Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

  • записи
    283
  • комментария
    1 974
  • просмотров
    147 397

Mo...No rail или метро без рельсов


kviten

307 просмотров

 Поделиться

Московский монорельс - самый необычный вид транспорта в Москве, а возможно, и во всей России. Изначально он планировался как средство для перевозки посетителей выставки ЭКСПО-2010, которая и не состоялась, однако монорельс в 2004 году был запущен сначала в экскурсионном, а затем и в транспортном режиме. Но несмотря на это, монорельс стал достопримечательностью и посетители ВДНХ катаются на как на аттракционе.

Административно монорельс входит в состав московского метро, а с прошлого года даже обозначается как линия №13, продолжая сквозную нумерацию, но при этом остаётся обособленным подразделением метрополитена, и принципиально отличается от него. Чтобы понять, как это работает, предлагаю отправиться в депо монорельса.

0_d4e8d_1215faa_XXL.jpg

Как устроен монорельс]

1. Депо находится на Сельскохозяйственной улице в районе Ростокино (и неофициально носит такое же название), построено на территории, принадлежавшей депо имени Баумана, там где неоторое время был музей пассажирского транспорта. На фото видно, как здание депо огибает путь, по которому составы попадают в депо

0_d4e58_42cd0758_XXL.jpg

 

2. Непосредственно на территории депо установлен разворотный круг, аналогичный есть и на противоположном конце линии у метро Тимирязевская, то есть в отличие от метрополитена тупиков здесь нет. Впрочем, при текущей парности вполне можно обойтись и кольцами

0_d4e61_536eb97e_XXL.jpg

 

3. Чтобы состав мог попасть в депо, нужна стрелка. В отличие от традиционных стрелок железной дороги, перевод здесь осуществляется путём вращения балок вокруг своей оси

 

4. Фиксируясь в определённом положении, ходовая балка "нажимает" на датчики контроля, что позволяет исключить движение в случае ошибок

0_d4e5d_f0c56a55_XXL.jpg

 

5. Собственно вход в депо: перед ним установлен кран, который позволяет перемещать составы извне на ходовой путь

0_d4e9b_c92e3ae7_XXL.jpg

 

6. Балка номер 2 (по аналогии с остальными депо, наверно, её можно назвать канавой). Здесть осуществляется ремонт подвижного состава

0_d4e65_6ea93428_XXL.jpg

 

7. Обнажённая сцепка

0_d4e89_d28f36da_XXL.jpg

 

8. Вот такие внутренности монорельса, то, что не видно пассажиру

0_d4e88_e22f846f_XXL.jpg

 

9. Идёт ремонт двигателя

0_d4e7f_5654ef58_XXL.jpg

 

10.

0_d4e70_c9906fc4_XXL.jpg

 

11. Здесь можно увидеть, как фиксирован монорельс к балке: помимо большого ходового колеса есть много маленьких, которые в прямом смысле прочно прижимают вагон и не дают ему отклоняться. Так что по природе своей - это колёсный транспорт, а не рельсовый

0_d4e84_39467b2d_XXL.jpg

 

12. Стабилизирующие колёса

0_d4e80_b1c4e69b_XXL.jpg

 

13. Но это с другой стороны, электротранспорт, питание идёт с помощью контактных проводов (троллеев)

0_d4e72_6e0f263f_XXL.jpg

 

14. Токосъём

0_d4e69_1f408548_XXL.jpg

 

15. Запчасти в депо разложены по своим местам - принцип бережливого производства

0_d4e87_31477df_XXL.jpg

 

16. Большинство составов на момент экскурсии находились в депо

0_d4e6f_28f4737a_XXL.jpg

 

17. А как поезда перемещаются с балки на балку?

0_d4e86_762e3ea7_XXL.jpg

 

18. Для этого в депо устроен поворотный круг - трансбордер

0_d4e7e_19564ff2_XXL.jpg

 

19. Решение старое, но изящное и зрелищное. Балка №9 - выход на линию

0_d4e77_9c799c1f_XXL.jpg

 

20. Раз - и поворот. Состав загоняют на поворотный круг и перемещают куда нужно

0_d4e73_b46b04e2_XXL.jpg

 

21. Пути оснащаются специальными светодиодными датчиками для точного соответствия балок друг напротив друга

0_d4e7b_4d2c80cc_XXL.jpg

 

22. Трансбордер может работать в руном режиме, но практически всегда - в автоматическом. Путь №1 - въездной с улицы

0_d4e78_87c83f96_XXL.jpg

 

23. Вообще депо само по себе очень интересно в архитектурном плане, такой новый конструктивизм

0_d4e74_8cbd995e_XXL.jpg

 

24. Отдельно есть помещения для ремонта, для отстоя составов, для мойки

0_d4e8e_1a6fdcc1_XXL.jpg

 

25.

0_d4e8c_e5c20cec_XXL.jpg

 

26. Поднимаемся наверх, в диспетчерскую

0_d4e91_b3c07995_XXL.jpg

 

27. Из окна видны трамваи депо имени Баумана

0_d4e90_95376b81_XXL.jpg

 

28. Центр управления полётами движения на всей линии монорельса

0_d4e99_76ba7031_XXL.jpg

 

29. На мониторах можно отследить положение каждого состава, посмотреть через камеры обстановку на каждой станции и в случае необходимости своевременно реагировать на нештатную ситуацию

0_d4e96_684bf06f_XXL.jpg

 

30. Напоминает ситуационный центр метрополитена, впрочем, эти подразделения координируются

0_d4e97_ffd9cab5_XXL.jpg

 

31. В любом случае, график продублирован на бумаге

0_d4e95_c8c08147_XXL.jpg

 

32. Меня всегда интересовало, что случится, если состав встанет на перегоне, как эвакуировать пассажиров. На этот счёт отработаны разные варианты: можно вытолкать другим составом на ближайшую станцию как по ходу, так и против движения, можно подогнать состав на противоположный путь и перекинуть трапы. Можно, наконец вывести пассажиров по смотровым ходкам, которые есть рядом с каждой ходовой балкой. К счастью, всевозможные ЧП случаются крайне редко - вид транспорта очень надёжный

0_d4e9a_f1280b64_XXL.jpg

 

33. На территории депо есть также и экспериментальный вагон, разработанный институтом теплотехники уже в 2002-2003 годах, то есть перед самым запуском монорельса

0_d4e64_fc0069d7_XXL.jpg

 

34. Он способен развивать большую скорость, но пока внедрения этого в ближайшее время не предвидится

0_d4e9e_eb7bede8_XXL.jpg

 

35. Тележка от него. Здесь ещё раз можно наблюдать сложную систему фиксации вагона. За счёт этого обеспечивается ещё одно свойство монорельса - бесшумность

0_d4e62_b3481a3c_XXL.jpg

 

36. Долгое время идут разговоры о демонтаже монорельса, так как обслуживать его дорого, а эффективность его достаточно низка из-за небольших скоростей и малой провозной способности. Это не лишено оснований, я крайне редко пользуюсь монорельсом по назначению, не в последнюю очередь из-за неудобных пересадок. Монорельс находится на удалении от ближайших станций метро, кроме того эти станции сами по себе глубокого заложения, тратится время ещё на подъём и спуск. С другой стороны, пользоваться монорельсом очень приятно.

0_d4ea1_afee6b7f_XXL.jpg

 

37. А пока что собака лает - караван монорельс идёт. Очень отрадно и то, что работники депо любят свою работу и свой монорельс. Надеюсь, по нему будет принято положительное решение

0_d4ec6_3f325ebd_XXL.jpg

 

Спасибо пресс-службе московского метро за увлекательную экскурсию и организацию съёмки.

А вы пользуетесь монорельсом, и если да, как пассажир или катаетесь ради удовольствия? Быть монорельсу или нет?

 

 Поделиться

12 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Вчера у состава на Тимирязевской не открылись двери в 5-ой секции с пассажирами. Стало любопытно, что будет делать машинист в этой ситуации. Оказалось всё просто. Сбоку каждой двери есть небольшой красный прямоугольник:

0_d4e61_536eb97e_XL.jpg

Он же рычаг, который нужно поднять вверх на 90 градусов и потянуть за ручку на двери, расположенную сбоку в нижней части. Усилие при этом, конечно, требуется приложить.

 

А вы пользуетесь монорельсом, и если да, как пассажир или катаетесь ради удовольствия?

Когда пользуюсь (исключительно как пассажир), вижу, что с ВДНХ на Тимирязевскую составы приходят забитые под завязку. Тут и 15-ти минутные интервалы сказываются и то, что после всех работ по благоустройству ВДНХ на территории самой выставки, в парке Останкино и Ботаническом саду народу очень прибавилось.

Ссылка на комментарий
Впрочем, при текущей парности вполне можно обойтись и кольцами

Вообще-то пропускная способность кольца как минимум не ниже (а то и выше - если в тупике рассматривать самооборот), чем у оборотного тупика. Кольцо позволяет упростить конструкцию вагонов (не нужна задняя кабина, а если бы не УАК с боковыми платформами, то и правые двери можно было бы выкинуть) и кол-во персонала (оборотные машинисты не нужны), но требует очень много места.

Меня всегда интересовало, что случится, если состав встанет на перегоне, как эвакуировать пассажиров. На этот счёт отработаны разные варианты: можно вытолкать другим составом на ближайшую станцию как по ходу, так и против движения,

Ага, особенно если учесть, что на линии одновременно 2-3 состава и ближайший будет идти до поломавшегося минут 20. По служебным ходкам пёхом до ближайшей станции - это реальность.

А вы пользуетесь монорельсом, и если да, как пассажир или катаетесь ради удовольствия?

Пришлось мне несколько раз быть его пассажиром (и ещё как минимум 1 раз придётся). Ибо с Дмитровской на Сельскохозяйственную улицу (как раз 1 квартал за депо) быстрее и дешевле монорельса нет ничего.

Ссылка на комментарий
А вы пользуетесь монорельсом, и если да, как пассажир или катаетесь ради удовольствия?

Пользовался. Один раз. Ради удовольствия. Вместо удовольствия получил стойкий рвотный рефлекс.

Чем быстрее это из Москвы уберут, тем лучше.

Ссылка на комментарий
Mo! No rail

Я всегда считал, что моно (один) рельс. Можно по-подробнее, что за "Mo!" ?

Это я пытался имитировать игру слов. Начал говорить "моно", но осёкся, так как по факту истинных рельсов нет ни одного.

Заменил на многоточие

 

Ссылка на комментарий
35. Тележка от него. Здесь ещё раз можно наблюдать сложную систему фиксации вагона. За счёт этого обеспечивается ещё одно свойство монорельса - бесшумность
Танковые катки от института "теплотехники" — это Россия, детка! :D Думаю, у пневматиков, которые сейчас, с плавностью и бесшумностью хода получше будет. Но да, фиксация менее жёсткая — минус скорость.
Ссылка на комментарий
Так что по природе своей - это колёсный транспорт, а не рельсовый

А вагоны метрополитена или ЖД, или те же трамваи - без колёс что ли? :)

Рельсовый это транспорт потому, что балка является направляющей, строго по которой следует ходовая часть вагона.

Ссылка на комментарий
35. Тележка от него. Здесь ещё раз можно наблюдать сложную систему фиксации вагона. За счёт этого обеспечивается ещё одно свойство монорельса - бесшумность
Танковые катки от института "теплотехники" — это Россия, детка! :D Думаю, у пневматиков, которые сейчас, с плавностью и бесшумностью хода получше будет. Но да, фиксация менее жёсткая — минус скорость.

Я имел в виду бесшумность по сравнению с остальным транспортом.

Ссылка на комментарий
Так что по природе своей - это колёсный транспорт, а не рельсовый

А вагоны метрополитена или ЖД, или те же трамваи - без колёс что ли? :)

Рельсовый это транспорт потому, что балка является направляющей, строго по которой следует ходовая часть вагона.

Там другие колёса. Имел в виду, что классического железнодорожного рельсового полотна тут нет.

 

Ссылка на комментарий

Давайте продолжим игру слов. Я, прочитав название, подумал о NO MORE RAIL. То есть, ждал, что тут будет инфа о замене монорельса автобусом.

Ссылка на комментарий
Так что по природе своей - это колёсный транспорт, а не рельсовый

А вагоны метрополитена или ЖД, или те же трамваи - без колёс что ли? :)

Рельсовый это транспорт потому, что балка является направляющей, строго по которой следует ходовая часть вагона.

Там другие колёса. Имел в виду, что классического железнодорожного рельсового полотна тут нет.

-Так это ж "равиоли"!

- Но вначале они - пельмени!

Да понял я, что имелось в виду. Просто не согласен я. :)

Ладно, не суть. Пост интересный, автору спасибо. :thumbsup:

Ссылка на комментарий

Большое спасибо за интересный и содержательный репортаж! :) :) Лично мне по моей работе (пеший курьер) приходится пользоваться монорельсом довольно регулярно (*офис фирмы расположен рядом с пл. "Окружная" Сав. ж/д*) , а по выходным иногда на монорельсе ездим с женой и детьми на ВДНХ -- и каждый раз, хоть в будни, хоть в выходные, народу в поезде бывает довольно много (*а в будни в вечерние часы пик в сторону "Тимирязевской" -- и вовсе битком*) , причём среди всех пассажиров доля экскурсантов, по моим наблюдениям, обычно не больше 10%. Такая нынешняя загруженность монорельса объясняется, на мой взгляд, прежде всего отсутствием сколько-нибудь быстрых и удобных маршрутов НОТ между северными радиусами КРЛ и СТЛ, так что пуск МКЖД/МЦК между "Владыкино" и "Бот.садом", несомненно, разгрузит монорельс и несколько уменьшит его популярность: но даже учитывая это, всё равно, демонтаж монорельса -- это крайняя мера, которая, на мой взгляд, может быть оправдана только в случае абсолютной невозможности как-либо повысить его рентабельность, и только лишь при условии действительной и безотлагательной реализации планов по сооружению взамен монорельса трамвайной линии на его эстакадах от конечной у Останкинского пруда до примыкания к линии трамвая 27 близ Префектуры САО.

 

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Расскажите друзьям

    Нравится Наш транспорт? Расскажите друзьям!
×
×
  • Создать...