Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

Белоруссия — «украинские грабли» России


Avega

402 просмотра

 Поделиться

Белоруссия — «украинские грабли» России

В последние годы львиную долю информационной повестки на постсоветском пространстве определяют новости с Украины. После цепи нескольких невероятных кульбитов отношения между Россией и Украиной достигли самой нижней точки, какую только можно вообразить. Мало кто предполагал лет десять назад, что начиная с 2014 года мы будем жить в прямом смысле на грани крупномасштабного военного конфликта, тогда как ещё в 2010 году, с избрания В. Януковича президентом Украины, казалось, что наконец-то период смуты и раздробленности на постсоветском пространстве вот-вот канет в Лету. В глазах оптимистов Россия, Украина и Белоруссия тогда были в каком-нибудь шаге от политической, экономической и военной интеграции друг с другом.

Однако в 2013 году режим Януковича сначала зашатался, а затем и вовсе рухнул как карточный домик. С тех пор было написано множество статей и книг, снято множество документальных фильмов и проведено множество ток-шоу с маститыми экспертами. Они во множестве аспектов осветили тему того, как вдруг стало возможным, что в течение жизни всего одного поколения единый «советский» «русскоязычный» «православный» народ, живущий по обе стороны российско-украинской границы, удалось не только разделить, но и внушить миллионам украинцев, что исторически злейшего врага, чем Россия, и придумать-то невозможно. И мало кто посреди этого информационного шума обратил внимание, что проблема дезинтеграции на постсоветском пространстве ещё глубже, чем просто проблема российско-украинских отношений.

Антироссийские демарши характерны практически для всех постсоветских республик. Поняв логику украинского кризиса, запросто можно экстраполировать её и на другие республики. Есть в Восточной Европе ещё одна страна, которая в ближайшее время запросто способна повторить украинский путь от «братского народа» к «никогда мы не будем братьями...». И, как это ни покажется кому-то парадоксальным, это Республика Беларусь.

Казалось бы, с 1994 года, когда к власти в Белоруссии пришёл А. Г. Лукашенко, республика радикально и бесповоротно встала на пророссийские рельсы. Экономическое взаимодействие между Россией и Белоруссией вышло на беспрецедентный уровень, военное сотрудничество достигло такого уровня, что ВС РБ многими стали восприниматься чем-то вроде ещё одного военного округа России, между обоими государствами был даже формально создан настоящий межгосударственный союз — т. н. Союзное государство, то есть в перспективе предполагается объединение в одно государство, пусть даже и конфедеративное. И только при пристальном взгляде можно заметить, что что-то пошло не так, что реальной интеграции почему-то не происходит, а при сопоставлении процессов, происходящих в белорусском обществе, удержаться от прямой аналогии с украинскими событиями новейшей истории и вовсе невозможно.

Оборонная сфера

Начнём с самой важнейшей государственной сферы — обороны. Белоруссия входит в ОДКБ, то есть является официальным военным союзником России, получает из России вооружение на сверхльготных условиях, регулярно проводит совместные военные учения, обучает своих офицеров в военных учебных заведениях России и даже имеет единую систему ПВО с Россией. И всё, казалось бы, хорошо. Но «союзничество» РФ и РБ приняло какой-то очевидный односторонний характер. То есть в случае обострения ситуации между Белоруссией и Западом Белоруссия рассчитывает на прямую военную помощь России, а в случае обострения отношений у России с какими-либо третьими странами Белоруссия не берёт на себя никаких обязательств, мотивируя это тем, что в Конституции Белоруссии прописан нейтральный статус этой страны.

Многочисленные военные кризисы по всему миру, в которые оказывается втянута Россия, как правило, полностью игнорируются официальным Минском. Никто не требует, чтобы белорусские военные в составе ограниченных контингентов отправлялись рисковать своими жизнями за тридевять земель. Но сама логика требует, чтобы официальная позиция государства соответствовала хотя бы духу союзнических отношений. Но что же мы видим на деле?

Одним из первых вопиющих случаев разного понимания «союзнического долга» стали боевые действия в Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года, которые привели к разрыву отношений между Россией и Грузией, а также признанию Россией независимости двух бывших грузинских автономий. На фоне победной эйфории в российском обществе многим казалось, что признание независимости Южной Осетии и Абхазии со стороны Белоруссии — вопрос практически решённый, и даже сам А. Г. Лукашенко делал туманные намёки на этот счёт. Ушатом холодной воды для сторонников интеграции стал не просто фактический отказ Белоруссии от поддержки действий России в Закавказье, но и значительное потепление белорусско-грузинских отношений (и личных отношений между Лукашенко и Саакашвили), вплоть до того, что министр иностранных дел Белоруссии В. Макей во время одного из своих официальных визитов в Грузию даже возложил венок к мемориалу грузинским военнослужащим, погибшим в 2008 году.

Но есть в Закавказье и ещё одна горячая точка ― армяно-азербайджанский конфликт, вековая история которого чрезвычайно запутана и сложна. Дело затрудняется тем, что одна из фактических сторон конфликта — Армения ― является членом ОДКБ, то есть официально союзным России и Белоруссии государством. Россия, понимая сложность и двусмысленность ситуации в этом конфликте, заняла позицию сдержанного проармянского нейтралитета при сохранении конструктивных отношений с Азербайджаном. А Белоруссия? Естественно, наоборот, ибо Азербайджан имеет куда большее экономическое значение для Белоруссии, чем Армения. Дело дошло до того, что по запросу Баку в Минске был задержан и экстрадирован в Азербайджан гражданин России, обвинённый в нарушении законов Азербайджана, так как посещал Нагорный Карабах со стороны Армении!

А как повела себя Белоруссия в вышеупомянутом российско-украинском кризисе? Кто бы сомневался! Белоруссия фактически поддержала Украину, не признав присоединение Крыма к России и увеличив экономическое взаимодействие с Украиной, поставляя туда (и реэкспортируя из России) массу товаров «двойного назначения». А уж видео сердечных объятий Лукашенко с такими одиозными персонажами, как Турчинов, Порошенко и Зеленским, не видел только ленивый.

На фоне обострения отношений с коллективным Западом Россия попыталась обезопасить свои военно-промышленные интересы в Белоруссии: приобрести контрольный пакет акций белорусских предприятий, производящих комплектующие, жизненно важные для обороноспособности РФ. Почуяв слабину, Лукашенко выставил за них такой счёт, что руководством России было принято решение отказаться от дальнейшего обсуждения вопроса и просто создать с нуля дублирующие производства на территории России.

Также официальные лица России неоднократно анонсировали создание на территории Белоруссии российских военных баз (прежде всего баз ВКС), ибо очевидно, что Белоруссия не в состоянии своими силами и средствами обеспечить ни количественный, ни качественный паритет своих вооружённых сил по сравнению с потенциальным противником на Западе. Но каждый раз Москва натыкались на категорический отказ властей Белоруссии, позиция которых звучала весьма цинично: «Если хотите усиления своей безопасности на западном направлении, то предоставьте вооружение и военную технику в наши руки, а присутствие российских войск на территории Белоруссии возможно только на временной основе».

И пресловутая «единая система ПВО» подразумевает отнюдь не единое командование, а всего лишь обмен данными. Максимум, на что согласен Минск, это периодические совместные учения, носящие скорее демонстративный характер, нежели представляющие реальное военное усиление.

Подытоживая: при формальном союзничестве РФ и РБ Белоруссия фактически не является военным союзником России, рассматривая её лишь как источник условно-бесплатного вооружения и как жупел при политическом торге с западными партнёрами. Если отбросить всю идеологическую шелуху, то получается, что фактический уровень военного и военно-технического сотрудничества Белоруссии и России ненамного выше аналогичного, существовавшего между Украиной и Россией до 2014 года.

Религиозный аспект

Традиционной конфессией подавляющего числа белорусов является православие. Казалось бы, тут ничего и делать-то не надо: исторически объединяющая белорусов и русских религиозная структура уже есть в наличии. Все помнят, как на Украине после 1991 года начался просто шабаш всевозможных сект, логично завершившийся пресловутым «томосом» в 2018 году.

Есть ли такие тенденции в Белоруссии? Конечно же есть.

Во-первых, около 15 процентов населения (преимущественно в северо-западных районах Белоруссии) принадлежат к католическому вероисповеданию, то есть, мягко говоря, структуре, не сильно симпатизирующей православию. А в составе католической церкви есть и такое интересное подразделение, как Восточнокатолические церкви (часто называемые грекокатолическими), созданное в рамках борьбы с православием.

После 1991 года из каждого утюга Белоруссии полилась «правда об истинной религии белорусов», заключающаяся примерно в том, что нынешнее православие — это якобы насильно навязанная белорусам «азиатско-москальская ересь». А «истинной религией» белорусов является якобы униатство, то есть то самое «католичество греческого обряда», которое на деле было навязано силой православному населению во время польско-литовского господства ещё в XVI веке. Правда, церковная уния была отменена на территории Российской империи ещё в 1839 году и с тех пор на территории Белоруссии практически не присутствовала, в отличие от бывшей австрийской Западной Украины, где под патронажем австрийских властей тщательно выращивалась альтернатива общерусскому православию. Отдельные попытки возродить униатство в Белоруссии предпринимались поляками в межвоенный период и немцами во время оккупации 1941–1944 годов, но успеха они не имели.

Очередная «реинкарнация» униатства в Белоруссии произошла после 1991 года, когда до ста тысяч человек заявило о своей принадлежности к униатской церкви (в основном под действием тогдашней русофобской пропаганды, когда выбор вероисповедания из личного дела каждого человека пытались превратить в некий политический манифест, прямо по аналогии с современными каминг-аутами секс-меньшинств). Однако постсоветский религиозный угар быстро прошёл, и униатская церковь Белоруссии в наше время является крайне малочисленной организацией, имеющей неопределённый статус под крылом католического костёла и состоящей из паствы частью западноукраинского происхождения, а частью из идейных «патриотов», чьей религией является скорее русофобия, а вовсе не христианство.

Есть ещё и такое явление, как «белорусская автокефальная церковь». Эта контора была основана во время Второй мировой войны нацистскими коллаборационистами на территории Белоруссии, после войны она ютилась в эмиграции под патронажем такой же «украинской автокефальной церкви». После 1991 года она также пыталась осесть на территории Белоруссии, но все её попытки потерпели полный провал по причине того, что истинно верующих белорусов устраивает и традиционное православие, а неверующим не интересно даже и «нетрадиционное».

Но беда пришла откуда не ждали. В рамках непосредственно канонической белорусской православной церкви вполне себе успешно развиваются собственные автокефальные тенденции, к которым отдельные церковные иерархи относятся вполне терпимо. И логика тут такая: раз уж есть независимая Республика Беларусь, значит, и церковь тоже должна быть отдельная, хотя как это соотносится с многолетним декларированием «сближения» с Россией, не очень понятно.

А как же относятся к этой идее власти? Очень даже положительно. Лично А. Г. Лукашенко ещё в 2010 году, задолго до Порошенко, встречался с тем самым злополучным патриархом константинопольским Варфоломеем, и одним из вопросов, который обсуждался на их встрече, был как раз таки вопрос автокефалии белорусской церкви.

Процесс шёл вполне плавно, но тут случился август 2020 года, когда власть А. Г. Лукашенко, казалось, повисла на волоске из-за масштабных гражданских беспорядков по всей территории Белоруссии. Так получилось, что большая часть всех этих воинствующих католиков-грекокатоликов, официальных и неофициальных автокефальщиков и сектантов всех мастей выступила радикально против переизбрания Лукашенко на новый срок, а вот традиционная православная церковь выразила ему если не явную поддержку, то по крайней мере молчаливую лояльность, и вопрос с «автокефалией сверху» отпал сам собой. Надолго ли?

Внутренняя политика и идеология

После 1991 года пришедшие к фактической власти «националисты» Белоруссии попытались сходу решить «национальный вопрос», то есть попросту запретить всё русское, включая книгопечатание, телевидение, делопроизводство, образование и даже военные уставы, а кому не нравится ― «чемодан ― вокзал ― Россия!» Проблема была в том, что, в отличие от прибалтийских или среднеазиатских республик, и даже Украины, подавляющее большинство населения Белоруссии — сугубо русскоязычное, и переходить на новые языковые стандарты оно просто отказывалось. Давление со стороны радикальных активистов на народные массы было столь неуклюжим, что на первых же президентских выборах люди массово проголосовали за кандидата, который прямо пообещал предоставить русскому языку официальный общегосударственный статус. Благодаря этому нехитрому действу А. Г. Лукашенко получил не только поддержку избирателей, но и огромный кредит доверия русскоязычных жителей по всему СНГ.

Параллельно были запущены и масштабные программы экономической интеграции с Россией, чтобы оживить находящуюся в глубоком упадке после развала СССР экономику. Злые языки поговаривают, что пророссийская риторика молодого и амбициозного президента была связана с возможностью занятия им высших постов в будущем объединённом государстве Белоруссии и России. Но по мере угасания этих надежд перед ним встала другая проблема ― как обустроить свой собственный угол и при этом обезопасить себя от подсиживания конкурентами.

Внутренняя риторика мало-помалу менялась с пророссийской на «нейтральную», «многовекторную», но внешняя так пока и оставалась сугубо позитивной по отношению к России, ведь под обещания скорой интеграции удавалось выбивать значительные скидки на российское сырьё, кредиты и получать неограниченный доступ на внутрироссийский рынок для сбыта своей продукции. Вопрос политической выживаемости решался примерно так: необходимо было убрать из публичного пространства всех пророссийских политиков и общественные движения, на которые мог бы сделать ставку Кремль. Антироссийские же элементы следует слегка простимулировать к действию. А в итоге на политическом поле должен был остаться лично А. Г. Лукашенко и как бы противостоящие ему группы русофобствующих «представителей гражданского общества». Примерно по той же схеме пытался действовать и «пророссийский» президент Украины В. Янукович до своего ухода в политическое небытие.

Так мало-помалу в окружении президента РБ не осталось откровенно пророссийски настроенных политиков, зато там во множестве появились такие политики, которые интеграционные программы с Россией стали отождествлять с угрозой своему личному благосостоянию. В стране свободно действовали многочисленные западные НКО, на иностранные гранты содержались целые политические движения, которые приняли новые правила игры: вести пропаганду против России разрешено, против Лукашенко — нет.

Журналисты и блогеры всех мастей стали завсегдатаями всевозможных «семинаров» и «курсов», организованных на деньги иностранных фондов. Это называлось поддержкой развития гражданского общества и прочими политкорректными терминами и было вполне легальным явлением.

В чиновничьей среде стало вдруг модно совершать реверансы в сторону националистической оппозиции. Общий посыл был такой: «И мы, и вы — за незалежную Беларусь!» В общественный дискурс были запущены идеологемы: «Лукашенко защищает независимость Белоруссии от российских олигархов!», «Лучше уж на троне Саня, чем на танке русский Ваня!»

Подчёркивать свою «нерусскость» стало не только не вредно, но даже и престижно. Пророссийская же политическая деятельность оказалась фактически под запретом. Даже такой невинный символ, как георгиевская ленточка на 9 Мая, официозом стал восприниматься чуть ли не как акт нелояльности государству (простые граждане по инерции продолжали её использовать, но до чиновников было доведено, что использование единой с Россией праздничной символики недопустимо, особенно в свете использования этой символики с 2014 года крымчанами и «сепаратистами» на Востоке Украины).

С течением времени и лично А. Г. Лукашенко стал публично выражать своё мнение о полезности «здорового национализма» и о стимулировании более широкого использования белорусского языка (само собой в форме директивного замещения русского). По всей территории Белоруссии были проведены масштабные мероприятия по исправлению многочисленной русской топонимики республики на белорусскоязычную версию. Русский язык стал незаметно исчезать с уличных табличек. Но дальше всех пошло Министерство транспорта: на железных дорогах и в минском метро была не просто убрана информация на русском языке, но надписи по-белорусски стали дублироваться т. н. белорусской латиницей, созданной ещё нацистскими коллаборационистами на основе чешского алфавита для всё тех же нужд ― максимального разделения русских и белорусов.

Из учебников истории как-то незаметно исчезли не только Отечественная война 1812 года, ставшая просто российско-французской войной, но даже и упоминания о единстве Киевской Руси проходят как-то вскользь. В нынешней интерпретации истории выводится происхождение Белоруссии напрямую от Полоцкого княжества, плавно перетекающего в «средневековую белорусскую державу» под названием Великое княжество Литовское. Когда же некоторые российские официальные лица обратили внимание на сознательное искажение белорусскими идеологами исторических фактов, чиновники белорусского МИД на полном серьёзе стали доказывать, что Белоруссия имеет «тысячелетнюю историю государственности», причём тезисами, один в один повторяющими тезисы современной украинской идеологии.

«Гражданский мир» в стране стал обеспечиваться потаканием прихотям националистического меньшинства. Нередкими стали случаи присутствия государственных чиновников не последнего ранга на сходках русофобствующих активистов по поводу какого-нибудь торжества, носящего явный антироссийский характер типа Дня Воли (день провозглашения «Белорусской Народной Республики» под немецким управлением), открытия памятника польскому генералу, сражавшемуся против России, Тадеушу Костюшко (родившемуся на территории нынешней Белоруссии) или, например, на перезахоронении останков повешенного русским трибуналом в 1864 году польского мятежника Викентия Калиновского, которому в нынешней Белоруссии пытаются придать статус чуть ли не героя белорусского национально-освободительного движения, как и тому же Костюшко.

Последнее, кстати, даже вызвало недоуменную реакцию самого министра иностранных дел РФ С. Лаврова, указавшего на некоторую нелепость переписывания истории и присвоения чужих героев, на что он неожиданно получил официальную гневную отповедь от белорусских коллег, выдержанную в духе «мы независимая страна и сами решаем, кто у нас герой!» В качестве вишенки на торте сам А. Лукашенко в преддверии визита в Казахстан обмолвился в интервью казахстанским журналистам, что, дескать, «казахи и белорусы одинаково пострадали от участия в не наших войнах», под «не нашими войнами» подразумевая в том числе и Великую Отечественную, все годы ранее являвшуюся краеугольным камнем традиционной белорусской идеологии!

А с приходом «Крымской весны» политика А. Г. Лукашенко приняла характер и вовсе откровенно антироссийской. Резко расширились контакты с западными державами, вплоть до того, что на территории Белоруссии даже прошли учения с участием британского спецназа! В ходе нарастания напряжения между Россией и Западом Лукашенко явно решил сделать ставку на Запад и подготовить пути к «сепаратному миру» ― легитимироваться в глазах Запада путём разрыва с Россией.

В 2019 году Россия поставила обязательным условием продолжения субсидирования белорусской экономики только реальные шаги по интеграции двух стран, но подписание «дорожных карт интеграции» было с треском провалено белорусской стороной. Вместе с тем евроатлантические эмиссары, уже не скрывая своих целей, зачастили в Минск, включая «звёзд первой величины», таких как, например, госсекретарь США Майк Помпео или советник по национальной безопасности Джон Болтон. Без всяких стеснений было заявлено, что США прямо поддержат Белоруссию поставками американских углеводородов в случае разрыва с Москвой (США как раз тогда планировали вытеснить российский нефтегаз с европейского рынка). А летом 2020 года произошла громкая провокация с задержанием КГБ Белоруссии российских граждан, прибывших в Минск якобы с целью свержения существующей власти.

Российско-белорусские отношения скатились до самого низкого уровня за все десятилетия правления Лукашенко. Казалось бы, что всё уже готово для повторения в Белоруссии украинского сценария по отрыву её от России. И только в последний момент Лукашенко сообразил, что стал лишь субъектом хитроумного эндшпиля, из которого выход его живым не планируется. Снова последовал резкий разворот в сторону России, которая приняла в свои объятья «блудного сына», как будто ничего и не произошло.

Эпилог

Может показаться, что белорусская история, в отличие от украинской, — это сказка со счастливым концом. Но это далеко не так. В лице Белоруссии Россия получила лишь очередную бомбу с часовым механизмом.

Экономика Белоруссии уже который год находится в перманентном кризисе. Несмотря на успешное подавление наиболее экстремистски настроенных групп протестующих, сформированный за время президентства Лукашенко (и при его активном участии) многочисленный слой русофобов всех мастей и ориентаций никуда не делся ни из общества, ни из вертикали власти. Зачистка информационного поля Белоруссии от агентов западных НКО вовсе не привела к появлению пророссийского кластера в медиапространстве республики, она привела только к появлению некоего идеологического вакуума. Более того, слегка придя в себя, Лукашенко по некоторым признакам снова готовится продолжить свою любимую игру, в которой постарается вернуть отношения с Западом в деловое русло, шантажируя партнёров окончательным уходом Белоруссии под власть России, и при этом выбивать из России как можно больше субсидий, шантажируя её уходом республики на Запад.

Как украинские события 2014 года, так и белорусские события 2020 года свидетельствуют, что Россия избрала напрочь провальную стратегию взаимодействия с окружающими странами, взаимодействуя лишь с отдельными якобы «наиболее пророссийскими» элитами этих стран, но полностью отстранившись от процессов, происходящих внутри общественной жизни. Вероятно, считалось, что экономические бонусы от сотрудничества с Россией, всевозможные субсидии и регулярные списания долгов автоматически сделают Россию привлекательнее в глазах элит и массы простого населения соседних стран. Но практика показала, что это не работает от слова «совсем», если геополитические соперники России умеют лучше манипулировать общественным мнением, покупать нужных политиков и жёстко продвигать свои интересы.

Хотелось бы ошибаться, но по всем признакам в Белоруссии Россия одержала лишь тактическую победу при общем стратегическом поражении. Изменится ли что-нибудь в будущем или Россия обречена раз за разом наступать на украинские грабли?

Роман Вейс

  • Не согласен 1
  • Спасибо! 1
 Поделиться

5 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Помечаю статью значком "Спасибо", но не значком "Согласен". "Спасибо" - за важную поднимаемую тему. А вот от согласия воздержусь.

Автор статьи исходит из тезиса, что России для повышения благополучия и степени безопасности нужно объединиться с Белоруссией (равно как и с Украиной) - политически, экономически, административно, территориально, культурно, кровно и т.д. (а Белоруссии - и, кстати, Украине - в равной степени для этих же целей надо объединиться с Россией). Ещё не так давно (лет сорок назад) это было справедливым суждением (а ещё лет пять назад - казалось справедливым суждением), но те времена позади, как мне представляется. Уточню: для Белоруссии (и Украины) ничего не поменялось. А вот для России - поменялось, и радикально.

Начну с простого - национальная безопасность. До послания В.Путина Федеральному Собранию 01.03.2018 этот вопрос - как считали многие - решался традиционно: через контроль (проецирование военного влияния) над прилегающими к границе территориями (необязательно, прилегающими к западной границе), а также через поддержание на должном уровне традиционных вооружений и подготовки личного состава Вооружённых Сил РФ. После 01.03.2018 это всё быстро уходит в прошлое: наличие новейших систем ведения войны делает РФ готовой к войнам второй половины 21 века (прочие страны пока - в лучшем случае - готовы к войнам первой половины 21 века). Нам для обеспечения безопасности сегодня не так уж и важны прилегающие к границе территории (в прошлые столетия в случае вторжения врага, по маршруту и скорости его продвижения через приграничье можно было определить точку и дату нападения на наш собственный рубеж), а также русскоязычное крепкое мужское население призывного возраста (в прошлые столетия его можно было призвать в ополчение, пополнив ряды основной армии). Средства нападения стали слишком скоростными, а средства обороны слишком роботизированными, чтобы РФ продолжала нуждаться в полосе обеспечения и в мобилизационных резервах. Хоть риторика Кремля не сильно меняется (Путин на Валдае опять говорит про подлётное время ракет из-под Харькова к Москве), но это информационная маскировка изменившейся действительности (иначе давно бы НАТО раздолбало нас, однако остерегаются нападать).

Тема посложнее - экономическая целесообразность. До 2015 года она была (применительно как к Белоруссии, так и к Украине), причём так продолжалось больше тысячи лет (историки не дадут соврать), и думать иначе пока что непривычно. С 2016 года экономика РФ уже настолько автономна, что существенных экономических интересов на землях к западу от нашей границы не имеет (до Одера и Дуная как минимум, но и за этими реками не то, чтобы уж много критично важного осталось). То же, кстати, относится к землям южнее Кавказа и юго-восточнее реки Урал, но сегодня не про них. Новейшие технологии хозяйствования (сельского и промышленного) с опорой на внутренние ресурсы и запасы позволяют Российской Федерации обеспечивать свои базовые потребности при полностью закрытых границах - едва ли не единственный кейс сегодня. Нам больше не нужны "от братушек" картошка, молочка, пшеница и сало: имеем всё своё в достаточном количестве. Да и транспортные коридоры потеряли значение: прямые морские торговые пути (для сверх-вместительных кораблей и донных трубопроводов - что было технически сверхдорого и даже невозможно ещё несколько десятилетий назад) выглядят перспективнее.

Впервые с момента распада Киевской Руси (середина 12 века) наша Россия выживет при любом раскладе! Нам надо заниматься обустройством страны и поднятием уровня благосостояния внутри имеющихся границ! Присоединённая Белоруссия (как и присоединённая Украина или любая другая постсоветская территория) ничего существенного не добавят к этому, а вот убавить могут (уровень развития Белоруссии и тем более Украины сегодня придётся дотягивать до уходящего вперёд в отрыв российского, что замедлит рост благосостояния на собственно российских землях).

Повторяю: всё это касается исключительно России! Вопрос экономического, культурного, национального выживания белорусов (или украинцев - в ещё большей мере) может решаться только "по-старинке", методами конца (для Украины - середины) 20 века. 

Есть ли интерес России включить Белоруссию (или даже Украину) в свой состав, обеспечив этой земле и её населению безопасность и условия для экономического благополучия? Экономического интереса и военного интереса для России нет. Уже несколько лет как нет. Все белорусы (и украинцы), желавшие уйти под российский зонтик и к российской кормушке, успели сделать это через миграцию в прошлые четверть века, оставшиеся "за кордоном" нам не очень полезны (Кремлю им ещё менталитет многим придётся менять, что недёшево). Исключения есть (несколько миллионов человек "исключений"), но вот общей картины они уже не меняют.

Пожалуй, остался только культурно-эмоциональный интерес России включить Белоруссию (или даже Украину) в свой состав - святые стены Брестской крепости (купола Киево-Печёрской лавры). На хлеб его не намажешь. Хуже того, чем быстрее Россия начнёт возвращать себе эти земли, тем более слабой она ещё будет оставаться несколько лишних лет (и тем сильнее будут ещё оставаться на день воссоединения противники воссоединения на этих землях - тоже фактор). Если Россия и хочет вернуть что-то, то нам следует подождать: мы станем ещё сильнее (запасы потом пригодятся для восстановления новых земель), наши западные враги будут ещё слабее (не до интриг на восточно-славянских землях скоро им будет), а не сумевшие сбежать к западным врагам местные противники воссоединения будут ещё голоднее (и умнее - голод хорошо вычищает дурь из башки).

Итого: воссоединение возможно (в некоторой степени почти неизбежно). Но России действительно не стоит повторять "скачки на украинских граблях". Нам надо ждать как можно дольше - получим желаемый результат надёжнее и дешевле: "сами к дедушке придут"...

P.S. Всё вышеперечисленное - моё общее мнение. Но возможны частные исключения: земли Южной Осетии, ЛДНР, возможно Абхазии и Приднестровья (ситуация там специфическая, решения Кремлём будут приниматься в индивидуальном порядке), которые, впрочем, к Белоруссии не относятся. Отмечу (по Белоруссии) ещё лишь одно: белорусов всего десять миллионов, у них всего шесть некрупных административных областей - Россия справится с этими масштабами, если придётся...

Ссылка на комментарий
Россия, Польша и непредсказуемый Лукашенко

В последнее время внимание СМИ было приковано к конфликту Минска и Варшавы из-за ближневосточных мигрантов, находящихся на польско-белорусской границе, которые постепенно начали поворачивать оглобли в Ирак. Мы же затронем другие аспекты польско-белорусских отношений, имеющих непосредственное отношение к России.

1637384508_mak.jpeg


Вторым событием, помимо президентских выборов августа 2020 года, ещё более ухудшившим отношения Минска и Евросоюза, стал арест белорусскими силовиками оппозиционера Романа Протасевича (о нём уже многие забыли). Именно это событие стало поводом для введения многочисленных санкций стран Запада против Белоруссии и лично против многовекторного президента Александра Лукашенко. 

И вот здесь мы остановимся на одном важном явлении: именно после этих событий Лукашенко, ранее взявший на вооружение многие постулаты змагарско-русофобской идеологии, стал производить частичную ревизию в гуманитарно-идеологической сфере. Громом среди ясного неба стала новость от 7 июня 2021 года. 

В этот день Лукашенко подписал указ об учреждении Дня народного единства Беларуси, приуроченного к вступлению Красной армии на территорию Западной Белоруссии, находившейся под польским игом, 17 сентября 1939 года. На сайте президента Белоруссии объяснили выбор именно этой даты:
«Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора, и навсегда закрепился в национальной исторической традиции.

Восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.

Сегодня белорусский народ един в выборе стратегического курса на развитие сильной, суверенной и процветающей страны. Установление Дня народного единства 17 сентября подчеркивает преемственность поколений, незыблемость и самодостаточность белорусской нации и государственности».


Итак, как мы видим, Лукашенко из конъюнктурных соображений сделал этот день праздником (хотя этот день является рабочим), при этом в празднике всё равно подчёркивается, что Белоруссия — это независимое государство. Вступление Красной армии 17 сентября 1939 года спасло белорусов от политики этноцида, проводимой властями довоенной Польши. 

Известно о крайне негативной реакции Министерства иностранных дел Польши на учреждение Дня народного единства Беларуси. Кстати, в этом смысле очень важен комментарий завотделом Института истории НАН Беларуси кандидата исторических наук Сергея Третьяка:


«17 сентября народным собранием Западной Беларуси было предложено праздновать как государственный праздник — День освобождения трудящихся Западной Беларуси от гнёта буржуазии и помещиков. Так он и праздновался до Великой Отечественной войны. После Великой Отечественной войны — это был день воссоединения. Но в последний раз он был отпразднован в 1949 году, в 10-ю годовщину воссоединения. После этот праздник стал своего рода фигурой умолчания — нельзя нервировать поляков».


То есть теперь Белоруссия отрезала себя от Запада, так как Польша, являющаяся членом Европейского союза и НАТО, а также многочисленная польская диаспора в США ни за что не простят Минску возвеличивание исторического события, связанного с ненавистным для них пактом Молотова — Риббентропа.

Однако День народного единства — это ещё и фактор легитимации в глазах населения Белоруссии, значительная часть которого (причём отнюдь не только змагары-русофобы) устала от Лукашенко. О том, что День народного единства является фактором консолидации внутри Белоруссии, заявил 26 февраля 2021 года в интервью Еврорадио пролукашенковский эксперт Алексей Дзермант (тогда ещё не было принято окончательного решения об учреждении этого праздника):


«У нас не совсем монолитная нация. У нас есть большинство, которое долгое время пребывало в определённой спячке. Мы думали, что можем сосуществовать со всеми. Но мятеж 2020 года показал, что вместо потакания различным экстремистским идеям нужно утверждать прежде всего свои ценности, свои идеи, идеи большинства. А 17 сентября подходит как нельзя лучше, потому что оно может объединить даже белорусских националистов, только если они не пропольской ориентации

17 сентября 1939 года объединилась белорусская нация. Ну да, это происходило под знаменем и с помощью Советского Союза. Но тем не менее последствия этого объединения сказываются до сих пор: мы едины, многие из нас являются потомками тех семей, которые объединились после 17 сентября. Эта дата может объединить и приверженцев власти, и националистов, и просоветских патриотов».


Как видим, Дзермант очень точно выразил политический смысл данного праздника для Лукашенко. Мы же здесь подчеркнём один важный момент: змагары, в отличие от белорусских самостийников начала XX века, практически поголовно являются апологетами Речи Посполитой и имеют тесные связи с Польшей. Поэтому Лукашенко целенаправленно решил привлечь на свою сторону самостийников, не являющихся полонофилами. 

А чтобы задобрить Россию и наказать своих противников, Лукашенко и белорусские власти решили уделять внимание не только польскому владычеству в Западной Белоруссии в 1921—1939 годах, но и Великой Отечественной войне и связанным с нею преступлениям немецких национал-социалистов, прибалтийских коллаборационистов, украинских националистов и польской Армии Крайовой против населения Белоруссии. 

Если бы белорусские власти занялись этим ради исторической справедливости, то у нас к ним не было бы вопросов. Вот только в данном случае Лукашенко с помощью апелляции к советскому прошлому, по сути, пытается сохранить самостийничество, о чем в августе 2020 года предупреждал Вадим Трухачёв:


«Сводить всё к Великой Отечественной войне и пребыванию в составе СССР — значит, сужать поле для манёвра. В таком случае нечего будет ответить антироссийским пропагандистам, что война 1812 года была для белорусов „чужой“. Да, благодаря Советскому Союзу Белоруссия стала всесоюзным „заводом“ и та эпоха принесла ей много хорошего. Но и нехорошее тоже имело место, и за него можно зацепиться. И указать на то, что РСФСР и БССР существовали как разные республики».


Поэтому западнорусизм и общерусская идентичность — это более сильный аргумент в борьбе со змагарами и Польшей. Понимает это и Лукашенко, который даже в эпоху развитой многовекторности в январе 2019 года заявил, что «белорус — это русский со знаком качества».


Кстати, вопреки хамским и наглым заявлениям змагаров о том, что якобы культура и прошлое не имеют никакого отношения к современности, на Западе придерживаются совершенно иного мнения и агрессивно пытаются отделить белорусов от русских. Например, в сентябре 2020 года бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский (партия «Гражданская платформа») заявил в интервью британской Би-би-си:
«Более четырёхсот лет мы были гражданами одного федеративного государства, Речи Посполитой, одним из языков которой был белорусский… Для Польши вполне естественно проявлять интерес к Беларуси, и на этот счёт есть согласие по всему политическому спектру».


То есть даже либерал-еврооптимист Сикорский в наглую пропагандирует идею родства белорусов с поляками. И это при том, что западнорусский литературный язык (старобелорусский язык) официально был запрещён для составления актов ещё всеобщей конфедерацией сословий Речи Посполитой 29 августа 1696 года и заменён польским языком, фактически же старобелорусский язык вывели из делопроизводства во второй половине XVII века! 

Соответственно, России ни в коем случае нельзя полагаться на Лукашенко в том, что касается сохранения и развития западнорусизма и общерусского самосознания белорусов. У него свой конфликт с Польшей, который фактически никак не связан со взаимоотношениями Москвы и Варшавы, на что также следует обратить внимание.

Польша является одним из самых антироссийских государств в Евросоюзе и НАТО, которое также стало враждебным по отношению к официальному Минску. Казалось бы, после инцидента с Протасевичем и западных санкций Лукашенко стоило бы консультироваться по внешнеполитическим вопросам с Россией. Но не тут-то было. Не далее как 11 ноября 2021 года Лукашенко пригрозил прекратить транзит российского газа в Польшу и Германию по газопроводу Ямал — Европа. Этим заявлением белорусский президент нанёс урон России. 

Та же самая Польша выступает против реализации российского газопровода «Северный поток — 2», выгодного для Германии. При этом ни США, ни Германия не просят у России продлить транзит газа через территорию Польши после возможного ввода в эксплуатацию «Северного потока — 2». Соответственно, прекратить транзит российского газа через территорию Польши стоило бы в 2022 году, причём без лишнего шума. А Лукашенко фактически уже предупредил Польшу о возможном контрударе со стороны России.

Не лучшим образом обстоят дела и с ближневосточными мигрантами, находящимися на польско-белорусской границе. Эти мигранты стали удачным поводом для Запада устроить информационную атаку против России, обвинив её в организации нашествия мигрантов на Европейский союз. То есть, несмотря на самостоятельность Лукашенко, готового идти на рискованные действия без согласования с Кремлём, под ударом опять оказывается Россия. 

Наконец, опуская вопрос о возможной причастности Лукашенко к нашествию ближневосточных мигрантов на Польшу, нужно отметить, что скопившиеся на польско-белорусской границе выходцы с Ближнего Востока являются угрозой безопасности для всего Союзного государства России и Белоруссии. 

Арабские и курдские мигранты являются чуждыми по культуре и менталитету для населения России и Белоруссии, зачастую они не знают русского языка, пренебрежительно относятся к законодательству страны пребывания и живут согласно национальным традициям и шариату. 

Наконец, среди беженцев имеются потенциальные уголовники и сторонники террористических организаций. Поэтому ближневосточные мигранты стали головной болью для России. Возвращение арабских и курдских мигрантов на родину было бы абсолютным благом как для Союзного государства России и Белоруссии, так и для Евросоюза.

Также остаются определённые вопросы к белорусским властям в связи с российско-украинским конфликтом. Во-первых, остаётся двоякое ощущение от заявления министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея в интервью РИА Новости 11 ноября по поводу принадлежности Крыма:


«Позиция Беларуси по Крыму остаётся такой, какой была. Мы понимаем в реальности, что Крым находится и является сейчас российской территорией. Давайте исходить из этого».


Принимая во внимание, что против Белоруссии Запад уже ввёл санкции, всё равно остаётся осадочек от этого заявления из-за того, что председатель Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Национального собрания Беларуси Андрей Савиных 4 ноября 2021 года заявил недвусмысленно о позиции официального Минска:


«И де-факто, и де-юре Крым давно был признан российским белорусской стороной. Единственное, чего не было, — какого-то политического заявления, чтобы формализовать это, скажем так, для российского медийного пространства».


Во-вторых, вызывает удивление фрагмент из интервью Макея о белорусско-украинских отношениях:


«Украина была и остаётся соседом, братским славянским народом. Мы считаем, что все три братских славянских народа — Беларусь, Россия, Украина — должны жить в мире, дружбе и согласии. К сожалению, в реальности ситуация выглядит иначе. Не по нашей вине отношения между Беларусью и Украиной были поставлены на паузу. У нас отсутствуют сейчас контакты на высоком и высшем уровнях по инициативе украинской стороны. 

Но тем не менее торгово-экономическое взаимодействие продолжается, и мы не намерены его прерывать. Более того, когда происходят сложные ситуации, как, например, сейчас с нехваткой электроэнергии в Украине, когда они обращаются к нам за помощью, исходя из гуманитарных соображений, президент Белоруссии, конечно же, дал поручение оказать помощь Украине, потому что ещё неизвестно, какая зима грядёт, и не хотел бы, чтобы люди там замерзали и погибали от холода и голода. 

Украина для нас продолжает оставаться братским государством, с которым мы имеем 1 084 километра общей границы. Мы хотели бы, чтобы это была граница мира, дружбы и согласия. Как сказал когда-то президент Беларуси, мы к вам не на танке приедем, а на тракторе, чтобы помочь посеять или убрать урожай. 

Поэтому с нашей стороны никогда не будет исходить угрозы для Украины. Но мы хотели бы видеть подобного рода ответные действия и со стороны наших соседей. Пока мы лишь видим, что Украина пляшет под дудку, скажем, каких-то внешних сил. Возможно, они выполняют чей-то политический заказ. Но те действия, которые предпринимаются по отношению к Беларуси, для нас абсолютно неприемлемы. 

Более того, Украина иногда даже опережает наших европейских партнёров в порыве антибелорусской страсти, как, например, в ситуации с закрытием воздушного пространства для „Белавиа“ сразу же после инцидента с самолётом Ryanair. Но тем не менее мы рассматриваем Украину как дружественный народ и заинтересованы в том, чтобы и далее сохранять дружеские, нормальные отношения».


Здесь мы видим логическое противоречие. Сам глава МИД Белоруссии признаётся в том, что, несмотря на все миролюбивые и братские инициативы Минска, Украина проводит враждебную политику по отношению к Белоруссии. То есть белорусские власти с завидным упорством стараются вскормить своего могильщика, так как украинский политикум и украинские национал-радикалы враждебны и по отношению к Белоруссии, и лично к Лукашенко (хорошо, что белорусские власти всё же с 18 ноября прекратили поставки электроэнергии на Украину). И это не говоря о том, что для современной Украины культурным и политическим эталоном является униатская Галиция, столетиями жившая под иноземным игом и утратившая живую связь с остальным Русским миром. Скромно умолчим о том, что с XIX века галичане разделяют с поляками первое место в мире по ненависти к России и русским. Разве эти люди братья для русских и белорусов, почитающих верную православной Византии Евфросинию Полоцкую?

Таким образом, несмотря на некоторое улучшение в российско-белорусских отношениях и отказ от полонофильства, официальный Минск периодически создаёт неприятности для России и не расстаётся с самостийностью. России, со своей стороны, необходимо чётко сформулировать принципы, которые помогут избежать проблем в конфликте Белоруссии с Западом. Во-первых, необходимо во что бы то ни стало запустить газопровод «Северный поток — 2». Это поможет улучшить экономику России, а в современном мире престиж напрямую зависит от экономической мощи страны. 

Во-вторых, если получится запустить «Северный поток — 2», можно будет подумать над прекращением транзита российского газа через польскую территорию. Это действие не только позволит покончить с газовым шантажом, практикуемым Варшавой, но и нанесёт удар по польской экономике. А так как любое польское правительство будет пытаться разрушить Союзное государство России и Белоруссии, то ослабление экономической мощи Польши ослабит возможности Варшавы по воспитанию белорусской молодёжи в змагарско-русофобском духе (хотя об экономическом благополучии белорусов в первую очередь должен думать официальный Минск).

Именно польское «экономическое чудо» на дотации из немецкой казны привлекало белорусов, которые после соответствующей польской обработки превращались в змагаров-русофобов, верящих в бредни о «белорусе Тадеуше Костюшко». Поэтому Россия в данном случае должна действовать по принципу «Через экономический крах Польши к интеграции России и Белоруссии!». В-третьих, России нужна эффективная гуманитарная деятельность, направленная на сохранение и развитие национального единства России и Белоруссии. 

И не надо здесь стесняться. Мы уже привели пример того, как польский еврооптимист Радослав Сикорский открыто постулирует лживую идею о якобы историческом единстве и братстве белорусов с поляками. Нам же в России нужно чётко с фактами разоблачать ложь поляков и змагаров, благо исторические факты на стороне западнорусизма, а не змагарского винегрета из полоцких Рюриковичей, литовских князей и польских магнатов.

Таким образом, реализация этих принципов поможет России поставить крест на польском политическом проекте и ускорить интеграцию с Белоруссией.

Петр Македонцев

Ссылка на комментарий
Лукашенко шлёт Западу лучи добра. Павел Шипилин

Вчера министр иностранных дел Белоруссии сделал удивительное заявление, которое не побоялся разместить на официальном сайте МИД. Владимир Макей предупредил Европу о том, что его страна скоро может войти в состав России.

1638625609_1238239_original.jpg


Находясь в Стокгольме, глава белорусского МИДа дал интервью государственному телеканалу «Беларусь 1». В котором, в частности, сказал:

— Беларусь рискует потерять государственность, если санкционное давление будет продолжаться. Хотя мы сделаем все, чтобы такого не случилось, а Европейский союз навсегда потеряет Беларусь. И я думаю, что это абсолютно не в интересах Европы.

Перевожу с дипломатического на человеческий:

«Из-за ваших санкций нам так плохо, что мы уже всерьез думаем слиться с Россией. Я этого не хочу и всеми силами сопротивляюсь. Если или даже когда это случится, Минск навсегда перестанет быть инструментом давления Запада на Москву. Оно вам надо? Помогите нам материально или хотя бы отмените санкции, и мы продолжим многовекторную политику, а значит, вы сможете, как прежде, втягивать Белоруссию в свою орбиту, вытягивая нас из сферы влияния России».

Меня всегда удивляли наивные политологи, которые делали из Владимира Макея эдакого серого кардинала, закулисного кукловода, работающего против Белоруссии вопреки желанию Александра Лукашенко. Рядом с белорусским президентом сейчас нет людей, которые бы не думали в точности так же, как он сам, не были бы с ним настроены на одну волну. Что совершенно логично.

Из чего можно сделать простой вывод: Макей выполняет задание Первого Лица. Он пытается договориться с Западом о признании легитимности Лукашенко и отмене санкций, используя увесистый аргумент: если вы этого не сделаете, у Белоруссии не останется иного выхода, кроме как сдаться Владимиру Путину.

На самом деле верить белорусским политикам, конечно, нельзя. Ни тогда, когда они шлют лучи добра Западу, ни тогда, когда заявляют о скором признании Крыма российским. Лукашенко, как умеет, насаживает наживку и ждет, кто клюнет первым, Россия или Запад.

Пока не клюет никто. Но мне все же кажется, что первым клюнет Запад, ибо Батька будет ждать до последнего, лишь бы не лишаться поста президента. Санкции его не пугают, а вот переход Белоруссии на российский рубль означает конец его абсолютной власти.

Если Запад решит, что угроза реальна, и Белоруссия действительно уплывает под полный протекторат России, он приоткроет форточку, чтобы Лукашенко стало легче дышать. И мы опять услышим о многовекторности и европейском выборе. И одновременно — навеки с Россией, только продайте газ подешевле, откройте рынок или спишите долги. Иначе уйду на Запад.

Лукашенко, как и Макей, очень прост. И в то же время невероятно хитер. Как может быть хитер директор совхоза, который обманывает областной департамент сельского хозяйства, накручивая цифры урожайности зерновых и зернобобовых, а также поголовья коров и надоев молока, чтоб выбить премии.

Свой уровень некомпетентности президент Белоруссии достиг ещё до того как занял высший пост в республике. И с тех пор, как видите, ничего не изменилось.

Павел Шипилин

Ссылка на комментарий
Зачем Украина восстанавливает экономические связи с Белоруссией

Цель украинской игры

1639602907_shim.jpg


Украина отменила ввозные пошлины на продукцию белорусского автопрома. Пошлина в размере 35% была введена 7 месяцев назад и, по сути, означала развязывание торговой войны, направленной на вытеснение белорусской продукции с украинского рынка.

Мало кто сомневается, что это решение было политически мотивированным. Киев следует в фарватере западной политики в отношении Белоруссии и всячески поддерживает меры политического и экономического давления, предпринимаемые в отношении официального Минска.

Есть у украинского режима и собственные страхи в отношении Белоруссии, связанные с её союзническими отношениями с Россией. В Киеве всерьез опасаются «удара с севера» в случае возможной эскалации в Донбассе. Особенно эти страхи усилились после событий 2020 года в Белоруссии, когда в результате политической блокады с Запада официальный Минск был фактически вынужден отказаться от прежнего многовекторного курса и активировал свое участие в интеграционных процессах с Россией, до этого пребывавших в состоянии глубокой стагнации.

Торговая война, развязанная Украиной, казалось бы, стала еще одним подтверждением ошибочности прежней белорусской многовекторной политики и свидетельством того, что в современном мире невозможно сидеть на нескольких стульях сразу и «дружить со всеми», не принимая однозначно чью-либо сторону.

Поэтому отказ от заградительных пошлин в отношении белорусской автопромышленной продукции выглядит, на первый взгляд, странно и нелогично. Киев, клянущийся в своей верности «европейским ценностям» и пытающийся изображать из себя едва ли не главный оплот этих ценностей на востоке Европы, вдруг решил восстановить торгово-промышленное взаимодействие с белорусским режимом, который подвергается остракизму со стороны «цивилизованного человечества».

Это выглядит тем более странно, что буквально накануне А. Лукашенко сделал громкие заявления о возможном юридическом признании Крыма российским. Более того, циркулируют слухи о скором визите белорусского лидера на полуостров, который может состояться в конце декабря, в рамках встречи с В. Путиным.

Казалось бы, на этом фоне для Украины было бы логичным продолжить обрезание экономических связей с Беларусью. Однако нет, Киев ограничился дежурными угрозами министра иностранных дел Кулебы, одновременно тихо сняв ограничения на ввоз продукции белорусского автопрома.

Причин подобного поведения украинской стороны может быть несколько, как экономического, так и политического характера.

Если говорить об экономической подоплеке, то можно сделать вывод, что Украина банально нуждается в белорусских автобусах и грузовиках. В 2020 году примерно 60% импорта пассажирских транспортных средств на Украину пришлось на Белоруссию. При этом экспорт украинского автопрома в Белоруссию практически отсутствует, что косвенно указывает на бедственное положение этой отрасли на Украине.

Украинские города остро нуждаются в обновлении пассажирского подвижного состава, и введение Киевом заградительных пошлин сорвало несколько крупных контрактов с белорусскими производителями.

При этом альтернатив белорусской продукции у Украины особо нет. Надежды на оживление собственного автопрома не оправдались. Закупать автобусы и грузовики у России Киев не может по политическим причинам. А покупка и обслуживание европейской техники, пусть даже бывшей в употреблении, выйдет в конечном счете дороже белорусских аналогов. Можно вспомнить показательную историю электропоездов «Шкода», которые были закуплены Украиной к чемпионату по футболу Евро-2012 и которые в настоящее время не работают по причине отсутствия должного технического обслуживания.

Если говорить о политических соображениях, то Киев так или иначе заинтересован в конструктивных отношениях с Белоруссией. До августовских событий 2020 г. Минск проводил достаточно дружелюбную политику в отношении Украины, заняв нейтральную позицию по конфликту в Донбассе и уклоняясь от официального признания российской принадлежности Крыма. Кроме того, А. Лукашенко отказался размещать на территории Белоруссии российскую авиабазу, поэтому украинские страхи по поводу возможного «удара с севера» остались ничем не обоснованными страхами.

В Минске особо не скрывают, что нынешнее сближение с Россией является во многом вынужденным и обусловлено недружественными действиями Запада. Если говорить об интересах Украины, то совершенно не в ее интересах подталкивать белорусское руководство к ещё большему сближению с Москвой.

Возможно, по этой причине Киев решил сыграть в «доброго полицейского». Тем более определённые козыри на руках у Украины действительно имеются. Украина является третьим торгово-экономическим партнером Белоруссии после России и ЕС. Потеря украинского рынка будет для белорусской экономики не критичной, но достаточно болезненный, особенно если учесть негативные эффекты от западных санкций, которые могут проявиться в ближайшее время.

Поэтому основной целью украинской игры может быть стремление мотивировать Минск экономически, чтобы он воздержался от каких-либо резких действий в отношении Украины, будь то официальное признание Крыма или размещение российских военных объектов на своей территории.

Что касается Белоруссии, то здесь важно помнить, что любое «потепление» в отношениях с Украиной может быть сугубо ситуативным и не имеющим долгосрочных последствий. Киев и Минск находятся по разные стороны геополитических баррикад, и в обозримой перспективе это положение вряд ли изменится. Мир становится более жёстким и поляризованным, что превращает политику многовекторности, сторонников которой по-прежнему немало в коридорах белорусской власти, в опасный анахронизм.

Всеволод Шимов, доцент кафедры политологии Белорусского государственного университета, кандидат политических наук, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Расскажите друзьям

    Нравится Наш транспорт? Расскажите друзьям!
×
×
  • Создать...