Jump to content
  • Sign Up

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

Авиашаттлы: без границ и без водителей


 Share

Recommended Posts

Авиашаттлы: без границ и без водителей
Столичный монорельс, хоть и вознесся над землей, от пробок не избавил – разве что дал рабочие места машинистам. Впрочем, зарубежные транспортные системы подобного класса обходятся без водителей уже лет сорок. Сегодня в мире их великое множество.

Автоматизированные транспортные системы, для которых придуман краткий англоязычный термин peoplemover, предстали в 1967 году в виде поездов, обслуживающих посетителей Всемирной выставки в Монреале. Вагоны, недолго думая, скопировали с тех, что бегали под землей в Торонто. И удачно: отрезок в 5,7 км они исправно преодолевали самостоятельно – без всяких компьютеров, хватало обычной релейной автоматики.
После выставки линию забросили, а потом и вовсе разобрали, но мечта о самодвижущемся экипаже осталась… Сегодня она успешно реализована в самых разнообразных вариантах. Остановимся на наиболее оригинальных.

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_1-575x443.jpg
Пожалуй, наиболее известный россиянам самодвижущийся шаттл бегает между терминалами Франкфуртского аэропорта

Колея - машинист
Когда заходишь в головной вагон аэропортовского шаттла во Франкфурте, отсутствие машиниста поначалу пугает. Но потом понимаешь, что рулить тут не только некому, но и незачем: поезд следует по своей колее, «шаг вправо или влево» конструктивно исключен. Ну а сохранять дистанцию умели, как уже сказано, чуть не полвека назад.
Тем не менее, кое-где не доверили автоматике и эту малость. Например, в аэропортах Бирмингема, Цюриха, Торонто, Мехико, в Венеции и Лас-Вегасе поезда привязаны к тяговому канату, и вся система работает наподобие подвесной дороги. Отсталость, скажете вы? Не спешите: в том же Цюрихе вагончики… парят над гладким бетонным основанием на воздушной подушке, как бы подготавливая путешественников к более высокому полету.

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_21-575x270.jpg
Если присмотреться, увидите натянутый под вагоном канат: он и привод, и гарантия безопасности.

Есть и такие канатные дороги, где на остановках вагончики отцепляются от троса, а для разгона или торможения поочередно «пристегиваются» к канатам, бегущим с разной скоростью.

Что касается колеи, то она, как правило, выложена бетоном. Смещения в сторону парируют либо бортики (тогда у вагонов есть направляющие горизонтальные ролики), либо центральный рельс (по нему удобно подавать ток для электромоторов).

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_22-575x300.jpg
Здесь нет машиниста, но оставлены дворники на случай перехода к аварийному ручному управлению. Между рельсами проложена специальная шина: с ее помощью компьютер абсолютно точно отслеживает положение поезда.

Поскольку наш журнал все же автомобильный, остановимся на системе Crystal Mover от Mitsubishi. Ее вагоны длиной 11,84 м вмещают 103 пассажира и развивают до 80 км/ч! В колее они удерживаются боковыми роликами, шум исключают вполне автомобильные шины.
Эта система работает не только в аэропортах (Майами, Вашингтон, Гонконг, Сингапур, Сеул), но и в городах (Кобе, Токио, Хиросима, Каназава, Сингапур).

Прокатимся на конвейере

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_23-575x427.jpg
Такое «такси» доставит вас от лондонского аэровокзала до паркинга и обратно. Для задания маршрута не нужно ничего, кроме номера рейса.

Каждый, кто бывал на современном и не очень заводе, видел подвесные конвейеры, которые перемещают детали над головами работающих. Грешно не использовать эту идею и для перевозки пассажиров над автомобилями.

Такие автоматизированные системы работают, например, в университетском городке в Дортмунде (с 1984 года) и в аэропорту Дюссельдорфа (с 2002-го). Последняя, названная «небесным поездом» (Skytrain) работает с двухвагонными составами длиной 18,4 м, вмещающими 94 пассажира. Разгоняется «небесный поезд» до 50 км/ч, но в его истории были случаи, когда из-за сбоев точнейшей (вагоны позиционируются с погрешностью не более 30 мм!) автоматики пассажиры становились заложниками кабин. К примеру, в сентябре 2006 года 20 человек просидели в вагонах 46 минут – вероятно, в тот день их полет на этом и завершился.

С кондуктором

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_31-575x390.jpg
Это Mitsubishi, и даже на резиновом ходу. Привод электрический, ток подается через токосъемники, как в метро.

В Докленде, восточной части Лондона, работает нечто вроде легкого автоматического метро (Docklands Light Railway) с 38 станциями. Его линии общей длиной 31 км кое-где ныряют под землю, но в основном рельсы проложены на поверхности, точнее - над нею.

Если внимательно посмотреть на вагон, можно увидеть на его ветровом стекле дворники. Для кого они – неужели ради пассажиров? На самом деле, англичане, избавившись от машиниста, так и не рискнули оставить поезд с людьми вовсе без присмотра. Поэтому в каждом составе едет… нет, все-таки не кондуктор, сумки с билетами у него нет, – должность этого человека называется passenger service agent, и в его обязанности входит наблюдение за автоматическими дверями, чтоб никого не зажало. Но в случае отказа автоматики (она тут вполне современная, компьютерная) этот агент-проводник может открыть аварийный пульт управления и повести поезд самостоятельно. Вот тут и пригодятся стеклоочистители – дожди в Лондоне не редкость.

Кнопки не трогай

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_32-575x838.jpg
Однажды в таком вагоне пассажиры застряли почти на час, но реальных аварий до сих пор не случалось.

Автор помнит время, когда поезда московского метро вели двое: машинист и помощник. Потом остался лишь первый – помогать ему стала автоматика. Говорят, сегодня и он не нужен, разве только так, на всякий случай…

А вот в Нюрнберге решили, что платить за «всякий случай» полновесную европейскую зарплату да еще с подземными надбавками слишком жирно, и убрали на линии U3 метро и машиниста, и его кабину. Теперь пассажиры могут сами напряженно всматриваться в освещенный фарами туннель (хотя мы посоветовали бы и фары убрать) в ожидании света очередной станции. Контроль за дверями и дисциплиной в вагонах ведется с помощью видеокамер. И все-таки есть на передней стенке вагона неприметный запертый лючок, за которым скрыты кнопки аварийного пульта. Вот только кто сможет ими воспользоваться?

Алло, такси!

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_33-575x451.jpg
В Нюрнберге стоит прокатиться на линии метро U3. Войдя в головной вагон, сможете почувствовать себя машинистом и узнать, что он видит в тоннелях.

С вагонами разобрались, а где прокатят в такси (пусть маршрутном) без водителя? В аэропорту Хитроу работает система PRT (Personal Rapid Transit) из 18 электрокабинок, каждая на четверых. В них можно добраться от удаленного долговременного паркинга до нужного входа в аэровокзал: достаточно набрать на пульте номер рейса! Пока преодолеваемое расстояние не превышает 4 км, но в планах числятся 400 таких «таксомоторов» для развозки пассажиров по близлежащим отелям.

Куда более острые ощущения подарят кабинки Mountain Coaster, бегающие в швейцарской Аросе между отелем и горнолыжными трассами. Рассчитанные на 12 человек, эти машинки носятся по трассе, аналогичной знаменитым «русским горкам», и преодолевают крутые виражи и подъемы до 52%! Добавьте максималку в 80 км/ч, и мало не покажется...

http://www.zr.ru/wpfiles/uploads/2011/02/201102011740_34-575x325.jpg
Головокружительное путешествие длиной в полкилометра можно совершить в Швейцарских Альпах. Похоже, на трассе специально сделали не только крутые подъемы, но и резкие виражи.
Link to comment
Share on other sites



Спасибо, очень интересно.

Вобще в аэропорты ходит множество диковинок. Интересно, с чем это связано?

Хорошо было бы составить список необычных транспортов в аэропорты

Link to comment
Share on other sites

  • 8 years later...
Вобще в аэропорты ходит множество диковинок. Интересно, с чем это связано?

Чаще всего это не в аэропортЫ, а в аэропортАХ. Связано это с условиями и задачами: требуется наиболее эффективно (дёшево, быстро, надёжно) обеспечить перемещение людей через множество линейных транспортных объектов. К примеру, нужно перевозить пассажиров между далеко стоящими друг от друга терминалами. Между терминалами находятся несколько автомобильных трасс на нескольких уровнях, железная дорога, под землёй — метро и бесчисленное множество коллекторов и трубопроводов. А иногда между террминалами находится и лётное поле с ВПП. Как всё это пересекать? Очевидно, что на наименее загруженном уровне: либо под землёй, либо над землёй. Если не брать ненадёжную канатную дорогу, то над землёй дешевле построить один из вариантов монорельса или чего-то подобного. Чаще всего так и делают. Под землёй строить уже намного дороже, но и там можно сэкономить, если не городить полноценную рельсовую систему, а сделать, например, какую-нибудь кабельную систему, как в Шереметьево, например. Это будет всё же намного дешевле, чем строить полноценное железнодорожное метро, которое там и не нужно из-за ограниченного пассажиропотока.

Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Интересно, у этого узкоспециализированного вида транспорта есть нормальное русское название? Или мы по прежнему будем называть межтерминальный поезд в Шереметьево заимствованными из других языков варваризмами?

Link to comment
Share on other sites

узкоспециализированного

транспорта

нормальное

межтерминальный

варваризмами

Это всё иностранные слова, если что…

 

Интересно, у этого узкоспециализированного вида транспорта есть нормальное русское название?

Полагаю, что нет. Можно только придумать что-то вроде «малая транспортная система».

Link to comment
Share on other sites

Учитывая редкость подземных автоматических канатных трамваев в наших широтах... Отдельный термин для них не устоялся. Вот и передрали с буржуйского.

Ну и да, любовь определённого контингента к английским терминам как у поляков к латыни - тоже сказалась, что уж там.

Edited by Gamecollector
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...