Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

  • записи
    283
  • комментария
    1 974
  • просмотров
    147 366

Колосс Советский


kviten

233 просмотра

 Поделиться

Рабочий и колхозница всегда были для меня символом в первую очередь Советского Союза, а лишь во вторую - Москвы. Вероятно, когда я приехал в столицу, памятник как раз находился на реставрации, так что органичной и неотъемлемой частью ВДНХ изначально не воспринимался. Знал я, и что в постаменте есть выставка, посвящённая данному монументу, но как говорится, руки не дошли посмотреть. Однако, интерес к такому грандиозному сооружению был всегда, проезжая мимо каждый раз невольно поворачиваешь голову вслед Рабочему и колхознице. Поэтому, едва увидев приглашение в сообществе мосблог на экскурсию от проекта «Москва глазами инженера», согласился не раздумывая. В результате я не просто приятно провёл время, но действительно по-новому взглянул на этот знакомый с детства памятник.

0_d9259_42443fe8_XXL.jpg

Читать далее]

1. Основной факт, который в корне меняет представление об этом сооружении - то, что Рабочий и колхозница - не вещь в себе, а декоративный элемент, скульптурное оформление павильона, создавались они как единое целое и должны восприниматься вместе. Собственно, в современном состоянии этот комплекс выглядит весьма органично, как было до реконструкции, увы, могу судить только по фотографиям. Скульптура буквально раздавливала невысокий пьедестал, который Вера Мухина презрительно называла пеньком

0_d926d_b547461f_XXL.jpg

 

2. Павильон предназначен для демонстрации достижений СССР на всемирной выставке 1937 года в Париже. Год был юбилейным, 20 лет Революции, так что уже один этот факт призывал создать для такого события нечто грандиозное. Был объявлен архитектурный конкурс на проект павильона

0_d925d_4e1a8b3b_XXL.jpg

 

3. Видные архитекторы представили свои проекты. Вот, например, проект от Виктора Веснина и Моисея Гинзбурга

0_d925e_d8de7c7f_XXL.jpg

 

4. Или от Каро Алабяна. Жаль, что он так и остался не реализованным

0_d925f_88367af3_XXL.jpg

 

5. Но в итоге победил Борис Иофан. Макет павильона с оригинальными пропорциями представлен в цокольном этаже выставочного зала. Примечательно, что в 70-х годах Иофан планировал воссоздать павильон-постамент, но работе над ним помешала смерть архитектора. Современный павильон несколько менее протяжённый, для оригинальных пропорций подходящего земельного участка не нашлось

0_d925a_1f882991_XXL.jpg

 

6. Именно Иофану принадлежала идея синтеза архитектуры и скульптуры, известной сейчас как Рабочий и Колхозница:

«В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Эту идейную направленность архитектурного замысла надо было настолько ясно выразить, чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это — павильон Советского Союза… Я был убежден, что наиболее правильный путь выражения этой идейной целеустремленности заключается в смелом синтезе архитектуры и скульптуры… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Нике — крылатая победа…»

0_d9260_bbf845a6_XXL.jpg

 

7. На скульптуру тоже был объявлен дополнительный конкурс. Победила работа Веры Мухиной, где юноша и девушка стоят чуть поодаль друг от друга, что придало монументу необходимую лёгкость

0_d9261_fc63720e_XXL.jpg

 

8. Интересно, что по первоначальному замыслу скульптуры должны были быть обнажёнными, но комиссия, принимавшая работу, попросила «одеть» советских граждан. Развевающийся шарф был оставлен по недопониманию. Вот что говорил об этом один из создателей экспозиции павильона К. И. Рождественский

«Прибывший на просмотр конкурсных работ Молотов задал Мухиной вопрос:

— Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!

Хотя обстановка на просмотре была очень напряжённая, Мухина спокойно ответила:

— Это нужно для равновесия.

Она, конечно, имела в виду пластическое, образное равновесие и столь необходимую ей горизонталь. Но председатель, не сильно искушённый в искусстве, понял её «равновесие» в чисто физическом смысле и сказал:

— Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос...»

0_d9264_8afac100_XXL.jpg

 

9. Уже в то время сам павильон связывался с именем скульптора. Иофан был несколько раздосадован таким положением вещей, так что Вера Мухина даже давала разъяснение в прессе, о том, что идея принадлежит Борису Иофану, а она лишь реализует её.

0_d9263_e2335a2a_XXL.jpg

 

10. Кукрыниксы по этому поводу выпустили дружеский шарж

0_d9262_aa2637f0_XXL.jpg

 

11. На самой выставке павильон имел огромный успех и вызвал множество восторгов, в том числе и у Пикассо. Впрочем, развернулось и своеобразное противостояние между СССР и Третьим рейхом. Не обошлось и без диверсий, которые, к счастью, удалось своевременно предотвратить и возвести павильон в кратчайшие сроки. Проект павильона Третьего рейха в спешке переделывался, чтобы во что бы то ни стало быть выше советского, но в итоге получился непропорциональным. Подробнее об этом можно прочесть в очень хорошем рассказе от

0_d9265_e1aa49dc_XXL.jpg

 

12. Сейчас постамент используется по первоначальной цели: в качестве выставочного зала, где есть постоянная экспозиция, непосредственно относящаяся к памятнику, так и временные выставки в других залах. Что интересно, у оргинального павильона опорные колонны являлись продолжением ног Рабочего и колхозницы

0_d9266_b9e7d09b_XXL.jpg

 

13. А на крыше павильона - смотровая площадка

0_d9267_dfba92bf_XXL.jpg

 

14. Точнее просто площадка, по периметру обнесённая высоким парапетом, так что красивые виды здесь наблюдать весьма затруднительно. Зато проводятся концерты при условиях хорошей погоды

0_d9269_183f9a0e_XXL.jpg

 

15. И можно наблюдать необычный ракурс монумента

0_d9268_3ac337fa_XXL.jpg

 

16. Вблизи отлично видно, что Рабочий и колхозница состоят из множества элементов. Всего использовано около пяти тысяч деталей, толщиной 0,5-1 мм, которые были «выколочены» из листов нержавеющей хромоникелевой стали на деревянных и гипсовых моделях и собраны на специально сконструированном инженерами каркасе

0_d926b_2a08d14_XXL.jpg

 

17. Детали создавались на заводе ЦНИИТМАШ под руководством профессора Львова, при непосредственном участии Веры Мухиной, которая буквально переселилась на завод и заставляла переделывать несоответствующие элементы

0_d926a_5aa06bc2_XXL.jpg

 

18. К слову, первые была применена сталь для скульптуры, что тоже вызвало ряд положительных отзывов. Благодаря отражающему свойству, скульптура по сути меняла свой оттенок в зависимости от освещения. Чтобы не прогадать с таким эффектом, даже изучалась карта звездного неба над Парижем, чтобы большинство посетителей могли видеть монумент в наиболее выигрышном свете

0_d925b_77b407a9_XXL.jpg

 

19. Уже в наше время состоялась реконструкция памятника с сооружением действующего павильона. Когда провели анализ коррозии, оказалось, что предстоит заменить около 500 элементов, то есть 10% от общего количества, остальные удалось восстановить (кстати, когда полностью обновляется более 30% скульптуры, то это уже не реставрация, а реконструкция и монумент перестаёт быть авторской работой). А изъятые детали частично пополнили экспозицию

0_d925c_1eb6968_XXL.jpg

 

20. Конечно, всей экскурсии в своём рассказе я не охватил, да и не запомнил бы всего. Однако, в процессе осмотра экспозиции можно взять с собой материалы, которые расположены у множества экспонатов

0_d926e_b84b577_XXL.jpg

 

21. И непросто взять, а сделать из них вот такую брошюру (принцип Икеи в музее), попутно освежив основные факты

0_d926f_7f26f4d_XXL.jpg

 

Так что место крайне интересное, рекомендую к посещению. Каждое третье воскресенье месяца - вход свободный. Но гораздо интереснее посетить памятник с экскурсией, записаться на которую можно здесь

 

 

 

 

 Поделиться

8 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Интересно, что по первоначальному замыслу скульптуры должны были быть обнажёнными

 

Вот и хорошо, что срам прикрыли, крепкой немецкой семье, что была установлена напротив на той выставке в Париже - было более уместно показывать свои причиндалы.

 

http://s001.radikal.ru/i196/1211/89/38b506ed50d3.jpg

Ссылка на комментарий
Интересно, что по первоначальному замыслу скульптуры должны были быть обнажёнными

 

Вот и хорошо, что срам прикрыли, крепкой немецкой семье, что была установлена напротив на той выставке в Париже - было более уместно показывать свои причиндалы.

 

Почему более уместно?

Ссылка на комментарий
Почему более уместно?

"Рабочий и Колхозница" - олицетворение идеала и символа советской эпохи, негоже им в голом виде серпом и молотом махать, индустриализация там, повышение благосостояния народа... - одежды что ли нет в стране?..

А германцы, в скульптурной композиции "Семья" - два мужика за ручки держатся и сзади баба на каком-то столбике пристроилась (фото с тыла цитировать не буду, там флаг со свастикой - еще РКН чего форуму предъявит...) - ну значит у них так в семьях принято...

 

:)

Ссылка на комментарий
Моделью для Рабочего был метростроевец

Если было так просто... Тело Рабочего - артист балета Игорь Басенко, лицо - рабочий метростроя Сергей Каснер. Поза Рабочего очень не физиологична, попробуйте так простоять даже без молотка молота пару минут - а балеруны на такое способны.

 

 

PS Может когда-то я приведу иллюстрации из этого эскизного проекта в удобосмотрибельный вид...

 

http://s019.radikal.ru/i643/1608/39/fc287a96dac0.jpg

 

 

Там вот такая красота ручной работы:

 

http://s017.radikal.ru/i412/1608/10/c95a8c6b45e6.jpg

Ссылка на комментарий
Моделью для Рабочего был метростроевец

Если было так просто... Тело Рабочего - артист балета Игорь Басенко, лицо - рабочий метростроя Сергей Каснер. Поза Рабочего очень не физиологична, попробуйте так простоять даже без молотка молота пару минут - а балеруны на такое способны.

Вообще нам рассказывали, что отдельные черты лица переносились от рабочих ЦНИИТМАША.

 

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
  • Расскажите друзьям

    Нравится Наш транспорт? Расскажите друзьям!
×
×
  • Создать...