Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

Авиашаттлы: без границ и без водителей


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Авиашаттлы: без границ и без водителей
Столичный монорельс, хоть и вознесся над землей, от пробок не избавил – разве что дал рабочие места машинистам. Впрочем, зарубежные транспортные системы подобного класса обходятся без водителей уже лет сорок. Сегодня в мире их великое множество.

Автоматизированные транспортные системы, для которых придуман краткий англоязычный термин peoplemover, предстали в 1967 году в виде поездов, обслуживающих посетителей Всемирной выставки в Монреале. Вагоны, недолго думая, скопировали с тех, что бегали под землей в Торонто. И удачно: отрезок в 5,7 км они исправно преодолевали самостоятельно – без всяких компьютеров, хватало обычной релейной автоматики.
После выставки линию забросили, а потом и вовсе разобрали, но мечта о самодвижущемся экипаже осталась… Сегодня она успешно реализована в самых разнообразных вариантах. Остановимся на наиболее оригинальных.

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_1-575x443.jpg
Пожалуй, наиболее известный россиянам самодвижущийся шаттл бегает между терминалами Франкфуртского аэропорта

Колея - машинист
Когда заходишь в головной вагон аэропортовского шаттла во Франкфурте, отсутствие машиниста поначалу пугает. Но потом понимаешь, что рулить тут не только некому, но и незачем: поезд следует по своей колее, «шаг вправо или влево» конструктивно исключен. Ну а сохранять дистанцию умели, как уже сказано, чуть не полвека назад.
Тем не менее, кое-где не доверили автоматике и эту малость. Например, в аэропортах Бирмингема, Цюриха, Торонто, Мехико, в Венеции и Лас-Вегасе поезда привязаны к тяговому канату, и вся система работает наподобие подвесной дороги. Отсталость, скажете вы? Не спешите: в том же Цюрихе вагончики… парят над гладким бетонным основанием на воздушной подушке, как бы подготавливая путешественников к более высокому полету.

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_21-575x270.jpg
Если присмотреться, увидите натянутый под вагоном канат: он и привод, и гарантия безопасности.

Есть и такие канатные дороги, где на остановках вагончики отцепляются от троса, а для разгона или торможения поочередно «пристегиваются» к канатам, бегущим с разной скоростью.

Что касается колеи, то она, как правило, выложена бетоном. Смещения в сторону парируют либо бортики (тогда у вагонов есть направляющие горизонтальные ролики), либо центральный рельс (по нему удобно подавать ток для электромоторов).

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_22-575x300.jpg
Здесь нет машиниста, но оставлены дворники на случай перехода к аварийному ручному управлению. Между рельсами проложена специальная шина: с ее помощью компьютер абсолютно точно отслеживает положение поезда.

Поскольку наш журнал все же автомобильный, остановимся на системе Crystal Mover от Mitsubishi. Ее вагоны длиной 11,84 м вмещают 103 пассажира и развивают до 80 км/ч! В колее они удерживаются боковыми роликами, шум исключают вполне автомобильные шины.
Эта система работает не только в аэропортах (Майами, Вашингтон, Гонконг, Сингапур, Сеул), но и в городах (Кобе, Токио, Хиросима, Каназава, Сингапур).

Прокатимся на конвейере

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_23-575x427.jpg
Такое «такси» доставит вас от лондонского аэровокзала до паркинга и обратно. Для задания маршрута не нужно ничего, кроме номера рейса.

Каждый, кто бывал на современном и не очень заводе, видел подвесные конвейеры, которые перемещают детали над головами работающих. Грешно не использовать эту идею и для перевозки пассажиров над автомобилями.

Такие автоматизированные системы работают, например, в университетском городке в Дортмунде (с 1984 года) и в аэропорту Дюссельдорфа (с 2002-го). Последняя, названная «небесным поездом» (Skytrain) работает с двухвагонными составами длиной 18,4 м, вмещающими 94 пассажира. Разгоняется «небесный поезд» до 50 км/ч, но в его истории были случаи, когда из-за сбоев точнейшей (вагоны позиционируются с погрешностью не более 30 мм!) автоматики пассажиры становились заложниками кабин. К примеру, в сентябре 2006 года 20 человек просидели в вагонах 46 минут – вероятно, в тот день их полет на этом и завершился.

С кондуктором

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_31-575x390.jpg
Это Mitsubishi, и даже на резиновом ходу. Привод электрический, ток подается через токосъемники, как в метро.

В Докленде, восточной части Лондона, работает нечто вроде легкого автоматического метро (Docklands Light Railway) с 38 станциями. Его линии общей длиной 31 км кое-где ныряют под землю, но в основном рельсы проложены на поверхности, точнее - над нею.

Если внимательно посмотреть на вагон, можно увидеть на его ветровом стекле дворники. Для кого они – неужели ради пассажиров? На самом деле, англичане, избавившись от машиниста, так и не рискнули оставить поезд с людьми вовсе без присмотра. Поэтому в каждом составе едет… нет, все-таки не кондуктор, сумки с билетами у него нет, – должность этого человека называется passenger service agent, и в его обязанности входит наблюдение за автоматическими дверями, чтоб никого не зажало. Но в случае отказа автоматики (она тут вполне современная, компьютерная) этот агент-проводник может открыть аварийный пульт управления и повести поезд самостоятельно. Вот тут и пригодятся стеклоочистители – дожди в Лондоне не редкость.

Кнопки не трогай

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_32-575x838.jpg
Однажды в таком вагоне пассажиры застряли почти на час, но реальных аварий до сих пор не случалось.

Автор помнит время, когда поезда московского метро вели двое: машинист и помощник. Потом остался лишь первый – помогать ему стала автоматика. Говорят, сегодня и он не нужен, разве только так, на всякий случай…

А вот в Нюрнберге решили, что платить за «всякий случай» полновесную европейскую зарплату да еще с подземными надбавками слишком жирно, и убрали на линии U3 метро и машиниста, и его кабину. Теперь пассажиры могут сами напряженно всматриваться в освещенный фарами туннель (хотя мы посоветовали бы и фары убрать) в ожидании света очередной станции. Контроль за дверями и дисциплиной в вагонах ведется с помощью видеокамер. И все-таки есть на передней стенке вагона неприметный запертый лючок, за которым скрыты кнопки аварийного пульта. Вот только кто сможет ими воспользоваться?

Алло, такси!

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_33-575x451.jpg
В Нюрнберге стоит прокатиться на линии метро U3. Войдя в головной вагон, сможете почувствовать себя машинистом и узнать, что он видит в тоннелях.

С вагонами разобрались, а где прокатят в такси (пусть маршрутном) без водителя? В аэропорту Хитроу работает система PRT (Personal Rapid Transit) из 18 электрокабинок, каждая на четверых. В них можно добраться от удаленного долговременного паркинга до нужного входа в аэровокзал: достаточно набрать на пульте номер рейса! Пока преодолеваемое расстояние не превышает 4 км, но в планах числятся 400 таких «таксомоторов» для развозки пассажиров по близлежащим отелям.

Куда более острые ощущения подарят кабинки Mountain Coaster, бегающие в швейцарской Аросе между отелем и горнолыжными трассами. Рассчитанные на 12 человек, эти машинки носятся по трассе, аналогичной знаменитым «русским горкам», и преодолевают крутые виражи и подъемы до 52%! Добавьте максималку в 80 км/ч, и мало не покажется...

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_34-575x325.jpg
Головокружительное путешествие длиной в полкилометра можно совершить в Швейцарских Альпах. Похоже, на трассе специально сделали не только крутые подъемы, но и резкие виражи.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, очень интересно.

Вобще в аэропорты ходит множество диковинок. Интересно, с чем это связано?

Хорошо было бы составить список необычных транспортов в аэропорты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 лет спустя...
Вобще в аэропорты ходит множество диковинок. Интересно, с чем это связано?

Чаще всего это не в аэропортЫ, а в аэропортАХ. Связано это с условиями и задачами: требуется наиболее эффективно (дёшево, быстро, надёжно) обеспечить перемещение людей через множество линейных транспортных объектов. К примеру, нужно перевозить пассажиров между далеко стоящими друг от друга терминалами. Между терминалами находятся несколько автомобильных трасс на нескольких уровнях, железная дорога, под землёй — метро и бесчисленное множество коллекторов и трубопроводов. А иногда между террминалами находится и лётное поле с ВПП. Как всё это пересекать? Очевидно, что на наименее загруженном уровне: либо под землёй, либо над землёй. Если не брать ненадёжную канатную дорогу, то над землёй дешевле построить один из вариантов монорельса или чего-то подобного. Чаще всего так и делают. Под землёй строить уже намного дороже, но и там можно сэкономить, если не городить полноценную рельсовую систему, а сделать, например, какую-нибудь кабельную систему, как в Шереметьево, например. Это будет всё же намного дешевле, чем строить полноценное железнодорожное метро, которое там и не нужно из-за ограниченного пассажиропотока.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

Интересно, у этого узкоспециализированного вида транспорта есть нормальное русское название? Или мы по прежнему будем называть межтерминальный поезд в Шереметьево заимствованными из других языков варваризмами?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

узкоспециализированного

транспорта

нормальное

межтерминальный

варваризмами

Это всё иностранные слова, если что…

 

Интересно, у этого узкоспециализированного вида транспорта есть нормальное русское название?

Полагаю, что нет. Можно только придумать что-то вроде «малая транспортная система».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Учитывая редкость подземных автоматических канатных трамваев в наших широтах... Отдельный термин для них не устоялся. Вот и передрали с буржуйского.

Ну и да, любовь определённого контингента к английским терминам как у поляков к латыни - тоже сказалась, что уж там.

Изменено пользователем Gamecollector
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...