Jump to content
  • Sign Up

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

Плацкартные вагоны


 Share
Followers 1

Recommended Posts

Разработчики нового плацкартного вагона – сооснователи Студии Иппиарт, кандидаты искусствоведения Дмитрий Назаров и Рейхане Нури

Какие-то абсолютно, просто клинически оторванные от реалий жизни граждане.

Link to post
Share on other sites


Как раз вот после прочтения сложилось противоположное мнение… хотя изначально был крайне скептичен к этому вагону.

Но надо тестить живьём.

Link to post
Share on other sites
  • 3 weeks later...
Как раз вот после прочтения сложилось противоположное мнение… хотя изначально был крайне скептичен к этому вагону.

После прочтения у меня сложилось мнение о совсем уж непрошибаемой неадекватности. Уж не знаю, чьей - разработчиков или заказчиков. Может быть, и тех, и других. В то время как нормальные коммерческие перевозчики стараются как-то привлечь больше пассажиров, наши ж.д. перевозчики в большинстве своём, такое ощущение, больше всего озабочены задачей отпугнуть ухудшением условий проезда или вообще запретительным образом не допустить побольше пассажиров.

Link to post
Share on other sites

За идею неоткидных/нескладывающихся 2-х полок автоматом надо посылать на.

Дизайнерские "типа лесенки", шторки и подстаканники картину не поправят.

Link to post
Share on other sites
За идею неоткидных/нескладывающихся 2-х полок автоматом надо посылать на.

Это как раз самое безобидное из всего ужаса.

 

Дизайнерские "типа лесенки", шторки и подстаканники картину не поправят.

Ну вот единственные реально полезные вещи из этого - это собственно шторки. Но для того, чтобы их поставить, совершенно нет необходимости искусственно урезать места для размещения вещей. Лесенки - вообще абсурдные и противоестественные. Сейчас уже катаются вагоны с некими "многоступенчатыми" лесенками из металлических трубок, недавно случилось таким воспользоваться - естественно, неудобно. Все ступеньки кроме единственной (той самой, что ближе всего к "классической" высоте) бесполезны и не используются от слова совсем, зато трубчатые ступеньки, в отличие от плоских площадок, естественно, врезаются в босые ноги залезающего пассажира. Единственное, чего не хватало для удобства залезания - так это специализированных ручек, чтобы за них хвататься и втягивать себя на полку. Но эти ручки, разумеется, должны были бы быть где-то над серединой полки, а продолжение лестницы вверх в качестве ручки для хватания не катит, наоборот, только мешает, вставая на пути залезающего. Единственное осмысленное применение этого продолжения лестницы вверх - это упирать в него ноги. Но и для этого оно неудобно: слишком узкое и к тому же дырявое.

 

Возникает такое ощущение, что на самом-то деле отрабатывался заказ - дискредитировать плацкарт, сделав его настолько неудобным, чтобы таки заставить пассажира переходить в купе, как бы ему это ни было неприятно и, на самом деле, тоже неудобно. Не мытьём, так катаньем. Уже 20 лет как стараются.

Link to post
Share on other sites

Как бы не ругали Артемия Лебедева, но в одном он прав: дизайн должен быть простым. А в случае с такой функциональной штукой, как, например, вагон - еще и удобным.

 

Уверен, что товарищи дизайнеры изобретали все эти... скажем так, странные вещи, исключительно по одной причине - доказать, что они таки дизайнеры и что у них таки есть собственная "концепция". То, что концепция нежизнеспособна, неудобна и местами просто омерзительна - это никак не учитывалось, т.к. не будет оплачено.

 

Выдумать колесо уже невозможно, а в данном случае было предложено именно выдумать колесо. Не усовершенствовать его, а именно выдумать.

 

Маркетинг убил на корню здравый смысл.

Link to post
Share on other sites
Это как раз самое безобидное из всего ужаса.

Это как раз основной косяк.

Оббивать об полки туловище при проходе вдоль вагона и голову при попытках сесть и встать? Оттого, что какой-то дЕзИГнерской эээ... да твари, чего уж там, концепция привидилась? *Пииип*!!!

 

Единственное, что заслуживает внимания - идея выреза на 3-й полке для более лёгкого запихивания жЁртвы плацкарта на 2-й ярус. И то - половинчатое решение. На кой им 3 третьих полки на отсек, если матрасов нет? Недоработка, ага...

Edited by Gamecollector
Link to post
Share on other sites
Это как раз основной косяк.

Оббивать об полки туловище при проходе вдоль вагона и голову при попытках сесть и встать?

В 99% случаев в стандартном плацкарте при проходе по вагону полки опущены и на них лежат люди. Ваш кэп. Если вы при этом не можете пройти, не оббивая туловище, значит, вам вообще не надо ни в какой плацкарт.

 

Единственное, что заслуживает внимания - идея выреза на 3-й полке для более лёгкого запихивания жЁртвы плацкарта на 2-й ярус.

Как раз одна из самых вредных вещей. Я бы даже сказал, самая вредная из всех. Урезание возможностей размещения ручной клади, оправдываемое авторами сотней разных аргументов разного уровня бредовости, но по факту - лишающее ж.д. одного из естественных и традиционных конкурентных преимуществ перед рейсовыми самолётами и автобусами (возможность провоза ручной клади крупнее дамской сумочки и соотв. поездок без сдачи багажа и сопутствующих этому прыжков и ужимок, с более-менее любым количеством вещей, которые пассажир может принести на себе), и в итоге, пусть не сразу, медленно, но верно вытесняющая основную массу потенциальных пассажиров на заказные "бобики" или личный автотранспорт. Я уж не говорю о том, что вообще-то третьи полки предназначены и для размещения людей в условиях крайней необходимости.

 

Что хорошо в этом плане - хотя бы убрали уполовиненные рундуки, чтобы хотя бы внизу можно было положить ручную кладь, и на том спасибо. Но они, авторы, так говорят, будто и не видели оригинальных рундуков полного размера, в которых всё помещалось. Уполовиненные рундуки - это само по себе совсем недавняя вредительская инновация, наряду с торцевыми стенками поперечных третьих полок (такое ощущение, что придуманными тоже сугубо назло, для вытеснения с ж.д. на автотранспорт вполне определённой категории пассажиров).

Link to post
Share on other sites

Отзыв о плацкарте в Бездне Баша:

Как обычно, осторожно, 18+

Цитата #4947195
кстати, плацкарт уже не тот (((

Нет того разгула духа, и алкогольной феерии, которая царила всего 20 лет назад!!! Падения с верхней полки в состоянии алкогольной интоксикации, с дальнейшим продолжением сна сопровождающимся жутким храпом стали необыкновенно редки, драки очень эксклюзивны, и быстро устраняются бдительными нарядами полиции, а романтический секс в тамбуре канул в лета.

Чеснок, лук, и домашнюю курочку почти не едят, и прежнего панибратсва не наблюдается.

Но мне такие перемены даже нравятся )

UPD: Довольно подробный репортаж из ЖЖ - 17 часов в новом плацкарте. Баланс "хорошо" и "плохо"

Наконец, готов большой рассказ о тестировании нового плацкартного вагона (видео я выкладывал днями раньше).

Сама поездка была запланирована на 20-е апреля, а билет по маршруту был взят ещё в начале месяца - когда удалось прояснить точную локализацию этого вагона.

...

Заранее хочу предупредить, что тут будет много снимков невысокого качества: зеркалкой в наполненном людьми плацкарте особо не пощелкаешь, поэтому упор был на видео маленькой action-камерой и быстрые снимки с телефона...

Edited by crazi`
Link to post
Share on other sites
  • 2 months later...

за байдарки отдельный негатив. Возможно, это вообще сильно подрежет сферу.

 

итак приходилось общаться с проводниками на тему "купите у нас товары, а то будем создавать проблемы"

Link to post
Share on other sites
  • 6 months later...

На Хабре опубликована статья Новый плацкарт — как капсульный отель, выдержки оттуда:

На Казанском вокзале в Москве стоит альфа-версия новой компоновки плацкартного вагона. ФПК и ТМХ сделали одну очень офигенную вещь — вместо того, чтобы выкатить новый поезд и сказать: «Вот новый поезд, радуйтесь теперь, это приказ!» компании показали первый концепт и предложили обсудить. Они его катают по выставкам, в следующем месяце повезут на вокзалы в другие регионы. И везде около макетов дежурят сотрудники, которые выслушивают и записывают, что хотят поменять пассажиры.

...

Самое важное

 

Макет плацкарта разделен пополам шкафом. Верхняя полка полностью изолирована от нижней. Третья полка убрана, и теперь можно нормально сидеть наверху. Есть столик для ноутбука. Полки у изголовья на 20 сантиметров шире, чем в ногах (до середины купе, фактически). Через стену можно открыть окно к соседу и объединить две полки в одно пространство «этажа».

 

Что происходит

 

ТМХ показал один вариант интерьера. Надо понимать, что:

 

Это макет, который нужен для одной задачи: обсудить, что хорошо, что плохо и собрать максимальное количество мнений. До настоящей разработки далеко.

Это вариант только и исключительно для ночных экспрессов, то есть вся эргономика заточена на то, что человек пришёл «плющить лицо», а не бегать по вагону и меняться едой с соседями, играть в карты и городки и выпрашивать у проводника «хот вотер».

Это один из трёх вариантов интерьера вагона. Два других будут куда более странными, и поэтому надо поймать все крики «Дуров, верни стену» до того, как показывать компоновку с диагональными плацкартами и вагон с продольным расположением мест.

Это плацкарт, то есть сохраняется требование по 6 человек на модуль.

Этот макет максимально сохраняет планировку имеющихся вагонов и позволяет относительно малой кровью поменять интерьер и эргономику, в том числе при обслуживании старых вагонов. Для совсем новых вагонов будут ещё более радикальные компоновки.

Самое главное:

Вагон будет в серии не раньше, чем через несколько лет, поэтому ещё можно поучаствовать в изменении интерьера. Проще всего — дойдя ногами до макета, сейчас он на Казанском вокзале в конце зала ожидания, но будет ездить по стране с 10 февраля этого года.
Edited by crazi`
Link to post
Share on other sites
Новый плацкарт — как капсульный отель
На Казанском вокзале в Москве стоит альфа-версия новой компоновки плацкартного вагона. ФПК и ТМХ сделали одну очень офигенную вещь — вместо того, чтобы выкатить новый поезд и сказать: «Вот новый поезд, радуйтесь теперь, это приказ!» компании показали первый концепт и предложили обсудить. Они его катают по выставкам, в следующем месяце повезут на вокзалы в другие регионы. И везде около макетов дежурят сотрудники, которые выслушивают и записывают, что хотят поменять пассажиры.

gej0tkisv24nhw12tc2h8arnp6o.jpeg

Понятное дело, пассажиры настроены скептически и не очень готовы ко всему новому. Плюс не все понимают, чем альфа-версия (макет) отличается от опытного экземпляра. Но как по мне — то, что выкатили сейчас — это очень здравая вещь. Со мной можно спорить, а ТМХ — присылать баги и реквесты.

qextwy9yn0zlnrax7fmafg4n7zi.jpeg

Самое важное

Макет плацкарта разделен пополам шкафом. Верхняя полка полностью изолирована от нижней. Третья полка убрана, и теперь можно нормально сидеть наверху. Есть столик для ноутбука. Полки у изголовья на 20 сантиметров шире, чем в ногах (до середины купе, фактически). Через стену можно открыть окно к соседу и объединить две полки в одно пространство «этажа».

Что происходит

ТМХ показал один вариант интерьера. Надо понимать, что:

Это макет, который нужен для одной задачи: обсудить, что хорошо, что плохо и собрать максимальное количество мнений. До настоящей разработки далеко.

Это вариант только и исключительно для ночных экспрессов, то есть вся эргономика заточена на то, что человек пришёл «плющить лицо», а не бегать по вагону и меняться едой с соседями, играть в карты и городки и выпрашивать у проводника «хот вотер».

Это один из трёх вариантов интерьера вагона. Два других будут куда более странными, и поэтому надо поймать все крики «Дуров, верни стену» до того, как показывать компоновку с диагональными плацкартами и вагон с продольным расположением мест.

Это плацкарт, то есть сохраняется требование по 6 человек на модуль.

Этот макет максимально сохраняет планировку имеющихся вагонов и позволяет относительно малой кровью поменять интерьер и эргономику, в том числе при обслуживании старых вагонов. Для совсем новых вагонов будут ещё более радикальные компоновки.

Основа концепции в том, что людям для счастья не хватает персонального пространства и розеток. В кафе это давно поняли, а вот в поездах только начали реализовывать. Первое важное изменение — теперь можно отгородить свою полку занавеской и полностью закрыться от внешнего мира.

ukhp-basuqmc1ceejqz5fp_1sng.jpeg

Но так нельзя было сделать, пока на полках было мало пространства. Поэтому сначала пришлось придумать что-то с третьей полкой (её убрали посмотреть, что получится). И попробовали расширить верхние полки до соединения. Получилось очень круто — большие красивые этажи капсульного отеля.

7ivo4xoxfeepsxusmdwc1eqrtc0.jpeg

Потом между верхними полками поставили деревянную стенку. Получился плацкарт с нижним этажом и верхним этажом.

Упасть с верхней полки уже нельзя.

В этой ситуации нижние пассажиры бы очень страдали от нашествия верхних за столик, поэтому столики сделали на самих полках. И ещё один решили вынести со стойки на бок прохода.

Потом нижние полки тоже увеличили и тоже разделили перегородкой. Получился плацкарт, разделённый пополам полностью — 4 отдельных «номера» капсульного отеля.

В перегородке сделали отсеки для вещей.

Посмотрели, как пассажиры спят. И выяснили, что человек во сне имеет далеко не форму прямоугольного параллелепипеда. А, скорее, усечённого конуса. Голливуд вот давно пробовал L-одеяла, а тут теперь L-полки. То есть вверху у вас на 20 сантиметров больше пространство. Это, фактически, полка шкафа из прошлой версии прототипа, только теперь вы можете спать головой или рукой в шкафу. Звучит странно, но выглядит очень удобно.

o094tptnxq6aokzdckww8zljl9u.jpeg

На нижней полке сделали столик как на боковых в старых вагонах (только удобнее и меньше), чтобы можно было сидеть вдвоём.

_nb3hwtquwcxto0acxzr_y0xcxe.jpeg

zetuf_nskpgxb4vvsutrb27kgsc.jpeg

Всё это потянуло за собой кучу проблем в инженерке. Потому что нужно соответствовать массе требований. Основа санитарных требований — проход, свет и воздух. Проход 60 сантиметров сохранён. Воздух стал из-за центральных шкафов циркулировать не совсем так, как раньше в «открытом» вагоне, и поэтому сделали индивидуальные воздуховоды в изголовье каждой полки. Свет теперь как в шкафах Икеи — на полках и разноуровневый.

8e05ncpj2zibvmclztxzvnxvisk.jpeg

lk6r7t5czvaukaz618rgokfdues.jpeg

e2lyyose9rg4jtsgaxrwgbeubsk.jpeg

9ltukibitrgzkub2cmj1pub0q_a.jpeg

Пожарные требования — два незагороженных выхода. Поэтому 3 и 7 купе всегда компонуются без шкафа. Там минорная бага — места для багажа только под нижней полкой (третьей-то нет!), но придумали костыль для рейсов, где багажа много — с универсальной зоной в начале вагона. В «вентилируемых» плацкартах столик для тех, кто любит стаканы.

biwfir5evtiw4e5bcrbfgy9dr-k.jpeg
На заднем плане голосовалка — в макете всё учитывается

Открывашки под столом в макете нет, но она обязательно будет. Как некрасивый самолёт летать не может, так и вагон без открывашки для бутылок по России не ездит.

ugaaxq8k5h8y7q4r_9nlithxs6y.jpeg
Вот тут видно створку в стене между плацкартами (это не зеркало)

jfb-at1td2o8fbcncwc5mv59gg8.jpeg
Она же закрытая

На боковых полках сделали шкафы (их можно сделать запирающимися).

Наверху USB-розетки, внизу USB и 220 В. В макете наверху тоже есть 220 В, но в эксплуатации так не будет из-за требований безопасности.

В начале вагона техническая зона (это как в штабных широкий коридор около купе инвалида) — там можно смонтировать один из трёх модулей: бар, хранилище или магазин.

whdrdhdfzc1pjjwijcks7ggyz6y.jpeg

Ну, то есть поскольку это всё-таки вагон, то зону отдыха с парой диванов, место для хранения багажа или пару автоматов с едой. В макете кофемашина, аппарат с едой, пурифаер (это как кулер, только с очисткой воды) и «накладка для проезда стоя».

Собственно, в варианте «багажное хранилище» из открытых купе лишние вещи можно будет положить тут. Видимо, сверху будет камера, чтобы бдить. Вопрос пока выглядит сыроватым, но очевидного удобного всем решения пока не видно. Зато можно будет возить велосипед. ИМХО, если повысить открытому купе нормы бесплатного провоза багажа, то это может скомпенсировать неудобство. Сейчас «лишний» багаж может складываться в штабной вагон, напомню. Но при этом вы и только вы несёте за него ответственность.

Пассажиры предлагают уже ставить в зону в начале вагона холодильник, забывая, что это поезд на 12 часов максимум.

В плацкарте главная проблема — висящие ноги. С этим в текущем габарите можно сделать только компоновку «ёлочкой», то есть по диагонали. Такой вариант с продольным расположением мест тоже в проработке.

Сейчас габарит 1-ВМ (4,56 метра от уровня головки рельса на 3,185 в ширину) снаружи. Внутренняя высота от пола до потолка 2,55, а ширина — 2,89 метра. ФПК рассматривает вариант увеличения габарита вагона почти на 30 сантиметров вширь. Оборудование пока планируется располагать плюс-минус там же, где в текущих версиях плацкартных вагонов, но это не окончательное инженерное решение.

Баги, которые уже не надо репортить (отчасти правили между релизами прототипа):
Пассажир ест суп на верхней полке и капает на нижнего — столик у прохода.
«Когда я заряжаю телефон, некуда облокачиваться на боковой полке» — будет карман для телефона.
Шкаф не запирается — добавили возможность запирать.
Стакан скользит — 4 подстаканника или шершавый стол (заказчик может выбрать).
«Хочу ехать с ребёнком» — дверь между смежными полками.
«Я не умею залезать по подковке, я не акробат» — добавили удобную лестницу, поручень между купе и поручень в торце шкафа (я залез наверх с большим рюкзаком с первого раза, и всё было на месте и без чудес растяжки).

bdazgucjxj8yh09fhcgil0yphsw.jpeg
Вот эти поручи ровно нужной формы в нужных местах

С нами на макете была Валерия Шарафутдинова, руководитель управления продуктового и технического маркетинга дирекции по развитию пассажирского транспорта ТМХ:

dg0t2trerk4ajnom6__ydntscya.jpeg

В проекте ещё вот такие версии интерьера:

o4cgd-47jkblv9cijzp1ixfvhji.jpeg

wbutozpkhasw3-pw3lqkm1ftyao.jpeg

wk5eo9kd3-auszg5kelcd5gmsek.jpeg

Дизайн прототипа — инжиниринговый центр ТМХ, то есть наш и исполнен нашими инженерами. Когда дойдёт до проработки для опытного вагона, возможно будет заказываться ещё иностранная работа, но на базе холдинга уже есть собственная лаборатория дизайна, поэтому, возможно, и не понадобится. Вагон будет в серии не раньше, чем через несколько лет, поэтому ещё можно поучаствовать в изменении интерьера. Проще всего — дойдя ногами до макета, сейчас он на Казанском вокзале в конце зала ожидания. UPD: Alatarum говорит, что по состоянию на 6 февраля его уже нет на Казанском.

Источник: «Хабр».
Link to post
Share on other sites
  • 1 year later...

В продолжение темы

06.02.2020 в 00:45, crazi` сказал:

Это один из трёх вариантов интерьера вагона. Два других будут куда более странными, и поэтому надо поймать все крики «Дуров, верни стену» до того, как показывать компоновку с диагональными плацкартами и вагон с продольным расположением мест.

o4cgd-47jkblv9cijzp1ixfvhji.jpeg

В блоге Туту.ру на Хабре опубликована статья Экспериментальный вагон без плацкартов — только из капсул, без висящих ног:

(Осторожно, объёмная статья!)

Скрытый текст

 

В общем, выглядит это вот так — большая часть полки скрыта в глубине шахматной расстановки:wjh4i5hsl0u9skyfvby9d5xr1bo.jpeg

Расстановка вот такая:dxgesubncexiu2hqpkq5ewddsrs.png

Возможно, вы помните опыты ТМХ по тому, как должен выглядеть новый плацкартный вагон: сначала появились концепции капсульных плацкартов со шкафом посреди купе, потом в габарите Т — куча доработок по отзывам на первый вариант, уже длинные полки и модульная компоновка, когда можно делать часть блоков капсулой, а часть как обычно. Плюс занавески на каждом месте. Тогда же стало понятно, что в капсульный модуль не затащить велосипед или лыжи, плюс вы оставили ещё под полторы тысячи комментариев. На заводе опять получили обратную связь и показали следующий прототип.

Теперь это вагон, архитектура которого вообще не привязана к модулям плацкартов. А когда вы не ограничены прямоугольной компоновкой, можно делать диагональное расположение, ставить места в обе стороны от прохода и не выравнивать их друг по другу по сетке, а заполнять пространство в стиле биоформы.

В общем, заходите под кат смотреть новый вагон эконом-сегмента. Ну и можно посмотреть, что стало с вашей обратной связью и как опять поменялась эргономика после неё.krss5byvl-0tathzpzxoenop8r4.jpeg

Что это такое


Как обычно, когда демонстрируется прототип вагона (а этот несколько дней показывался на ВДНХ), люди сразу думают, что он такой пойдёт в серию, типа, это ёжик, живите с ним. На самом деле нет, цель ТМХ — показать разные варианты вагонов и собрать максимум данных о том, что нравится и что не нравится пассажирам. Но граждане к такому не привыкли, потому что мнение у них спрашивают редко. В том числе и про вагоны. Итак, основные ограничения:
 

  • Это прототип. Это значит, что он сделан из временных материалов, выглядит, как половина вагона (целый делать не стали), в нём всё может ещё три раза поменяться, и единственная его задача — визуализировать интерьер, чтобы можно было смотреть не на схемы или картинки, а пощупать всё в реальном мире.
  • Цель — не внести правки в этот прототип, а понять, что в нём удачно, и, возможно, забрать эти решения в следующие прототипы. Процесс изменения вагона эволюционный. ТМХ делает вариант интерьера, показывает его экспертному сообществу, заказчикам (проводникам и работникам железной дороги), пассажирам. Первые два шага уже сделаны, и на втором мы видели, что они реально очень много чего меняют. Третий шаг выглядит уже не как попытки докрутить имеющиеся вагоны, а как полноценный рефакторинг с учётом накопленного опыта. Планируется ещё одна радикально отличающаяся от привычной компоновки «ёлочка» позже. После этого будет делаться выбор, и в финал войдёт симбиоз всего хорошего из каждого прототипа.
  • Если прошлые два прототипа были только и исключительно для ночных экспрессов с 8-часовым циклом (это где люди заходят в поезд спать, а не бродить по вагонам и знакомиться), то этот уже для чуть более далёких поездок — рассчитан на маршруты не больше 12 часов. То есть это либо ночной экспресс, либо же просто ночной поезд, либо короткая дневная перевозка.
  • Это компоновка вагона эконом-класса, то есть она должна вмещать столько же человек, сколько плацкарт. В данной ситуации населённость вагона 56 человек, это на 2 человека больше, чем требуется по техзаданию.
  • Сам вагон в этой компоновке требует существенных изменений, поскольку здесь используются кластеры небольших окон вместо обычных. В прошлом прототипе это показывалось как разбитое на 2-4 окна привычное вагонное, в этом уже сделали кластеры. В смысле, что конструкция вагона ещё будет пересчитываться с учётом новых требований по прочности конструкции.
  • Расчёт и проектирование инженерки будет делаться полностью после выбора окончательного варианта интерьера, и тогда сверху наложатся нормы инсоляции, вентиляции и противопожарной безопасности. Сейчас они соблюдаются «на глаз» из опыта проектировщиков, но некоторые элементы могут поменяться — равно как и расположение воздуховодов и других коммуникаций.


Всё, теперь вы готовы смотреть новый вагон.gcnlxxcpuxzvkpl_wtqrtm35icq.jpeg
Вот этот стенд стоял на ВДНХ в июне несколько дней

 

Габарит Т в двухвагонном сцепе рулит


Похоже, возможность проектировать вагоны в габарите Т (это габарит электропоездов, обычный вагон 1-ВМ короче на 73 сантиметра и уже на 28 сантиметров, при этом внутренний пассажирский салон длиннее на 3 метра за счёт перекомпоновки) очень сильно развязала руки конструкторам по возможностям изменения интерьера. Во-первых, он банально больше и шире, что позволяет умещать самые разные компоновки, про которые раньше просто нельзя было думать. Во-вторых, это будут новые вагоны, а не модернизация старых, то есть не обязательно попадать в имеющиеся перегородки. Если раньше ещё стояли вопросы, какой габарит будет основным для перспективной техники, то теперь ответ однозначный. В смысле, сейчас далеко не все маршруты готовы к проходу вагонов габарита Т: они шире, а габарит приближения зданий кое-где просто не даст им пройти. Чаще всего речь про сложные дуги, тоннели и всякие металлоконструкции над путями, но иногда встречаются и такие вещи, как водонапорная башня в Шуе (мимо неё сейчас всё же ходят «Ласточки»).t33yaurfrewfc9z1zx7jitcyxm0.jpeg
Водонапорная башня в Шуе

В общем, в будущем будет всё больше мест, где пройдёт такой вагон. Можно спокойно использовать его как базовый.tzwvfcg19kabg7fqx55xlen77vi.jpeg
Вот тут видно стандартное окно и четыре пассажирских индивидуальных

Вторая особенность — за базу теперь можно считать двухвагонные сцепы. Напомню, изначально про эту концепцию думал Дийкстра в разрезе «один туалет на два вагона, квантуем поезд по 2 вагона». С учётом, что РЖД всё равно нужно иметь дела с поездами, которые квантуются не повагонно (как те же «Ласточки» или «Сапсаны», где локомотив по факту распределён по составу), то переход на новые процессы по работе с кластерами вагонов тоже уже данность.

Двухвагонный сцеп даёт возможность делать вещи, которые нужны не в каждом вагоне, а всего пару раз за поезд. В самом начале вагона сейчас есть модуль, так называемая функциональная зона. Это штука, где может быть багажное отделение, рекреационная зона (мы её знаем как аналог бара «Гранд-Экспресса», есть вот внизу поста) и дополнительное рабочее купе. То есть где-то будет багаж, а где-то кафе в зоне отдыха. Эта самая рекреационная зона на самом деле в 12-часовом поезде из капсул — место, где можно поговорить по телефону не мешая соседям (хотя в плацкарте это обычно никого не останавливает), спокойно поесть и вообще посидеть без потолка ровно над головой. То есть она нефункциональна с точки зрения задачи «перевезти максимум людей дёшево при приемлемом уровне комфорта», но её появление — одна из тех вещей, на которых пассажиры особенно настаивали.

Вот так выглядит багажная зона:fpsffqjovwmfw2yows2oak8ghdw.jpegcda6up6ksd1eikabq6ph4nv83sq.jpeg
Видите щитки? На самом деле, вагоны ТВЗ уже давно программно-управляемые из купе проводника, из штабного или удалённо (в этом же будет физическое разделение Wi-Fi пассажиров и сети поезда, что требовалось по стандартам безопасности для удалённого управления некритичными системами). Это круто, потому что всего 20 лет назад по локомотивам надо было бегать с перемычками. А щитки на фото только для макета, в настоящем вагоне их не будет.

Вот крепления для лыж и велосипедов:

stk_5jal9-vnss_lfafltsrgoju.jpeg1h1lrnstlxofvtbpqj8svm3_br8.jpegcax3f-ge_ohkkdtuehkrjmn55de.jpeg

На этом месте может быть автомат с недоедой и газировкой:pdpr-iymhabkobkyj5jqbviwilo.jpeg

Вагоны делаются для возможности автономной работы, но при этом по умолчанию предполагаются в сцепах по два.

В конце вагона будет душ и два туалета по разные стороны от прохода — этот модуль точно такой же, как на прошлом прототипе габарита Т (на этом макете не моделировали). Основная часть модели — изменённые спальные места и вообще индивидуальные «капсульные номера».ow82qfprsnbliczuvpz6ics_woy.jpeg

Капсульные номера


За счёт увеличения габарита вагона стало можно увеличить и длину полки. Обычная полка плацкарта имеет длину 170 сантиметров, боковушка — 173 сантиметра. Это причина, почему патологоанатомы иногда ловят флешбек прихода на работу при посадке в плацкартный вагон — если тело пассажира длиннее этой сакральной величины, ненакрытые ноги часто торчат в проход в лица тем, кто идёт по вагону. В общем, про длину полок было понятно чертовски давно, и на прошлом макете габарита Т уже показали вариант, где они на 15 сантиметров длиннее, плюс учитывают геометрию лежащего человека (ещё и шире в районе головы и груди). Новые полки похожи: длина 188 сантиметров (95% пассажиров умещаются целиком с учётом подушки). Компоновка нужна шахматная, чтобы увеличить населённость.vq0tjjoema-cle8ox0i6dfocqz0.jpego0zcmey3z1eicd07j2fuxnklsxa.jpeg
Все капсулы закрываются занавесками полностью

x49wkterpixfhcl7xs9-jatt6gc.jpeg
Вот так выглядит часть для ног, в ней столик. То есть у вас в столике чьи-то ноги, но хорошо заизолированные.

zcr1-fudqnjtczw1oxablstgfaq.jpeg
А вот столик

gubr9dnai0l9botsxs6liaaswtg.jpeg
Вот ещё вид сверху, здесь более понятно, как расположены полки

tfkhr0u2epz-b24h_hora8_axz4.jpeg

После размещения полок по вагону стало нужно размещать всё остальное. Изучив, что делает пассажир в поезде, стало понятно, что ему критично иметь под рукой 220 В для ноутбука, USB для телефона и качественное персональное освещение. То есть да, кто-то заметил, что пассажиры не знают, когда в вагоне выключают свет — сразу после этого начинаются шевеления с телефонами в руках, чтобы что-то найти. А просто свет у головы на полке мешает остальным в плацкарте. В итоге сначала пришли к занавескам по контуру полок, а потом вот к этим капсулам, где освещение тоже изолируется только у вас, и если вы хотите читать — никому не мешаете.
m9un5dc75pga0njv5fv667a7ikc.jpeg
Индивидуальное освещение

tvwbuamwz802pyyriep1-o3fm4g.jpegpl5dwlzmaotkglfcobangwrbt88.jpeg
Панель управления на столике (включатель, выключатель и USB-розетка: как и раньше, в вагонах ТВЗ 220 В не поднимается выше уровня 1 метра)

Следующее, что беспокоило пассажира — это ручная кладь. Лучше всего было лежать на ней, когда она лежала в рундуке под полкой. Надёжно и практично. Но рундуки сначала не уложились в нормы санитарии по уборке вагона, а потом на них подозрительно посмотрели безопасники и дали новые рекомендации по количеству укромных мест в вагонах. В итоге рундуков не стало, а желания пассажиров никуда не делись. Теперь ручная кладь лежит прямо за вами, внутри «номера» за полкой. Точнее, можно поставить туда вещи, а можно опустить туда ноги и смотреть в окно.

zusgr5bfgidcodyxovgioaxcsb8.jpeg
Вот это место для ручной клади

Есть отдельное место для одежды. С ним тоже важный момент: опять же, по обратной связи выяснилось, что лучше всего потайные крючки, которые не выпирают и не создают препятствий. И вешать пассажиру надо не только пальто, а ещё пиджак и брюки.qhyb3f3gvz8wjh_hjuzrioojc50.jpeg
Крючки для одежды

Столики не открываются, они по факту — продолжение стеновой панели.

Естественно, такая компоновка в принципе была бы невозможна с общим большим окном. Окна разделили. Теперь у каждого пассажира своё окно. При этом окна нужны не только, чтобы смотреть в них на багульник и читать названия станций, но и чтобы эвакуироваться.bwdlnzsyjmy_4odee9cg64oykkm.jpeg

Новые окна всё ещё подпадают под нормы возможности эвакуации, но это как раз та часть, которая будет досчитываться. Будут отдельные эвакуационные окна и молотки, сделанные так, чтобы их не хотелось своровать (то есть подходящие только для разбивания окон). При этом окна не предусматривают открывающиеся форточки, вентиляция только через воздуховоды и через систему очистки (пакет УФ-ламп в кондиционере). В прошлом модульном вагоне вентиляция была регулируемая по типу как в самолёте, а здесь всё заподлицо у оконных панелей, регулироваться не будет. Возможно, вагоны нужно будет оснащать вторым кондиционером (он доготавливает забортный воздух и гонит его по системе).

qiavm_akypg9ajyxyewshufas8m.jpeg

umpesz50s67peeinsetpj9mf8aa.jpeg
Лестницы новой формы, не самые удобные ставить ногу (сравнительно с теми, что прямо поручнями формировали нужную позу в 1-ВМ), но зато очень безопасные.

-b2nizikzpywo7g4hil-ukmb6ve.jpeg7zx8xte3ejeicconfxtspswvwrm.jpeg

fk0lhxtqgt_wljsadqpmnywzl-y.jpeg
Бортовая сеть, как и раньше, это 220 В, а не «домашние» 230 В, потому что стандарт дома обновили, а стандарт поезда всё ещё 220. Заземление возможно на рельс или на систему уравнивания потенциалов. Пока это не проектировалось, но, кажется, если вы приложите голову к рельсу послушать, идёт ли поезд, реквием не услышите.

Отдельного модуля для эвакуации не будет. Сейчас рассматриваются варианты с откидывающимися полками и эвакуацией из зон общего доступа в пассажирском салоне. Например, во входной группе окна стандартного крупного размера.
 

Проектирование


На этот раз получилось узнать, как именно проектируются такие прототипы. Пресс-служба ТМХ прислала 3 следующих фотографии из лаборатории, где очень хорошо видно, что делаются габаритные макеты, которые потом несколько раз переделываются:mqsht6uokwswp-aedgfjdv2c-te.png

Как видите, показывать такое публике нельзя, но для тестов картон идеально подходит — можно оценивать эргономику на ходу и сразу смотреть, где какой кабель, где какая трасса, где розетка, где выключатель.id0hqwip0r4jizifycmiqw2rj-y.png

Я, как сторонник прототипирования всего и вся, чтобы потом на релизе не было «ой, оно вот так вот оказывается» могу только порадоваться последовательности от картона к реальной мебели на макете.f86op9axnhhdr8mmbps1bjs3iss.png

Итак, задача была показать разные концепции и собрать мнения пассажиров и экспертов по каждой. Эта концепция показывает, как можно сделать, отбросив привычные ограничения. Задача же была — сделать максимально изолированные капсулы, сохраняя населённость вагонов. Следующий шаг — компоновка «ёлочкой» по диагонали с сохранением похожей эргономики. Это потому что сейчас пассажиры не очень любят боковушки, а тут целый вагон боковушек, по сути. В следующем будет целый вагон диагоналей.

Больше всего меня в этой истории радует то, что, кажется, это первая длинная история с интерьерами вагонов, где их сначала показывают тысячам людей и всем заинтересованным сторонам, а уже потом пускают в производство. Понятно, что большая часть пассажиров далеко не эксперты, но это гораздо лучше, чем не показывать.

И да, можно написать в комментарии мысли про этот вагон — ТВЗ (завод в составе ТМХ) очень внимательно к ним относится — ещё несколько лет назад мы делали аналитику по сотням тысяч отзывов наших пассажиров специально для них, чтобы понять, что не так или так с вагонами.

И спасибо Валерии Шарафутдиновой с ТМХ за кучу полезных ответов на мои вопросы.

 

 

Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share
×
×
  • Create New...