Jump to content
  • Sign Up

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

  • entries
    27
  • comments
    54
  • views
    8,885

Завод "Богдан" оказался под счастливой звездой


Michael_Emperor

48 views

 Share

Есть в Украине такое предприятие - ДП "АСЗ №1" ПАО АК "Богдан-Моторс". Это один из самых влиятельных игроков на рынке нового электротранспорта. Маршрутки корпорации, владеющей этим заводом, до сих пор являются самыми популярными в Украине, а троллейбусы есть во многих украинских городах.

 

Казалось бы, при президентстве П. Порошенко этот завод должен был пережить период расцвета. Однако если расцвет и был, то точно не в пассажирском секторе. "Богдану" далеко не всегда удавалось выигрывать тендеры. Некоторые города поддерживали своего местного производителя - так, в Чернигове закупались троллейбусы ЧАЗ-Т12110 "Барвинок", произведенные в Чернигове же, во Львове - львовские троллейбусы "Электрон". В других городах сильную конкуренцию "Богдану" составляли белорусский завод "Белкоммунмаш", предлагающий модель АКСМ-321, и украинский "Южмаш", занимающийся отверточной сборкой троллейбусов Днепр-Т103 и Днепр-Т203 из белорусских же машинокомплектов. К тому же многие города предпочитали не закупать новые троллейбусы, а довольствоваться бывшими в употреблении ("Богдан" некогда очень активно выступал против этого). Некоторые города, впрочем, "подсели" на "Богданы". Однако и это не всегда приводило к желаемым результатам - тендеры в таких городах могли проходить редко, а если и проходили, то вполне возможной была ситуация, когда заказ оплачивается не полностью, и города получают меньше техники, чем обычно. Так, Киев в 2016 году оплатил лишь 5 "Богданов" из 40 заказанных, в 2017 году - 16 из 80, а в 2019 году - 21 из 55. Соответственное количество он и получал.

 

Это все приводило к тому, что, после всплеска поставок, произошедшего в период Евро-2012, "Богдан" стабильно держался на 40-70 троллейбусах в год. Бывало и того меньше: так, в 2013 году завод отгрузил всего 33 троллейбуса, а в 2017 году - всего 30. Причем из этого количества некоторую долю составляли контракты, подписанные за счет европейских банков перед Евро-2012: так, в 2011-2016 годах завод поставлял Киеву 202 троллейбуса.

 

В 2016 году началась кредитная программа "Городской пассажирский транспорт в Украине", финансируемая за счет крупных банков - ЕБРР и ЕИБ. Надежды у украинского производителя на эту программу были весьма крупные. Но они долгое время не оправдывались. По сути дела, "Богдан" выиграл только 2 крупных тендера - в 2018 году на поставку 40 троллейбусов (из них 5 гармошек) в Кременчуг и в 2019 году на поставку 57 троллейбусов в Харьков. Первый же тендер - одесский - он "продул" "Белкоммунмашу", затем тот отобрал у него еще несколько тендеров - например, житомирский, мариупольский и второй кременчугский (на троллейбусы с автономным ходом). Потом в игру включился "Южмаш", который легко выиграл тендеры в Днепре и Кривом Роге, причем весьма крупные. Львов традиционно остался верен своему "Электрону". "Богдан" стабильно производил свои 40-70 троллейбусов в год, участвовал в тендерах, но далеко не всегда их выигрывал. Стабильные поставки у "Богдана" были только в Киев (троллейбусы), которые, как уже было сказано, всегда выходили меньше планов, и в Ивано-Франковск (автобусы) - в 2018-2019 годах город получил 30 больших автобусов Богдан-А70132, а в конце мая 2020 года начались поставки еще 10 таких автобусов. Остальные города брали продукцию редко и понемногу.

 

Но в конце 2019 года над "Богданом" взошла счастливая звезда - и началось! 24 декабря 2019 года в рамках кредита ЕБРР был подписан договор с Полтавой на поставку 40 троллейбусов Богдан-Т70117 (в 2016-2017 годах Полтава купила 5 аналогичных троллейбусов). К их производству уже приступили. Планируется начать поставки не то летом, не то в сентябре, а завершить их к концу 2020 года.

 

27 апреля 2020 года Луцк подписал договор на 29 троллейбусов Богдан-Т70117. Это первая поставка новых троллейбусов в город с 2009 года, а кроме того, долго ожидаемый транспортным сообществом факт - Луцк впервые получит низкопольные, современные троллейбусы от завода, расположенного в Луцке. Поставка первых 6 троллейбусов запланирована на сентябрь 2020 года.

 

12 мая 2020 года Харьков подписал второй договор, на сей раз на 49 троллейбусов, из них 36 одиночек Богдан-Т70117, один троллейбус этой же модели с автономным ходом и 12 гармошек Богдан-Т90117. Поставка возможна к концу года.

 

27 мая 2020 года Сумы известили завод о победе в тендере на троллейбусы. Теперь город получит 19 троллейбусов Богдан-Т70117. Замечу, что в Сумах уже есть поставленные в 2015-2019 годах 16 таких троллейбусов, но поставляли их по чайной ложке.

 

Таким образом, завод уже набрал твердых заказов на 137 троллейбусов, весомую часть которых планируется поставить в 2020 году. Но конец ли это? Отнюдь! Прямо сейчас "Богдан" участвует в еще нескольких тендерах.

 

Так, он стал одним из участников тендера на 100 больших автобусов для Львова. Его предложение признано лучшим по цене, однако в тендерах европейских банков среди критериев есть не только цена. Но шансы на победу у "Богдана" солидные.

 

Недавно "Богдан" решил себя проявить на международной арене и - внезапно - выиграл тендер на 6 троллейбусов для чешского города Йиглава. Теперь, если никто не обжалует результаты и договор удастся подписать, в Чехии появятся 6 троллейбусов Богдан-Т70120.

 

В Украине же на носу крупные тендеры для Николаева и Херсона. И если в Николаеве троллейбусов "Богдан" отродясь не было, и непонятно, кто же этот тендер выиграет, то в Херсоне самые современные троллейбусы - как раз 8 Богдан-Т70117, поставленные в 2017-2019 годах, и шансы на победу у завода очень солидные.

 

А еще вот-вот стартует программа "Городской пассажирский транспорт в Украине - 2", на участие в которой уже подали заявку 23 города. "Богдан" и там вполне может схватить свой кусок пирога.

 

Перспективы у отечественного производителя радужные. И это радует!

 Share

0 Comments


Recommended Comments

There are no comments to display.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing

    • No registered users viewing this page.
  • Tell a friend

    Love Наш транспорт? Tell a friend!
×
×
  • Create New...