Алтай. Часть пятая, про зеленоглазую Катунь.
Настало время последнего поста про наши августовские приключения. После конного похода на базе осталось семь человек. Все взрослые, и практически все опытные походники. Нам предстояло пройти более 200 километров вниз по Катуни через серьёзные пороги, вплоть до максимальной, шестой категории. Снимать в водном походе гораздо труднее. Если на лошади можно бросить поводья, то тут нужно грести. Постоянно. В трудных участках - выкладываться по полной, а на спокойных - просто размеренно подгребать с небольшим усилием. Поскольку нас было нечетное количество человек, один мог ехать пассажиром, и пассажиры могли меняться по нескольку раз в день, но даже сидя "на багажнике" особо не поснимаешь - нужно держаться, и волны захлестывают, можно залить технику. Река коварна, в один из моментов, когда "ничто не предвещало", прямо под катамараном выросло что-то типа вертикального водоворота ("пульсирующая бочка") и фотоаппарат чуть не искупался вместе с фотографом. Но, в целом, опасностей гораздо меньше, чем в лошадном походе. Многокамерный надувной спасжилет не даст утонуть, каска защищает голову, гидрокостюм греет, река глубокая, течение обходит препятствия так что, даже при падении, вероятность травмы минимальная. Нужно держаться вдоль течения и по мере сил подгребать к берегу, течение рано или поздно вынесет.
Наша славная команда, минус Ваня, который фотографирует.
1.
Поплыли!]
Пару слов про экипировку, она не похожа ни на какую другую. Вода холодная, от 10 до 15 градусов, но сплавники не постоянно сидят в ней, как дайверы, а бродят по колено, когда спускают-чалят катамараны и периодически окатываются в течение дня. Поэтому гидрокостюм берётся как для ныряния в относительно теплой воде. Под него лучше надеть синтетическое термобелье, теплоизолирующие свойства это не ухудшает, но вероятность стереть кожу меньше. Под гидрокостюмные ботинки лучше надевать шерстяные носки. Поверх всего этого великолепия ветровка для сплава (условно-непромокаемая), ветрозащитные штаны (просто, чтобы неопрен не порвать), спасжилет, и каску ещё не забыть. Нижние слои часто за ночь не успевают просохнуть, и утром приходится надевать мокрое. А температура воздуха не сильно превышает температуру воды... В общем, по утрам из кустов раздавались душераздирающие вопли и стоны. Через несколько минут согреваешься, конечно, но эти моменты незабываемы.
В первый день мы вышли после полудня, но и план был небольшой. Около пяти километров спокойной воды, чтобы привыкнуть, а потом мощный порог "Аккемский прорыв" - сразу после врадения Аккема в Катунь река заходит в очень узкое базальтовое ущелье, её сильно зажимает, и образуются огромные валы поперек реки, до пяти метров, я не шучу! У наших надувных катамаранов практически нулевая осадка, и течение крутит их, как щепочки. А заходить в порог нужно строго полу-лагом (под 45 градусов), иначе кат может перевернуть. Грести нужно не просто во все лопатки, а ещё больше. Этот порог длится километр, и имеет несколько ступеней. И он опасен тем, что практически нигде нет "канализации", относительно спокойной протоки, по которой можно обойти "попу". Течение в пороге достигает 25 километров в час. Если хотите посмотреть, как оно бывает, гоупрошные видюшки других команд в ассортименте лежат на ютубе. Мы свою утопили до похода, а новую не успели купить. В общем, порог мы прошли, встали на стоянку, переоделись, и я поняла, что меня трясёт не от холода, а просто от адреналина, от избытка чувств.
Первая стоянка не простая, а самая памятно-традиционная. Там останавливаются практически все туристические группы, и постепенно вырос целый мемориал.
2.
3.
4.
Оставлять там можно что угодно, кто-то вот даже табличку из поезда притащил. Так же в укромном месте были обнаружены бутылка водки, пять пакетов роллтона и МЧСовское теплосберегающее одеяло - для тех, кто прошел порог неудачно.
А это Аргут прямо перед впадением в Катунь, порог "ворота Аргута". Если группы встают на днёвку на этой стоянке, можно "кататься" на этом пороге - поднимать разгруженный кат по берегу и скатываться до Катуни. В большую воду там очень неплохая бочка крутит.
5.
Мы же просто посмотрели на него и поехали дальше.
Фотоперестрелка с экипажем двойки.
6.
У нас было два катамарана:двухместный и четырёхместный, на четвёрке ещё ехал пассажир. Я в основном сидела на четвёрке спереди, на левом баллоне. Катамараны максимально приспособлены к прохождению порогов, осадка у них очень маленькая, днище плоское, но площадь контакта с водой очень большая, курсовой устойчивости практически нет, и высокая парусность. В результате, за лёгкость гребли его ласково назвали "кирпич с поплавками". Много раз я с благодарностью вспоминала байдарку, которую можно за несколько гребков "поставить на ход", и она идёт практически сама, только чуть поддерживать надо. На нашем "кирпиче" каждый раз гребёшь, будто мёд черпаешь. А если ещё и ветер в лицо, можно даже не стараться, всё равно скорости ноль целых, хрен десятых.
Вид вперёд с места пассажира.
7.
Склоны ущелья в этом месте всё ещё очень крутые.
8.
Но уже заметно, как горы расходятся и река успокаивается.
9.
Действующий автомобильный мост.
9.
Ещё два моста.
10.
В этом месте совсем недалеко от реки есть деревня, и наши парни отправились туда прикупить продуктов.
11.
К закату облака совсем разошлись.
12.
Катунь в спокойном месте в хорошую погоду.
13.
Кедры там растут шикарные. Настоящие суровые великаны. В тени этого красавца мы поставили лагерь.
14.
Во многих туристических песнях Катунь называют "зеленоглазая красавица". Правда, есть за что?
15.
Хорошая погода держалась не долго.
16.
По этому мосту ходят, но состояние его плачевное.
17.
А вот тут под водой лежит скала. Желательно её обойти, а то можно прорвать баллон.
18.
Одна интересная особенность стоянок на берегу Катуни.
И такая плотность пауков там везде. Каждое утро из каждого ботинка я вытряхивала минимум двух. После складывания палатки, земля, где на стаяла, шевелилась. Если оставить на улице кружку с чаем, к утру пяток чёрных ногастых пауканов найдёт в ней смерть. Нас это не особо беспокоило, но для тех, кто пауков боится, это может стать проблемой.
Несколько фоторгафий из крайнего ходового дня. Погода сжалилась над нами и дала возможность хорошенько просушить оборудование.
19.
Такой вот "остров".
20.
Горы кончаются, дальше только небольшие холмы.
21.
Ну вот всё! Спасибо за внимание!
14 Комментариев
Рекомендуемые комментарии