Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

И выкинуть жалко, и нести тяжело: дружба с Германией влетает Прибалтике в копеечку


Avega

532 просмотра

 Поделиться

И выкинуть жалко, и нести тяжело: дружба с Германией влетает Прибалтике в копеечку

Немецкие политики видят в Эстонии, Литве и Латвии лишь политический инструмент, но никак не объект для инвестирования и равноправного сотрудничества.

Благодаря Германии государства Балтии уже достаточно долго получают дотации на миллиарды евро. Однако у такого, казалось бы, выгодного сотрудничества, есть свои издержки, о которых в восточноевропейских республиках говорить не принято.

В Берлине прошла встреча президентов Германии и стран Прибалтики. Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер принял своих коллег из Латвии, Литвы и Эстонии в рамках мероприятия, которое было приурочено к 100-летию установления дипломатических отношений между балтийскими государствами и Германией (тогда еще Веймарской).

1633142291_1025124403.jpg

Президент Литвы Гитанас Науседа, президент Эстонии Керсти Кальюлайд, президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер и президент Латвии Эгилс Левитс на встрече в Берлине, 16 сентября 2021 года


В ходе этой встречи прозвучало много пафосных речей по поводу невероятной дружбы стран и якобы крепкой связи их народов (при которой, правда, было больше оккупации и подчинения территорий).

Штайнмайер много говорил о противостоянии с Россией и готовности Берлина всегда прийти на помощь Прибалтике, разумеется, напомнив о базах НАТО и немецких войсках на территории Эстонии, Литвы и Латвии.

"Не проходит и дня без того, чтобы российские военные самолеты не поднялись в небо над Балтийским морем. Все чаще при этом они нарушают воздушное пространство ваших государств", – заявил президент Германии.

Разумеется, как часто делают ровно то же самое войска США и европейских стран по линии НАТО, Штайнмайер почему-то не сказал. Впрочем, не признавать же ему, что Берлин исполняет указания политиков из Соединенных Штатов, цель которых обложить ракетами, ПВО и танками как можно большую протяженность границ Российской Федерации.


Но что на самом деле Германия дала Прибалтике, пусть и не за 100 лет (это дата, надо признать, исключительно символическая), а скажем, за 30 лет, когда Эстония, Литва и Латвия стали независимыми государствами?

Деньги есть, суверенитета не надо

Надо признать, что именно благодаря ФРГ балтийские страны долгие годы получают дотации от Евросоюза. Германия обладает сильнейшей экономикой в Евросоюзе, она выделяет больше всех денег в общую "копилку" этого объединения.

Однако для Прибалтики, несмотря на то, что она получает серьезные для нее суммы, это нельзя назвать однозначно положительным процессом. Во-первых, для стран региона уже характерной чертой стал рост задолженности.

Еще в начале 2021 года Банк Латвии, как писали в Delfi, пришел к печальному выводу – четверть государственных расходов сейчас являются заемными деньгами. Во-вторых, дотации стали настолько постоянным явлением для региона, что без них уже невозможно нормальное функционирование целых отраслей, включая "социалку".

Напомним, Эстония, Литва и Латвия всегда стоят в топ-10 стран, наиболее зависимых от финансовой помощи Евросоюза. К примеру, в доходной части бюджета Латвии на 2020 год прописаны европейские дотации в размере около $1 млрд, а в объеме софинансируемых из фондов ЕС и других инструментов иностранной финансовой помощи – предусмотрено $87 млн.

При этом, еще в декабре 2020-го в bb.lv, ссылаясь на заявления Министерства финансов страны, сообщили, что Латвия рассчитывает до 2027 года получить от Евросоюза более $10 млрд: $4,9 млрд из Фонда сплочения, $4 млрд для поддержки сельскохозяйственного сектора, около $2,3 млрд в рамках механизма восстановления и устойчивости ЕС.

Похожая ситуация наблюдается и в соседних балтийских странах. В Литве рассчитывают в ходе семилетнего бюджета ЕС получить $16,9 млрд дотаций. В октябре 2020 года Финансовая комиссия парламента Эстонии публично заявила, что доля иностранных пособий в государственном бюджете с 2021 года вырастет до 11,4%.

Очевидно, что при всех плюсах такой дружбы с Германией, Прибалтика де-факто лишает себя суверенитета. Если вдруг из-за кризиса или другой причины в течение года дотации в этот регион остановятся, экономика Эстонии, Литвы и Латвии обрушится, залатывать "дыры" в бюджете попросту будет не из чего.

Как отметил в беседе с Baltnews эстонский экономист Леонид Цингиссер, плюсы в дружбе с Германией, безусловно, есть, однако они идут в комплекте с новыми проблемами.

"Более тесные отношения Германии и Эстонии, по сути, обеспечили реализацию денежной реформы в балтийской стране, когда она перешла от российского рубля к кроне, которая де-факто была подкреплена немецкой маркой. Восточноевропейское государство выскочило из галопирующей инфляции, в которую в начале 1990-х погрузилась Российская Федерация, после чего ей пришлось долго из нее выходить", – говорит эксперт.

"Но в итоге для балтийского государство это и обернулось минусом. Да, РФ пришлось сильно напрячься, чтобы выйти из кризиса, но зато она не должна МВФ, как Эстония, Литва и Латвия. Россия, пусть и с многочисленными оговорками, перезапустила свою промышленность и развивает производство в разных отраслях, а Прибалтика все это растеряла и при этом постоянно набирает долги", – отметил Леонид Цингиссер.


Он подчеркнул, что эти восточноевропейские государства сделали свою экономику "сервисно-ориентированной". Заводов и рыболовецкого флота в Эстонии практически нет.

Да, есть IT-сектор. Но такая сфера деятельности в Эстонии затухает. Причина – чиновники из Балтии стремятся выполнить на 100% все директивы ЕС, которые носят рекомендательный характер. В итоге это бьет по конкурентоспособности эстонских предприятий, включая фирмы из IT-сектора.

"Прибалтика превратилась в регион, который живет, как иждивенец – постоянно требует денег, но сам почти ничего не делает. Ситуация, при которой около 10% бюджета в Эстонии, Литве и Латвии покрываются дотациями ЕС – это не нормально. Лучше всего издержки такой "дружбы" с Германией видны на примере туристической отрасли в Прибалтике. Когда начался коронакризис, местные чиновники и политики даже не попыталась перестроить экономику со сферы услуг на что-то иное. При этом бизнес в туристической отрасли без дотаций выживает с большим трудом", – объяснил эстонский экономист.

Все это можно было бы исправить, если бы в странах работали промышленные предприятия, в бюджет поступали серьезные доходы от транзита грузов, развивающегося рыболовства, малого и среднего бизнеса, которому всегда хватает рабочих рук на рынке труда. Но вот незадача, именно этого всего Балтия лишилась как раз после вступления в ЕС.

Дружба с Берлином оказалась важнее всего

За несколько десятилетий "успешного" нахождения в составе ЕС, где "первую скрипку" во внутренней политике союза, безусловно, играет именно Германия, балтийские страны лишились огромной части своего населения, множества промышленных предприятий и даже возможности обеспечивать себя энергией.

Перестали работать, либо критически снизили объёмы производства десятки заводов и крупных компаний:

- Вильнюсский завод электроизмерительной техники (обанкротился и больше не существует);

- завод по производству кинескопов Ekranas (обанкротился в 2008 году);

- текстильная фабрика "Алитус" (обанкротилась);

- Каунасский радиозавод (теперь переименован в объединение "Банга", уменьшен объем создаваемой продукции);

-электротехнический завод "Эльфа" (выкуплен немецкой фирмой Hanning Elektro-Werke и под его чутким руководством штат сотрудников сократился в разы);

- Рижский завод сельскохозяйственного машиностроения (сильно сократил объемы производства, переименован в LMR Azene);

- компания "Радиотехника" (Рижский радиозавод разделили на две фирмы. Одна обанкротилась, вторая – переименовалась в VEF Radiotehnika RRR, став по капитализации и числу сотрудников лишь тенью былой компании);

- Рижская автобусная фабрика (пыталась объединиться с российским "ГАЗ", но латвийские власти не позволили, теперь предприятие банкрот);

- Таллиннский завод "Двигатель" (был активным участником всей космической и термоядерной программы СССР, обладал уникальным оборудованием, которое было списано и отправлено в Швецию как металлолом. Кстати, сами шведы его сразу же установили и начали использовать).

Продолжать список особого смысла нет, поскольку история у всех примерно одна и та же – предприятие закрывалось, поскольку в условиях Евросоюза просто не выдерживало конкуренции и не находило покупателей (европейские игроки свое место на рынке уступать не хотели). Это не считая того, что в банковской сфере Эстонии, Литвы и Латвии де-факто процессами теперь руководит капитал из скандинавских стран.

Такая вот независимость и равноправие в Евросоюзе – деньги получили, но стали абсолютно беспомощными и жить за счет подачек.


При этом торговля Германии с Прибалтикой весьма своеобразная. Для примера возьмем примерные показатели 2019 года (данные Организации экономического сотрудничества и развития), когда коронавирус еще не внес хаос в мировую экономику.

Объём экспорта из Германии в балтийскую страну выглядит так:

- Литва – $3,3-3,4 млрд

- Эстония – $1,6 млрд

- Латвия –$1,5 млрд

А объем экспорта из балтийских стран в Германию выглядит значительно скромнее:

- Литва – $2 млрд

 -Эстония – $840 млн

- Латвия – $913 млн

При этом Германия в большей мере отправляет в Балтию товары с добавленной стоимостью, а вот в обратном направлении идет сырье или продукты питания. К примеру, в 2019 году больше всего в процентном соотношении ФРГ отправила в Латвию машин (9,57% от всего экспорта), а Латвия – фанеру и сыр (по 4% каждое наименование).

С другими балтийскими республиками та же история, разве что с отличием для Таллина. Больше всего среди товаров, отправленных в ФРГ из Эстонии, было радиовещательного оборудования – 14%. Впрочем, после этого пункта все пошло по шаблону. Экспорт из Германии в Эстонию автомобилей (9,83% от общего объема), а в обратном направлении – материалы для стройки (7,72%), фанера (4%).

Балтийские страны, следуя внешнеполитическим установкам Германии, активно трансформируют свою энергетику в сторону декарбонизации. На практике выглядит все хорошо, ведь доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Эстонии, Литве и Латвии в общем балансе региона уже составляет около 20%, а в отдельных республиках даже выше. Правда, за электричество население платит все больше и больше.

Параллельно с этими процессами Эстония сознательно уничтожает отрасль производства и использования горючих сланцев, а Литва де-факто остановила работу Игналинской АЭС ради вступления в Евросоюз. Прибалтика стала энергодефицитной и вынуждена закупать электричество за рубежом.

"Эстония, Литва и Латвия рассматриваются руководством Германии в качестве депрессивной части ЕС. На встрече президентов балтийских стран Штайнмайер не просто так вновь поднял тему якобы противостояния агрессивной России. Это говорит о том, что Прибалтика интересует Берлин лишь в политическом плане. Геополитическое положение региона таково, что его удобно использовать как буфер или площадку для провокаций против РФ", – рассказал руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.

"При этом никакой заинтересованности руководства или крупного бизнеса ФРГ в плане инвестирования серьезных проектов в Прибалтике мы не видим. А зачем, если в Германии используют такие страны для завоза к себе дешевой рабочей силы. Кстати, жители Балтии и сами не против покинуть Эстонию, Литву и Латвию", – подвёл итог политолог.

Илья Круглей

  • Не согласен 1
  • Согласен 1
  • Спасибо! 1
 Поделиться

3 Комментария


Рекомендуемые комментарии

В статье ещё не поднят вопрос исторической памяти. В 1939 году в Латвии и Эстонии был просто уничтожен и выслан самостоятельный суб-этнос балтийских немцев. Их имущество было национализировано, а они сами, зачастую с чемоданчиком личных вещей, были погружены на корабли и отправлены в Германию. Только из Латвии таким образом было выслано 80 000 человек, которые больше никогда не вернулись на свою родину, где их роды жили столетиями. Для сравнения: из той же Латвии в ходе двух так называемых "сталинских" высылок в Сибирь было отправлено всего 52 000 человек, как минимум четыре пятых из которых благополучно вернулись на Родину. В Германии немало людей, которые об этом помнят. Однако американская оккупационная власть (а Германия официально до сих является оккупированной страной по результатам Второй мировой войны на правах побеждённой державы) запрещает поднимать этот вопрос где-либо. Если немцы поднимут вопрос о компенсациях, то платить Эстонии и Латвии придётся платить гораздо больше, чем жертвам Холокоста (в прошлом месяце Латвия утвердила выплаты еврейским общественным организациям в размере 40 миллионов евро). В Латвии и Эстонии тоже на официальном уровне об этом категорически не говорят. Однако народ об этом помнит. Два года назад был скандальный случай, когда отставная диктор радио на пенсии опубликовала в социальных сетях реплику, мол, если мы в 39 году смогли избавиться от немцев, почему мы сейчас не можем таким же образом избавиться от русских? Скандал замяли, но об этой дикторше больше не вспоминают, и остановки в рижском транспорте её голос больше не объявляет.

Изменено пользователем Avega
Ссылка на комментарий
9 часов назад, Avega сказал:

Хорошая статья. Только один совсем немаленький минус у неё - автор совершенно игнорирует (или просто не знает и не понимает) тот факт, что выбор был сделан ещё в 70-е годы. А по-хорошему, танцевать нужно от печки июньского переворота 1953 года.

Изменено пользователем Ярополк
Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Расскажите друзьям

    Нравится Наш транспорт? Расскажите друзьям!
×
×
  • Создать...