Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

  • записи
    2 093
  • комментариев
    7 419
  • просмотров
    2 584 477

Проекты некоторых станций московского метро (часть 2)


KVentz

554 просмотра

 Поделиться

Оригинал взят у http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=128.8spjasshka в Проекты некоторых станций московского метро (часть 2)

 

Проекты некоторых станций московского метро (часть 2)

 

С первой частью про вторую очередь можно ознакомиться здесь.

 

А мы же продолжаем. На этот раз покажу немного третьей очереди.

 

0_13b6f3_e2ad0dc6_orig

Третья очередь выделена поносным синим цветом.

 

Читать дальше]

 

Проектирование и строительство этих участков пришлось на довольно жуткое время - начали проектирование в 1938, где-то в 1939 уже стали потихоньку строить, рассчитывая открыть всё это в 1940-1941 годах. Но война внесла свои коррективы и станции героически открыли во время войны: Автозаводскую - в новый 1943 год, через 10 месяцев за ней подтянулись Новокузнецкая и Павелецкая. В январе 44 года же были открыты все станции Покровского радиуса, кроме Электрозаводской, подтянувшейся ко дню рождения московского метро.

 

Само по себе проектирование этих станций было бурным и насыщенным; а тут ещё и война началась, так что без пол-литра тут не разберешься, кто, чего и когда.

 

Начнем, пожалуй, с Замоскворецкого радиуса: там всё относительно понятно.

 

Автозаводская

http://cdn01.ru/files/users/images/f9/8d/f98dcc8f9658db7d2db287fe8c5896ff.jpg

Это то, что получилось у Душкина и испортилось потом ужасными светильниками.

 

По третьей очереди в целом было три тура, это не считая спешных переделок проектов в связи с началом войны, которые не всегда и в архитектурных подачах-то были, только в рабочке, которую, как правило, блогерам показывать никто не собирается (да и сохранилась ли она?).

 

Поэтому всё показать и рассказать в рамках поста в ЖЖ нереально, будут только наиболее зацепившие или наименее известные проекты.

 

0_13b905_8c539bbf_orig

01. Завод имени Сталина. Архитекторы Таранов, Быкова.

 

Таранов к тому времени уже был, можно сказать, заслуженным подземным архитектором. Вместе со своей женой Быковой он рано пришел к проектированию метро - ещё до того, как родилось понимание того, что архитектуре метрополитена нужно уделять огромное внимание. С 1932 года они проектировали различные объекты для метрополитена: поначалу это были столовые, тяговые подстанции... Но вскоре им дали станцию "Сокольники". С большими трудностями, постоянными переделками проекта, как и на всей первой очереди их замысел воплотился в жизнь.

 

Следующий проект - Белорусскую-радиальную - Быкова проектировала без него, на конкурс было представлено 13 проектов, но её проект был самым лучшим.

 

Это единственный её проект метро, который она проектировала без мужа.

 

А дальше удача перестаёт улыбаться им: долгая череда безуспешного участия в конкурсах продолжалась до начала 1950-х, когда они начали проектировать Белорусскую-кольцевую (Упс, пропустил "Новокузнецкую". Но там всё равно очень сильно помогал Жолтовский).

 

Вот этот проект - как раз из "долгой череды". И, честно говоря, проект Душкина лучше. Все эти здоровенные арки и массивные колонны будут загромождать станцию: нечто схожее можно ощутить на "Соколе", но там это оправдано небольшим пассажиропотоком на момент проектирования и оригинальнейшей конструкцией станции. А тут нужно обслуживать целый огромный завод: не подходит!

 

Ну и чисто эргономический просчет: сверху арок будет скапливаться пыль, об края арок будут долбиться пассажиры, ну или спотыкаться об порожек, заботливо поставленный архитекторами снизу (приглядевшись, можно его увидеть).

 

Кстати, вдалеке видно скульптуру Сталина (или кто это?). Почему-то на третьей очереди много проектов станций с одиночной скульптурой прямо посередине платформы: в большинстве случаев это сами-знаете-кто, но иногда встречаются и экзотические варианты типа пролетариев со знаменем или кого там ещё. Зачастую, на разных проектах стоит одинаковая скульптура: вот эта, например, точно встречается на парочке Стадионов Имени Сталина.

 

0_13b906_6216ad42_orig

02. А это уже Поляков.

 

Поляков - мастер проектирования пилонных станций. Его мощные, спокойные, в меру классические станции не производят сногсшибательного впечатления, но являют зрителю удивительно цельную и гармоничную картину. Таковы Курская-радиальная, Октябрьская-кольцевая, Пушкинская в Петербурге.

 

А вот мелкие станции ему не удавались, если судить по этому проекту. Черные блестящие колонны исключительно подвижной цилиндрической формы задают потрясающую динамику, словно поршни в каком-нибудь агрегате...и всё это разбивается об привычно-спокойные квадраты пола, уравновешенные и в высшей мере статичные карнизы под потолком. Интересен приём со скрытым освещением среднего зала, но он недостаточно проработан. Откровенно гадкие нашлепки на путевых стенах. Автозаводская Душкина таки круче.

 

Кстати, похоже, что эти штуки над путями - ни что иное, как вентканалы: так одним махом убивается два зайца: устраивается скрытое освещение и экономится место там, где они обычно проходят (под платформой, если я ничего не путаю).

 

0_13b908_22351672_orig

03. Ершов, тоже Завод имени Сталина.

 

И тоже кака. Показываю не потому, что интересный, а потому, что мало где засветился. Ершов проектировал Красносельскую, Аэропорт (под руководством Виленского). И вот его самостоятельный проект.

 

Симпатичны здесь арочки с колоннами: но к квадратным колоннам зачем-то присобачены круглые пилястры-колбаски с вялой и непонятной капителью. Люстры висят на арках, освещая проходы между колоннами: это странно, хотя и что-то в этом есть. Крупные кессонированные плиты визуально способны сами себя держать безо всяких колонн: промах с тектоникой!

 

Зато мне нравится пол: четкий, контрастный, логичный: чуть-чуть доотрисовать бы и прямо конфетка!

 

Но проект, конечно, слабый. Увы. Кстати, на излете т.н. "Сталинского ампира" Ершов проектировал что-то такое. Ууух!

 

Павелецкая

Тут я даже не знаю, какую картинку ставить в "как вышло". Станцию проектировали-проектировали, победили Веснины, задавив соперников количеством проектов, её начали было строить, но тут немцы взяли и захватили Харьков, где на складе лежали металлоконструкции для неё. Срочно вызвали Душкина и он сделал новый проект временной станции, который и был исполнен. А после войны и открытия Павелецкой-кольцевой её начали переделывать в ту конструкцию, которая должна была быть изначально, но уже с другими архитекторами: Лященко и Демченко.

 

http://russos.without.ru/img/metro/paveletskaya-b.jpg

То, что сейчас мы видим.

 

http://img11.nnm.me/f/9/c/b/f/9cfbcb8d92a1d96847590641699.jpg

Временная станция Душкина. Симпатичненько, но видно, что временная и спроектировано на скорую руку.

 

0_13b922_1d5cb1af_orig

04. Павелецкая Весниных.

 

И если один скажет "Павелецкая", то миллион ответит "Веснины!" Знаменитейшие архитекторы, икона советского конструктивизма, три брата всегда производили фурор и привлекали внимание архитектурной общественности своими проектами. К сожалению, в 1933 году В. А. Веснин умер, и дальше свои проекты братья делали вдвоём.

 

С поворотом направления советской архитектуры от авангарда их значение несколько померкло, но не угасло: их проекты в неоклассическом стиле всегда отличались простотой, функциональностью и, не побоюсь этого, современностью, взятыми из конструктивистского прошлого.

 

Так и здесь: к конкурсу на "Павелецкую" братья выполнили три варианта станции: колонный, пилонный и односводчатый.

Колонный довольно распространен в интернетах, поэтому не буду приводить его здесь. Именно он и стал окончательным и уж было начал воплощаться в металле, пока война не сорвала планы метростроителей.

 

0_13b921_db5d472d_orig

05. Односводчатый вариант.

 

Станция очень простая и миленькая. Единственное, что напрягает - это круглые лавочки посередине платформы. Не буду комментировать Весниных, они слишком хороши для этого.

 

Интересны здесь конструкции: какой глубины планировался этот односвод? Глубокие ленинградские односводы появились только в далеком 1975 году, спустя 35 лет после создания этого проекта. Возможно, это было что-то типа парижских односводов, но кто знает, у нас же совершенно другие грунты, да и никто не полез бы в бутылку повторять героический опыт строительства станций горным методом не из чугунных тюбингов, как на первой очереди.

 

Также стоит обратить внимание на восьмигранники наверху: это мозаики Дейнеки, которые потом пойдут на Новокузнецкую. Сейчас мы знаем 7 мозаик, но первоначально их было 11: где лежат оставшиеся 4 и лежат ли вообще - неизвестно.

 

0_13b923_5118e5ba_orig

06. Павелецкая Таранова.

 

Чтобы, как говориться, почувствовать разницу, Павелецкая Таранова с Быковой. Он участвовал в конкурсе на Павелецкую, как и на Автозаводскую, и, как и на Автозаводской, проиграл. И понятно, почему: достаточно сравнить его проект и проекты Весниных.

 

Новокузнецкая

http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/1/6/4/150120223604.jpeg

То, что вышло.

 

0_13b924_ddaa0d5c_orig

07. Почти финальный проект.

 

Показываю только, чтобы было ясно: мозаик не планировалось.

 

Кстати, с авторством мозаик тоже существует удивительная история: общепринято мнение, что мозаики на Новокузнецкой делал Фролов в блокадном Ленинграде, а потом их вывозили оттуда на самолете и всё такое. Но Душкина клятвенно утверждает, что мозаики Фролова висят на Душкинской "Автозаводской", а эти были сделаны в мастерской Дейнеки в Москве. Этот факт подтверждают также мемуары Быковой:

 

Мы заканчивали «Новокузнецкую» уже во время войны. Заготовленные для нее архитектурные детали были спрятаны в подвал. Муж вернулся в Москву из эвакуации раньше меня. В письме написал мне, что обнаружил оставшиеся не у дел прекрасные мозаичные плафоны А. А. Дейнеки, предназначавшиеся для «Павелецкой» и что намеревается использовать их в нашей станции. Мне не хотелось отягащать мозаикой легкий свод, но я не успела отговорить мужа. Когда приехала в Москву, плафоны уже были установлены…

 

То есть, во-первых, они уже лежали на складе, а во-вторых, ни слова про Фролова. Версия представляется довольно правдивой.

 

0_13b926_c5a3acc1_orig

08. Тоже Новокузнецкая, но непонятно, чья и Новокузнецкая ли.

 

Есть ещё один проект, на который очень хотелось бы посмотреть: Душкина. Его много критиковали, звучали слова "стеклянная станция", "слишком много стекла", "дематериализация конструкций", "чересчур прозрачно", и т.п. В общем, должно быть интересно. Душкина говорит, что Алексей Николаевич был одержим идеей "стеклянной" станции, начав носиться с нею сразу после завершения "металлической" Маяковской, и не отступал, пока не реализовал "Новослободскую". По образу Новослободской можно составить определенные догадки, как же выглядела его Новокузнецкая.

 

Наконец, перейдем от Замоскворецкого к Покровскому радиусу.

 

Бауманская

http://tribuna.ru:8080/upload/iblock/08b/08b905a3808a6be958c518929e56ba10.jpg

Уж что вышло, то вышло.

 

Автор итогового проекта - Иофан. Его упоротый первоначальный вариант довольно широко распространен в сети, показывать не буду. Честно говоря, я считаю результаты этого конкурса откровенно неудачными (но это моё личное мнение).

 

0_13b947_2fb54f0f_orig

09. Бауманская Ревковского. Скан мой.

 

0_13b946_85ac7191_orig

10. И Лихтенберга. Скан тоже мой.

 

Лихтенберг и Ревковский имели опыт работы друг с другом над станцией "Динамо". Оба они учились в Харькове, оба были призваны Кравцом проектировать метро в 1933 году, оба были конструктивистами и, конечно, это накладывает сильный отпечаток на их проекты, которые имеют много общего.

 

В том числе схожую и одинаково несправедливую судьбу: их заругали за "недостаточную разработку тектоники пилонной станции", за "скупость деталей" и тому подобное. В качестве аргумента приводилось, например, то, что авторами оставлена криволинейная форма пилонов и верха проходов между ними, что, несомненно, показывает механистичность и формализм их приёмов, когда чугуниевая обделка просто обкладывается мрамором.

 

Ревковский сразу расстроился и подался в жилое строительство и интерьеры, Лихтенберг после этого проекта ещё попробовал что-то сделать, но его ясная и относительно аскетичная архитектура стала не нужна.

 

А между тем, их станции смотрится гораздо современнее многих. И нравится мне гораздо больше Иофановской "Бауманской".

 

Электрозаводская

 

http://media.vorotila.net/items/8/f/f/t1@8ff2d92c-d609-4477-8034-eec1a6204986.jpg

Так вышло.

 

0_13b948_9524a36f_orig

11. А это проект Щуко с первого тура.

 

Собственно говоря, он вместе с Гельфрейхом (с которым они проектировали почти всё) сначала сделали такой бешеный проект. Но уже к последнему туру конкурса он сильно понормальнел и стал похож на то, что получилось в итоге. Станция была последним проектом Щуко, который умер спустя год после начала проектирования итогового варианта.

 

Назвать проект смелым - это, прямо скажем, сказать сдержано. Он сногсшибательно экспрессивен, свет, пояса по краю проходов, абсолютное отсутствие границы свода и пилонов: лично меня приводит в детский восторг, хотя видеть Электрозаводскую такой я не хотел бы, что на ней будут делать люди с нестабильной психикой?

 

Партизанская

 

http://album.foto.ru/photos/pr0/223430/469741.jpg

Что сделали. Симпатичная картинка с тремя ёжиками) Эх, были времена! И пол оригинальный. Да, сейчас вам не тогда...

 

Самая результативная по количеству проектов станция. Что, кто, когда и почему - главные вопросы по её проектам.

 

Конкурс на станцию проходил в три тура:

Первый тур был заказной. Участвовало 17 мастерских, каждая подала по одному проекту, позже присоединилось ещё две и от Академии Архитектуры поступило аж 3 проекта: итого 21 проект.

Второй тур тоже был заказной: каждая мастерская предоставила два варианта проекта, один с островными платформами, другой - с островной и боковой. Сколько их было, неизвестно, но понятно, что много.

На третьем туре определились, что платформы должны быть островные. Но, как можно догадаться, на количество проектов это повлияло только косвенным образом.

 

Немножко картинок с первого тура:

0_13b94f_5a26f4c1_orig

12. Лихтенберг.

 

У всех проекты как проекты - колонны, плоские потолки - а Лихтенберг берет и перекрывает всё пространство единым сводом! Прием, кстати говоря, напрашивающийся. Почему отвергли? Очень просто: представьте себя в таком пространстве - сущий ангар, неуютно. Хотя и впечатляет.

 

0_13b94e_45b98c26_orig

12. Таушканов. Эммм...я не уверен, что это первый тур; может быть и второй. Впрочем, на первом туре он представил нечто похожее.

 

Во всяком случае, платформы здесь боковые. Станция выглядит набором случайных элементов: постаментов, четверок колонн. Ничто не объединяет пространство, архитектуру. Гораздо интереснее его второй проект:

 

0_13b94d_60ba8b02_orig

13. Вариант с островными платформами.

 

Таушканов выступал от Академии Архитектуры, от которой было три проекта. Здесь он предложил необычнейшее архитектурное решение: колонны-гиперболоиды, полностью прозрачные и полые внутри. К огромному сожалению меня и жюри конкурса 1938 года, проект не прошел по прочностным и ещё каким-то характеристикам.

 

Во втором туре, правда, он тоже участвовал, слегка заапгрейдив свой проект:

 

0_13b94b_7d60032d_orig

14.

 

Ну вы понимаете, это уже не торт. И скажите пожалуйста, где здесь кирпич? В журнале написано, что он есть. Хотя это макет и довольно небрежный; может, какая-то промежуточная версия.

 

0_13b949_bf4518d2_orig

15. Шевердяев.

 

Вариант с боковой платформой. Шевердяева очень любил Жолтовский, после его смерти он возглавил его мастерскую. Проект он делал будучи год как выпускником из аспирантуры Всесоюзной Академии Архитектуры. Собственно, это третий проект от неё, в то время как первые два предоставил Таушканов.

 

Любовь Жолтовского здесь чувствуется довольно сильно: в основном, в хороших пропорциях. Очень, очень гармоничные и приятные колонны. Правда, непонятно, как это будет освещаться и что делать с отгороженной здоровенными простенками частью станции: она распадается зрительно, что не очень хорошо.

 

Шевердяев, кстати, проживет долгую и счастливую жизнь, построив уже в послесталинские времена кинотеатр "Россия" на Пушкинской, белый кирпичик ЦДХ на Крымском Валу, Центральный театр кукол и вестибюль станции метро "Цветной бульвар". Умер он совсем недавно, в 2000 году. Так тесно переплетаются эпохи.

 

0_13b94c_cef9dd3e_orig

16. Чечулин

 

Боюсь ошибиться, но скорее всего это уже третий тур. Какая гадость! Непонятные отсылки к ростральным колоннам, повторение удавшейся ему "Киевской", странные капители и невероятная помпезность и пышность на грани безвкусия. При всем курсе на декоративность, царившем в те времена, его проект всё равно отметили как излишне украшенный.

 

Подводя некий итог по Партизанской: многие говорят: вот, столько интересных проектов, а выбрали самый невзрачный и самый обыкновенный. Вон, был и односвод, и гиперболические колонны; а всё равно вышло как-то просто.

 

Главное в архитектуре (а особенно в те реакционные времена "сталинского" стиля) не поразить, удивить чем-то новым, а создать комфортное для функционирования человека и для зрительного восприятия пространство. Что толку в односводчатой станции, если это выглядит, как неуютный ангар? Или в супер-пупер статуях посередине прохода? Гиперболоиды нравятся всем, но они не держат - и они отметаются, не выдержав проверку на архитектурность - к большому сожалению самих архитекторов. Остаётся то, что выдерживает строгий отбор: и зачастую это проверенные временем решения. А когда нечто новаторское оказывается лучше, чем традиционное, начинается уже совсем другая история...

 

Предположительно непонятные слова (мало ли)]Словарик небольшой:

гиперболоид - не такая экзотичная архитектурная форма: смотрим Шуховские башни, не дававшие с тех пор покоя архитекторам.

кессоны - дырки между перекрестными ребрами потолка.

тектонично/нетектонично - одна из универсальных характеристик архитектуры, когда не знаешь, что сказать, но хочешь выглядеть умным. А на самом деле - изображение архитектором передачи нагрузок, когда с виду сооружение "будет стоять" (тектонично) или "не будет" (нетектонично). К реальной прочности конструкций очень часто не имеет никакого отношения. Википедия на эту тему.

 

 

 

 Поделиться

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


  • Последние посетители

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Расскажите друзьям

    Нравится Наш транспорт? Расскажите друзьям!
×
×
  • Создать...