Jump to content
  • Sign Up

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

Калужско-Рижская линия


 Share

Recommended Posts



Я заметил, что у нас до сих пор не было отдельной темы по "рыжей" линии. Предлагаю обсуждать здесь все что касается ее, а также высказывать свое мнение о линии номер 6 Московского Метрополитена.

Для начала "небольшой" ликбез:

 

Калужско-Рижская линия

 

Количество станций - 24

Эксплуатационная длина - 37,6 км

 

Открытие линии по участкам:

01.05.1958 - "Проспект Мира" - "ВДНХ" (4,5 км)

13.10.1962 - "Октябрьская" - "Новые Черемушки" (8,1 км)

15.04.1964 - "Новые Черемушки" - "Калужская" (1,5 км)

До 12.08.1974 станция "Калужская" находилась в здании электродепо "Калужское".

03.01.1971 - "Октябрьская" - "Китай-город" (3,8 км)

05.01.1972 - "Китай-город" - "Проспект Мира" (2,9 км)

12.08.1974 - "Новые Черемушки" - "Беляево" (3,6 км)

Станция "Калужская" в здании электродепо "Калужское" закрыта.

29.09.1978 - "ВДНХ" - "Медведково" (8,1 км)

05.11.1980 - на действующем перегоне открыта станция "Шаболовская"

06.11.1987 - "Беляево" - "Теплый стан" (3,0 км)

17.01.1990 - "Теплый стан" - "Битцевский парк" (3,6 км)

 

Конечные станции "Медведково" и "Битцевский Парк".

 

Линию обслуживают восьмивагонные составы из вагонов типа 81-717/714 и 81-717.5М/714.5М.

 

На линии два электродепо:

"Калужское" (введено в эксплуатацию в 1962 году)

"Свиблово" (введено в эксплуатацию в 1978 году)

 

Линия не имеет открытых участков. На перегоне "Медведково" - "Бабушкинская" тоннели проходят по метромосту через р. Яуза, засыпанному грунтом.

Участки "Медведково" - "Ботанический Сад" и "Ленинский Проспект" - "Битцевский Парк" - мелкого заложения, участок "ВДНХ" - "Шаболовская" - глубокого заложения.

 

История

 

Строительство линии началось с Рижского радиуса, длинной 5,4 км от "Проспекта Мира" с четырьмя станциями - "Проспект Мира", "Рижская", "Алексеевская", "ВДНХ". Линия глубокого заложения проходит параллельно густозастроенному оживленному проспекту Мира. На Рижском радиусе уложен первый километр тоннеля из сборных железобетонных блоков без оклеечной гидроизоляции.

 

Были внесены изменения в конструкции станций: сокращен диаметр станционных тоннелей до 8,5 м, созданы элементы проемных перемычек, что способствовало повышению строительных темпов. Наземные вестибюли сооружены на основе повторно применяемых проектов с использованием сборных типовых конструкций служебных помещений. Вместо монолитных, применены сборные конструкции перекрытий наклонных ходов, а нижняя их часть использована в качестве вентиляционных каналов, что позволило отказаться от сооружения специальных стволов.

 

В октябре 1962 г. вступил в строй Калужский радиус от "Октябрьской" до "Новых Черемушек" протяженностью 8,9 км с пятью станциями: "Октябрьская", "Ленинский проспект", "Академическая", "Профсоюзная", "Новые Черемушки" и метродепо Калужское.

 

По проектам того времени в качестве превоочередного предполагалось строительство новых участков от станций Кольцевой линии к окраинам, а строительство центрального участка откладывалось на более поздний срок. Таким образом изначально были введены в строй Рижский и Калужский радиусы, и лишь при открытии в 1972г. центрального участка образовалась единая Калужско-Рижская линия.

 

Вводу новой линии предшествовало преодоление неблагоприятных инженерно-геологических условий. Особенно сложными были они на перегоне "Октябрьская" - "Ленинский проспект". Большая часть его сооружалась щитами под сжатым воздухом, остальная - с глубинным водопонижением. Давление сжатого воздуха в кессоне достигало 2,3 атм. С целью его снижения была впервые применена система разгружающих скважин. В результате четкой организации работ проходка тоннелей была успешно выполнена в непосредственной близости от многоэтажных домов.

 

"Октябрьская" - глубокого заложения пилонного типа, диаметр станционных тоннелей 8,5 м., применены усовершенствованные конструкции чугунной тюбинговой обделки. Станция "Ленинский Проспект" построена под путями Окружной железной дороги в условиях интенсивного движения поездов.

 

 

При сооружении Калужского радиуса был впервые применен так называемый "московский" метод, который заключается в строительстве станций в открытых котлованах, а перегонных тоннелей - без вскрытия поверхности земли, щитовой проходкой.

 

Применение этой технологии позволило резко сократить объемы выемки грунта и обратной засыпки, исключить перекладку не попадающих в сечение тоннелей подземных коммуникаций и пересадку зеленых насаждений вдоль трассы, уменьшить расход металла и снизить стоимость строительства. Перегонные тоннели пройдены, в основном, с обделкой из железобетонных тюбингов, а применение плоского лоткового блока устранило трудоемкие работы по очистке от грязи, переустройству временных откаточных путей и сократило объем укладки путевого бетона.

 

На Калужском радиусе впервые построены станции из сборного железобетона по типовому проекту: шаг колонн 4 м, ширина платформы - 10 м. Подобные станции, построенные в эпоху тотальной борьбы с "архитектурными излишествами", получили название "сороконожек". Похожие как братья-близнецы, станции отличаются только цветом кафеля на путевых стенах и мрамором не колоннах. Кафельная плитка, причем далеко не самого высокого качества, от постоянных вибраций осыпается, оставляя на стенах совсем уж некрасивые "проплешины". Облицовку приходится постоянно подновлять, при этом цвет заменяемых плиток не всегда точно соответствовал окружающим. Периодически на таких станциях заменялось все покрытие целиком. В 2004 году завершена реконструкция станции "Академическая". Кафельная облицовка на путевых стенах заменяется алюминиевым профилем, цвет которого повторяет цвет плитки. Полоса в нижней части, выложенная ранее черной плиткой, заменена черным гранитом.

 

В апреле 1964 г. Калужская линия продлена на 1,4 км от станции "Новые Черемушки" до станции "Калужская", расположенной в здании электродепо.

 

При строительстве центрального связующего участка в 1970 г., впервые на Московском метрополитене сооружен комплекс совмещенных колонных станций глубокого заложения - "Площадь Ногина" ("Китай-город"). Двухплатформенная четырехпутная сдвоенная конструкция возведена одновременно с двумя участками Калужского и Таганского радиусов. Первый - от "Октябрьской" до "Китай-города" с промежуточной станцией "Новокузнецкая" ("Третьяковская"), длиной 4,2 км, второй - от станции "Таганская" длиной 2,1 км.

 

Разработанная в "Метрогипротрансе" усовершенствованная конструкция колонной станции глубокого заложения, рекомендованная для сооружения "Китай-города", позволяет одновременно с монтажом обделки боковых тоннелей устанавливать и включать в работу колонны. Это обеспечивало равномерное распределение нагрузки при передаче ее с разомкнутых колец и предотвращало их деформацию. Такой конструкционный тип колонной станции получил название "Московской колонной".

 

При сооружении двух совмещенных в одном уровне глубоких станций была создана огромная подземная строительная площадка. Работы велись в шести параллельных тоннелях на трех горизонтах - основании, платформе, специальных тележках и инвентарных лесах.

 

В конце 1971 г. был открыт связующий участок от станции "Китай-город" до "Проспекта Мира" длиной 3,2 км со станциями "Тургеневская" и "Колхозная" ("Сухаревская").

 

Конструктивно обе станции представляют собой трехсводчатые пилонные станции из тюбинговых колец диаметром 8,5 м. Трасса прокладывалась на значительной глубине в сложных инженерно-геологических условиях. Водозащитный зонт на станции "Тургеневская" собран целиком на уровне платформы и установлен в свод с монтажной тележки. Весь производственный процесс при этом вместо трех месяцев занял полторы недели.

 

В 1964 - 1974 годах конечная станция Калужского радиуса находилась в здании Калужского метродепо. Современная станция "Калужская" открыта в 1974 году.

 

В 1978 году линия была продлена от станции "ВДНХ" в Медведково. На участке мелкого заложения сооружены промежуточные станции "Ботанический Сад", "Свиблово", и "Бабушкинская". Линия пересекает Яузу по закрытому мосту, представляющему собой поднятый над водой участок тоннеля.

 

Станция "Шаболовская" была предусмотрена проектом Калужского радиуса, но из-за сложностей с сооружением наклонного хода, строительство было заморожено. Станция закончена и открыта для пассажиров лишь 5 ноября 1980 года.

 

При продлении Калининской линии до станции "Третьяковская-II" в 1986 году сооружен второй в Московском метрополитене совмещенный двухстанционный комплекс. Поезда обоих линий, следующие в одном направлении, прибывают к одной общей платформе каждой станции, что облегчает пересадку.

 

В 1987 г. сдан в эксплуатацию участок от станции "Беляево" до "Теплого Стана" со станциями "Коньково" и "Теплый Стан" длиной 3 км. Второй участок - от "Теплого Стана" до "Битцевского Парка" протяженностью 4 км., с промежуточной станцией "Ясенево", вступил в строй в 1990 г.

 

При строительстве станции "Ясенево", из-за особенности грунтов, терявших при вскрытии свои прочностные свойства, ее конструкцию пришлось поднять на несколько метров и изменить расположение линии в профиле.

 

Станция "Битцевский Парк" (с 2008г - "Новоясеневская") размещена у опушки одноименного лесопарка, рядом с памятником архитектуры - усадьбой "Ясенево". При компоновке комплекса станционных сооружений и оборотных тупиков необходимо было обеспечить сохранность окружающей среды, вписаться в рельеф местности с большими перепадами высот, предусмотреть связь вестибюлей с существующими и проектируемыми городскими проездами. Станция возведена на уклоне 0,005 с подъемом к тупикам. Участки, попадающие под лесной массив, строились методом продавливания.

 

Дальнейшее развитие.

 

Ранее предполагалось продлить линию на север от станции "Медведково" в Челобитьево и Мытищи со строительством еще одного электродепо, но из-за разногласий с правительством Московской области и мэром г. Мытищи, проект больше не рассматривается. Существовали также планы продления линии на юге к станции "Улица академика Янгеля" Серпуховско-Тимирязевской линии, но сейчас они также не рассматриваются.

 

В настоящее время планируется соединить станцию "Новоясеневская" с будущей станцией "Битцевский парк" Бутовской линии легкого метро. Четкие сроки реализации проекта не определены, но вероятно он будет реализован в течении ближайших лет.

 

На перегоне "Октябрьская" - "Третьяковская" существует задел под перспективную станцию "Якиманка", которая должна стать пересадочной со станцией "Полянка" Серпуховско-Тимирязевской линии, но когда проект будет реализован (и будет ли) неизвестно.

 

Ведется строительсвтво наклонного хода станции "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской линии, новый выход станет также и вторым выходом "Тургеневской". Существуют также планы строительства второго выхода станции "Рижская" в рамках реконструкции Рижской площади.

 

Использованы материалы http://www.mosmetro.ru и http://metro.molot.ru/

Edited by workweek
Link to comment
Share on other sites

Линия целиком проходит под землей.
Линия пересекает Яузу по закрытому мосту, представляющему собой поднятый над водой участок тоннеля.

Противоречие, однако :shuffle:

Link to comment
Share on other sites

Так там метромост засыпан грунтом. Никаккого противоречия не вижу)

Link to comment
Share on other sites

Если продлят нашу любимую КРЛ в Мытищи, она станет самой длинной в мире?

Link to comment
Share on other sites

Так там метромост засыпан грунтом.

То есть, пусть участок проходит над водой, он всё равно подземный? :crazy:

Link to comment
Share on other sites

Земля-то сверху насыпана?:) Насыпана, значит - надводно-подземный :cheesy:

Link to comment
Share on other sites

Просто вместо "Линия целиком проходит под землей" правильней было сказать "не имеет открытых участков".

Link to comment
Share on other sites

Я думаю, для корректности изложения следует упоминать названия станций, впоследствии изменённые. Правильно, что упомянуты названия Площадь Ногина и Новокузнецкая КРЛ, но в отношении станций Рижского радиуса надо упомянуть названия Ботанический сад и Мир, позднее Щербаковская

 

 

По проектам того времени предполагалось строительство новых участков только от станций Кольцевой линии, без соединения радиусов в диаметры через центр города. Лишь впоследствии это решение было признано ошибочным, и строительство центрального участка образовало Калужско-Рижскую линию.

Так писать неправильно, ибо по планам изначально предполагалось соединение Рижского и Калужского радиуса в один диаметр. Просто сознательно было решено, что в первую очередь надо строить участки от КЛ в окраинные районы, а участки в центре отложить на потом. Такое решение никогда и никем не признавалось ошибочным, я думаю, что оно было правильным, учитывая тогдашние пассажиропотоки и тот факт, что места приложения труда в то время были более рассредоточены, чем сейчас: заводы, где работало несравненно больше, чем сейчас, народу, располагались в основном вне контура КЛ, а такого количества офисов (контор, слова офисы тогда не было) в центре не было и подавно

Link to comment
Share on other sites

Zemelya, Mefo,

Я откорректировал текст, надеюсь его автор в обиде не будет (тем более концовку я уже дополнял).

Edited by Sniper
Link to comment
Share on other sites

Кстати, так и не понял, почему на Третьяковской на пути в сторону Китай-города висит Посадки нет?

Link to comment
Share on other sites

Потому что не в сторону Китай-Города, а в сторону "Кадашевской". Т.е поезда с обоих путей отходят в одну сторону.

Link to comment
Share on other sites

Я снова здесь задам вопрос, который задавал в теме про Калинискую линию. ПочемуТретьяковскую сделали кросс-платформой? По планам, вроде, она должна быть обычной.

 

А ещё, не планировалась ли станция между ВДНХ и Бот.садом? А то перегон там очень длинный.

Link to comment
Share on other sites

Народ, а про загруженность линии здесь уместно будет спрашивать?

Думаю переехать на Медведково.

Link to comment
Share on other sites

Потому что не в сторону Китай-Города, а в сторону "Кадашевской". Т.е поезда с обоих путей отходят в одну сторону.

 

Ничего не понял. Можно подробнее? И реально ли с Третьяковской уехать в сторону китай-города?

Или на Октябрьскую надо переть и оттуда уже? и что за Кадашевская?

Link to comment
Share on other sites

Народ, а про загруженность линии здесь уместно будет спрашивать?

Думаю переехать на Медведково.

 

На севере во внепиковое время загруженность не очень большая, а особенно на участке ВДНХ-Медведково.

На соседней СТЛ гораздо больше народу.

Link to comment
Share on other sites

Потому что не в сторону Китай-Города, а в сторону "Кадашевской". Т.е поезда с обоих путей отходят в одну сторону.

 

Ничего не понял. Можно подробнее? И реально ли с Третьяковской уехать в сторону Китай-города?

Или на Октябрьскую надо переть и оттуда уже? и что за Кадашевская?

 

Третьяковская - она двухзальная. Такая же как и Каширская, Китай-город, Парк Победы...

 

В одном зале ты приезжаешь с Китай-города КРЛ и с Марксистской КаЛЛ, в другом зале уезжаешь в сторону Китай-города и Марксистской соответственно. mosmetro

 

"Кадашевская"

"Кадашевская"

 

PS:Название всех станций пишутся с большой буквы.

Link to comment
Share on other sites

Народ, а про загруженность линии здесь уместно будет спрашивать?

Думаю переехать на Медведково.

Добро пожаловать на форум, коллега! А насчёт переезда - переезжай спокойно, пассажиропоток на севере терпимый, в отличие от юга линии. Да и район мне всегда нравился.
Link to comment
Share on other sites

Народ, а про загруженность линии здесь уместно будет спрашивать?

Думаю переехать на Медведково.

 

На севере во внепиковое время загруженность не очень большая, а особенно на участке ВДНХ-Медведково.

На соседней СТЛ гораздо больше народу.

А в пиковое? Я сейчас живу в Сокольниках. Так там загруженность по-моему самая низкая. По средам и четвергам можно в сторону центра даже найти свободное сиденье.

Link to comment
Share on other sites

А в пиковое? Я сейчас живу в Сокольниках. Так там загруженность по-моему самая низкая. По средам и четвергам можно в сторону центра даже найти свободное сиденье.

 

Ну на бывшем Кировском радиусе у нас действительно вроде как самая низкая загрузка. Но если уж сравнивать Медведково и Сокольники - Медведково-то конечная, там вы и в пиковое время сможете войдя в поезд занять сидячее место.

А если ехать их центра в Медведково - в районе шести часов вечера вагоны конечно забиты почти под завязку, но и не настолько, чтобы даже, например, на Проспекте Мира не влезть в первый же приходящий поезд. А после ВДНХ свободного места ощутимо прибавляется.

Но в зависимости от того в какой части района вы собираетесь проживать, у вас может быть удобный доступ и к станциям СТЛ. Ведь, напрмер, из района Южное Медведково ехать одинаково и до Бабушкинской, и до Свиблово и до Отрадного.

Edited by Sniper
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

Ехал вчера по КРЛ, сошел на Тургеневской из последнего вагона поезда в сторону Ясенево и увидел какой-то недействующий переход и вообще облицовка в том месте отсутствовала. Кто-нибудь в курсе что там происходит?

Link to comment
Share on other sites

Кто-нибудь в курсе что там происходит?

Все, кто читает форум, в курсе: строительство выхода станции Сретенский бульвар.

Link to comment
Share on other sites

Как это так? Ведь выход Сретенского бульвара упирается в торец центрального зала станции, строительство должно вестись там. Причем тут Тургеневская?

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share


×
×
  • Create New...