЗАКАТА

 

Осенью 2019 года два состава ЭПЛ9Т исчезли с маршрута. Это привело к частым отменам двух рейсов. В январе 2020 года напечатали новый график движения, в котором рейсы, выполнявшиеся двумя поездами, просто отсутствовали. Некоторое время все так и работало, но в начале марта количество отставленных поездов буквально в одночасье увеличилось до 8! Таким образом, на линии оставалось только 4 поезда – треть от общего количества. Через пару дней еще один поезд выбыл. Несколько дней до закрытия движения на линии работало только два поезда – одна шестая от общего количества составов городской электрички. Кто знает, быть может, если бы железнодорожное сообщение не закрывали, она бы закрылась своим чередом?

 

ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?

 

Никто не знает. Оптимистичный прогноз: за время простоя составы отремонтируют, и электричка снова заработает в полную силу. Пессимистичный: ее либо вообще не откроют заново, либо закроют вскоре после открытия, ибо от двух поездов с интервалом полтора часа каждый толку особого нет. Что же будет в реальности? Остается только ждать и надеяться на лучшее.

 Share

3 Comments


Recommended Comments

Печально всё это, особенно сравнивая с МЦК (которое с 60х годов пытались родить). Я так понимаю была по сути попытка создать новую транспортную городскую линию отделавшись малой кровью на существующей инфраструктуре?

Идея при небольших бюджетах здравая, а вот реализация совковая (в самом плохом понимании этого термина).

Link to comment

Жаль систему. Но в то же время это пример Питеру, где тоже грезят кольцом в стиле МЦК, что не каждое кольцо может выстрелить. В кольцо нужно вкладываться, и в составы и в остановки. Нужны пересадки на всевозможные виды транспорта, как НОТ, так и внеуличный. В Киеве не смогли. В Москве получилось, но и сейчас систему еще допиливают (две недели как открылись пересадки в узле ТПУ Нижегородский). Питер???

Link to comment
Жаль систему. Но в то же время это пример Питеру, где тоже грезят кольцом в стиле МЦК, что не каждое кольцо может выстрелить. В кольцо нужно вкладываться, и в составы и в остановки. Нужны пересадки на всевозможные виды транспорта, как НОТ, так и внеуличный. В Киеве не смогли. В Москве получилось, но и сейчас систему еще допиливают (две недели как открылись пересадки в узле ТПУ Нижегородский). Питер???

Совершенно верно, городская электричка, это не тупо пустить поезда. Это большой инфраструктурный проект включающий платформы, пути сигнализацию, подвижной состав, пересадки и ТПУ, всевозможные сервисы. И всё это должно быть максимально приближено к метро по удобству и комфорту. Ну и конечно ежедневная популяризация через СМИ и соц.сети.

Link to comment
Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing

    • No registered users viewing this page.
  • Tell a friend

    Love Наш транспорт? Tell a friend!
×
×
  • Create New...