Jump to content

Blog about transport

  • entries
    143
  • comments
    191
  • views
    93,124

Contributors to this blog

Contributors to this blog

Как устроен стокгольмский метрополитен


KVentz

229 views

 Share

Оригинал взят у http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=142.9aslan в Как устроен стокгольмский метрополитен

 

Стокгольм известен, не в последнюю очередь, благодаря своему метрополитену. Метро - одна из главных визиток Стокгольма, оно так же популярно как любимые туристами дворцы, церкви и старый город. Стокгольмское метро прежде всего известно смелым и уникальным дизайном некоторых своих станций, фотографии которых регулярно всплывают в подборках типа "cамые необычные метрополитены мира".

 

Сегодня я хочу подробно рассказать о метро Стокгольма, туннельбане, как его здесь называют.

 

http://farm4.staticflickr.com/3686/10578877576_210630ff0d_o.jpg

 

Читать дальше]

Стокгольмский метрополитен насчитывает сейчас 100 станций, общая протяженность путей 105 км. На этой красивой цифре счетчик станций остановился почти 20 лет назад. 2 самые молодые станции были сданы в 1994 году и с тех пор экстенсивное развитие метро пока что остановилось. Сейчас активно обсуждается строительство новых станций и веток, но все пока что лежит в далеком будущем. В данное время в приоритете возрождение трамвая и окончание строительства нового железнодорожного туннеля, но это уже совсем другая история.

 

Номинально стокгольмское метро состоит из трех линий: красной, зеленой и синей, но фактически каждая ветка имеет разветвления, так что при желании можно обозначить на схеме минимум 7 линий. Метро для Стокгольма это все, это самый важный вид транспорта. Число поездок в год составляет приблизительно 320 миллионов. Тут можно сделать красивое сравнение: количество поездок в стокгольмском метро почти равно количеству поездок на всех видах рельсового транспорта в Швеции: 187 миллионов поездок приходится на железную дорогу и 149 на трамвай, итого 336 миллионов. Сравнение конечно красивое, но оно говорит лишь о том, на сколько сильно централизована современная Швеция. Кстати, Стокгольм единственный шведский город с метро, 2 других основных города - Гётеборг и Мальмё функционируют на трамваях. Стокгольм тоже когда-то был трамвайным городом, с трамвая фактически и началось стокгольмское метро, но это еще одна совсем другая история, о стокгольмском трамвае как-нибудь потом.

 

Взглянем на схему. Схема Стокгольмского метрополитена напоминает карту железнодорожных путей Швеции из рассказа про новый железнодорожный туннель. Как и в случае с железнодорожной сетью, сеть метро имеет четко выраженный центр, образующий узел в который связываются все ветки. Узлом, или еще лучше пупом, Стокгольма является центральный железнодорожный вокзал.

 

01.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9066/23682512.47/0_9b00d_bd413411_orig

 

На станции T-Centralen (Т означает tunnelbana, то есть центральная станция метро, просто Centralen - это центральный железнодорожный вокзал) сходятся все 3 ветки метро. Плюс к этому, станция связана с пригородными поездами (Pendeltåg) и поездами дальнего следования. Напомню, что население большого Стокгольма составляет больше двух миллионов, на работу в Стокгольм регулярно ездят люди, в том числе, из относительно удаленных городов типа Вестероса, откуда я сам ездил в Сток на работу в свое время. Так что можете представить загруженность этой станции. Общий пассажиропоток, то есть количество людей, которые садятся на этой станции, выходят или делают пересадку, больше 300 000 в день.

 

Стоит ли говорить, что сфотографировать эту станцию без людей было сложнее всего. По выходным метро работает круглосуточно, этим я и воспользовался. Ночью, кстати, станция ненамного безлюдней, чем днем. Ночью люди гуляют, да и интервалы между поездами легко доходят до получаса, так что ночью людей на платформе как раз ненамного меньше, чем днем. Самое благоприятное время для съемки это где-то в интервале 4-6 часа утра. В это время многие уже разъехались с гулек, а остальные еще не проснулись. Да и интервалы движения уже дневные.

 

Станция трехуровневая. На двух верхних уровнях пересекаются зеленая и красная ветки, а под ними расположена платформа синей ветки. Гениально решена проблема пересадки между зеленой и красной линиями. На верхней платформе проходят поезда зеленой ветки, следующие в северном направлении, и поезда красной ветки, следующие в южном направлении, на средней платформе наоборот: поезда зеленой ветки южного направления и поезда красной ветки северного. Таким образом, можно совершить пересадку между зеленой и красной ветками в противоположных направлениях просто перейдя по платформе в одной плоскости. Такое решение называется кросплатформенная пересадка. Пересесть с зеленой на красную ветку в одном и том же направлении можно на близлежащих станциях Gamla Stan (старый город) и Slussen (Шлюзовая), на которых платформы разделены на южное и северное направление.

 

02. Верхний уровень. Средний уровень выглядит точно так же.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/23682512.47/0_9b00a_ae12de93_orig

 

03. Нижний уровень - платформа синей линии. Отличительная черта всей синей ветки, благодаря которой стокгольмское метро известно во всем мире, это отделка, точнее ее отсутствие. Все станции синей ветки, за исключением двух, вырублены в скале, своды имеют неправильную форму и не отделаны, лишь покрыты слоем набрызг-бетона. Дальше лишь дело росписи да освещения и на выходе получаем шедевры!

http://img-fotki.yandex.ru/get/6714/23682512.47/0_9b005_c31b94bc_orig

 

Кстати о фотосъемке. Фотосъемка запрещена?

Метро всегда вызывает интерес у фотолюбителей и мы с вами научены горьким опытом. При попытке сфотографировать станцию метро в б. СССР мы в который раз узнаем, что метро это режимный и стратегический объект, который без разрешения фотографировать нельзя. Толку от того, что этот пункт из правил давно исчез. Как сказала дежурная на одной из станций в Тбилиси: "В Москве же нельзя в метро фотографировать, значит нигде нельзя!" - и придумайте ответ таким людям, чтобы он на них подействовал. Но у меня хорошие новости! Приезжайте в Стокгольм, у нас метро можно фотографировать сколько угодно и никто вас трогать не будет. А сейчас я заставлю завидовать по-черному тех, кто исподтишка прислонившись с стене пытался получить более-менее четкий снимок в отечественном метро (не понаслышке ведь описываю!): не забудьте штатив, как отправитесь фотографировать туннельбану!

 

По правилам фотосъемка в метро в личных целях и без специального оборудования разрешена. Главное условие, чтобы вы никому не мешали. Понятия "специальное оборудование" и "никому не мешали" довольно расплывчаты и зависят от настроения ответственного работника. Фотографировать с рук можно в любом случае и неважно какого размера у вас фотоаппарат. Если спросят, а это ну очень маловероятно, ответа "фотографирую для себя" достаточно, на этом разговор закончится. Штатив может вызвать интерес и тут могут быть нюансы. Расскажу про свой случай.,

 

Фотографирую синюю линию. Самая известная линия, всегда много туристов, работники синих станций точно должны были бы привыкнуть к людям с фотоаппаратами. Я фотографирую эскалаторы, конечно на большом расстоянии, чтобы даже теоретически никому не мешать. Внезапно ко мне подходит молодая девушка. Не знакомиться, а быковать с главной претензией "вы не имеете права меня фотографировать". Я снимаю фотоаппарат со штатива и показываю ей фотографии, на которых людей вообще нету - выдержка то большая! Это аргументом для неё не стало, настроение у человека плохое и она настроена и дальше ругаться. В ходе пререканий выяснилось, что она вообще контролер, билеты проверяет. Я протягиваю ей свой билет, ее это выводит еще больше из себя. В конце концов она позвонила на горячую линию и наябедничала, что я фотографирую тут всех без спросу и мешаю людям. Сказала, что ко мне сейчас подойдут и ушла ждать свой поезд. Я закончил снимать интересующую меня сцену и на прощание спросил вредную девку, не сказала ли горячая линия сколько мне надо ждать. Настроение у неё было окончательно испорчено на весь оставшийся день :)

 

Я продолжил фотографировать другие станции и на очередной заметил, что на определенном расстоянии за мной следует работница MTR (управляющая компания). Только я разложил штатив - сразу здравствуйте. Работница была предельно вежлива и корректна. Сказала, что им пожаловались и они обязаны отреагировать, спросила про разрешение. Я ответил, что в фотографирую в личных целях и оно мне не надо. "Может быть вы и правы, я не знаю", - призналась она и принялась подробно описывать мой фотоаппарат и штатив, позвонив тому, кто знает. В какой-то момент описания стало достаточно, чтобы понять, что я не их клиент и я получил добро продолжать дальше.

- Извини, что так вышло, мы не сильно разбираемся в фототехнике и обязаны реагировать на обращения. Хорошего дня!

- И вам всего хорошего, спасибо!

На этом инцидент был исчерпан. Как видите, синдромом вахтера страдают во всем мире, только где-то живут по законам, а где-то по понятиям.

 

Метро как искусство.

Стокгольмский метрополитен называют самой длинной художественной галереей в мире. 90 из 100 станций украшены предметами искусства абсолютно разной тематики. Разговоры о необходимости художественного оформления станций начались еще до строительства метро. Одним из источников вдохновения были помпезные "сталинские" станции московского метро. В Стокгольме пошли своим путем и украшают станции без помпы, но со вкусом, иногда совсем в сумасшедшем стиле. Первой станцией, которая была художественно оформлена, стала T-Centralen. Тогда она состояла только из двух уровней, нижний относящийся к синей ветке появился гораздо позже. Из художественных излишеств - орнаменты из плитки на путевых стенах. Самым плодородным художественным периодом стало десятилетие 1975 -1985, когда была построена синяя линия.

 

04. Станция зеленой линии Odenplan по совместительству еще и выставочный павильон. Посреди платформы стоит "аквариум", в котором постоянно меняется экспозиция. Сейчас аквариум оформлен Йоном Якобсоном (John Jakobsson), советую!

http://img-fotki.yandex.ru/get/9065/23682512.47/0_9b13c_19d5a880_orig

 

05. "Представьте себе мир, в котором не действуют привычные правила и связи, где реальность совсем не реальная с общепринятой точки зрения..." - приблизительно в таком стиле описана эта композиция. Сходите по ссылке, у парня все ок с фантазией :)

http://img-fotki.yandex.ru/get/9315/23682512.47/0_9b13d_8b517539_orig

 

06. Композиция усилена звуковым сопровождением. Помните звуки, когда нажимаешь на здания и юниты зергов в Старкрафте? Такие же слышны из аквариума.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9499/23682512.47/0_9b13e_7571249d_orig

 

Искусство на станция метро постоянно развивается и не консервируется в виде на момент постройки станции. Новые художники и идеи постоянно воплощаются в жизнь.

 

07. Еще из особенностей стокгольмской подземки. У стокгольмских поездов метро нет зеркал заднего вида. На каждой станции машинист выходит из поезда и контролирует пассажиропоток и в микрофон говорит, что он собирается закрывать двери. Раньше экипаж поезда состоял из двух человек, но с появлением видеокамер на станциях вторых пилотов сократили и на изогнутых станциях машинисту помогают телевизоры.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9311/23682512.47/0_9b140_2dba8d6d_orig

 

В Стокгольме есть традиция давать вагонам метро имена. На фото вверху это плохо видно, имя написано сразу над дверью машиниста. Я вам отобрал королевский вагон, Карлом Густавом звать! Здесь полный список имен с кратенькими объяснениями. Все по-шведски, так что спрашивайте в комментариях если гугл непонятно переведет :) Например, есть вагоны с именами участников АББЫ, а имя Мухамед выбрали потому что "это одно из самых распространенных имен в мире".

 

Синяя линия

Итак, синяя линия. Самая известная и самая молодая, сдавалась в эксплуатацию частями между 1975 и 1985 годами. Одна станция наземная, все остальные подземные. На этой линии есть своя станция-фантом, никогда так и не открытая Kymlinge, которая сейчас законсервирована. Там ничего интересного, просто платформа под эстакадой посреди леса. Откроют станцию, когда построят новый жилмассив вокруг, а это, с учетом стокгольмских реалий, произойдет очень не скоро, если вообще произойдет.

 

Самая психоделическая станция - Kungsträdgården (Королевский сад). Находится в самом центре города, удобно для туристов. Тут полный трэш - римские скульптуры, стекающие ручьи, атомный потолок и т.д.

 

08.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5007/23682512.47/0_9b006_3421492b_orig

 

09.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4904/23682512.47/0_9b008_d9b992_orig

 

10.

http://farm6.staticflickr.com/5472/10578842395_dd23081e80_o.jpg

 

11. Знаменитая станция Rådhuset. Дядя Володя, который, до того как переехать в Германию в середине 90ых, работал в киевском Метрострое, отреагировал на светофоры. Сказал мол странно, что в технически развитой Швеции до сих пор по ним ездят. Мне добавить нечего, надеюсь специалисты прокомментируют.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9506/23682512.47/0_9b003_9644942a_orig

 

12.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9088/23682512.48/0_9bb78_88b5f237_orig

 

13. Станция Tensta. Лейтмотив оформления станции - "Роза иммигрантам, солидарность и братство". Видимо, подземная красота была призвана сгладить наземную реальность. А реальность такова, что районы Tensta и Rinkeby самые неблагополучные в городе, проще говоря гетто. При этом станция Rinkeby тоже очень красивая.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9516/23682512.47/0_9affd_7f5acb79_orig

 

14.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9258/23682512.47/0_9affe_c4ed00f8_orig

 

15. А вот русских почти нету. Живут в этом районе в основном беженцы из Сомали, Ирака и бывшей Югославии.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6709/23682512.47/0_9affc_25a98422_orig

 

16. Solna Centrum запоминается, прежде всего, ярко-красному цвету. Одна из самых популярных среди туристов и это неудивительно. Красный цвет всегда бросается в глаза, беспроигрышный вариант оформления :)

http://farm4.staticflickr.com/3675/10579118873_bab8518ce3_o.jpg

 

17.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4905/23682512.47/0_9affb_796937b_orig

 

18. Sundbybergs centrum напоминает мне подземные города гномов из фэнтези.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9066/23682512.47/0_9b001_2c4bd767_orig

 

19. Вместо того, чтобы закрываться скалу бетоном, как это делали в 60ых, в 70ых решили покрывать горную породу 7-8 сантиметровым слоем набрызг-бетона. Набрызг-бетон повторяет форму скалы и создает впечатление пещеры или грота. Такая конструкция станций обходится значительно дешевле и сэкономленные деньги пошли на более смелое оформление станций. Более того, это сделало Стокгольмское метро уникальным, ведь на тот момент в мире не существовало аналогично оформленных станций.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9106/23682512.47/0_9b000_78ca002a_orig

 

Конечно, не обошлось и без мракобесия. Критики начали рассказывать, что такие станции опасны для психики, ведь они будут ассоциироваться со страшными подземельями, адом, чем-то непонятным и вообще не по-православному это. Первые "пещерные" станции оборудованы громоздкими металлическими подвесными потолками, призванными разрушить ощущение пещеры и подземелья. Со своей задачей они то справляются, но по-моему как раз они и создают гнетущее ощущение, которое, конечно, полностью отсутствуем на станциях пещерного типа без них. Надеюсь в будущем эти конструкции с потолка уберут.

 

20. Mörby centrum - одна из конечных красной линии. По подвесному потолку мы уже можем определить, что Mörby centrum входит в первую очередь пещерных станций.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9323/23682512.47/0_9afee_84471e48_orig

 

Красная линия.

Я бы определил красную линию как срез всего Стокгольмского метро. Это самая разнообразная линия, на которой можно найти станции всех типов, что есть в Стокгольме. Вся линия, 36 станций были построены за 14 лет, с 1964 по 1978 г. Неплохой темп, учитывая, что параллельно строилась новая синяя линия и продлевалась зеленая. Могли же, когда хотели! Сейчас, по-моему, только в Китае быстро строят метро. В Киеве 3 недавние станции лет 5 мучили...

 

Из 36 красных станций 17 подземные, 15 наземные и 4 надземные. Есть среди них и шедевры и самые обычные, типовые проекты.

 

21. Станция Universitetet. В оформлении 2 основных мотива: экспедиция Карла Линнея в Лапландию и декларация ООН о правах человека, текстом которой выложены путевые стены.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6721/23682512.47/0_9aff0_b445d76_orig

 

22. Вагон модели CH6 на фоне декларации о правах человека, которая гласит "Каждый человек имеет право ездить в метро и беспрепятственно его фотографировать". Нет такого пункта? А жаль...

http://img-fotki.yandex.ru/get/9542/23682512.47/0_9afef_aca8b24c_orig

 

СН6 один из, грубо говоря, двух типов поездов стокгольмской подземки. Сейчас встречаются только на красной линии и к 2017 году должны быть полностью заменены на новые составы. Производились с 1970 по 1974 год в Hägglund шведской фирмой ASEA, которая потом слилась со швейцарцами и получилась ABB. Если я не ошибаюсь, то ничем кроме энергетики они сейчас не занимается. Был такой период в истории, когда шведы производили все от подводных лодок до стиральных машин. Эх, было бы шведюков хотя бы миллионов 30, был бы еще один промышленный монстр как Германия, а так не выдержали конкуренции. Но вернемся к нашим вагонам, которые в начале 90ых были модернизированы и ходят сейчас плавно и тихо, можно спокойно разговаривать по телефону даже когда поезд разгоняется. В составе 8 вагонов.

 

23. Второй тип, новый соответственно, это поезда Bombardier моделей C20 и C20F, в составе 3 колбаски по 3 вагона, которые соединены гармошкой. Рекламы в вагонах немного.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9312/23682512.47/0_9b142_ca327ecf_orig

 

24. Станция Tekniska högskolan (Политехнический университет).

http://img-fotki.yandex.ru/get/5007/23682512.47/0_9aff1_7ae81acd_orig

 

25. Станция Stadion. Радуга означает не то, что вы подумали. Этот прекрасный символ не всегда был "гордым знаменем пропаганды гомосятины". В данном случае, по задумке автора, радуга должна напоминать нам о чистом небе над головой!

http://farm4.staticflickr.com/3686/10578877576_210630ff0d_o.jpg

 

26. Выйдем из-под земли. Не все стокгольмские станции шедевры и неповторимы. Axelsberg - одна из многих типичных наземных станций.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5011/23682512.47/0_9affa_a63fd73a_orig

 

27. Или Bredäng.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/23682512.47/0_9aff8_9a651d5_orig

 

28. Но иногда, отъехав совсем далеко от центра, можно получить и сюрприз. Станция Alby одна из самых удаленных от центра, но прокатиться туда стоит!

http://img-fotki.yandex.ru/get/9161/23682512.47/0_9aff6_6c15c620_orig

 

29. Опять мерзкий подвесной потолок в сеточку, значит ранняя станция пещерного типа, и к Википедии не ходи!

http://img-fotki.yandex.ru/get/4902/23682512.47/0_9aff7_ba3bd684_orig

 

30. Zinkensdamm - подземная станция полностью закованная в бетон.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5008/23682512.47/0_9aff4_fe8dafba_orig

 

31. Или внезапно пингвин на Aspudden. Из описания: "Пингвин держит куб на животе и вместе они создают иррациональный ориентир, который придает станции особый характер". Сложно не согласиться с автором :)

http://img-fotki.yandex.ru/get/9308/23682512.47/0_9aff5_bb94ddbe_orig

 

32. Mariatorget из той же серии. Что мне нравится, ну прям очень-очень нравится, так это отсутствие дешевых материалов в отделке. Никакого пластика или вагонки, только дерево, металл, стекло и бетон. Без мрамора, но со вкусом. Кстати, вы наверное уже заметили как много лавочек. Лавочка это не декоративный элемент, а чтобы посидеть и удобно дождаться поезда. Независимо от оформления станции почти все лавочки одинаковые и, что очень важно, деревянные!

http://img-fotki.yandex.ru/get/9059/23682512.47/0_9aff3_d84342ca_orig

 

33. Синяя станция Duvbo. Зря думали, что пещерные станции будут пугать людей, сейчас все равно никто по сторонам не смотрит, все в айфон тупят.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6719/23682512.47/0_9afff_c27b998f_orig

 

34. Västra skogen, тоже синяя линия.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9498/23682512.47/0_9b002_7d17835e_orig

 

35. По тому как в Стокгольме устроены пересадки между разными видами транспорта можно писать учебники. Все сделано на столько грамотно, что вот прям вообще не к чему придраться. Станция Ropsten, отсюда отходит много автобусов и электричка. Станция находится на эстакаде, в конце спуск на перроны электрички, внизу стоят автобусы.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4902/23682512.47/0_9afed_f245a69_orig

 

36. Переход между синей и зеленой линиями на Fridhemsplan, красота.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9318/23682512.47/0_9b011_36994672_orig

 

37. Станция Alvik, здесь пересекаются метро и трамвай. Боковые пути - это метро, а посредине - трамвая. Трамвай специально заезжает на эстакаду станции метро в свой отдельный тупик, чтобы погрузить/выгрузить пассажиров и возвращается обратно на свои пути.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9328/23682512.46/0_9afdc_90cd01cb_orig

 

38. Чтобы пересесть с трамвая на метро нужно просто перейти на противоположную сторону платформы, все. О трамвае я буду часто вспоминать по ходу рассказа о зеленой линии метро, ведь их судьбы тесно переплетены.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/23682512.46/0_9afdd_c19e6111_orig

 

Зеленая линия

Первая линия стокгольмского метро, с неё началось развитие метро и закончилась эпоха трамвая. В послевоенные годы Стокгольм совершил ту же ошибку, что и многие другие города. Отказался от уже развитой трамвайной сети в угоду личному автомобилю, как основному виду транспорта, и сделал ставку на метро в вопросе общественного транспорта. Вольво и СААБ были в восторге, только довольно быстро стало ясно, что с исчезновением трамвая пробки на дорогах не пропали, а лишь усилились. Сейчас эту ошибку принялись исправлять и трамвай находится в эпохе возрождения, но это уже совсем другая история.

 

А пока что вернемся в довоенное время, когда активно развивалась трамвайная сеть со скоростными участками. В 1933 году был построен южный туннель для скоростного трамвая. Сейчас это отрезок зеленой линии между станциями Slussen и Skanstull. В 1944 году был готов мост Skanstull, связывающий нынешние Skanstull и Gullmarsplan. Изначально по нему ходил трамвай, но в проект сразу была заложена возможность перейти на метро в дальнейшем.

 

Стандарты строительства станций для скоростного трамвая и метро, конечно, отличаются. Среди прочего, ширина платформы значительно меньше в случае трамвая чем в случае метро. Станции Medborgarplatsen и Skanstull необычно узкие по сравнению со всеми остальными. Они остались в практически первозданном виде с тех пор когда на них останавливался трамвай.

 

39. Станция Ringvägen (кольцевая дорога) в 1933 году. Сейчас эта станция называется Skanstull.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c2/Ringv%C3%A4gen_1935.jpg/1024px-Ringv%C3%A4gen_1935.jpg

 

40. Наши дни. На потолке все еще можно увидеть крючки для контактной линии оставшейся от трамвая.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5200/23682512.47/0_9b3ee_d5c461d3_orig

 

Большинство из 49 зеленых линий наземные и мало отличаются от друг друга. По началу оформлению станций особого внимания не уделяли и сделали все под копирку.

 

41. Типичная зеленая станция. Это Blåsut, но можно вставить любое другое название :)

http://img-fotki.yandex.ru/get/5008/23682512.46/0_9afe2_2ef6df8f_orig

 

42. И ночной вид.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9306/23682512.46/0_9afe7_d30c01a8_orig

 

43. Farsta. Спальный район может выглядеть вот так.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9498/23682512.46/0_9afd9_3a111b7a_orig

 

44. Или вот так, Stureby. Живешь со всеми преимуществами деревни, но в городе и возле метро - красота!

http://img-fotki.yandex.ru/get/9510/23682512.46/0_9afda_2ae43cca_orig

 

45. Про искусство в метро еще не забыли? Хоть маленькое, но положено. Это тоже Stureby.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9356/23682512.46/0_9afdb_4cee644d_orig

 

46. А вот одна из моих любимых станций - Thorlidsplan. Была построена в 1952 году, ничем не выделялась, а в 1994 ее преобразили в 8ми-битном стиле.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9510/23682512.46/0_9afde_136e9e98_orig

 

47.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9263/23682512.46/0_9afdf_df62a0a7_orig

 

48.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6709/23682512.46/0_9afe0_ae37b271_orig

 

49. Это тоже станция метро, для зайчиков и белочек. Ängbyplan - это далеко не выселки, относительно близко к центру. Стокгольмский рынок жилья очень перегрет, ситуация близка к пузырю, но при этом есть и вот такие станции метро в чистом поле.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9162/23682512.46/0_9afe6_8bdd2487_orig

 

50. Hässelby strand - конечная северного направления зеленой линии.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9329/23682512.46/0_9afe3_acfda2c4_orig

 

51. Большинство зеленых станций наземные, под землей линия проходит лишь в центральной части города. Станция Hötorget. Кстати, на многих фотографиях можно заметить разбросанный мусор. Не спешите делать вывод, мол грязное метро в Стокгольме. Я фотографировал преимущественно по выходным и ночью, мусор этот остался от гуляющих накануне, а рабочий день уборщиков еще не начался.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9324/23682512.47/0_9b00b_a15ce63b_orig

 

52. Убирают хорошо, обычно чисто. И урн много, а могли бі бояться терактов.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6724/23682512.47/0_9afe9_1ebaa560_orig

 

53. На Hötorget висят очень красивые указатели.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6704/23682512.47/0_9b00c_3f14db1f_orig

 

54. Skarpnäck - самая молодая станция, открыта в 1994 году. На этом экстенсивное развитие метро пока что остановилось.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5013/23682512.47/0_9afea_8ce55dc3_orig

 

Билеты.

Чтобы увидеть всю эту красоту достаточно купить 2 билета: билет в Стокгольм и билет на метро.

 

Вариантов билетов много: от одноразового до годового проездного. Самый выгодный способ оплаты на период краткосрочного визита это resekassa. Нужно купить карточку за 20 крон (сдать ее потом и получить 20 крон обратно, к сожалению, нельзя) и пополнять ее на любую сумму из расчета 25 крон за одну поездку. Одноразовый билет без необходимости покупать карточку стоит 36 крон + он действителен с момента покупки, а не с момента пробивания. Билет един на все виды транспорта. Все станции метро входят в зону А (всего зон 3).

 

55.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9112/23682512.47/0_9b141_1ad801c0_orig

 

От зайцев защищают вот такие турникеты и редкие контролеры. Как-то раз фотографировал я станции зеленой линии и уже возвращался домой, когда в поезд зашли контролеры. Это был первый и последний раз за время фотосъемок, когда я попал на контроль. Всегда до и после этого ездил по проездному, но именно в тот день проездного у меня не было и в метро я зашел по последним 25ти кронам с resekass'ы. Зашел я утром, а на контроль попал через 4 часа.

 

Напомню, что билет действителен 75 минут. Толку, что я не покидал пределы метро за это время, на выходе пробивать билет не надо и технически увидеть, что я не покидал пределы метро невозможно. Я сказал как было, что зашел в метро 4 часа назад и не выходил с тех пор, приготовился спорить и показывать фотографии на фотоаппарате в качестве доказательства, но это не понадобилось. Контролер мне не поверил, но выписывать штраф не стал. А штраф то нехилый - 1200 крон, почти 150 евро.

 

56.

http://img-fotki.yandex.ru/get/9558/23682512.47/0_9b13f_ecfc2714_orig

 

В стокгольмском метро есть еще много интересного, каждую станцию можно рассматривать подолгу.

 

57. Например, Hallonbergen оформлена детскими рисунками.

http://www.t-bana.net/images/hallonbergen/IMGP8440_bl.jpg

 

58. А на Akalla можно полюбоваться монументальными мозаиками в стиле шведского развитого соцреализма.

http://www.t-bana.net/images/akalla/IMGP8381_bl.jpg

 

Взят у в Стокгольмский метрополитен.

 

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

3c0c73ab816a86ee6b2bdeeb95dff0063ef83af1

 

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Александру Куксе ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

 

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

 

 

 

 Share

2 Comments


Recommended Comments

На фото 07 машинист - женщина?

 

Движение поездов в Стокгольме левостороннее. Светофоры на 11 установлены в неправильном направлении. Но на других фото есть и "правильные". Значит, используются.

Link to comment
На фото 07 машинист - женщина?

 

Движение поездов в Стокгольме левостороннее. Светофоры на 11 установлены в неправильном направлении. Но на других фото есть и "правильные". Значит, используются.

Машинисты - женщины и мужчины, в очках и без.

Link to comment
Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.



×
×
  • Create New...