Jump to content

История метро Ташкента


 Share

Recommended Posts

  • 7 months later...

:oops: Оказывается, участок "Ташкент" - "Чкаловская" закрывался на длительный срок, и возможно даже дважды(!!), в течение 1989-1990 годов! Интересно, а кто-нибудь из местных помнит точные даты, или это особо не афишировалось?

 

прочитать подробности
Забытые промахи
С ташкентским подземным «казаном» связано чрезвычайное происшествие, что стряслось спустя полтора года после пуска поездов метро до станции «Чкаловская» и оставило свой шлейф на годы. Сейчас выросло поколение, которое об этом и не догадывается. Между тем, на мой взгляд, это ЧП следовало бы включить в учебники, как пример серьёзного экологического промаха и дорогостоящего его исправления. До сих пор оно требует денег. И будет требовать, пока существует участок метро от станции «Ташкент» до «Чкаловской». То, что случилось в 1989-м, нарушило работу метрополитена и, отчасти, авиазавода. В сентябре перегон закрыли месяца на три, а следующей весной движение на перегоне остановили едва ли не на год.

 

Первый раз движение остановилось по инициативе машинистов поездов. Накануне они объявляли пассажирам по радиосвязи, что с «завтрашнего дня поезда идут только до станции «Ташкент». Об этом же сообщали самодельные плакаты. Машинисты сигнализировали о тяжёлых запахах на перегоне и раньше, да только никто особого внимания не обращал. А тут сразу собрались руководители метрополитена, города, завода, врачи, экологи: «Какие претензии, что за газы?»

 

Как выяснилось, машинисты в тоннеле теряли сознание. Серьёзные проблемы со здоровьем возникли и у сотрудников, обслуживающих участок. Акцию предприняли после госпитализации шести товарищей с тяжёлой интоксикацией.

 

Для изучения ситуации и принятия мер в столице создали комиссию. Мне, журналистке, тоже довелось вместе с комиссией спуститься на закрытую станцию. Все мы глубоко вдохнули, и никому не понравилось. Я написала свою первую заметку о ЧП, о том, что перегон закрыт до исправления ситуации, что авторитетные лица, включая специалистов и учёных разных профилей, изучат газы и предложат меры, дабы их исключить.

 

Пассажиры, успевшие привыкнуть к метро с его удобством и скоростью, выражали своё неудовольствие неожиданной паузой, ведь теперь добирались до авиагородка и обратно на перекладных. Комиссия регулярно собиралась и разбирала разные версии. О причине появления газов профессионалы догадались довольно быстро. Тоннель перегородил поток грунтовых вод. Если бы они были чистыми, ещё полбеды. Но стоки загрязняли заводские утечки и утечки-сбросы с химчистки вышестоящей воинской части, проливы нефтепродуктов с автозаправок. Также их пополняли туалеты частного сектора, находящегося выше по течению грунтовых вод. У тоннеля образовалось «болото».

 

Почему проектировщики не учли поток грунтовых вод? Выяснилось, что они-то учли. Но им было предложено тоннель подвести к проходной авиазавода. Ради «Чкаловской» передвинули даже русло речки Карасу. Теперь течёт по соседству. В грунте русла обнаружена чёрная масса, состоящая из сульфитов железа, свинца других тяжёлых металлов. Всё это – продукты жизнедеятельности микроорганизмов. Древнее название реки позволяет предположить, что биопроцессы с их участием проходили здесь и прежде. Человек же, вторгшийся в природу, перегородивший поток грунтовых вод, изменивший русло реки, усугубил их, вытащил наружу.

 

Какие газы, образующиеся в результате мутационных процессов в подземном «казане», вызывали отравления людей? Точного ответа химики так и не дали. Не удавалось поймать легколетучие токсичные «газы икс». Но специалисты «Кизилтепагеологии» предложили способ борьбы с анаэробными микроорганизмами, продуцирующими газы. Анаэробные развиваются в безкислородной среде, воздух для них гибелен. Значит, надо воздух подать.

 

Так начали эксперимент по «раскачке» грунтовых вод. Около двух десятков скважин были пробурены для водопонижения у тоннеля. Они откачивали и откачивают воду из «казана» в Карасу. Речка загрязняется, поезда ходят. А экологический промах забыт. Забыта и специальная служба, созданная из лучших специалистов Госкомгеологии, – геоэкологическая экспедиция. Она расформирована после выполнения госпрограммы «Геоэкология Узбекистана».

 

Где получить компетентный ответ, что происходит под ногами сейчас?

Link to comment
Share on other sites

"18 сентября 1989 г. Ташкент. Закрыты станции "Ташсельмаш" и "Чкаловская". Виной тому просочившиеся из грунта микроорганизмы, вызвавшие недомогание и болезнь у пассажиров и работников станций".

Это из моей "Хронологии развития метрополитенов", опубликованной в журнале "Железнодорожный транспорт", №№ 5 и 6, 1992 г. (Конкретно цитата - № 6, с. 70).

Сообщение было составлено по материалам центральной прессы (скорее всего, была заметка в "Правде" или "Социалистической индустрии"). Первоисточники не сохранились.

Link to comment
Share on other sites

"18 сентября 1989 г. Ташкент. Закрыты станции "Ташсельмаш" и "Чкаловская". Виной тому просочившиеся из грунта микроорганизмы, вызвавшие недомогание и болезнь у пассажиров и работников станций".
:yeah: :yeah: Интересно, а о повторном открытии что-нибудь ообщалось?
Link to comment
Share on other sites

Интересно, а о повторном открытии что-нибудь сообщалось?

 

Да. Но, к сожалению, точной информации у меня не осталось.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...
А вот 5-ти вагонный приходилось видеть

В середине состава ставят вагон-лабораторию для контроля состояния пути и других параметров. И сейчас иногда используют.

 

Не было никакой лаборатории. Видимо тестировали 5-вагонный состав, но с "исчезновением" СССР, пассажиры "уехали" и надобность в 5-ти, а теперь и 4-х вагонных составах "испарилась". :worthy:

 

"18 сентября 1989 г. Ташкент. Закрыты станции "Ташсельмаш" и "Чкаловская". Виной тому просочившиеся из грунта микроорганизмы, вызвавшие недомогание и болезнь у пассажиров и работников станций".
:yeah: :yeah: Интересно, а о повторном открытии что-нибудь ообщалось?

 

Повторное открытие было приурочено к открытию (если память не изменяет) 3 участка Узбекистанской линии 6 ноября 1989 года, кратко писали об этом в местной газете ( вроде бы в "Вечернем Ташкенте"). Третье открытие было уже в 1991 году 30 апреля, когда открылся 4 участок линии. Кстати проезжая в сторону "Ташсельмаша" от ст. "Ташкент" видны были остатки кирпичной стены, которой "отгородили" опасный участок и в тоннелях возле "Чкаловской" примерно полметра от верхушки рельсов наблюдался след от воды, видимо затопившей этот участок. Тогда подумалось, а как же оборудование? Тот же контактный рельс, автоматика и т.д. :idontno:

Edited by Cia
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

На сайте Информационная экосеть SREDA.UZ в 2013 году была опубликована статья Забытые промахи - подземный "казан" о ЧП на станциях Чкаловская и Ташсельмаш.

 

Интересно было бы узнать точные даты закрытия-открытия этого участка, получается так:

 

1. 18.09.89-06.11.89 - открылись во второй раз вместе с 3 участком Узбекистанской линии.

2. ??.04.90-30.04.91 - открылись в третий раз вместе с 4 участком Узбекистанской линии.

Edited by Cia
Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

продление 3 линии и начало строительства Сергилейской линии.

Много фото есть в ранних постах того форума, начало стройки станции 3 линии. Здесь по ссылке, интересно посмотреть на сборные тоннели и круглые тоннели в антисейсмическом исполнении внизу поста.

 

http://www.skyscrapercity.com/showthread.p...8584&page=7

Edited by wolf
Link to comment
Share on other sites

  • 3 years later...
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share



×
×
  • Create New...