О технологиях и городах.
Заметил интересное мнение о том, почему у нас так сильно растут крупные города и все меньше остается людей на территории между ними. Очень похоже на то, что автор прав, но звучит это довольно жутко. По крайней мере, сама перспектива жить в столь крупных городских образованиях радовать не может, ибо крупные города предназначены для чего угодно, но только не для нормальной жизни.
Как же быстро мир перевернулся - ещё совсем недавно среди в большинстве своем крестьянского населения считалось счастьем уехать в город, и чем он больше, тем лучше, а теперь обратная картина - среди горожан счастьем становится уехать из города. Только вот уехать из него становится некуда. Города стремительно захватывают пригородные районы , а дальше - особо ничего и нет, ехать становится некуда.
Однажды я приехал в командировку в Читу. Это город, где основная часть зданий в три этажа. Там совсем мало домов в пять этажей, а выше почти нет. Меня встречал офицер из местной воинской части. Я тогда высказал своё ему своё удивление:
- Какой у вас маловысотный город. Дома в основном три этажа.
- Да. Я считаю и эти излишне высокими. Россия большая. Есть где строиться – ответил мне офицер.
- Согласен с вами строить есть где. Вот только строительство и содержание маловысотного или даже индивидуального дома в два-три раза дороже чем многоквартирного. Все коммуникации сильно дорого проводить. Особенно централизованное отопление. Все хотят жить при этом удобно. Если все будут жить в индивидуальном жилье, то общественный транспорт становится не рентабельным. Очень много будет пустых остановок и редкий график движения. Придётся всем сесть за руль своей автомашины. Это будет дополнительное загрязнение воздуха.
- Да, но за границей так живут – сказал офицер.
- Живут. Но они все южнее нас живут. Им почти не надо отапливать дома, не надо утеплять жильё. В нашем климате они бы разорились при такой жизни – ответил я.
Чем больше здание и больше в нём квартир, тем дешевле обходится строительство и содержание квадратного метра жилья. Есть ограничения по высоте. В здании больше 30 этажей всегда будет дороже эксплуатация верхних этажей. В этих зданиях необходимо специальное дополнительное оборудование для коммуникаций, прокачивающих воду на верхние этажи.
Люди хотят жить лучше и платить за это меньше. От того большие города растут ввысь и увеличиваются по площади. При этом малые города умирают. Это результат внедряемых технологий.
Города в нашей стране возникали не стихийно. Первые средневековые города появились на реках и по берегам морей, являвшихся основными торговыми путями того времени.
Основной функцией городов была логистика, торговля и охрана торговых водных путей.
С появлением почты, появились сухопутные тракты и ямские (почтовые) станции. На месте ямских станций выросли города. Расстояние между такими городами было около 60 километров. Дневной перегон гужевым транспортом как раз был 60 километров.
Чем больше сходилось дорог и путей, тем был крупней и богаче город. Территория вокруг городов обеспечивала топливом (дровами) и продовольствием эти населённые пункты.
Чем севернее и дальше от моря, тем меньше были города. Там были менее урожайные земли и было меньше торговых путей. На вечной мерзлоте и около Северного Ледовитого океана не было городов совсем.
Территория страны, пригодная для жизни, покрылась дорогами и водными путями. Эта сеть городов существовала и развивалась до 19 века.
С возникновением железных дорог и с применением угля некоторые города начали терять своё значение. Железные дороги строились в основном как транспорт для перевозки угля и дров в крупные города.
Там, где через населённые пункты проложили рельсы, оживилась торговля. В городах, мимо которых прошли железные магистрали, стихла жизнь. Люди начали уезжать туда, где в городе есть вокзал. Там топливо было дешевле и больше привозили товаров.
Но самыми привлекательными были города с узловыми станциями. Это не только перекрёсток дорог, но и ремонт, и обслуживание локомотивов. Там была работа с хорошей зарплатой.
Города без железных дорог стали умирать уже в 19 веке. Даже города без узловых станций перестали развиваться. Стали возникать новые города при месторождениях полезных ископаемых. Этот процесс урбанизации уже продолжается более 150 лет.
В процессе совершенствования локомотивов расстояние между узловыми станциями увеличивается. Вначале надо было обслуживать паровоз (заправлять водой и углём) каждые 100-150 километров.
Теперь тепловозы уже надо заправлять через каждые 300 километров, а современные модели можно заправлять через 500-1000 километров. Электровозы зависят от типа электрической сети постоянного и переменного тока. Эти локомотивы надо обслуживать на перегонах в 500-1000 километров.
Малые города всё время теряют возможности для заработка и существования, при внедрении новых технологий.
В начале 20 века гужевой транспорт уступил место автомобилям. Пробег автомобиля на одной заправке тоже 500-600 километров. Это тоже плохо для малых городов, так как в них никто не останавливается.
Современные корабли могут пройти по реке или морю много тысяч километров на одной заправке топливом, что резко сокращает количество промежуточных заходов в порты для бункеровки. Мелкие порты остались не у дел.
Авиация отняла транзит пассажиров у малых городов. Люди летают на самолётах из одного города с миллионным населением в другой.
Скоростные поезда не рентабельно запускать между городскими агломерациями с населением менее пяти миллионов человек. Вот и растут многомиллионные города за счёт малых своих собратьев.
Дальнейшее развитие технологий не сулит ничего хорошего. Беспилотные комбайны, тракторы и роботизированные фермы сократят рабочие места в сельском хозяйстве в три раза. Это приведёт к сокращению населения в населённых пунктах с сельскохозяйственной функцией. У работников сельского хозяйства есть возможность приложить свои силы в расширении возделываемых земель. Ведь почти половина пахотных земель была заброшена в 1990-х и сейчас не возделывается.
Беспилотные карьерные самосвалы и экскаваторы, бульдозеры с дистанционным управлением сократят население в малых городах рядом с месторождениями полезных ископаемых.
Беспилотные летательные аппараты и роботизированные курьеры в торговле и на почте сократят население всех малых городов. Беспилотное воздушное такси сократит людей занимающихся частным извозом. Почтальон или продавец магазина, таксист станет не нужен в маленьком городке.
Беспилотные фуры будут проезжать без остановки малые города. Роботам не нужен отдых и еда.
Беспилотный корабль не будет заходить в порт за продуктами, пресной водой и для смены экипажа.
Городки у месторождений, населённые пункты у дорог совсем потеряют свои функции и своё население.
Когда пишут, что Москва съела регионы, то это не совсем верно. Любой крупный областной город собирает людей из малых районных центров. Москва, в этом случае, не может быть исключением. В этом виноваты не города, а те технологии, которые мы используем и будем использовать в будущем.
2 Комментария
Рекомендуемые комментарии