Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

Меняем систему автобусов НН к лучшему


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

"Олег Кондрашов выразил сомнение, что через 2 года будет организован очередной конкурс, в котором ИП Каргин мог бы победить. По мнению градоначальника, общественный транспорт должен быть на 100% муниципальным, к чему городские власти, видимо, и намереваются стремиться"

 

Форумчане, у меня к вам большой вопрос по автобусной системе НН. Видя фразу, приведенную наверху, видя какие результаты показывает Нижегородпассажиравтотранс, увеличивая убытки с каждым годом, и видя как получается у Каргина - появляется стойкое желание уйти от государственного управления этой системой. Несмотря на то, что в Европе все муниципальное - но там не воруют. Так что у нас должен быть свой путь.

 

Вопрос простой и сложный одновременно и звучит он так: если бы Вы были Сорокиным, Кондрашовым или Шанцевым (ну в общем могли полностью и безапеляционно принимать любые решения) - как необходимо реформировать систему автобусов, чтобы:

 

а) обновлять подвижной состав

б) снизить нагрузку на бюджет

в) не ухудшить качество перевозок для пассажиров

г) сделать автобус удобным и комфортным способом передвижения по городу

 

Почему спрашиваю: у меня есть неформальная возможность пообщаться с верхушкой города и продвинуть правильные, с точки зрения логики (а не с точки зрения конкретных персонажей) решения. Но доводы должны быть убедительные. Веские. Продуманные. По опыту подобных проектов - коллективный разум часто дает лучшие решения, чем поступки отдельных чиновников, поэтому я решил, что есть шанс что что-то здесь родится, и что-то получится поменять. Ну, а если нет - то как минимум пофлудим :)

 

Начну со своего видения. (Критиковать всегда проще, так что облегчу задачу.)

 

 

Что имеем:

Нижегородпассажиравтотранс (убыточно, дотируемо, есть половина льготников, парк около 700 автобусов, в основном большие (ЛиАЗ.)

Частные перевозчики (прибыльны, льгот нет, более 1000 автобусов, в основном ПАЗ)

 

любое муниципальное предприятие в РФ отличается неэффективностью закупок, движением запасов, штатом и много чем еще. Отсюда первая мысль -

 

1. автобусный транспорт должен быть частным.

 

Это решает как минимум следующие вопросы - снимается головная боль с города, который может даже ничего не получать с частника за маршрут, но уйдут убытки. Но появляется масса других вопросов, за которыми надо следить.

 

Отсюда вторая мысль:

 

2. Город при этом должен ввести массу правил и ограничений для частников.

 

А именно: цена за билет должна быть единой и ограничена сверху. Должны существовать билеты, в т.ч. льготные (это будет отдельная тема для обсуждения). Должен выдерживаться стандарт ПС (от раскраски и номеров, до экологических стандартов). Должны соблюдаться интервалы.

 

Тут чорт сломит ногу в деталях, поэтому пока ограничусь общим направлением мысли.

 

Обслуживание автобусов. - чем больше частников, и чем больше разношерстный состав, тем больше затраты на сервис. Поэтому третья мысль:

 

3. Операторов должно быть мало (1-3). ПС должен быть гомогенным.

 

Маршруты есть "вкусные", есть "социальные". Одни кормят другие. Поэтому нужна консолидация с обязаловкой, иначе заберут только самые хорошие.

 

Кстати, про маршруты тоже отдельная песня. Если скажем представить мифически, что город начинает обслуживать только условный "ИП Вася", возможно есть необходимость в пересмотре маршрутной сети? Например создание хабов, как в аэропортах. Газели подвозят паксов к хабам по коротким маршрутам, большие автобусы движутся по основным артериям. (выделенные полосы?) - тогда любая точка движения максимум 1-2 пересадки. Но это тоже тема для отдельного флуда.

 

 

Если кратко - то вот так это видится пока мне. Принцип "хозяин в лавке - бизнес есть". Он всегда работает, и это видно по Каргину. Прошу подискутировать на эту тему. Может за пару недель - родится какой-то внятный документ, и я воспользуюсь своими родственными связями :)

 

Предлагаю идти от концепции к деталям. То есть если, к примеру, решено, что должен быть один частник, и маршруток быть не должно - дальше переходим к практической реализации - как все консолидировать безболезнено итд. Для начала концептуально несколько тем: собственник, тарифы, маршруты, сервис и обслуживание, подвижной состав, приобретение ПС (лизинг, дотации города?), взаимоотношения с городом.

 

спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Давайте прежде всего разберёмся в ситуации и поймём, почему же частные перевозчики прибыльны, а НПАТ - убыточен. НПАТ обслуживает массу “социальных” маршрутов (да-да, мы помним душещипательную систему распределения маршрутов в 2006 году, года НПАТу почти все маршруты были разработаны так, чтобы ни в коем случае не ущемлять частных перевозчиков). Теперь получается то, что самые нагруженные и “хлебные” маршруты обслуживаются 30ти местными автобусами ПАЗ, а НПАТ на своих “крокодилах” катаются где угодно, но не там, где они нужны. Далее. Частники работают с “чёрным налом”, их доходов никто не видит, платят они, если не ошибаюсь, фиксированный налог на вменённый доход. У НПАТа - строгая отчётность. Время работы водителей у ЧП нарушают все мыслимые нормы - у большинства они работают весь день, в одну смену. Ну и далее - собственная база, вместо стоянки под окнами жилых домов (что запрещено ПДД), медконтроль (частники на него и вовсе забили) и т.д. уже по мелочам. В нормальном государстве после проверок руководители транспортных предприятий и администрации города уже давно бы отправились как минимум в здание суда, так как в организации перевозки людей нарушается всё что можно: начиная от ПДД и заканчивая организацией работы водителей. О том, что назначенное время рейсов частники не соблюдают, я и вовсе умолчу: у большинства перевозчиков время работы в договоре прописано до 22 и 23 часов, однако если выйти на улицы в это время можно убедиться, что уже в 21 на маршрутах уже практически никого нет. Хороший транспорт, ничего не скажешь. НПАТ честно выполняет последние рейсы, зачастую в убыток себе.

 

Во-вторых. Льготники. Честно, я не понимаю почему льготная тема в России является священной коровой. Да, пенсионеров безумно жалко, но мы живём в рыночной экономике и должны понимать, что бесплатных товаров и услуг не бывает. Да, поездки можно компенсировать (хотя все прекрасно знают, что эти поездки полностью не компенсируются), но в данном случае получается удивительная ситуация, когда муниципальный транспорт вдруг становится транспортом для перевозки малоимущих слоёв населения и платёжеспособный пассажир его просто избегает. Стоит понять, что муниципальный транспорт должен работать для всех пассажиров с одинаковыми условиями упреждая пассажиров от покупки личного автомобиля.

 

1. автобусный транспорт должен быть частным.

 

Нет, не должен. К этом пришли уже во всём цивилизованном мире и даже во многих российских городах. Стоит уже обратить внимание на другие города, а не изобретать велосипед. То что нам могут предложить частники мы уже знаем.

 

2. Город при этом должен ввести массу правил и ограничений для частников.

 

Ограничений дофига, частники выполнять их не собираются, меры воздействия на них нет. Помню, Булавинов уже распоряжался продлить работу всего транспорта в Нижнем Новгороде, однако его дружно проигнороровали - частники в первую очередь. Тут стоит понимать, что ЧП выполняют не благотворительные перевозки, а зарабатывают себе деньги, поэтому любые ограничения, связанные с уменьшением прибыли они воспримут в штыки и всячески будут им препятствовать. Собственно говоря мы это сейчас и наблюдаем.

 

Поэтому нужна консолидация с обязаловкой, иначе заберут только самые хорошие.

 

Это проблематично с законодательной точки зрения. Да и в любом случае “социальные” маршруты будут обслуживаться абы как, а на прибыльных будет ворох маломестных автобусов.

 

Например создание хабов, как в аэропортах.

 

Без проездных или бесплатных пересадок эта идея утопична и бестолкова. Народ лишь будет быстрее уходить на личные автомобили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за компетентный ответ по делу.

 

Давайте прежде всего разберёмся в ситуации и поймём, почему же частные перевозчики прибыльны, а НПАТ - убыточен. НПАТ обслуживает массу ”социальных” маршрутов (да-да, мы помним душещипательную систему распределения маршрутов в 2006 году, года НПАТу почти все маршруты были разработаны так, чтобы ни в коем случае не ущемлять частных перевозчиков). Теперь получается то, что самые нагруженные и ”хлебные” маршруты обслуживаются 30ти местными автобусами ПАЗ, а НПАТ на своих ”крокодилах” катаются где угодно, но не там, где они нужны. Далее. Частники работают с ”чёрным налом”, их доходов никто не видит, платят они, если не ошибаюсь, фиксированный налог на вменённый доход. У НПАТа - строгая отчётность. Время работы водителей у ЧП нарушают все мыслимые нормы - у большинства они работают весь день, в одну смену. Ну и далее - собственная база, вместо стоянки под окнами жилых домов (что запрещено ПДД), медконтроль (частники на него и вовсе забили) и т.д. уже по мелочам. В нормальном государстве после проверок руководители транспортных предприятий и администрации города уже давно бы отправились как минимум в здание суда, так как в организации перевозки людей нарушается всё что можно: начиная от ПДД и заканчивая организацией работы водителей. О том, что назначенное время рейсов частники не соблюдают, я и вовсе умолчу: у большинства перевозчиков время работы в договоре прописано до 22 и 23 часов, однако если выйти на улицы в это время можно убедиться, что уже в 21 на маршрутах уже практически никого нет. Хороший транспорт, ничего не скажешь. НПАТ честно выполняет последние рейсы, зачастую в убыток себе.

 

 

Означает ли это то, что при должном (подчеркиваю, должном, на деле) контроле за частниками - они становятся убыточными, вероятно даже на хлебных маршрутах? По сути все вышеперечисленное является инструментом для "расчистки" рынка, в случае решения о масштабном переделе?

 

Во-вторых. Льготники. Честно, я не понимаю почему льготная тема в России является священной коровой. Да, пенсионеров безумно жалко, но мы живём в рыночной экономике и должны понимать, что бесплатных товаров и услуг не бывает. Да, поездки можно компенсировать (хотя все прекрасно знают, что эти поездки полностью не компенсируются), но в данном случае получается удивительная ситуация, когда муниципальный транспорт вдруг становится транспортом для перевозки малоимущих слоёв населения и платёжеспособный пассажир его просто избегает. Стоит понять, что муниципальный транспорт должен работать для всех пассажиров с одинаковыми условиями упреждая пассажиров от покупки личного автомобиля.

 

Соглашусь, но соц взрывы никому не нужны. Может ли быть жизнеспособна идея о наличии соц автобусов, которые ходят реже? То есть например маршрут с приставкой "А". 71 - обычный, 71А - соц, где можете показывать удостоверение перпенса и проч. Но он ходит раз в час, хочешь ехать бесплатно - изучай расписание.

 

1. автобусный транспорт должен быть частным.

 

Нет, не должен. К этом пришли уже во всём цивилизованном мире и даже во многих российских городах. Стоит уже обратить внимание на другие города, а не изобретать велосипед. То что нам могут предложить частники мы уже знаем.

 

___

 

Так а что мешает сейчас вытащить систему из глубокого кризиса и начать обновлять парк? При том, что денег нет. Есть какие-то идеи?

 

 

Москва, например, пытается применить схему КЖЦ, где платится за услугу перевозки. По сути аренда маршрутки. То есть начинаем практически полностью без денег. Правда меня во всем этом пугает система контроля за сбором денег. То есть получается что выплата всегда и регулярная, а как деньги собираются в маршрутке/автобусе - уследить трудно. Либо надо переходить полность на продажу билетов с кассовым аппаратом.

 

Вот кратко статья на тему.

 

«До конца 2014 года из Москвы исчезнет значительная часть маршруток. Об этом в интервью газете «Московские новости» рассказал мэр Москвы Сергей Собянин. Градоначальник уверен, что сегодня большинство частных предпринимателей просто дублирует регулярные маршруты городского транспорта, а не занимается доставкой пассажиров в труднодоступные районы. «Маршрутки останутся только там, где они необходимы, где не могут проехать крупногабаритные автобусы. Но это будет происходить в порядке исключения», - пояснил он.

 

Избавить город от маршруток планируется в ходе кардинального пересмотра схемы движения наземного транспорта. Для этого властям придётся изменить схему работу 67 частных компаний, которые сегодня возят пассажиров по 608 направлениям. За день услугами коллективных такси успевают воспользоваться примерно 1,5 млн. человек.

 

Сейчас город реализует эксперимент по полному переводу маршруток под надзор. Согласно разработанной схеме, власти будут сами разрабатывать маршруты, нанимать подрядные компании и полностью оплачивать их работу. Первый подобный контракт в начале мая был заключён с ООО «Север-Авто», дочерней структурой компании «Автолайн». В течение пяти лет организация должна будет возить пассажиров на девяти автобусах по маршруту 22 - от улицы 8 Марта до Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). За это городские власти суммарно заплатят перевозчику 441 млн. рублей, а все средства от продажи билетов будут поступать на счёт «Мосгортранса». Старт намечен на 1 июля.

 

Стоимость проезда в маршрутках не будет отличаться от стандартных городских тарифов, а все льготы будут сохранены. Чёткого расписания движения у новых маршруток, скорее всего, не будет: ориентироваться водители должны по установленной в автомобилях спутниковой системе ГЛОНАСС.

 

 

 

Как мне кажется - это единственное, что может привести к тому, что приходит новый частник, получает в лизинг автобусы (да еще на газу), сумма лизинга у него должна быть меньше затрат, +получает деньги за соц маршруты. И в итоге - частнику выгодно иметь новый и экономичный ПС на линии (как выгодно авиакомпаниям летать на новых 737NG вместо Ту154), и при правильной схеме - город будет избавлен от кучи головняка и будет меньше платить из бюджета.

 

 

2. Город при этом должен ввести массу правил и ограничений для частников.

 

Ограничений дофига, частники выполнять их не собираются, меры воздействия на них нет. Помню, Булавинов уже распоряжался продлить работу всего транспорта в Нижнем Новгороде, однако его дружно проигнороровали - частники в первую очередь. Тут стоит понимать, что ЧП выполняют не благотворительные перевозки, а зарабатывают себе деньги, поэтому любые ограничения, связанные с уменьшением прибыли они воспримут в штыки и всячески будут им препятствовать. Собственно говоря мы это сейчас и наблюдаем.

 

____

 

Отобрать лицензии? Ну опять же, представив, что можно махать шашкой как хочется, не считаясь что кто-то кому-то что-то заносит и лобирует.

 

 

 

Поэтому нужна консолидация с обязаловкой, иначе заберут только самые хорошие.

 

Это проблематично с законодательной точки зрения. Да и в любом случае ”социальные” маршруты будут обслуживаться абы как, а на прибыльных будет ворох маломестных автобусов.

 

-----

 

Через GPS можно отслеживать частоту выполнения маршрутов. И, скажем, частник получает доп выплаты из бюджета за соц маршрут, которые уменьшаются если он косячит на линии. Все параметры (кол-во маршрутов, макс скорость, частота итд) - можно фиксировать и сводить в единый отчет, по результатам которого кнут/пряник

 

Можно ввести рекламации через смс, при превышении порога тоже штраф. В общем было бы желание реально контролировать...

 

 

Например создание хабов, как в аэропортах.
Без проездных или бесплатных пересадок эта идея утопична и бестолкова. Народ лишь будет быстрее уходить на личные автомобили.

 

ОК, вероятно.

Изменено пользователем MrFux
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1. автобусный транспорт должен быть частным.
Нет, не должен. К этом пришли уже во всём цивилизованном мире и даже во многих российских городах. Стоит уже обратить внимание на другие города, а не изобретать велосипед. То что нам могут предложить частники мы уже знаем.
Вот здесь, кстати, можно и не согласиться. Всё зависит от того, как мы понимаем «частность транспорта». Например, автобусный транспорт в Финляндии, Великобритании или Нидерландах частный или нет? Ведь обслуживание линий осуществляется там именно частными предприятиями, правда, на довольно-таки отличных организационных основаниях.

 

Впрочем, для современной России этот вопрос, к сожалению, в значительной степени умозрителен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот здесь, кстати, можно и не согласиться. Всё зависит от того, как мы понимаем «частность транспорта». Например, автобусный транспорт в Финляндии, Великобритании или Нидерландах частный или нет? Ведь обслуживание линий осуществляется там именно частными предприятиями, правда, на довольно-таки отличных организационных основаниях.

 

Ну имелись ввиду всё же российскии реалии. У нас понятие "частный" почему-то означает весь тот бардак, который мы наблюдаем.

 

 

Означает ли это то, что при должном (подчеркиваю, должном, на деле) контроле за частниками - они становятся убыточными, вероятно даже на хлебных маршрутах?

 

Да, скорее всего так. Исключение будут составлять лишь "хлебные" маршруты вроде т71.

 

Но он ходит раз в час, хочешь ехать бесплатно - изучай расписание.

 

Проходили уже в 2005 году. Будет возить случайных пассажиров и возить убытки. Да и сейчас есть такие примеры в виде троллейбусов 5 и 8.

 

Так а что мешает сейчас вытащить систему из глубокого кризиса и начать обновлять парк? При том, что денег нет. Есть какие-то идеи?

 

Идеи есть, мы их озвучивали ещё несколько лет назад.

 

Отобрать лицензии? Ну опять же, представив, что можно махать шашкой как хочется, не считаясь что кто-то кому-то что-то заносит и лобирует.

 

Там не лицензии, а договоры с администрацией города. Но, как я говорил, условия договора нарушают практически все.

 

Через GPS можно отслеживать частоту выполнения маршрутов. И, скажем, частник получает доп выплаты из бюджета за соц маршрут, которые уменьшаются если он косячит на линии. Все параметры (кол-во маршрутов, макс скорость, частота итд) - можно фиксировать и сводить в единый отчет, по результатам которого кнут/пряник

 

Да это всё понятно, непонятно как это будет работать на практике, если даже сейчас, к примеру, не могут соблюсти даже время работы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
1. автобусный транспорт должен быть частным.
Нет, не должен. К этом пришли уже во всём цивилизованном мире и даже во многих российских городах. Стоит уже обратить внимание на другие города, а не изобретать велосипед. То что нам могут предложить частники мы уже знаем.

 

Не могу не согласиться : с доминированием частников издержки на введение удобной оплаты проезда на транспорте становятся слишком велики. Важно стремиться к тому, чтобы была единая система оплаты за проезд в общественном транспорте города, независимо от его вида, как это принято в Европе. Ну или хотя бы пусть дойдут до билета ТАТ, как в Москве.

 

Про обслуживание подвижного состава, осмотр водителей, диспетчерскую и пр. даже упоминать не буду - на жизненном примере мы видим, что в Нижнем из частников худо-бедно это всё может позволить себе только Каргин. Качество обслужвания пассажиров, закупка вместительных автобусов - это всё слишком большая роскошь для малых предприятий, поэтому в идеале их вообще не должно быть в системе городского транспорта.

 

Форумчане, у меня к вам большой вопрос по автобусной системе НН. Видя фразу, приведенную наверху, видя какие результаты показывает Нижегородпассажиравтотранс, увеличивая убытки с каждым годом, и видя как получается у Каргина - появляется стойкое желание уйти от государственного управления этой системой. Несмотря на то, что в Европе все муниципальное - но там не воруют. Так что у нас должен быть свой путь.

 

Специально выделил :

 

1. У Каргина получается - это, что называется, местечковый уровень. Он выполняет свою работу хорошо в том виде, в котором её привыкли принимать нижегороды в течение 10-15 лет - удобно работающая система пазиков. О том, что существуют города, где огромные вместительные муниципальные автобусы бегают с таким же интервалом и с универсальной оплатой проезда (повременная, по количеству поездок) для всех пассажиров, большинство горожан просто не догадывается. Каргин хорошо работает благодаря своему фону, однако поставлять услуги на том уровне, на котором принято это делать хотя бы в Венгрии или Чехии, он просто не в состоянии.

 

2. НПАТ несёт убытки - начнём с того, что эффективный городской транспорт не создаётся с целью извлечения прибыли. Это та часть социальной инфраструктуры, которая ценная сама по себе, как общее благо. Некий критерий окупаемости всё же должен быть, но его нив коем случае нельзя ставить во главу угла, иначе все дальнейшие меры будут неэффективны.

 

3. НПАТ несёт убытки - надо полагать, это связано с тем, что доблестные чиновники в первую очередь "не обидели" частников, которые уже давным давно оккупировали самые вкусные маршруты.

 

В этом смысле нужно поэтапно выдавливать частников с маршрута, создавая им конкуренцию. Таким примером я могу назвать маршрут "Пл. Минина- Щербинки-2", где в своё время безраздельно властвовали частники, а потом всё больше там стали укоренятся НПАТовские автобусы.

Изменено пользователем Фритьоф Нансен
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...