Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

  • записи
    44
  • комментариев
    460
  • просмотров
    60 737

Еще одна загадка Москвы


alex_avr

181 просмотр

 Поделиться

Вечером третьего марта 2015 года мы с walskundergroundfoto и Лизой встретились и отправились на платформу Тестовская, которая находится около Москва-сити на Белорусском направлении ЖД. Сейчас вдоль всего направления от Беговой и до подмосковного Одинцово идут активные работы по прокладке третьего и четвертого главных путей, в связи с этим проводится много земляных работ. Я уже больше года ждал, пока начнутся раскопки около Тестовской. Уже давно рабочие подкопались с одной стороны и с другой стороны, но небольшой участок буквально 50 метров в длину долго оставался не тронутым. Но вот, наконец-то, добрались и до него.

 

Приехав на место мы спустились в зону раскопок и быстро нашли нужную точку. С виду она представляла собой бесформенную кучу земли, ничем не отличающуюся от таких же на сотни метров в обе стороны.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/1.jpg

 

Мы взяли лопату и принялись за дело.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/2.jpg

 

 

Прошло буквально минут 10...

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/3.jpg

 

Восторгу не было предела! Уже в который раз, имея определенные данные удается вот так вот сходу найти желаемое в казалось бы совершенно безнадежной ситуации :)

 

 

Довольные Лиза и около только что раскопанной дыры :)

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/4.jpg

 

Немного расширяем дыру до пролезабельного состояния и оказываемся внутри.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/5.jpg

 

Внутри нас ждет тоннель сложенный из белого камня! Тоннели из белого камня - довольно большая редкость для Москвы. Большинство из них находятся под Малой Окружной Железной Дорогой, и большинство из них используется для пропуска речек.

 

Наш же тоннель использовался для прокладки коммуникаций. Если я не ошибаюсь, то это единственный найденный в Москве белокаменный тоннель для коммуникаций. Мне известно еще как минимум о четырех, но ни один из них найти не удалось.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/6.jpg

 

В тоннеле проложены три чугунные трубы.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/7.jpg

 

Стыки труб зачеканены свинцом. Одна из труб сместилась и свинец оказался снаружи. Стоило его немножко поскрести и он заблестел как новый.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/8.jpg

 

Тоннель небольшой. Если встать на землю между трубами, то можно почти разогнуться в полный рост. По трубам же можно ходить только согнувшись. Протяженность тоже не велика - несколько десятков метров.

 

Лиза и undergroundfoto

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/9.jpg

 

Милые девушки, юные исследовательницы :)

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/10.jpg

 

Наверное у вас возник вопрос - откуда мы узнали, что в этом месте есть тоннель? Тоннель этот был найден абсолютно случайно. Но не сейчас, а семь лет назад, весной 2008 года. Никаких документов касающихся этого тоннеля не нашлось, и его назначение остается большой загадкой.

 

Впервые обнаружен тоннель был при строительстве кабельной канализации в 2008 году. На том же самом месте где сейчас вырыли траншею для укладки путей тогда вырыли траншею для укладки труб и короба кабельной канализации. При этом вскрыли этот тоннель.

 

Фото 2008 года:

http://tmp.avr.net.ru/bel/11.jpg

 

В 2008 году в тоннеле достоверно довелось побывать двум людям - jst_ru и мне. Я тогда сделал несколько фотографий. Но на тот момент я не так хорошо разбирался в подземке, да и оставалось еще очень много не найденного в Москве - даже далеко не все крупные речки были пройдены диггерами, так что какого-то особого интереса к тоннелю не возникло и он просто запомнился как "древний тоннель".

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/12.jpg

 

Вскоре тоннель был закопан двухметровым слоем земли и мысленно похоронен на веки вечные. Через некоторое время мне стало интересно узнать, что же это за тоннель и для чего. Дело в том, что просто так никто тоннели обычно не строит - должна быть какая-то причина. Чаще всего - пересечение с какой-то магистралью. Но над тоннелем ничего не было. Был забор и какая-то скучная промплощадка. Тоннель был рядом с Белорусской ЖД, практически в нескольких метрах от нее, но шел в другую сторону от нее.

 

Как-то раз мне попалась фотография платформы Тестовская 1986 года.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/put4_1986.jpg

 

Сейчас это место выглядит так:

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/test.jpg

 

На фотографии привлек внимание мост над ЖД арочной формы. Там действительно есть мост, но он совершенно по-другому выглядит, более того его видно дальше, значит это еще один. Быстрый поиск показал - раньше в этом месте действительно было два ЖД моста!

 

Фото 1907 года:

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/put1_1907.jpg

 

Вид в сторону Тестовской. На переднем плане - новый на тот момент мост МОЖД. А чуть дальше - арочный мост. По нему когда-то проходила соединительная ветвь между Белорусским и Киевским направлением ЖД.

 

Вот этот мост в 1981 году. Видно, что вокруг еще сплошная "деревня".

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/put3_1981.jpg

 

А вот 1999 год. Совсем незадолго до разборки. На переднем плане уже новый мост МОЖД (который в прошлом году также заменили, так что теперь там уже третий мост).

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/put2_1999.jpg

 

Соединительная ветвь была разобрана для строительства третьего транспортного кольца, которое прошло частично прямо по ее трассе, более того есть информация, что мост третьего кольца через Москва-реку неподалеку строили с использованием опор от моста этой соединительной вевтви, впрочем это уже совсем другая история.

 

Пора взглянуть на карту 1915 года. На ней видно Белорусское направление, которое в те времена называлось Московско-Александровское. Платформы Тестовская тогда еще не было. Сейчас она находится там, где написано слово Александровская.

С севера на юг идет две ЖД. Западнее - двухпутная МОЖД, восточнее - та самая соединительная ветвь, которой теперь нет. Красной линией помечено положение тоннеля. Не остается никаких сомнений, что тоннель из белого камня был построен под этой веткой.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/1915.jpg

 

На карте есть еще интересный момент - отмечены Каменоломни на месте нынешнего Москва-сити и Экспоцентра. В этих каменоломнях добывали белый камень. Можно с очень большой долей вероятности утверждать, что тоннель построен из блоков добытых именно в этих каменоломнях. Кстати, это не первое подземное сооружение из белого камня в этих краях.

 

На карте 1897 года Соединительной ветви еще нет:

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/1897.jpg

 

А вот на карте 1901 года она уже появляется:

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/1901.jpg

 

Можно с большой уверенностью сказать, что тоннель был построен между 1897 и 1901 годами, таким образом ему уже не менее 115 лет.

 

Тоннель достаточно характерен для тех времен - вот, например чертеж другого белокаменного тоннеля построенного примерно тогда же и также под железной дорогой(размеры в саженях).

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/tunnel.jpg

 

Самой большой загадкой остаются трубы. Первый вопрос - были ли они проложены изначально или же уже после. Ответ на этот вопрос могло бы дать изучение конца тоннеля.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/13.jpg

 

Тоннель заканчивается небольшой кирпичной комнаткой. раньше имевшей выход на поверхность, а ныне заваленной мусором. то что комната кирпичная косвенно указывает на то, что строилась она позже самого тоннеля. Более подробный осмотр может это подтвердить или опровергнуть. Кроме того на средней трубе имеется вентиль, однако он мало о чем говорит, очень похожие по конструкции вентили уже использовались в конце 19 века.

 

Вполне вероятно, изначально тоннель был самой обычной водопропускной трубой, выходящей с обоих сторон на поверхность, а позже через него проложили трубы и достроили камеры с обоих сторон.

 

Кроме того совершенно не понятно назначение труб. Вариантов три:

1)Канализация

2)Водопровод

3)Промышленный трубопровод

 

Первый вариант на мой взгляд наименее вероятный. Напорная канализация - не самое популярное явление в Москве даже сейчас (большинство каналов самотечные). А изначально напорных труб было еще меньше. Кроме того на плане канализационной сети 1927 года ближайшие канализационные трубы находятся более чем в километре.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/kan_1927.jpg

 

Аналогично можно сказать и про водопровод. К 1909 году он был только в центральной части Москвы.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/vod_1909.jpg

 

Кроме того, даже если допустить, что это водопровод или канализация - не понятно куда они шли. В тех краях была только деревня Шелепиха, для которой явно не нужны такие большие трубы.

 

Остается третий вариант - промышленные нужды, но и тут нет очевидных применений. В тех краях всегда были производства. На начало века там была ситцевая и бумажная фабрика и каменоломни. Может быть трубы были проложены для их нужд.

 

Также непонятной остается судьба тоннеля. Скорее всего она будет крайне печальной. Когда мы вылезли из тоннеля - обнаружили экскаватор, который работал прямо над нами.

Однозначно можно сказать, что тоннель станет как минимум на 4-6 метров короче, т.к. этот кусок попадает в зону работ. Уже вчера он был существенно сильнее откопан. Не исключено, что части его уже нет, т.к. работы идут очень активно.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/15.jpg

 

Небольшой участок тоннеля может быть и останется, но однозначно будет закопан, так что вероятно пройдет еще не один десяток лет, перед тем как кто-то туда сможет попасть.

 

http://tmp.avr.net.ru/bel/16.jpg

 

С другой стороны, можно сказать что тоннелю повезло. За более чем сто лет местность вокруг изменилась совершенно до неузнаваемости. На старых картах начала века на месте Москва-сити нарисованы болота и подписано "камыши". Да что там старые карты, я еще сам помню, насколько там все отличалось буквально 10 лет назад.

 

 Поделиться

5 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Спасибо за репортаж, очень интересно было почитать и посмотреть. А грунт там какой, песчаный? Кроме факта, что первопроходчики не побоялись лезть в эту дыру, удивило то обстоятельство, что там абсолютно сухо. Как-то думалось, что там должна была скопиться вода.

Ссылка на комментарий

Грунт - рыхлая земля. Вода действительно часто затапливает тоннели, но тут уровень грунтовых вод существенно ниже.

Ссылка на комментарий
Остается третий вариант - промышленные нужды, но и тут нет очевидных применений. В тех краях всегда были производства. На начало века там была ситцевая и бумажная фабрика и каменоломни. Может быть трубы были проложены для их нужд.

Насколько я знаю, для производства бумаги требуется вода. С другой стороны, почему её не взять из речки? Но в этом случае нужно очищать воду. Это сейчас дешевле воткнуть на месте установку, а тогда могло быть проще протянуть трубу до городского водопровода. Скважины могли не годиться для этих нужд из-за объёма требуемой воды или всё из-за той же необходимости очистки.

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Расскажите друзьям

    Нравится Наш транспорт? Расскажите друзьям!
×
×
  • Создать...