Jump to content

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

О названиях линий метро в городах России


 Share

Recommended Posts

Начну издалека. Издревле ( с 30-х годов 20 века ) в СССР, а теперь и в России линии метро, проходящие через центр

городов имели двойное название. То есть каждая диаметральная линия состояла из 2 радиусов и называлась по

наименованиям этих радиусов. Пример - Арбатско-Покровская линия или Кировско-Выборгская линия. Исключениями

были линии из 1 радиуса ( Филевская линия, Правобережная линия ), линии, не проходящие через центр ( Каховская

линия ) и Кольцевая линия. Но эта система действовала в Москве, Питере и Киеве, а в провинциальных городах

России - почему-то нет. Как-то это неправильно. B) Попробуем исправить.

Начну с родной Самары. У нас пока одна линия. Пересадочный узел двух линий планировался на "Московской". Значит,

участок от "Московской" до "Юнгородка" - это один радиус. Лучше всего его назвать Гагаринским радиусом, т.к.

3 его станции расположены на ул. Гагарина. Второй радиус должен идти в сторону Старой Самары, от ул. Полевой -

под ул. Самарской, через Самарскую площадь с одноименной станцией. Можно назвать его Самарским радиусом, а

всю линию Гагаринско - Самарской линией ( ГСЛ ).

Но строительство станции "Самарская" под большим вопросом. Возможно, эта линия закончится на "Алабинской".

Тогда радиус - Алабинский, а линия - Гагаринско-Алабинская ( ГАЛ ).

В Нижнем Новгороде центр линий метро уже есть - "Московская". И даже ничего придумывать не надо. Уже есть

названия: Автозаводско-Нагорная ( АНЛ ) и Сормовско-Мещерская ( СМЛ ) линии, которые отражают названия 4 радиусов от "Московской".

В Казани центром линии являются станции "Кремлевская" и "Площадь Тукая". Южный радиус можно назвать Аметьевским. С северным - сложнее. Или Авиастроительный, или Козьеслободский радиус. Соответственно вся линия - Аметьевско - Авиастроительная ( ААЛ ) или Аметьевско-Козьеслободская линия ( АКЛ ).

Екатеринбург. Центр линии - "Площадь 1905 года ". Северный радиус - Уралмашевский. Южный радиус - Уктусский

или Чкаловский. Вся линия - Уралмашевско-Уктусская ( УУЛ ) или Уралмашевско-Чкаловская линия ( УЧЛ ).

В Новосибирске - 2 линии: Ленинская и Дзержинская, но эти названия уже идеологически устарели. С учетом

названий радиусов 1 линия ( Ленинская ) могла бы называться Левобережно - Заельцовская ( ЛЗЛ ). А 2-я

( Дзержинская ) - Вокзально - Гусинобродская ( ВГЛ ).

А как вы считаете ? Особенно интересует мнение форумчан из упомянутых городов. Возможно, у них свои варианты

названий. Главное, чтобы названия радиусов были связаны с названиями районов или станций метро. А также

были понятны приезжим из других городов.

Link to comment
Share on other sites



Начну издалека. Издревле ( с 30-х годов 20 века ) в СССР, а теперь и в России линии метро, проходящие через центр

городов имели двойное название. То есть каждая диаметральная линия состояла из 2 радиусов и называлась по

наименованиям этих радиусов. Пример - Арбатско-Покровская линия или Кировско-Выборгская линия. Исключениями

были линии из 1 радиуса ( Филевская линия, Правобережная линия ), линии, не проходящие через центр ( Каховская

линия ) и Кольцевая линия. Но эта система действовала в Москве, Питере и Киеве, а в провинциальных городах

России - почему-то нет. Как-то это неправильно. B) Попробуем исправить.

 

В Новосибирске - 2 линии: Ленинская и Дзержинская, но эти названия уже идеологически устарели. С учетом

названий радиусов 1 линия ( Ленинская ) могла бы называться Левобережно - Заельцовская ( ЛЗЛ ). А 2-я

( Дзержинская ) - Вокзально - Гусинобродская ( ВГЛ ).

А как вы считаете ? Особенно интересует мнение форумчан из упомянутых городов. Возможно, у них свои варианты

названий. Главное, чтобы названия радиусов были связаны с названиями районов или станций метро. А также

были понятны приезжим из других городов.

 

Вот как раз систему с названием из одного слова считаю оптимальной, всякие Кирово-Выборжские и Куреново-КрасноАрмейские - и язык сломаешь произносить и запомнить невозможно.

 

В Новосибирске названия линий соответсвуют географии города и названы они по принципан названия радиусов, даже Ленинскую линия диаметром называть можно с большой натяжкой потому что из центра она выходит только со стороны пл.Маркса(Ленинский район), Заельцовская уже давно стала частью центра. Дзержинская линия из центра в Джержинский район идет.

 

И с идеалогией в Новосибирске все в порядке, всегда красным городом был и на последних думских КПРФ больше ЕР набрала(33% против 27%).

 

Для приезжих из окрестных деревень даже схема из двух линий это слишком сложно.

Edited by ernadi
Link to comment
Share on other sites

Главное, чтобы названия радиусов были связаны с названиями районов. А также были понятны приезжим из других городов.

Вы действительно думаете, что я знаю все районы Самары, Казани или Новосибирска? Или хотя бы те районы, где есть метро?

Link to comment
Share on other sites

Дим, один вопрос: а зачем всё это?

Хороший вопрос. B) Попробую ответить. Как-то эта мысль последнее время вертелась в голове. Наверное, просто зависть. :) Вот у вас в столицах у линий метро красивые названия - Серпуховско-Тимирязевская линия, Невско-

Василеостровская или Святошино-Броварская. А у нас ( даже при обсуждении ) безымянные названия -

1-я линия, 2-я линия, как и названия улиц: 1-я просека, 7-я просека, 2-й Безымянный переулок ( Какие-то сплошные

3-и улицы Строителей ). Единственное исключение - Нижний Новгород, где существуют пока 2 радиуса метро, но

линии уже названы на перспективу. Это я СМЛ и АНЛ имею ввиду.

Каких-то больших затрат на это не потребуется. Название линии можно отобразить только на новых схемах в вагонах

метро.

 

 

 

Вы действительно думаете, что я знаю все районы Самары, Казани или Новосибирска? Или хотя бы те районы, где есть метро?

Ну в названиях линий метро в Москве разбираетесь же ? :rolleyes: И как часто вы из Реутова бываете в Самаре или

в Казани ?

 

 

В Новосибирске названия линий соответсвуют географии города и названы они по принципан названия радиусов, даже Ленинскую линия диаметром называть можно с большой натяжкой потому что из центра она выходит только со стороны пл.Маркса(Ленинский район), Заельцовская уже давно стала частью центра. Дзержинская линия из центра в Джержинский район идет.

 

И с идеалогией в Новосибирске все в порядке, всегда красным городом был и на последних думских КПРФ больше ЕР набрала(33% против 27%).

Ну, если вам нравятся названия линий с именами Ленина и Дзержинского, я не против. Я говорил про другое. Как бы

назвали 4 имеющихся у вас радиуса, исходящих из пересечения 2 линий ? Есть Ленинский и Дзержинский радиусы,

а два остальных ? И не такое уж сложное название линии из 3 букв ( по примеру Москвы - АПЛ, ТКЛ, КРЛ и т.д. )

Link to comment
Share on other sites

Издревле ( с 30-х годов 20 века ) в СССР

Неправда. Двойные названия пошли с 50-х годов.

Но эта система действовала в Москве, Питере и Киеве, а в провинциальных городах

России - почему-то нет.

В Харькове во времена СССР - действовала. А в прочих городах РСФСР метро состояло из одной линии. Смысл её как-то называть? На момент открытия метро ни в одном городе первая линия не имела своего названия, оно появлялось позже.

А у нас ( даже при обсуждении ) безымянные названия -

1-я линия, 2-я линия

В Петербурге именно такие названия линий употребляются повсеместно.

Link to comment
Share on other sites

Одной линии собственного названия не нужно.

Когда их ещё мало, даже по номерам чаще люди называть будут. Кстати, вполне удобно, особенно когда линий метро много - просто как номер трамвайного маршрута.

Названия собственные (не номерные) удобны, когда они дают понять, куда везёт линия.

Когда город большой, то не очень информативно называть линию по какому-то одному топониму, когда она проходит по нескольким. Вот и ответ на длинные составные названия в больших городах с длинными линиями.

Вроде, всё предельно просто само собой так сложилось.

Link to comment
Share on other sites

Двойные названия пошли с 50-х годов.

А как назывались линии метро в Москве в 30-40-х годах, а также их радиусы ?

 

 

Одной линии собственного названия не нужно.

Когда их ещё мало, даже по номерам чаще люди называть будут.

В Екатеринбурге - одна линия, но имеет название "Уральская". В Нижнем и Новосибирске линии метро тоже имеют

названия, а не номера.

Названия собственные (не номерные) удобны, когда они дают понять, куда везёт линия.

Вот про это я и говорю.

Link to comment
Share on other sites

Ну в названиях линий метро в Москве разбираетесь же ? :rolleyes: И как часто вы из Реутова бываете в Самаре или в Казани ?

Ага, разбираюсь. Особенно умиляет название родной Калининской линии (такого района теперь нет). Это название оставлено специально для иногородних, чтобы их немножечко оживить в поисках несуществующего района. ;)

 

По поводу бытия в Самаре и Казани: ни разу не доводилось, хотя в Самаре может быть и появлюсь когда-нибудь. В Н-ске был один раз, но на метро прокатиться не довелось (к сожалению).

 

В общем-то про себя могу сказать одно: если мне необходимо в Москве или в Нижнем или ещё в каком-нибудь городе найти нужный адрес (где я раньше никогда не бывал), то я посмотрю карту с поиском ближайшего метро (или общественного транспорта) и мне всё равно как называется линия.

Edited by RSJ
Link to comment
Share on other sites

Вот как раз систему с названием из одного слова считаю оптимальной, всякие Кирово-Выборжские и Куреново-КрасноАрмейские - и язык сломаешь произносить и запомнить невозможно.
Я тоже так считаю. Название из одного слова - то что надо.

Если говорить о радиусах, то в Москве или Питере о них, как таковых, ещё можно говорить в силу сложившейся градостроительной ситуации и перспектив развития метрополитена. В регионах же система названий по радиусам была бы надуманной.

 

 

В Нижнем Новгороде центр линий метро уже есть - "Московская". И даже ничего придумывать не надо. Уже есть названия: Автозаводско-Нагорная ( АНЛ ) и Сормовско-Мещерская ( СМЛ ) линии, которые отражают названия 4 радиусов от "Московской".
"Автозаводско-Нагорная"? Нет такого названия. Говорят вполне конкретно: продление Автозаводской линии до станции "Горьковская". Центр города находится там, где строится станция "Горьковская". Вполне логично, если линия в обозримом будущем будет называться также, как и сегодня - "Автозаводская", поскольку идёт из центра города на Автозавод. Edited by Майкл
Link to comment
Share on other sites

Мнения новосибирцев и нижегородцев мы услышали. ( И москвичей заодно ). А что по этому поводу думают самарчане, казанцы и екатеринбуржцы ?

Для Самары еще один вариант названия - Безымянско-Алабинская линия ( БАЛ ).

Link to comment
Share on other sites

А как назывались линии метро в Москве в 30-40-х годах, а также их радиусы ?

 

Кировский радиус, Арбатский радиус, Горьковский радиус - так и назывались.

 

Двойные названия - вовсе не придумка 50-х или каких-нибудь ещё годов, это продолжение традиции названий трамвайных линий, при которой линия, проходящая через центр и имеющая два "хвоста" имела двойное название. Начало этой традиции имеет конкретную дату: 15 февраля 1907 г. Именно тогда был открыт центральный соединительный участок между Охотным рядом и Лубянкой (главные трамвайные конечные Москвы) и пущены сквозные маршруты окраина - центр - окраина. Названия линиям были даны двойные (ранее все линии имели одинарные названия: Петровская, Марьинская, Преображенская). Надо сказать, что уже тогда было разделение: московские трамвайные линии получали отныне и двойные названия, а их провинциальные собратья - одинарные, ну не было в других городах таких ярко выраженных сквозных линий.

 

Вот такая вот история.

Link to comment
Share on other sites

Ну в названиях линий метро в Москве разбираетесь же?
Большинство приезжих названия всех линий не помнит и разбирается по цветам. Или ищет подписи на схеме каждый раз, и чем они короче, тем поиск происходит успешнее. Вариант с цветами и/или номерами идеален с точки зрения быстрой ориентации в городе.
Ну, если вам нравятся названия линий с именами Ленина и Дзержинского, я не против.
Нравится - не нравится, а я против переименований, это сложности, которые всех путают, вне зависимости от приятности фамилий революционеров.

 

Кстати, ещё идея с районами очень интересна в применении к перспективной схеме - там названия нескольких районов будут повторяться в именах сразу двух линий. Впрочем, и именование перспективных линий по одному району тоже довольно путанное на самом деле.

 

Сейчас у нас внедряют ориентацию по цветам: красный-зеленый, пока без официального переименования. И правильно делают.

одна линия, но имеет название "Уральская"
Что ценно, так как позволяет догадаться, в каком городе мы находимся :)

Нет, есть ещё улица с таким именем, но она к метро вообще и одноименной станции в частности не ведет.

Link to comment
Share on other sites

А как назывались линии метро в Москве в 30-40-х годах, а также их радиусы ?

 

Кировский радиус, Арбатский радиус, Горьковский радиус - так и назывались.

Неправда. Арбатско-Покровская линия так и называлась с момента её образования в 1938 году, а Горьковская линия стала Горьковско-Замоскворецкой уже в 1943 году, при продлении к "Заводу имени Сталина"("Автозаводской").

Link to comment
Share on other sites

stas1987

Неправда. В то время целые линии никто так не называл.

Link to comment
Share on other sites

Вот читаю я эту тему и думаю, вспомнит ли тут кто-нибудь про мою родную Московско-Петроградскую линию, если вдуматься, то название — во! :yeah:

Link to comment
Share on other sites

тогда было разделение: московские трамвайные линии получали отныне и двойные названия, а их провинциальные собратья - одинарные, ну не было в других городах таких ярко выраженных сквозных линий.
В регионах двойные названия ни к чему. Возьмите НН: крошечную линию, которая к 2017 году дай Бог насчитает 5 станций и 5,5 км пути называть двойным именем?? Ерунда!
Link to comment
Share on other sites

Резонно отметить, что цвета, а не номера удобнее всего запомнить.

Москва: Красная, Зеленая, Синяя, Голубая, Кольцевая, Оранжевая, Фиолетовая, Желкая, Серая, Салатовая, Каховская, Бутовская

 

И далее по всем городам.

Правда, вот в Минске, линии поменялись цветами :)

Link to comment
Share on other sites

Резонно отметить, что цвета, а не номера удобнее всего запомнить.

Москва: Красная, Зеленая, Синяя, Голубая, Кольцевая, Оранжевая, Фиолетовая, Желкая, Серая, Салатовая, Каховская, Бутовская

Простите мой географический дальтонизм: А что это за цвета - каховский и бутовский ? :rolleyes:

Обычно на просторах б. СССР 1-я линия была красной, 2-я - синей, 3-я - зеленой. А вот дальше никакой общей системы

нет ( сравним Москву и Питер ). Тем более : А какого цвета 2-е линии в Нижнем Новгороде и Новосибирске ? B)

З.Ы. Так и тему надо будет переименовать : "О названиях, цветах и нумерации линий метро в городах России ?"

Link to comment
Share on other sites

Обычно на просторах б. СССР 1-я линия была красной, 2-я - синей, 3-я - зеленой. А вот дальше никакой общей системы

нет ( сравним Москву и Питер ).

Как раз-таки в Москве и Питере общая система сохраняется: кольцо - особая линия, а радиусы в обоих городах красный-синий-зелёный-оранжевый-фиолетовый. В Киеве, кстати, 4-ая линия планируется также оранжевого цвета.

 

А какого цвета 2-е линии в Нижнем Новгороде и Новосибирске ?

В Нижнем - синего, в Новосибирске - зелёного.

Link to comment
Share on other sites

А какого цвета 2-е линии в Нижнем Новгороде и Новосибирске ?

В Нижнем - синего

Если бы... :) Она на разных схемах нарисована разным цветом - где синим, где зелёным, а где и красным.
Link to comment
Share on other sites

Так на большинстве схем всё же синий. Надо открытия Горьковской дождаться.

Link to comment
Share on other sites

Так на большинстве схем всё же синий.
Ничего подобного. На новых схемах, размещённых в вагонах поездов Сормовская линия обозначена зелёным цветом. А всего несколько месяцев назад на схемах в вагонах она изображалась красным.
Link to comment
Share on other sites

На новых схемах, размещённых в вагонах поездов Сормовская линия обозначена зелёным цветом.

Интересно, а можно фото сделать?

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...