Jump to content

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

Последние автомобили Рижской Автобусной Фабрики (РАФ)


 Share

Recommended Posts

Пожалуй, более неудачного года, чем 1991-й, для презентации нового автомобиля во всей послевоенной истории СССР не было. Страна распадалась, ее занимали совсем иные проблемы. Но так уж получилось, что прототип «РАФ-Роксана» (заводской индекс М1) руководству фактически суверенной Латвии показывали именно в последний год жизни Союза.

 

Высокое местное начальство машину хвалило, обещало подыскать инвесторов. Тем более что на РАФе уже был готов второй, не менее интересный автомобиль – «Стилс» (М2). Увы, и ему, и «Роксане» суждено было остаться лишь прототипами… А ведь конструкторы и испытатели Рижской Автобусной Фабрики рассчитывали, что их микроавтобус и в начале ХХI века будет современным.

 

Еще в середине 1980-х, когда огромная страна жила перестроечными надеждами, на РАФе вплотную занялись модернизацией модели 2203. Потребность в этом, единственном в своем классе советском автомобиле была огромна, хотя и недостатков у 12-местной машины, максимально унифицированной с «Волгой», хватало. Долговечность подвески, рулевого управления, тормозов была очень низкой. Последние, кстати, несмотря на два гидроусилителя (по одному в каждом контуре), были к тому же малоэффективны.

 

http://www.zr.ru/images/article/ready/6/5/9/65951.jpg

РАФ-22038 на старте пробега во Владивосток провожала чуть ли не вся Рига

 

Рижские конструкторы, задумавшие «подтянуть» РАФ-2203 до приемлемого уровня, нашли единомышленника в НАМИ – ярого сторонника переднего привода Владимира Андреевича Миронова. Он создал простую и надежную подвеску.

Миронов вместе с главным конструктором РАФа Иваном Степановичем Данилкивым спроектировали и новый травмобезопасный рулевой вал. Параллельно освежили дизайн «рафика»: появились новые решетка радиатора, стекла передних дверей, зеркала.

Предстояла самая «малость»: убедить руководство завода и, главное, Минавтопрома выделить немалые средства на модернизацию.

Пока решение в верхах созревало, в 1989-м два модернизированных РАФ-22038-30 отправили в пробег во Владивосток. Машины (одна из них прошла перед дальним путешествием госиспытания) вернулись в Ригу практически без нареканий. Но в серию удалось запустить лишь версию 22038-02.

 

А в стране уже началось время невиданных надежд и грандиозных проектов. Что там модернизация модели почти 20-летней давности? Новый, первый в СССР выбранный коллективом директор РАФа Виктор Давыдович Боссерт провозгласил: будем делать автомобиль ХХI века! Кто из конструкторов и дизайнеров не откликнулся бы на такой призыв. Боссерт инициировал всесоюзный конкурс, патронируемый «Комсомольской правдой», на дизайн микроавтобуса. Участвовали специалисты нескольких советских заводов, но победили свои, рижане. Никакой подтасовки: просто они были больше «в теме».

 

Первоначально планировали машину с передним приводом, но остановились все же на классической компоновке. Такой автомобиль проще было довести до конвейера, опираясь на выпускаемые в СССР комплектующие. На прототипе М1 с дизайном рижанина Владимира Васильева стоял впрысковый двигатель ЗМЗ-406 – самый современный в Союзе на то время, стойки «Мак-Ферсон» от перспективной представительской «Волги» GAZ 3105, пятиступенчатая коробка передач УАЗ. Рулевую рейку и усилитель для прототипа пришлось позаимствовать у «Форда». В 1990-м микроавтобус, немного похожий (но отнюдь не копия!) на «Транзит», сделал первый рейс возле НТЦ РАФ на улице Дунтес в Риге.

 

http://www.zr.ru/images/article/ready/6/5/9/65952.jpg

РАФ-М1 – уже ходовой, но еще неотделанный образец перед отправкой в Великобританию

 

Доводить прототип доверили британской фирме IAD, которая уже сотрудничала с НАМИ и УАЗом в создании полуторатонного грузовика. Англичане провели большую работу, доводя до ума кузов и интерьер «Роксаны» и многому научив рижан. Кстати, собственным именем автомобиль обзавелся как раз в это время. Но Данилкив и Миронов уже продвигали другой проект – машину с укороченным «носом» и, все-таки, передним приводом. Конец 1980-х – время максималистов!

 

http://www.zr.ru/images/article/ready/6/5/9/65953.jpg

РАФ-М1 «Роксана». Вариант, доработанный британской фирмой IAD

 

http://www.zr.ru/images/article/ready/6/5/9/65954.jpg

Салон «Роксаны» и сегодня не выглядит архаичным. А ведь делали его больше 15 лет назад, используя в основном серийные комплектующие

 

Проект РАФ-М2 вел заместитель главного конструктора Роман Попов. Дизайн разработали в НАМИ, макет делали на ЗАЗе, с которым у РАФа были хорошие связи. Мотор на «Стилсе», собранном в 1993-м, был все тот же – ЗМЗ-406. Рулевое управление на прототип вновь поставили импортное – от «Мерседес-Бенц».

 

http://www.zr.ru/images/article/ready/6/5/9/65955.jpg

При постройке РАФ-М2 «Стилс» пришлось использовать импортную светотехнику. Подходящих фар и фонарей в СССР не было

 

http://www.zr.ru/images/article/ready/6/5/9/65956.jpg

«Стилс» – последняя модель Рижской Автобусной Фабрики

 

Дорожные тесты провести не удалось. Испытатели, как и другие специалисты, один за другим покидали завод, жизнь на котором, как и на многих других предприятиях СССР, потихоньку замирала. Однако кузов «Стилса» проверили на прочность и вибростойкость на еще работающем рижском вагоностроительном. Автомобиль, вернее, кузов, как говорят инженеры, оказался «честным» – показал неплохие результаты.

 

Конструкторы все еще надеялись довести машину хотя бы до мелкосерийного производства. Ездили по заводам бывшего СССР, пытаясь найти поставщиков электрооборудования, коробок передач, стекол. Для начала планировали выпускать «Стилс» в цехе малых серий, вместе с грузовиками и спецмашинами на базе РАФ-22038.

 

Микроавтобус возили по выставкам. Пресса не обходила его вниманием, хвалила за передовой дизайн. Но стать хотя бы мелкосерийным автомобилю было не суждено. Делать его целиком в Латвии – абсолютная утопия, а зарубежными, после распада СССР, разработками в бывших братских республиках никто не интересовался. В России к тому же начинали производить «Газель».

 

http://www.zr.ru/images/article/ready/6/5/9/65957.jpg

Чтобы привлечь внимание к проекту, построили второй «РАФ-Стилс» – прототип «скорой помощи»

 

Теперь это уже история. Ведь годы, прошедшие «после РАФа», все очень сильно изменили. Но, глядя на чудом сохранившиеся «Роксану» и «Стилс», невольно думаешь: а ведь создатели этих машин были правы – они и в начале ХХI века не выглядят динозаврами.

 

По материалам сайта журнала "За рулём".

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...


РАФ-22038, а у меня моделька, когда-то, была деревянная. Но это было в далёком детстве, и её уже нет.

Link to comment
Share on other sites

РАФ-22038, а у меня моделька, когда-то, была деревянная

Почему деревянная? Они же в металле делались.

 

tn_gallery_3055_103_763602.jpg

 

Может, всё-таки такой?

Link to comment
Share on other sites

Этот вопрос не ко мне. У меня была деревянная. Большая такая, зелёная с надписью Милиция. Я в 4 года на ней верхом катался (даже фотка есть), а со временем она развалилась. В общем, пошла она на дрова.

Такая только большая и деревянная.

Edited by von_gobelen
Link to comment
Share on other sites

Большая такая, зелёная с надписью Милиция. Я в 4 года на ней верхом катался

Ах вот как, а я думал, что масштабная, как на фото, 1:43.

Link to comment
Share on other sites

  • 7 months later...
Может, всё-таки такой?

Да, такой М 1:43 мне подарили на 4года, жив до сих пор, хотя и подубит немножко.

Link to comment
Share on other sites

такой М 1:43 мне подарили на 4года

Если на четыре года подарили, то не такой, а похожий. Тогда другие делали, детализация лучше, да и более долговечные.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...
Да, такой М 1:43 мне подарили на 4года, жив до сих пор, хотя и подубит немножко.

:) мне тоже на 4 года такой подарили, в 82-м году, тоже жив до сих пор, хоть и не в лучшем состоянии.

 

«Стилс» – последняя модель Рижской Автобусной Фабрики

Слегка похож на корейские микроавтобусы, и на Hyunday Grace, и на Kia Pregio, и на Ssang Yong Istana (сбоку).

Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...

Сегодня увидел одну из последних оставшихся в живых рижскую "газель":

http://s011.radikal.ru/i316/1103/a7/7e14e67421fdt.jpg

http://s46.radikal.ru/i112/1103/6a/1853e5807b49t.jpg

Link to comment
Share on other sites

Guest Noel G
Сегодня увидел одну из последних оставшихся в живых рижскую "газель"

 

Класс! А где она стоит, если не секрет?

Link to comment
Share on other sites

Сегодня увидел одну из последних оставшихся в живых рижскую "газель"

 

Класс! А где она стоит, если не секрет?

Она не стоИт, случано, видимо, заехала. Сфотографировал у м. "Волгоградский проспект".

Link to comment
Share on other sites

одну из последних оставшихся в живых

На самом деле, их ещё довольно много. Во время покатушек по стране прошлым летом я их видел десятки. А последний раз - в субботу в Самаре :)

Link to comment
Share on other sites

случано, видимо, заехала

Видать очень давно. И ее просто выкатили откуда-то.

 

А так, да ностальгия... Дребезжащие маршрутки, автопоезд на ВДНХ, служебная "разгонка" в СМУ... Как давно это было, Латвия?

Link to comment
Share on other sites

Видать очень давно. И ее просто выкатили откуда-то.

Была там всего несколько часов, потом уехала, утром шёл на работу - не было, в обед была. к вечеру уже не было. :)

Link to comment
Share on other sites

semmggu

А выглядит, как брошенная. Стеклоочистителей нет, вся пыльная.

Link to comment
Share on other sites

semmggu

А выглядит, как брошенная. Стеклоочистителей нет, вся пыльная.

В такую погоду почти все машины выглядят "брошеными" :lol:

Link to comment
Share on other sites

А как он ездит то вообще, зеркал тоже нет,- первый же ДПСник его "снимет".

Link to comment
Share on other sites

Guest Noel G

В Москве их осталось довольно мало, хотя ещё лет 10 назад РАФиков в столице было предостаточно. А экземпляр с фотографии ценен ещё и своими необычными фарами.

Edited by Noel G
Link to comment
Share on other sites

А экземпляр с фотографии ценен ещё и своими необычными фарами.

Просто он более старый. И форточки ещё есть, и расположение/форма зеркал после модернизации менялись.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...
Guest Noel G

Вчера видел ещё один оставшийся в столице РАФ, у автостоянки на Рогожском валу. Судя по внешнему виду, давно не используется. :(

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...
Guest Noel G

Сегодня увидел на улице Мишина вот такой РАФик:

 

http://s56.radikal.ru/i153/1104/4b/3b8d0a795489.jpg

 

Состояние на фото хорошо видно. :(

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...
Вчера видел ещё один оставшийся в столице РАФ, у автостоянки на Рогожском валу.

 

Собственно, тот самый РАФик, про который я писал ещё полтора года назад:

 

gallery_11437_438_269353.jpg

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...