Jump to content
  • Sign Up

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

линии Проекты ММ прошедшего времени (история)


 Share

Recommended Posts

23.10.2007

 

Московское метро завтрашнего дня

 

О чем писала наша газета в 1965 году...

 

За последние годы значительно увеличились население и территория Москвы. Это предопределило и схему развития сети метрополитена. Все больше линий метро связывают районы массовой жилой застройки. Появились уже конечные станции с характерными названиями: «ВДНХ», «Юго-Западная», «Калужская», «Щелковская», «Речной вокзал». Появятся «Кунцево», «Выхино» и другие.

 

http://foto.rambler.ru/public/civiliza/35/44_32/44_32-web.jpg

 

С ростом линий значительно увеличились перевозки пассажиров. В 1935 г. в сутки перевозилось 177 тыс. пассажиров, а теперь 3 млн 600 тыс. В отдельные же дни перевозки превышают четыре миллиона пассажиров. В часы пик обычного дня в поездах нашего метро одновременно находится более 300 тысяч человек - население большого города!

 

Какой станет сеть Московского метрополитена в недалеком будущем?

 

Развитие метрополитена является неотъемлемой частью Генерального плана строительства и реконструкции нашей столицы.

 

В 1965 г. будет введен в эксплуатацию участок от станции «Пионерская» до «Кунцево» протяженностью 3,8 км и от станции «Сокольники» до «Преображенской» протяженностью 2,8 км.

 

Проектом плана на 1966 - 1970 гг. предусматривается строительство новых линий. В 1966 г. завершится строительство Ждановского радиуса. Он пройдет по юго-восточной части города от станции «Таганская» через Текстильщики, Кузьминки в район Выхино. Длина новой линии составит 13,7 км. В 1970 г. этот радиус будет проложен от Таганской площади до Дзержинской (3,2 км.). Продление окраинных линий в центр города создаст удобные транспортные связи для населения крупных жилых районов.

 

Линия протяжением 7 км соединит Рижский и Калужский радиусы. Она вступит в эксплуатацию в 1968 году. На этой линии новыми пересадочными станциями будут «Новокузнецкая» и «Дзержинская».

 

Уже в 1967 г. начнется эксплуатация участка от станции «Октябрьская» (Калужской линии) до станции «Новокузнецкая».

 

Краснопресненский радиус пройдет от станции «Киевская» через Тестовский поселок до станции «Магистральная» (пересечение с Малым кольцом Московской железной дороги). Его протяжение — 5,5 км. Ввод в действие в 1969 году. Дальше радиус будет продолжен еще на 4,5, км до Хорошева.

 

Этот радиус обслужит районы новой жилой застройки Хорошево-Мневники, Терехово, Нижние Мневники и прилегающие к Хорошевскому шоссе улицы, улучшит транспортные связи населения города с зоной отдыха в Серебряном Бору.

 

Замоскворецкий радиус увеличится на 6,4 км - от станции «Автозаводская» до Каширского шоссе. Новый участок линии обслужит жилые районы Нагатина, Каширского шоссе, поселка Ленино. Протяженность всей трассы «Речной вокзал» - «Ленино» составит около 28 км.

 

Первая очередь строительства Калининского радиуса - от станции «Арбатская» (через «Новокузнецкую» и «Таганскую») до площади Заставы Ильича (6 км) - будет сооружена также в ближайшем пятилетии. Вторая очередь - до Новогиреева, протяженностью 9,7 км, - после 1970 года.

 

Представляет интерес проект плана, предусматривающий соединение Калининского радиуса с Краснопресненским.

 

Всего проектом плана развития сети Московского метрополитена 1966 - 1970 гг. предусматривается строительство и ввод в эксплуатацию до 46 км новых линий и задел строительства будущих лет. Кроме того, предстоит реконструировать ряд существующих станций. В их числе: «Дзержинская», «Белорусская», «Автозаводская», «Со- кол», «ЦПКиО», «Киевская».

 

На действующих линиях появятся новые станции («Шаболовская», «Хмельницкая» и др.).

 

Длина сети Московского метрополитена возрастет к 1971 г. до 161 км.

 

Вместе с этим намечается дальнейшее увеличение пропускной и провозной способности существующих линий.

 

В Москве будет сооружена опытная подвесная монорельсовая дорога, связанная непосредственно с Замоскворецким радиусом метро. Подвесная дорога войдет в систему метрополитена.

 

Проведение этих мероприятий обеспечит значительное улучшение транспортного обслуживания населения крупных районов массового жилищного строительства и города в целом.

 

А. Новохацкий, начальник Московского метрополитена

 

 

Газета «Московский строитель», 1965 г.

 

 

... и сегодня

 

Сегодняшний метрополитен в цифрах

 

Количество пассажиров, перевезенных метрополитеном за 2006 год 2475,6 млн

Максимальное количество пассажиров, перевозимых за сутки 9149,5 тыс.

Эксплуатационная длина линий 282,5 км

Количество линий 12

Количество станций 173

пересадочных 57

узловых 26

наземных 14

Количество депо 15

Количество поездов, пропускаемых в течение суток по линиям метро 9915

Эксплуатируемый парк вагонов (за сутки) 3397

 

Источник: http://mp.stroi.ru/detail.aspx?id=dfa6364a...30-6fd182e4fcc3

Link to comment
Share on other sites



http://metro.molot.ru/img/proj/hmm-1938-bse39-mm-gsl.jpg

Перспективная схема метро из довоенного издания Большой Советской энциклопедии, с сайта http://metro.molot.ru

Достаточно интересно само по себе. Протяжённость линий по нереализованным проектам 1930-х годов (тема тоже интересная для обсуждения, не только в том, что касается метро) должна была быть даже больше нынешней. Кольцевая линия - значительно дальше от центра (сейчас было бы неплохо, случись тем проектам реализоваться), тупиковые радиусы в центре отсутствуют (позже появились, а исправить невозможно). Но есть и достаточно странные проекты. Например, радиус между Сокольническим (уже был в то время) и Рижским (тоже появился), идущий через дальнюю часть Сокольников к Богородскому и Лосиному острову. Зачем он там? Слишком малонаселённый район Богородское, и слишком мрачным он мне кажется. Дальняя часть Сокольников - тоже сейчас место совершенно дикое (но при реализации проекта она бы такой уже никогда не стала). Есть мнение (видел его только в детских книгах), что в Лосином острове должен был появиться "Транспортный парк", предполагаю его как подобие ВДНХ. Там же детскую железную дорогу намечалось построить (тоже не осуществили). И подвозящая линия метро к такому парку была бы как нельзя стати. И разгружать Ярославскую ж.д. и Сокольнический радиус тоже линия в Богородское могла. Сам же Сокольнический радиус должен был в большей мере обслуживать тоже так и не появившийся крупнейший в Европе спорткомплекс в Измайлово.

Link to comment
Share on other sites

Порадовало, как линия идет от Крылатского :)

Первый раз вижу такие изгибы)

OFF

и в конце линии - надпись "В Ленинград" :flash:

Link to comment
Share on other sites

Это сноска для Ж/Д
Которые не обозначены. Или обозначены, но невероятно блекло.

 

Краснопресненский радиус пройдет от станции «Киевская» через Тестовский поселок до станции «Магистральная» (пересечение с Малым кольцом Московской железной дороги). Его протяжение — 5,5 км. Ввод в действие в 1969 году. Дальше радиус будет продолжен еще на 4,5, км до Хорошева.
Ничего не напоминает? Вилка в Сити и её забракованное альтернативное продолжение.
Link to comment
Share on other sites

Вот это гораздо интересней :)

В Москве будет сооружена опытная подвесная монорельсовая дорога, связанная непосредственно с Замоскворецким радиусом метро. Подвесная дорога войдет в систему метрополитена.

А где-нибудь можно увидеть проекты, если они вообще были?

Link to comment
Share on other sites

hi Jack!

 

http://metro.molot.ru/hist_proj_4.shtml :

 

...

Вместо поворота Замоскворецкого радиуса на Волхонку-ЗиЛ была запроектирована линия монорельса от ст. Нагатино (Коломенская) до пл. Коломенское Павелецкого направления.

...

... постановлением СМ СССР было задано строительство опытного участка подвесной монорельсовой дороги Нагатино - Коломенское длиной 5.2 км со вводом в строй в 1967 г.

 

http://www.mosmetro.ru/pages/page_0.php?id_page=586 :

http://www.mosmetro.ru/files/1051058243464d88fc94dc1/monorail.jpg

В 1964 году предполагался проект строительства подвесной монорельсовой дороги с верхним токосъемом в развивающийся район Нагатино с пуском в 1967 году.

В третьем квартале 1964 года были разработаны технические условия организации движения поездов на монорельсовом участке "Нагатино" - "Коломенское" и на участке "Автозаводская" - "Нагатино". На Мытищинском вагоностроительном заводе была начата разработка подвижного состава.

Однако, из-за отсутствия необходимых наработок для сооружения этой трассы (в СССР проводились лишь стендовые испытания) и необходимости провести линию метро в южные районы города, от этого проекта отказались уже в 1965 году и предпочтение было отдано традиционной линии метрополитена.

Кроме этого, существовал и проект более длинной трассы монорельса - от станции "Автозаводская" до аэропорта "Домодедово", но и он не был реализован.

Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...
  • 2 weeks later...
Ничего не напоминает? Вилка в Сити и её забракованное альтернативное продолжение.

Всё, что убирают в стол, достают для смахивания пыли... тут и приходят свежие мысли :wink:

Link to comment
Share on other sites

Краснопресненский радиус пройдет от станции «Киевская» через Тестовский поселок до станции «Магистральная» (пересечение с Малым кольцом Московской железной дороги)

Однако! Построили нее в 1969, а в 2006 году, не "Магистральную", а "Международную", но ведь построили!

Первая очередь строительства Калининского радиуса - от станции «Арбатская» (через «Новокузнецкую» и «Таганскую») до площади Заставы Ильича (6 км

Извиняюсь, что считал такую трассу домыслом Времяхода. Считал потому, что линия ложится прямо под Кремль. Потому, наверное, вариант отвергли.

Link to comment
Share on other sites

Считал потому, что линия ложится прямо под Кремль. Потому, наверное, вариант отвергли.

Если бы по этому, то на Арбатской-АПЛ не построили бы в свое время тяговую подстанцию Т-718 (на Третьяковской-Калининской - СТП-717).

Link to comment
Share on other sites

  • 1 month later...

http://i048.radikal.ru/0712/df/6c43503416d0t.jpg

Кадр из фильма "Новая Москва" (заснял я с помощью цифровика при просмотре DVD, две жёлтые полосы в левом верхнем углу - знак паузы) с изображением наземной линии метро. Кто видел фильм, тот может помнить озвучивание - упоминается Юго-запад, к которому как раз и подойдёт метро (так и стало, но не строго в соответствии с планами 1930-х годов). В то же время создаётся впечатление, что линия идёт точно посередине излучины Москва-реки между Лужниками и Воробьёвыми горами (правда, самой реки не видно, да и не документальные это кадры, а заведомо утопическая "живая модель"). На хаднем плане просматривается высотка Дворца Советов, по сторонам от него - здания в виде триумфальных арок, тоже не осуществлённые, на проспекте Дворца Советов - два его луча должны были расходиться по Остоженке и Пречистенке к Лужникам. http://i011.radikal.ru/0712/38/92bb35a84d4ct.jpg

- это сам нереализованный проспект Дворца Советов в своей части внутри Садового кольца. На нём видны по сторонам двух лучей полукруглые здания, но не совсем такие, как в фильме.

Но в самом деле, почему метро в юго-западном направлении построили по другой трассе - с метромостом Воробьевых гор и станцией Спортивная, отклоняющейся от остальной линии? Существует мнение, что на изменение трассы пошли по соображениям секретности и наличия под МГУ стратегических объектов, организованных уже во время "холодной войны" после 1945 года. Да и вообще в послевоенное время, вплоть до 1960-х годов, планы дальнейшего строительства в Москве, в том числе метро, постоянно менялись и нередко держались в тайне. Вот и открытие глубокой линии Арбатская-Киевская неожиданностью для многих стало.

Link to comment
Share on other sites

  • 5 weeks later...

Прочитал интересную статью "Открытие метро" в журнале "Москва" за сентябрь 2007 г. (автор Е.Третьяков) вот тут: http://www.moskvam.ru/2007/09/Tretiakov.htm

Нечто новенькое узнал:

---

Первым проектам предшествовали, однако, идеи, которые возникли гораздо раньше. В 1875 году инженер путей сообщения В.А. Титов предложил построить тоннель для парового железнодорожного сообщения от Курского вокзала до Лубянки (под Воронцовым Полем и Подколокольным переулком), далее (вторая очередь) до Трубной площади, а затем провести наземную линию до Алексеевской ветки за Марьиной Рощей. Осуществлению проекта помешала начавшаяся через два года Восточная война.

В 1880 году инженер путей сообщения А.Н. Горчаков предложил построить подземные «глубокие вводы» от нескольких железнодорожных вокзалов.

---

В.Л. Николаи высказался за необходимость устройства всех станций Арбатского (мелкого - моё прим.) радиуса с боковыми платформами. П.П. Ротерт распорядился принять для «Арбатской» и «Смоленской» островные платформы, а остальные две станции спроектировать с боковыми платформами. Поэтому перенесение станции «Улица Вахтангова» во вторую очередь позволило построить там обычный двухпутный тоннель при нормальном расстоянии между осями путей.

---

Первый раз про "Улицу Вахтангова" читаю.

Link to comment
Share on other sites

  • 1 year later...

Нашел журналы "Техника молодежи":

 

№1 за 1935 г. - несколько статей про строительство и эксплуатацию первой очереди ММ: http://narod.ru/disk/13541677000/tm-1-1935.djv.html

№4 за 1996 г. - ну он у нас на форуме часто упоминается, там про метрополитены России - прошлое, настоящее, будущее: http://narod.ru/disk/13541691000/tm-4-1996.djvu.html

 

Журналы в формате djvu, у кого нет читалки, качать тут: http://narod.ru/disk/13541669000/djvureader.rar.html

Link to comment
Share on other sites

  • 7 months later...

Интересовался нереализованными архитектурными проектами ММ, набрел на замечательную публикацию в ЖЖ, решил кинуть ссылку, см. ниже. Вроде бы, тут этого пока что не было. Помимо этого, есть еще несколько картинок нереализованных проектов, все из рунета натаскано за последние года два. Если интересно - выложу. Так, для истории.

 

 

http://moscowhite.livejournal.com/101855.html

Link to comment
Share on other sites

  • 4 months later...

С удовольствием представляю участникам форума статью Юлии Старостенко "Пространство станций метрополитена в проектах 1900-х - 1930-х гг. (К 75-летию открытия первой очереди Московского метрополитена)".

 

Полностью она выложена здесь, а я приведу несколько выдержек. Отличное знание предмета, использование первоисточников, а не только обобщающих трудов, редкие иллюстрации -- в общем, радуйтесь :-)

 

---

 

Понятие "метрополитен" появилось в Москве лишь в начале ХХ в., когда публике был представлен проект инженеров П.И.Балинского и Е.К.Кнорре. Именно тогда началось

формирование современного представления о метрополитене. Уже в начале 1910-х гг. идея пропуска пригородных поездов по трассам метрополитена стала подвергаться критике. Все

чаще раздавались голоса в пользу проектирования метрополитена как изолированной сети линий со своим подвижным составом. К тому времени внеуличные железные дороги в центре города намечались, как правило, подземными и, следовательно, устройство туннелей для обычных железнодорожных вагонов требовало существенных затрат. Сторонники "метрополитенных" проектов считали, что возможность пропуска пригородных поездов по линиям метрополитена, равно как и обеспечение возможности выхода поездов метрополитена на пригородные линии, создает слишком много сложностей. В качестве решения проблемы предлагалось устройство удобных пересадок для пригородных пассажиров прямо из здания вокзала на станцию метрополитена...

 

Этот подход, выражавшийся в отказе от эстакад в пользу устройства линий и станций под землей хотя бы в центральных частях города, с течением времени завоевывал все больше сторонников. Спустя десятилетие в этом ключе разрабатывалась большая часть проектов как для Москвы, так и для Петербурга. При этом в случае обеих столиц определяющим часто становился именно эстетический фактор. Так автор одного из проектов петербургского метрополитена Ф.Е.Енакиев (проект метрополитена в рамках Проекта преобразования Петербурга 1909-1912 гг.) считал, что "в известных случаях, вызываемых, главным образом, соображениями эстетического порядка, придется устраивать... в С.-Петербурге подземные линии, не взирая на расходы по их устройству" [2, С. 42].

 

Всего в рамках первой очереди метрополитена намечалось строительство шести однотипных станций по трассе самого перегруженного радиуса города от Каланчевской площади до площади Свердлова - "Северный вокзал", "Казанский вокзал", "Красные ворота", "Мясницкие ворота", "Площадь Дзержинского", "Свердловская площадь", причем две первые должны были располагаться на Каланчевской площади. Строительство еще двух станций, намеченных проектом, - "Гаврикова улица" и "Милютинский переулок" - было отложено ввиду соображений экономического характера.

 

В 1926 г., несмотря на неприятие берлинского способа строительства, "МКХ с разрешения Президиума Моссовета поручило германской фирме Сименс-Бауунион разработку варианта проекта с применением тех принципов, на основании которых сооружался берлинский метрополитен" [6, С. 45]. Для разработки проекта фирма, которая до этого осуществляла строительство метрополитена в Берлине, Гамбурге и Будапеште, получила в свое распоряжение чертежи улиц и результаты геологических изысканий. В случае принятия разработанного ею проекта она обязалась уложиться в смету...

 

Таким образом, представление о главенстве конструкции и функции сохраняло актуальность и было основой разработки проектов станций в Метропроекте вплоть до 1934 г., несмотря на то, что понятия "конструктивизм" и "функционализм", начиная с 1932 г. осуждались как идеологически чуждые. Вероятней всего, это было связано с тем, что в проектировании станций принимали участие малоизвестные молодые архитекторы, а само сооружение долгое время рассматривалось мастерами как неинтересное. "Крупные архитекторы, в начале 1930-х годов видевшие себя потенциальными авторами огромных наземных сооружений и принимавшие участие в суперконкурсах - Дворец Советов, Наркомтяжпром и так далее - не сразу поняли, что у сравнительно менее престижных проектов станций метрополитена гораздо больше шансов быть воплощенными в реальности" [11, С. 30]. Попытки привлечь знаменитых архитекторов к проектированию метро, начавшиеся осенью 1933 г., успехом не увенчались...

Link to comment
Share on other sites

  • 2 years later...

Нашёл у себя в личном архиве "журналистский вариант" Постановления Правительства Москвы от 27 июня 1995 г. N564-ПП

О схеме развития Московского метрополитена до 2010 года

 

gallery_95_1311_307113.jpg

Edited by Дурень
Link to comment
Share on other sites

http://metro.molot.ru/img/proj/hmm-1938-bse39-mm-gsl.jpg

Перспективная схема метро из довоенного издания Большой Советской энциклопедии, с сайта http://metro.molot.ru

Интересно, а как планировали впихнуть депо около современной Дмитровской?

Разобрать пути Савеловского направления? :P

Edited by Paulus
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Да, по планам 1930-х собирались разобрать участок Савёловской ж.д. от нынешней Окружной до вокзала. А движение Савёловского направления начинать с Ленинградского вокзала

Link to comment
Share on other sites

по планам 1930-х собирались разобрать участок Савёловской ж.д. от нынешней Окружной до вокзала. А движение Савёловского направления начинать с Ленинградского вокзала

а в каком году, вообще, эту ж/д-линию достроили до Савеловского? Она же от Лосиноостровской шла через Отрадное...

Link to comment
Share on other sites

а в каком году, вообще, эту ж/д-линию достроили до Савеловского? Она же от Лосиноостровской шла через Отрадное...

 

Да это всего 2 года продлилось.

с 1900 Бескудниково - Лосиноостровская - Ярославский вокзал

с 1902 Бескудниково - Савёловский вокзал

И дальше бескудниковская ветка перестала быть главным ходом савёловской линии и зажила своей жизнью.

Link to comment
Share on other sites

  • 7 months later...

10 лет назад Шумаков мне дал сфоткать раритетные исторические проекты от метрогипротранса. В том числе был и проект нынешней Лесопарковой - тогда еще под названием Марьино. Тогда он был у них в складе в виде одного подрамника 1х1 м и одного картонного макета примерно в масштабе 1:20. Все это датировалось с конца 1980-х приблизительно.

 

Интересно, что Лесопарковая, которая будет построена наверное в конце года, соответствует проекту 1980-х вплоть до деталей (бетонные ступеньки в своде у подсвеченных ниш). форма сечения односвода видимо осталась такой же, также шаг секций на своде и размеры световых ниш - как в проекте 25-летней давности.

Я не знаю, проскочила ли эта информация в данном форуме, честно говоря у меня нет времени прочитать все 174 страницы.

 

mar_ino_podramnik.jpg

 

mar_ino_persp_k.jpg

 

mar_ino_maket_k.jpg

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share


×
×
  • Create New...