Jump to content
  • Sign Up

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

  • 0

Почему Служба СЦБ — это Служба Ш?


K U M
 Share
Followers 0

Question

Вопрос:

 

В метрополитене широко распространены всевозможные сокращения пришедшие с ж.д. Если многие из ни можно расшифровать (например: ТЧ-тяговая часть, ДЦХ-диспетчер централизованного хозяйства), то служба сигнализации и связи (автоматики телемеханики и связи, СЦБ и связи) не поддается простой расшифровке т.к. обозначается просто буквой "Ш".

Самое правдоподобное объяснение, которое я слышал:

"Ш"ифровальщики, т.к. основным средством на ж.д. в момент становления терминологии были обычные телеграфы.

Второе:

"Ш"нуровая часть, по причине использования ручных тяг семафоров.

Третье (маловероятно):

"Ш"ахты, по кабельным ходкам, лазам и другой ерунды.

Ну и конечно:

"Ш"вязисты ;-)

 

Добавьте свой вариант ;-)

 

Ответ:

 

Буквенное обозначение пришло с телеграфных кодов железной дороги, где пошло от слова «шнуровая». Другой вариант — Шиллингова.

 

См. Сокращения наименований служб и должностей Московского метрополитена

Link to post
Share on other sites

16 answers to this question

Recommended Posts

  • 1

Шнур - это соединение от абонента А к абоненту Б. А - вызывающий, Б- вызываемый. На ручных станциях это был физически шнур (провод), в автоматических станциях - это именно соединение. В координатных и квазиэлектронных были еще шнуровые комплекты.

Link to post
Share on other sites


  • 0
Уж скорее от слова "шунт"

 

Не, это исключено, шунтами СЦБисты называют подвижной состав. :) Хотя версия интересная...

Link to post
Share on other sites
  • 0

Это что там, это что там прижимается к стене?

Это что там, это что там шланг мешает вешать мне?

У стены стоят Шкафы, железки СЦБучие,

Раз,2,3,4,5 они меня замучали

Link to post
Share on other sites
  • 0

2nikituc: а автор кто? :)

 

Хотя мне больше всего верится в версию с Шифровальщиками (ведь ж/д еще и "стратегический обьект")...

Link to post
Share on other sites
  • 0

После плотного общения с железнодорожниками с большим отрывом лидирует:

Шнуровая

На втором почетном месте:

Шифровальная

По одному голосу взяли:

Шиллингова (П.Л.Шиллинг - изобретатель телеграфа),

шахты,

шунт,

шум,

шест,

шкаф.

 

Метрополитеновцы свято верят, что все возникло при Кагановиче.

Железнодорожники ссылаются на Дзержинского (1921-1924г.) или отсылают на конец 19 века.

 

PS: А казалось, довольно простой вопрос... :?

Link to post
Share on other sites
  • 0
"Ш"нуровая часть, по причине использования ручных тяг семафоров.

Или по причине обилия электрических 'Ш'нуров.

Link to post
Share on other sites
  • 0

Да нет, вряд ли, шнурами их называют только в дом. хозяйствах, так это кабели, провода или шлейфы...

Link to post
Share on other sites
  • 0
2nikituc: а автор кто? :)

 

Sorri за отсуствие скромности, Я...(не, ну правда чертовски неудобно шланг вешать) :)

Link to post
Share on other sites
  • 0
А что, есть допуск в тоннель?

Не, я так... между поездов бегаю, повешу где-нибудь метров 60 шланга и сматываюсь, пока вытаскивать не заставили :D

Есть как не быть 8)

Link to post
Share on other sites
  • 0
Guest Invar

Кады число автомобилей Москвы превысило фактически-возможное число госрегномеров, то ввели незадействованную цифирь 99. Потом и в Ленинграде применили пустующую цифирку для такого же увеличения числа номеров. Наверное, таким же макаром пошли и на жд транспорте. Применять Ш стали не потому, что слово какое-то начинается с Ш, а потому, что буковка С занята. Из всех удобоваримых букв и малозадействованных где-либо выбрали Ш (в самом деле, Ш куда лучше чем Ы или Ъ). Можно было бы пойти по другому пути и ввести двубуквенное обозначение (на уровне тадАшних главков МПС), но это поломало бы то, что ломать нельзя - систему! А так все красиво и пристойно и в конечном итоге в низовых подразделениях все укладывалось по местам, без излишней путаницы в шиврованном обозначении должностей применительно к служебной принадлежности.

Link to post
Share on other sites
  • 0

А мне тут на глаза попался телефонный справочник МПС 198х какого-то года. Так вот все в министерстве с буквы Ц начинались. И там такие сокращения... Принесу потом - расскажу.

Link to post
Share on other sites
  • 0
Из всех удобоваримых букв и малозадействованных где-либо выбрали Ш (в самом деле, Ш куда лучше чем Ы или Ъ).

Скоро тогда службу охраны назовут службой Ы :D

Link to post
Share on other sites
  • 0

На питерском форуме обсуждался вариант "Шаровая", но мне он кажется сомнительным.

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share
×
×
  • Create New...