Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

  • записи
    3
  • комментарий
    41
  • просмотров
    1 446

Перспективы развития городского электротранспорта в России


TimurRossolovBryansk

3 965 просмотров

 Поделиться

Электротранспорт во многих городах мира является основой пассажирских перевозок, в том числе и в России. С конца XIX-начала XX веков именно запуск трамвайного сообщения являлся значимой эпохой в развитии любого города, при этом первой трамвайной системой в Царской России обзавёлся Киев в 1892 году, на территории современной России - Нижний Новгород в 1896 году, с 1920-1930-х годов массовость начинают приобретать и троллейбусы, которые также питаются от контактной сети, но ездят по проезжей части улицы.

С началом массовой автомобилизации в развитых странах в конце 1950-х годов трамвай начинают воспринимать как пережиток прошлого, заменяя его автобусами или троллейбусами. В свою же очередь правительства развитых стран считали автомобиль как символ прогресса и достатка, чтобы показать достижения автомобильной промышленности той или иной страны. В свою же очередь, ставка исключительно на массовую автомобилизацию привела к экологическим проблемам: дефицит парковок, шумовое загрязнение, многочасовые пробки и с начала 1990-х годов в западноевропейских странах вновь начинают открываться трамвайные сети.

В советское время же электротранспорт играл высшую роль в обеспечении населения транспортными услугами, хотя же та же автомобилизация являлась одной из высшей целей социалистического общества, но фактически её темпы были несоизмеримо низки. В свою же очередь при строительстве новых жилых районов всегда обеспечивался подвоз трамваями и троллейбусами, хотя же после Великой Отечественной войны и начала массовой урбанизации в середине 50-х троллейбус начал теснить позиции трамвая, поскольку проектировщики в долгосрочной перспективе уже предусматривали массовую автомобилизацию.

С распадом СССР, разумеется, с отставанием на 30-35 лет от развитых стран начинается массовая автомобилизация на всём постсоветском пространстве, что привело к крайне негативным последствиям для развития трамвайных и троллейбусных систем: содержание стало непосильно дорогим с учётом роста цен на электроэнергию, а гиперинфляция опустошала резервы для модернизации и развития систем. В результате чего к началу 2000-х годов мы получили значительное снижение пассажиропотока, повышение износа основных фондов и дальнейшую его деградацию: полностью трамвая лишились Астрахань, Воронеж, Иваново, Архангельск, Тверь, значительное сокращение сети потерпели Уфа, Омск, Казань, Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург (некогда трамвайная столица мира) и ещё несколько городов; троллейбусное движение было полностью прекращено в Астрахани, Тюмени, Архангельске, Москве (год назад), Перми, значительно были сокращены сети в Воронеже, Оренбурге.

 

С учётом того, что средний возраст трамвая скоро перевалит за четверть века, а троллейбуса за пятнадцать, то уже сейчас необходимо провести масштабную инвентаризацию всего подвижного электротранспортного состава России, чтобы оценить реальную ситуацию и сформировать на основе полученных данных федеральную целевую программу. По своим масштабам оно будет схоже со Всероссийской переписью населения, которая пройдёт с 15 октября по 14 ноября и позднее определит цели и задачи развития России на ближайшую десятилетку. Уже сейчас в генеральные планы многих городов России включаются планы по масштабному развитию трамвайно-троллейбусных сетей, а также электробусов: в Новосибирске запланировано построить 33 километра новых линий и два депо к 2030 году, в башкирской столице через 19 лет основной упор сделают на трамвай как основной вид транспорта. Вдобавок же причинами для развития электротранспорта являются улучшение экологической обстановки и снижение загруженности автомобильных дорог, так как трамваи и троллейбусы провезут значительно больше людей, чем стоящих личных авто в пробках.

Именно поэтому необходимо, чтобы высшее руководство страны внимательно заглядывало в генеральные планы городов, особенно к городам-миллионникам, где собственно говоря складывается самая неблагоприятная транспортная и экологическая обстановка. Вдобавок же нужно сделать ставку на то, чтобы развитие общественного транспорта стало опережать рост населения и рост автомобилизации, чтобы исправить все грехи, допущенные в конце 1990-х-начале 2010-х: десятилетие высоких мировых цен на нефть не привело к значительному развитию электротранспорта в российских городах. Застройщикам крупных жилых районов в свою же очередь необходимо выполнять и те задачи, которые ставит им государство: строительство объектов социальной инфраструктуры вроде школ, поликлиник и детских садов, а также линий трамваев и троллейбусов. 

С учётом того, что в конце 2015 года было подписано Парижское соглашение по климату и оно было ратифицировано нашей страной в сентябре 2019 года, то переход на электротранспорт сулит нам обязательное исполнение международных обязательств: в первую очередь это снижение выбросов углерода CO2 путём модернизации производств с более поздним выходом на нулевые выбросы: большинство развитых стран достигнет этой цели к 2050 году, Китай к 2060 году. Именно поэтому уже сейчас нам необходимо усиленно вкладываться в инновации шестого технологического уклада: электробусы, электромобили, трамваи и троллейбусы, потому что за ними стоит чистое будущее для наших детей и внуков.

 Поделиться

4 Комментария


Рекомендуемые комментарии

Цитата

Именно поэтому уже сейчас нам необходимо усиленно вкладываться в инновации шестого технологического уклада: электробусы, электромобили, трамваи и троллейбусы, потому что за ними стоит чистое будущее для наших детей и внуков.

Только сейчас ещё появилось понятие "углеродный след". Так, например, строительство метро признано экологически вредным, так как даёт слишком большой "углеродный след". Да и с трамваями всё не так просто. Каждый трамвайный вагон - это 20 тонн металла, пластика и стекла. Столько углерода сжигается для производства 1 тонны стали, 1 тонны пластмассы или 1 тонны стекла ? А ведь ещё есть стальные рельсы, бетонные шпалы и столбы, медные провода. С другой стороны 100 электросамокатов на выделенной велодорожке способны перевезти столько же пассажиров, как 1 трамвай с интервалом 10 минут.

Насчет развития электротранспорта в России. Пока мы видим только строительство метро в Москве - для продажи жилья в новых районах Замкадья. Или замену троллейбусов в Москве на электробусы. А в провинции никаких инноваций и 6 техно-уклада и не видно...

Ссылка на комментарий
3 часа назад, CptLop сказал:

Только сейчас ещё появилось понятие "углеродный след". Так, например, строительство метро признано экологически вредным, так как даёт слишком большой "углеродный след". Да и с трамваями всё не так просто. Каждый трамвайный вагон - это 20 тонн металла, пластика и стекла. Столько углерода сжигается для производства 1 тонны стали, 1 тонны пластмассы или 1 тонны стекла ? А ведь ещё есть стальные рельсы, бетонные шпалы и столбы, медные провода. С другой стороны 100 электросамокатов на выделенной велодорожке способны перевезти столько же пассажиров, как 1 трамвай с интервалом 10 минут.

 

В процессе эксплуатации углеродный след от производства нивелируется, так как люди пересядут на метро, электрички, трамваи и троллейбусы взамен личных авто, дизельных автобусов. Поэтому развитие ЭТ имеет высшую важность в целях достижения целей Парижского соглашения по климату - у нас большая часть трамваев выпущена 20 и более лет назад, а значит, в ближайшую десятилетку на ликвидацию отставания нам необходимо вложить десятки и даже сотни миллиардов рублей. Сейчас же потенциальные пассажиры не хотят пересаживаться именно по причине высокой изношенности и того, что новые ветки не строятся аж 30 лет. Вдобавок же по максимуму при производстве новых трамваев нужно использовать комплектующие от старых трамваев в рамках перехода на экономику замкнутого цикла, чтобы нам не пришлось ещё больше добывать полезных ископаемых, где теперь по всему миру к ним относятся гораздо бережнее.

5 часов назад, CptLop сказал:

Насчет развития электротранспорта в России. Пока мы видим только строительство метро в Москве - для продажи жилья в новых районах Замкадья. Или замену троллейбусов в Москве на электробусы. А в провинции никаких инноваций и 6 техно-уклада и не видно...

С такими темпами Москва скоро станет Сингапуром и государством в государстве, где собственно говоря рубеж между богатством и нищетой. Сам же Сергей Семёнович преобразил столицу до неузнаваемости - действительная ставка на общественный транспорт, в то время как в остальной России он деградирует, чистые и опрятные улицы вместо ухабистых ям и луж. При этом я сожалею, что закрылись троллейбусы, но взамен же к концу десятилетия будет только экологически чистый общественный транспорт в лице метро, электричек, трамваев и электробусов. 

Ссылка на комментарий
29.07.2021 в 11:17, CptLop сказал:

100 электросамокатов на выделенной велодорожке способны перевезти столько же пассажиров, как 1 трамвай с интервалом 10 минут.

Из моих коллег никто не доезжает до работы за 10 минут. И за 20 никто. За 30 доезжает меньшинство.

Водителю электросамоката по дороге на выделенной велодорожке придётся дышать гораздо большей частью выхлопных газов с соседней невыделенной полосы, чем пассажиру трамвая. И под дождём и под холодным ветром ему достанется гораздо большая часть часть пути, чем пассажиру трамвая.

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Расскажите друзьям

    Нравится Наш транспорт? Расскажите друзьям!
×
×
  • Создать...