Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

  • записей
    908
  • комментария
    1 494
  • просмотров
    299 159

Водонапорная башня


workweek

581 просмотр

 Поделиться

Уяр

Башня интересная, её история и нынешняя деятельность тоже интересны, так что даю слово "Гудку")

Словно старинный замок
Водонапорная башня станции Уяр – не просто городская достопримечательность, это живая история
Сооружение, построенное в начале прошлого века, до сих пор находится в эксплуатации и является одной из центральных точек на карте водоснабжения как станции Уяр, так и одноимённого районного центра.

Уму непостижимо, но оба стальных водоёма, чугунные трубы и задвижки внутри сдвоенной башни функционируют с 1912 года!

В мире в это время происходили следующие события: в Европе началась и отгремела итало-турецкая война, Нью-Мексико стал 47-м штатом США, в Азии после революционных событий рухнула Китайская империя, в Бразилии родился Жоржи Амаду, будущий известный писатель. В России же отмечался 100-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года.

Строительство башни началось в 1908 году вместе с реконструкцией станции в связи с переустройством этого участка железной дороги. К тому времени станция уже несколько раз меняла имя: была она и Уярской, и Ольгинской, а в 1906 году стала Клюквенной – и не просто разъездом, а крупным узлом, где в том числе производилась и экипировка поездов с дозаправкой водой паровозных котлов и пассажирских вагонов.

Как вспоминали старожилы, заработать на строительстве башни мог любой местный житель, устроившись помощником каменщика или подносчиком кирпичей. Механизмов никаких не было, основное строительство велось вручную. Носильщики, подававшие кирпичи, таскали их на плечах, в специальных «козулях». Помещалось в такую «козулю» 12 кирпичей. И носили их с утра до вечера наверх по специальным сходням.

Как часть европейской средневековой крепости, высится над Уяром биноклевидная в сечении водонапорная башня. Две куполообразные крыши, окна, похожие на бойницы. Оказавшись рядом, а потом и внутри, испытываешь чувство перемещения во времени. Это самое высокое здание в городе, его визитная карточка и главная достопримечательность.

Моим проводником по легендарной башне в феврале стал Виктор Попов, мастер водоснабжения участка Камарчага – Солянка Красноярского территориального участка дирекции тепловодоснабжения. В его хозяйстве по станции Уяр основными объектами являются водозабор, башня, насосная станция и сети общей длиной 17,4 км.

– Железнодорожники запитывают водой все свои объекты и около 30% жилфонда Уяра и прочих городских потребителей, – уточняет мастер. – Жители домов, куда не проведена вода, пользуются 14 водоразборными колонками. Среднегодовой расход воды составляет порядка 600 кубометров в сутки.

Раньше воду для снабжения станции и посёлка брали прямо из речки Уярки, на берегу которой в 3,5 км от башни стояла водокачка с паровым насосом. С 1947 года водозабор в Уяре осуществляется уникальным на сегодня методом каптажа родников – сбора подземных, выходящих наружу ключевых вод при помощи каптажных устройств и системы колодцев. Таким методом в глубокой древности вода собиралась для римских акведуков и терм. Характерная особенность уярской воды – идеальная её чистота (по этой причине она не подвергается какой-либо обработке) и отсутствие в ней железа, отрицательно влияющего на металл труб. Поэтому некоторая часть уярского водопровода – это чугунные трубы, уложенные ещё в начале прошлого века.

Башня служит не только накопителем воды, но и регулятором давления, благодаря чему уярские потребители не знают, что такое гидроудар. Давление воды на входе к потребителям манометры измеряют в районе от 1,5 до 1,8 атмосферы.

– Случись поломка насосного оборудования, два резервуара ёмкостью по 187 кубических метров позволяют спокойно снабжать станцию и городские объекты в течение трёх часов, которых хватит на ремонт, – рассказывает Виктор Попов, а я поднимаю голову, чтобы увидеть над собой водоёмную конструкцию. – Таких резервуаров сейчас не найти. Это клёпаные ёмкости, которые верой и правдой служат с 1912 года.

До 2002 года в зимнее время над башней поднимались две струйки дыма – здесь топились старинные угольно-дровяные печи, которые обогревали башню, не давая замёрзнуть воде. Уже 14 лет башня зимой отапливается централизованно, от котельной. Демонтаж печей позволил высвободить внутренние площади, и теперь при желании сюда можно водить экскурсии по дюжине человек за раз. Но экскурсии, конечно, сюда никто не водит – объект стратегический.

В прошлом году Уяр стал «переходящей столицей» Дня железнодорожника на Красноярской магистрали. Работники железнодорожных предприятий привели в надлежащий эстетический вид свои рабочие места и городские объекты. Тогда-то историческая башня и обзавелась новой дверью, узкие оконца украсили ящички с цветами, а внутри был проведён ремонт уровней.

– Хотели окна поменять на пластиковые, но архитектурный надзор не разрешил, – отмечает мастер Попов. – Башня входит в списки объектов культурного наследия и памятников архитектуры Красноярского края. Поэтому нам сказали: если хотите менять окна, то только на такие же, исключительно деревянные.

Мастер предлагает съездить на водозабор, и наша машина через переезд перебирается на другой «берег» железной дороги. Проезжаем под не менее историческим мостом 1908 года постройки и оказываемся в «Речном Уяре».

Конечно, устройство каптажа родников лучше изучать летом, ведь сейчас колодцы закрыты и утеплены. И смотреть здесь особенно нечего, кроме поста слесарей и охраны, а также насосного помещения, где самое интересное – подвешенные к потолку теплофоны, обогревающие оборудование.

Машиниста насосной станции Сергея Котова мне рекомендуют как опытнейшего работника и наставника молодёжи. Здесь он трудится более четверти века: хоть ночью разбуди, без запинки расскажет о любой детали в любой обслуживаемой им установке и сооружении.

– А разборку–сборку насоса с завязанными глазами осилите? – шучу я.

– Такого фокуса, конечно, нам ещё ни разу не приходилось делать, – смеётся Сергей Макарович. – Хотя можно и придумать такое состязание среди машинистов. Не насос, так задвижку хотя бы, осилят уж точно.

                                                                                       Роман Кайгородов


Такие же есть в Зиме, Тайшете, Тулуне и Иланском. Я видел только в Тайшете. Но там она в плохом состоянии.

DSCN9256.JPG

DSCN9259.JPG

DSCN9260.JPG

DSCN9269.JPG

  • Нравится 2
 Поделиться

3 Комментария


Рекомендуемые комментарии

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Расскажите друзьям

    Нравится Наш транспорт? Расскажите друзьям!
×
×
  • Создать...