Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

История Минского метро


Вячеслав
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Предлагаю тут говорить об истории метрополитена Минска. Вот небольшая справка - для начала дискуссии.

 

Метрополитен в городе Минск начали строить в 1977 году и 30 июня 1984 года открыли движение на пусковом участке из 8-ми подземных станций: "Институт Культуры", "Площадь Ленина", "Октябрьская", "Площадь Победы", "Площадь Якуба Коласа", "Академия Наук", "Парк Челюскинцев" и "Московская". По названию последней станции вся линия и получила название Московская. Она связала с центром города его северо-восточные окраины.

 

31 декабря 1986 года Московская линия пополнилась ещё одной подземной станцией на северо-востоке - "Восток".

 

Первый участок новой Автозаводской линии открылся для движения 30 декабря 1990 года из 5-ти подземных станций: "Тракторный завод", "Пролетарская", "Купаловская", "Немига" и "Фрунзенская". Новая линия шла по направлении с юго-востока на северо-запад. На станции "Купаловская" был построен переход на станцию "Октябрьская" Московской линии - это единственный в минском метро пересадочный узел.

Ещё одну подземную станцию - "Первомайская" на открытом участке достроить к сроку не успели. Её открыли позже, в 1991 году.

 

На этом советский этап метростроения в Минске закончился и начался этап независимой Белоруссии.

 

3 июля 1995 года Автозаводская линия была продлена на северо-запад на 2 подземные станции "Молодёжная" и "Пушкинская";

7 ноября 1997 года линия была продлена на юго-восток на 2 подземные станции "Партизанская" и "Автозаводская";

5 сентября 2001 года линия была продлена на юго-восток ещё на 1 подземную станцию "Могилёвская". Перегон между "Могилёвской" и "Партизанской" является самым длинным в минском метро - 2,6 км;

7 ноября 2005 года линия была продлена на запад на 3 подземные станции "Спортивная", "Кунцевщина" и "Каменная Горка".

 

Всего на Автозаводской линии протяжённостью 18,1 км располагаются 14 станций, все подземные.

 

7 ноября 2007 года Московская линия была продлена на северо-восток на 2 станции: "Борисовский Тракт" и "Уручье".

 

Всего же на Московской линии протяжённостью 12,2 км располагаются 11 станций, все подземные.

 

Итого в минском метро 2 линии общей протяжённостью 30,3 км, на которых располагаются 25 станций (все подземные). Пересадочный узел один, двухстанционный.

 

За всё время существования минского метро только одна станция подвергалась переименованиям - в 1996 году станция "Площадь Ленина" была переименована в "Площадь Независимости", а в 2003 году ей было возвращено первоначальное название.

 

Схему минского метро (с перспективами развития) можно посмотреть здесь:

http://minsk-metro-net.na.by/shems/map_ru_november.jpg

(схема с сайта minsk-metro-net.na.by нашего форумчанина depo_minsk)

 

Схему путевого развития можно посмотреть здесь:

http://www.mrl.ucsb.edu/~yopopov/rrt/trackmaps/tm_minsk.png

(схема, автор которой Владислав Прудников, взята с сайта mrl.ucsb.edu)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
  • Ответов 96
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Всегда интересно взглянуть на планы, которые строились несколько десятилетий назад и сравнить их с существующим положением вещей. Поэтому предлагаю перенестись в 1981 г., когда первая очередь первой линии уже вовсю строится и решается вопрос: а что же дальше? Я нашел довольно длинный, но зато подробный отрывок в книге Акшевского И.М. "Минские метростроевцы", 1982 г.

 

В 1981 году было рассмотрено и утверждено разработанное «Минскметропроектом» технико-экономическое обоснование строительства второй очереди Минского метрополитена. И в работе проектировщиков появились новые интересные подробности.

 

— Вторая очередь Минского метрополитена,— рассказал главный инженер «Минскметропроекта» В. В. Чеканов,— протянется от проспекта Пушкина до автозавода на 13,3 километра. Здесь будет построено 10 станций: «Проспект Пушкина» (на пересечении проспекта и улицы Притыцкого), «Радиаторная» (у остановочного пункта электропоездов «Радиаторный»), «Юбилейная» (пересадочная на Юбилейной площади), «Немига», «Октябрьская» (пересадочная на Центральной площади), «Первомайская» (у Свислочи), «Минск — Восточный», «Тракторный завод», «Проспект Партизанский» и «Автозаводская» (на пересечении проспекта Партизанского и улицы Кабушкина). Все станции предполагается построить экономичным открытым способом в котлованах со свайным креплением, а перегонные тоннели между ними — закрытым способом с применением проходческих щитов.

 

Станции «Проспект Пушкина» и «Тракторный завод» будут односводчатые, остальные из сборного железобетона. Станцию «Юбилейная», через которую пройдет со временем и третья очередь подземной магистрали, предполагается построить по индивидуальному проекту из монолитного железобетона с общим вестибюлем, пересадочным тоннелем и эскалаторами.

 

По технологии срок строительства второй очереди — восемь лет. Она будет вводиться но частям, для чего разбита на три пусковых участка. Первый длиной 6,9 километра с шестью станциями свяжет жилые массивы Юбилейной площади и тракторного завода. Его строительство начнется в 1983 и закончится в 1987 году. Второй пусковой участок — от станции «Юбилейная» до станции «Проспект Пушкина» и третий — от тракторного завода до станции «Автозаводская». Их строительство начнется позже по мере высвобождения проходческой техники.

 

Кроме того, специалисты «Минскметропроекта» разработали проект удлинения первой очереди подземной магистрали на 1,7 километра от станции «Московская» до микрорайона Восток и строительства на Ленинском проспекте еще одной станции. При прокладке тоннелей через ручей Слепянку будет применено замораживание обводненных грунтов.

 

В перспективе общая протяженность линий метрополитена составит в Минске 50 километров, перевозить городская подземка сможет до двух миллионов пассажиров в сутки с интервалом движения поездов в часы «пик» две с половиной минуты.

 

И последнее уточнение по трассе третьей очереди. Ее новый вариант протяженностью 15,5 километра предполагает соединить Слуцкое шоссе с микрорайоном Зеленый Луг-3. На этом отрезке намечено построить 13 станций: в Зеленом Луге-3, на улицах Турнирной, Сурганова, Горького, Варвашени, проспекте Машерова, Юбилейной площади (пересадочная на вторую очередь), улице Немиге, площади имени В. И. Ленина (пересадочная на первую очередь), улицах Жуковского, Аэродромной, Лошицкой и на Слуцком шоссе. Окончателен ли этот вариант, покажет будущее, которое в решении транспортной проблемы, безусловно, принадлежит метрополитену.

 

Как видно, расположение станций осталось в основном без изменений за исключением "Радиаторной", вместо которой построили "Молодёжную" несколько южнее предполагаемого. Зато изменились названия станций - теперь они читаются с некоторым налётом ностальги, т.к. многих названии уже нет. Для иллюстрации к этому тексту можно привести схему минского метро 1980 г. где нарисована классическая схема из трёх пересекающихся хорд http://picasaweb.google.com/AlexeiBobko/HQ...570529408037586

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Самая "неправильная" станция Минского метро - Первомайская. Это единственная станция с боковыми платформами. Кроме того, до сих пор с точностью хотя бы до месяца не выяснен вопрос о её настоящей дате открытия. Пока мы, кажется, сошлись на том, что это произошло, скорее всего, с января по март 1991.

 

Эта станция просто притягивает к себе всевозможные ляпы. Так, с полгода назад, на закрытой сейчас общей ветке, промелькнула фраза о том, что станция была незапланированной и сооружена в честь минской футбольной команды Спартак. Мы вроде тогда разобрались что к чему. Но недавно вообще откопал шедевр на одном из форумов. Обсуждается минское метро. Тут появляется местный и выдаёт:

 

Есть еще одна достопримечательность: единственная в мире подводная станция: это как раз Первомайская, свод станции по совместительству является и дном Свислочи!

Ссылка в интернете: http://metro.nwd.ru/viewtopic.php?t=1392&a...afddb62fd901c46

 

Вот так. Не больше и не меньше. По случаю выкладываю пару фоток строительства "подводной" станции из фотоальбома "Минское метро":

 

http://picasaweb.google.com/AlexeiBobko/Kc...214712394737794

http://picasaweb.google.com/AlexeiBobko/Kc...214720984672402

 

Однако самая главная причина, по которой я затеял этот разговор, заключается в том, что мне стали известны новые подробности, проливающие свет на особенности конструкции станции. Ранее при ответе на вопрос о причине выбора такого уникального для Минска конструктивного решения я говорил про экономию места и денег. Но это оказалось не совсем так. Станция в этом месте изначально планировалась традиционной - с островной платформой. Но в процессе строительства была допущена ошибка - метростоевцы не учли присутствия пылеватых песков вблизи русла Свислочи. Эти пески при наличии воды начинают просто течь. Именно это и произошло у станции Первомайская во время проходки одного из тоннелей. Щит срочно заглушили и изменили траекторию движения. В итоге пришлось делать станцию с боковыми платформами. Не исключено, что необходимость допроектирования и повлекло за собой задержку с открытием. Информацию получил в беседе с коллегой из своего отдела, гидрогеолога, который, как выяснилось, принимал участие в геологических изысканиях при проектировании первой линии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...
Самая "неправильная" станция Минского метро - Первомайская. Это единственная станция с боковыми платформами. Кроме того, до сих пор с точностью хотя бы до месяца не выяснен вопрос о её настоящей дате открытия. Пока мы, кажется, сошлись на том, что это произошло, скорее всего, с января по март 1991.

 

Ни в марте, ни в апреле 1991г. Первомайская еще не открылась. Произошло это только в мае или даже в июне.

(точнее не скажу, не каждый день ездил).

Привязка по времени для 1991г у меня есть - именно тогда заканчивал институт.

Думаю, дата "март 1991", фигурирующая на нескольких сайтах - систематическая ошибка.

(один сказал, другие повторяют)

Какого-либо официального открытия действительно не было, и формально она работает с 31.12.1990,

"просто поезда временно не останавливались".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Dimstudio

Приветствую на форуме, коллега!

Вопрос о "Первомайской" - последнее белое пятно в датах открытия станций метро по всему СССР. Если сможешь точно выяснить - большое дело сделаешь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос о "Первомайской" - последнее белое пятно в датах открытия станций метро по всему СССР. Если сможешь точно выяснить - большое дело сделаешь.

 

Увы, более точно не смогу, конкретный день тогда не фиксировал, а сейчас уже вряд ли кто вспомнит,

разве что тот, кто тогда жил рядом. К тому же официально Первомайская была отрыта вместе со всей линией 31 декабря 1990г,

и реальное открытие никак не отмечалось. Но повторюсь, вполне уверен, что это было не раньше мая.

Объявления звучали вроде: "ОДЗ, следующая станция" [офиц.голосом] ... "Пролетарская" [это уже машинист говорил].

Свет на станции горел, поезд замедлял ход, но не останавливался.

А вторая линия заработала именно 31 декабря, а не 30, как обычно пишут, я это тогда специально отметил.

Первое время ходили поезда из 3-х вагонов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Dimstudio

30 декабря могла быть просто торжественная церемония приема в эксплуатацию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Вячеслав

У тебя цвета неправильные. В Минске все наоборот, первая линия синия, вторая красная. Поправь, и обнови по открытию двух новых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 недели спустя...

Исправлено и обновлено. 8)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 месяца спустя...

Есть ли точные сведения какие участки минского метро стоились открытым способом? Насколько я знаю: все перегонные тоннели первой линии стоились закрытым способом, кроме участка в Уручье. На второй линии участки разной протяженности на следующих перегонах: кунцевщина-спортивная, первомайская-пролетарская (это по литературным данным) Кроме того чисто субъективно прямоугольными мне кажется участки фрунзенская-немига (немного дальше за середину перегона), пролетарская-тракторный завод (середина перегона).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где как что строилось, у меня сведений нет, однако,

Кроме того чисто субъективно прямоугольными мне кажется участки фрунзенская-немига (немного дальше за середину перегона), пролетарская-тракторный завод (середина перегона).

"Прямоугольный" тоннель между Фрунзенской и Немигой (всё по моим приблизительным подсчётам) равен 210-215 м и начинается на расстоянии 438м от Фрунзенской.

На схеме обозначен красным цветом:

http://keep4u.ru/imgs/b/080314/e1/e1312912dd105d84f5.jpg

 

Между Пролетарской и Тракторным з-дом - длинной 400 м, начинается на расстоянии 720 м от Пролетарской.

http://keep4u.ru/imgs/b/080314/b9/b9d71f8ce3d8529ee6.jpg

 

Есть даже небольшие картинки:

http://keep4u.ru/imgs/b/080314/a1/a1846674a6993e2130.jpg, http://keep4u.ru/imgs/b/080314/f1/f1bb1eb0e64bfafdaa.jpg - тоннель между Пролетарской и МТЗ.

http://keep4u.ru/imgs/b/080314/a3/a3a4bfeba6ab7adfe7.jpg - небольшой (примерно метров 40) "прямоугольный" тоннель между Партизанской и Автозаводской.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

krapachino, если тоннель прямоугольный, значит и строился открытым способом :rolleyes:

интересные у тебя картинки, если есть что то еще интересное, то выкладывай, будем рады!!! Кстати небольшие участки, как перегоне Парт-Автоз. есть наверно между любыми станциями, т.к при отерытом способе работ удобно сооружать вспомогательные помещения и гермухи.

Я сначала не спрашивал, но по моим, опять же субъективным ощущения квадратным является и участок перегона Октябрьская-Пл. Победы в районе крутого спуска, длиной метров 100-150. Есть ли конкретные сведения?

Изменено пользователем DiMarzio
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

krapachino, а где ты такие фотки достал? Неужто сам фоткал на телефон?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я сначала не спрашивал, но по моим, опять же субъективным ощущения квадратным является и участок перегона Октябрьская-Пл. Победы в районе крутого спуска, длиной метров 100-150. Есть ли конкретные сведения?

 

К сожалению, знакомых метростоевцев нет, поэтому снова будем искать ответ другими методами. Вот, например фотки из книги "Минский метрополитен".

Виден только котлован на месте самой станции, дальше проспект не раскопан:

http://keep4u.ru/imgs/b/080315/0d/0d35a022997fec4981.jpg

На этой фотке виден один спуск под землю, и что-то непонятное на заднем плане. На метро не похоже, может канализационные какие сооружения.

http://keep4u.ru/imgs/b/080315/f3/f31de802f4626530de.jpg

 

Вообще, точно прямоугольный тоннель в том месте, где идёт ответвление на 2-ю линию, но он же вроде почти у самой станции... Хотя когда он строился, я не знаю.

а где ты такие фотки достал? Неужто сам фоткал на телефон?

Это кадры из одного частного видео, которое попало ко мне через целую цепочку людей, там снята большая часть пути от Пушкинской до Могилёвской.

Изменено пользователем krapachino
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

krapachino, спасибо, интересные фото. Попробую прокоментировать второе фото. Котлован на переднем плане скорее всго относится к стрительству ВШи и, возможно еще каких то сооружений (например гермухи). Эта ВШа как раз и находиться в том месте. На заднем плане на мой взгяд еще как к метро относиться и именно и сборным ж/б блокам тоннеля, хотя может я и ошибаюсь. В этом месте, перед рекой грунты не самые устойчивые, поэтому открытый способ прокладки себя оправдывает.

krapachino, видео много весит? у тебя часом не халавный нет? :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

что-то непонятное на заднем плане. На метро не похоже, может канализационные какие сооружения.

 

Возможно эти конструкции как-то связаны с прохождением тоннеля под Свислочью. А именно часть системы водоотвода.

 

К слову, из рассказа человека, принимавшего участие в геологических изысканиях, беспокойство по поводу Свислочи оказалось напрасным: русло её в том месте оказалось "висячим" (расположенным выше) относительно уровня грунтовых вод, поэтому объём воды, с которой пришлось бороться, был даже меньше планировавшегося.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

krapachinoНа заднем плане на мой взгяд еще как к метро относиться и именно и сборным ж/б блокам тоннеля, хотя может я и ошибаюсь.

 

видео много весит? у тебя часом не халавный нет? :lol:

Ну, к строительству метро может и имеет отношение, но на тоннель не похоже - по размеру, кажется, меньше, и слишком высоко расположены, далее, ближе к реке эти "тоннели" углубляются.

Видео 300 мб, нет не халявный. Так что только если на CD-R записать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а можеш на Minsk-Metro.NET выложить?

Ну если автор видео не против, то выложим. Но за такое видео могут и по шее надовать

Изменено пользователем NERO
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Добрый день, ценители минского метро!

 

Хочу прокомментировать размещенную чуть выше фотографию строительства перегонов первой линии метро возле цирка и далее в сторону ст. Пл.Победы, поскольку все это происходило тогда на моих глазах.

 

Тоннели, которые назвали коллектором - самые настоящие тоннели для поездов. В том месте, где они подходят к реке Свислочь, по правую и по левую сторону от тоннелей речка была перегорожена земляными валами, а вода пущена по трубам, которые шли по верху этих валов. Сейчас точно не помню, сколько было труб - кажется, что две. Первое время, когда метро было запущено, а свежеположенный путь не давал никаких бросков вагонов (они шли очень плавно), при проезде по этому перегону чувствовались повороты состава по искривленному участку (по крайней мере я это чувствовал, особенно зная, по какому маршруту идет тоннель). С течением лет все это как-то забылось, но вот посмотрел на фото и многое всплыло в памяти.

 

На моих глазах все проиходило, потому что приходилось часто ездить вдоль проспекта и все видеть прямо из окна транспорта. Некоторое время, будучи студентом, пришлось поработать на строительстве станции "пл. Ленина" (на выходе в сторону площади, станция уже была готова). Кстати, за строительством станции мы наблюдали прямо из окон аудитории, так как станция расположена во дворе БГУ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

sman, приветствую на нашем форуме! Всегда интересно услышать личные впечатления человека, а не чисто теоретические рассуждения.

 

На снимке из альбома Минское метро труб видно больше, чем две. Возможно, не все они использовались для перекачки воды.

 

http://lh3.google.com/AlexeiBobko/R-gJJFUS3uI/AAAAAAAABZs/F1ElZH0Hcok/s400/hist16.jpg

http://picasaweb.google.com/AlexeiBobko/Kc...401422940528354

 

Кстати, за строительством станции мы наблюдали прямо из окон аудитории, так как станция расположена во дворе БГУ.

 

А из окон какого факультета наблюдали? :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

balex, до строительства метро во дворе универа был старый юридический корпус, примерно такой же, как нынешний географический (я имею в виду чисто внешний вид, внутри в геофаке был позже основательный ремонт). Так вот этот корпус юрфака пришлось снести. Этот процесс я тоже наблюдал, так как, хотя тогда учился еще в школе, но ходил в спортсекцию, которая размещалась в геофаке.

 

В силу этого имелась напряженка с помещениями для занятий, так что они проводились где только возможно. На ул. Бобруйская выходят два малоэтажных здания (кажется, в них по три этажа), в которых размещалась бухгалтерия и подготовительный факультет. Вот в помещениях этого подготовительного факультета и проводились иногда занятия (я учился на физфаке). Из аудитории здания, которое ближе всех к вокзалу открывался очень хороший вид на станцию, свод которой неспешно, шагами отливали с помощью специальной опалубки. Кроме того, в центре станции был сделан пешеходный переход, чтобы можно было через двор пройти людям, он был отделен от стройплощадки заборами справа и слева, но через них все хорошо просматривалось и вправо и влево.

 

По поводу труб я промахнулся, действительно их было много, а не две. Все они использовались для транспорта воды. Все-таки фотохроника - большое дело.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

sman, а вы не помните, фонтан во дворике снесли в связи со строительством станции или раньше?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

и все же я немного не понял-непосредсетенно под рекой прошли щитом, или смонтировали тоннели открытым пособом?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • rev изменил название на История Минского метро
  • rev закрепил тема

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

 Поделиться


×
×
  • Создать...