Jump to content

Метрообеспеченность российских городов


 Share

Recommended Posts

Решил создать тему : на какое количество жителей приходится в метрогородах 1 станция и 1 линия метро. Т.е. насколько миллионные города в России обеспечены метрополитенами. При этом пересадочные узлы из 2-х и более станций считал за 1 станцию, т.к. они обеспечивают жителей одного района. Численность населения брал из разных источников, так что если неправильно поправьте. Итак :

Санкт-Петербург.

Население - 4,5 млн. человек.

5 линий метро ( 900 тысяч человек на одну линию).

49 одиночных станций и 7 узлов. ( 80 тысяч человек на 1 станцию). После достройки 3 строящихся станций будет 76 тысяч на 1 станцию.

Новосибирск.

Население - 1,4 млн. человек.

2 линии. ( 700 тысяч на 1 линию).

11 одиночных станций и 1 узел. 117 тысяч человек на 1 станцию.

Нижний Новгород.

Население - 1,3 млн. человек.

2 линии. ( 650 тысяч на 1 линию).

12 одиночных станций и 1 узел. 100 тысяч населения на 1 станцию. С вводом "Горьковской" будет 93 тысячи на 1 станцию.

Самара.

Население - 1,1 млн. человек. 1 линия.

9 станций. 122 тысячи человек на 1 станцию. После ввода "Алабинской" будет 110 тысяч на 1 станцию.

Казань.

Население - 1,15 млн. человек. 1 линия.

7 станций. 164 тысячи человек на 1 станцию. После достройки 3 новых станций будет 115 тысяч на 1 станцию.

Екатеринбург.

Население - 1,3 млн. человек. 1 линия.

7 станций. 185 тысяч человек на 1 станцию. После открытия "Чкаловской" и "Ботанической" будет 144 тысячи на 1 станцию.

И напоследок Москва.

Население ( официально) - 10,5 млн. человек.

12 линий. 875 тысяч на 1 линию.

121 одиночная станция и 26 пересадочных узлов. 71 тысяча человек на 1 станцию.

Как видно, с метрообеспеченностью на количество жителей лучше всего дела обстоят в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя до советских нормативов даже они не дотягивают. В те времена предполагалось, что 1 станция метро должна обслуживать район с населением в 40-50 тысяч человек.

Специально не брал в расчеты Волгоградский метротрам. А то он со своими наземными трамвайными остановками мог бы

"обскакать" даже Москву.

Можно продолжить статистику. Например, подсчитав какое количество жителей приходится на 1 км пути метро.

Link to comment
Share on other sites

В те времена предполагалось, что 1 станция метро должна обслуживать район с населением в 40-50 тысяч человек.
Деление населения на число станций никак не говорит о том, сколько человек обслуживает одна станция - тут нужно исходить хотя бы из объема перевозок. Для миллионников не так трудно даже прикинуть мощность близлежащих микрорайонов.

Есть смысл (во всяком случае, это у нас как-то нормируется) посчитать, сколько км линий приходится на км2 территории города.

Link to comment
Share on other sites

Итак продолжаю ( данные из Википедии):

Москва

Площадь - 1091 кв.км. 7,4 кв.км на 1 станцию.

Длина линий - 301,2 км. 34,8 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,276 км\кв. км.

Санкт-Петербург

Площадь - 1439 кв.км. 25,7 кв.км на 1 станцию.

Длина линий - 112,5 км. 40 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,078 км\кв.км.

Новосибирск

Площадь - 506 кв.км. 42,2 кв.км на 1 станцию.

Длина линий - 16 км. 87,5 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,031 км\кв.км.

Нижний Новгород

Площадь - 460 кв.км. 35,4 кв. км на 1 станцию.

Длина линий - 15,5 км. 83,8 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,033 км\кв.км.

Казань

Площадь - 613 кв.км. 87,5 кв. км на 1 станцию.

Длина линии - 10,3 км. 111,6 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,017 км\кв.км.

Самара

Площадь - 466 кв.км. 51,7 кв. км на 1 станцию.

Длина линии - 11,4 км. 96,5 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,024 км\кв.км.

Екатеринбург

Площадь - 1151 кв.км. 164 кв. км на 1 станцию.

Длина линии - 8,5 км. 152,9 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,007 км\кв.км.

Посчитал и Волгоград с метротрамом.

Площадь - 565 кв.км.

Длина линии - 13,5 км.

Плотность сети - 0,023 км\ кв.км.

 

В советские годы планировалось, что плотность сети метрополитена должна быть 0,2 км\ кв.км. Как видим сейчас этим нормам удовлетворяет только Москва, но и ей еще очень далеко до Парижа с плотностью 2,5 км линий\кв.км.

Link to comment
Share on other sites

Небольшое уточнение по Екатеринбургу.

1151 кв.км - это площадь городского округа. Площадь самого города - 491 кв. км. С учетом этого получаются не такие дикие цифры. ( А то получается, что Екатеринбург по площади больше Москвы. :) )

70 кв.км на 1 станцию.

Плотность сети метро - 0,017 км линии метро\ кв.км. ( Уже сопоставимо с Казанью.)

Также смущает площадь Санкт-Петербурга, неужели он больше Москвы.

А вообще-то по правилам для определения плотности сети надо брать отношение длины путей ( в 2-путном исчислении) к

площади селитебной территории ( т.е. жилой застройки без площади лесопарков, водоемов и промзон). У кого есть данные по площадям селитебной территории этих городов, поправьте мои данные.

Edited by CptLop
Link to comment
Share on other sites

Также смущает площадь Санкт-Петербурга

Возможно, ты считал площадь Питера с Сестрорецком, Кронштадтом, Колпино и пр? :P

Link to comment
Share on other sites

Да, подсчитана площадь с пригородами - они входят в состав субъекта федерации г.Санкт-Петербург. Площадь без пригородов приблизительно в 2 раза меньше. Поэтому, если правильно считать, то нужно учитывать площадь городских ядер городов, без городов-спутников, входящих в состав города. А вот население городов спутников стоит учитывать, т.к. большая часть населения работает в городском ядре - условно, наверно стоит учитывать половину жителей пригородов.

Link to comment
Share on other sites

Также смущает площадь Санкт-Петербурга, неужели он больше Москвы.
Официально это действительно так.
Link to comment
Share on other sites

  • 2 months later...
Итак продолжаю ( данные из Википедии):

Москва

Площадь - 1091 кв.км. 7,4 кв.км на 1 станцию.

Длина линий - 301,2 км. 34,8 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,276 км\кв. км.

Санкт-Петербург

Площадь - 1439 кв.км. 25,7 кв.км на 1 станцию.

Длина линий - 112,5 км. 40 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,078 км\кв.км.

Новосибирск

Площадь - 506 кв.км. 42,2 кв.км на 1 станцию.

Длина линий - 16 км. 87,5 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,031 км\кв.км.

Нижний Новгород

Площадь - 460 кв.км. 35,4 кв. км на 1 станцию.

Длина линий - 15,5 км. 83,8 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,033 км\кв.км.

Казань

Площадь - 613 кв.км. 87,5 кв. км на 1 станцию.

Длина линии - 10,3 км. 111,6 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,017 км\кв.км.

Самара

Площадь - 466 кв.км. 51,7 кв. км на 1 станцию.

Длина линии - 11,4 км. 96,5 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,024 км\кв.км.

Екатеринбург

Площадь - 1151 кв.км. 164 кв. км на 1 станцию.

Длина линии - 8,5 км. 152,9 тысяч жителей на 1 км пути.

Плотность сети - 0,007 км\кв.км.

Посчитал и Волгоград с метротрамом.

Площадь - 565 кв.км.

Длина линии - 13,5 км.

Плотность сети - 0,023 км\ кв.км.

 

В советские годы планировалось, что плотность сети метрополитена должна быть 0,2 км\ кв.км. Как видим сейчас этим нормам удовлетворяет только Москва, но и ей еще очень далеко до Парижа с плотностью 2,5 км линий\кв.км.

К сведению.Площадь Казани не более 445 кв.км. ( заселённая-застроенная территория) .Фигурирующая выше цифра 613 кв.км включает лесной массив входящий в городской округ .Итого 613-445=168 кв.км (впечатляющая разница).

Link to comment
Share on other sites

К сведению.Площадь Казани не более 445 кв.км. ( заселённая-застроенная территория) .Фигурирующая выше цифра 613 кв.км включает лесной массив входящий в городской округ .Итого 613-445=168 кв.км (впечатляющая разница).
Это всех городов касается, есть много лесов, пустырей, рек в черте города. Вот только доступной статистики по селитебной площади нету :(
Link to comment
Share on other sites

  • 3 months later...
Официально это действительно так.
Теперь уже по-другому. Хотя еще не вполне официально :)
Link to comment
Share on other sites

осталось только добавить про Нижний, есть города Дзержинск и Бор, половина населения этих городов и 90% учащихся тоже в НН либо работают, либо учатся. Бор в пределах прямой видимости через Волгу, Дзержинск с Автозаводом граничит в пределах одной трамвайной остановки.

Да, забыл про Кстово, ведь там наш (ваш) губернатор Щанцев проживает и каждый день едит в наш Кремль.

Edited by PbICb
Link to comment
Share on other sites

Теперь уже по-другому. Хотя еще не вполне официально
Да уж, неожиданный поворот событий :)
осталось только добавить про Нижний, есть города Дзержинск и Бор
и Москву можно сложить с областью :) даже с несколькими)) Все крупные города образуют агломерации. Но четкого определения этого понятия у нас нет.
Link to comment
Share on other sites

  • 2 years later...

Как недавно удалось подсчитать, в СНГ самый метрообеспеченный город вовсе не Москва, а Харьков. Там как раз получается ровно 50 тысяч человек на одну станцию.

Link to comment
Share on other sites

Как недавно удалось подсчитать, в СНГ самый метрообеспеченный город вовсе не Москва, а Харьков. Там как раз получается ровно 50 тысяч человек на одну станцию.

 

Ну я тут уже писал, что Харьков единственный на мой взгляд город СНГ, где метросистема в целом сформирована, и работает эффективно, особо проблемных белых пятен нет, и потребности в новых линиях тоже нет.

Link to comment
Share on other sites

Нижний Новгород.

Население - 1,26 млн человек. Площадь - 466,5 км2. 14 станций. Длина линий - 18,9 км.

90 тыс. человек на одну станцию.

33,3 км2 на 1 станцию.

66,7 тыс. человек на 1 км.

0,041 км на 1 км2.

 

С вводом Горьковской длина линий возросла на 3,4 км или на 22%.

Link to comment
Share on other sites

... особо проблемных белых пятен нет, и потребности в новых линиях тоже нет.

Не ну с Москвы конечно лучше видно, чем на местности!

Link to comment
Share on other sites

Не ну с Москвы конечно лучше видно, чем на местности!

 

Всё познаётся в сравнении.

Я сравниваю с любым другим реальным метрополитеном СНГ, а не с фантастическим идеалом (метро в каждом дворе).

Можете предложить другой, более удачно реализованный метрополитен в СНГ?

Link to comment
Share on other sites

...

Можете предложить другой, более удачно реализованный метрополитен в СНГ?

На другие метрополитены СНГ мне плевать!

Кроме Харькова, Киева и Днепропетровска.

А "белые пятна" в Харькове имееются!

Link to comment
Share on other sites

На другие метрополитены СНГ мне плевать!

Кроме Харькова, Киева и Днепропетровска.

А "белые пятна" в Харькове имееются!

Юрик, тема "Метрообеспеченность российских городов" самое удачное место об этом заявить. :)

Edited by Vag
Link to comment
Share on other sites

Все эти рейтинги ни о чем не говорят. Т.к. нужно учитывать, где конкретно проходят линии - по пассажирообразующим узлам или ни пойми где (Самара, до недавнего времени НН). И еще - эффективность сети метро растет не линейно. Условно говоря, добавление новой линии в Москве не прибавит пассажиров, а только перераспределит их. В "средних" городах (Питер, НН, НСК) новая линия или даже пару станций прибавит пассажиров сильно. А в городах с начальным обрубком - рост медленный.

Link to comment
Share on other sites

добавление новой линии в Москве не прибавит пассажиров, а только перераспределит их.

Пусть не добавит пассажиров, но новые, особенно одиночные станции улучшат обеспеченность метро отдельных районов города. А остальные линии это немного разгрузит. Другой вопрос в том, будут ли метрообеспеченные районы давать новых пассажиров, но это дело поправимое: город постоянно строится и обновляется.

 

Метро просто так никто не строит. Каждая линия и станция вносит свою толику в метрообеспеченность, так что для первого приближения такая статистика вполне подойдёт.

Link to comment
Share on other sites

особенно одиночные станции

Это что такое? Как в Омске?

метрообеспеченные районы давать новых пассажиров

В Москве за последние 20 лет (может и больше) пассажиропоток в метрополитене не изменяется.

Как было 2,4 - 2,5 млрд. пассажиров в год в 1990-1992, столько же и сейчас.

Link to comment
Share on other sites

особенно одиночные станции

Это что такое? Как в Омске?

Нет, это обычная станция, не являющаяся пересадочной. Суть в том, что только новые станции охватывают новые районы, а пересадочные узлы охватывают только один район, будь там хоть одна, хоть четыре станции.

Link to comment
Share on other sites

Как мне кажется, наибольший потенциал по приобретению пассажиропотока имеется у метрополитена СПб: там до сих пор метрополитен не пришёл в густонаселенные районы, в составе которых есть округи с плотностью населения до 20-30 тысяч человек/км², а вообще Питеру нужны ещё порядка 50-100 станций, ведь город стремительно растёт. Если метрополитен будет продолжать строиться медленно, и так нехорошая транспортная ситуация ещё сильнее обострится.

Link to comment
Share on other sites

Как мне кажется, наибольший потенциал по приобретению пассажиропотока имеется у метрополитена СПб: там до сих пор метрополитен не пришёл в густонаселенные районы, в составе которых есть округи с плотностью населения до 20-30 тысяч человек/км², а вообще Питеру нужны ещё порядка 50-100 станций, ведь город стремительно растёт. Если метрополитен будет продолжать строиться медленно, и так нехорошая транспортная ситуация ещё сильнее обострится.

 

Есть цифры, что в пределах городской территории в Москве не обеспечены метро 13% населения, а в Питере - 22%.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share



×
×
  • Create New...