Jump to content
  • Sign Up

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

Срок эксплуатации и ремонт метрополитенов


 Share

Recommended Posts

В ходе обсуждений на форуме иногда вскользь заходят разговоры о необходимости в будущем ремонтировать не только пути, но и сами конструкции тоннелей и станций. Я хочу поднять эту тему и поговорить об этом более подробно. Сказать по правде, в силу слабого знакомства с темой я даже вопросы сформулировать толково не могу, попробую как умею.

Сколько лет простоят основные конструкции без их замены, если выполнять текущие ремонты?

Есть ли разница от материала, глубины залегания, типа конструкции? Грубо говоря, железобетонные тоннели и тоннели из чугунных тюбингов +/- одинаково простоят или нет?

Что происходит с этими конструкциями, что они устаревают? (ну грунтовые воды нарушают прочность или что-то ещё...)

И вот главное, что меня интересует: как это дело чинить? Выкапывать котлованы и перестраивать целиком? Если я с тоннелями могу представить замену тюбингов, то как перестраивать станцию?

 

Если обобщить: не получится ли так, что на определённом этапе отказ от метрополитена в общем и от подземных участков в частности будет выгоднее (по крайней мере в регионах), чем ремонт и реконструкция?

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites



@ vlad_svd , большое спасибо за такой подробный ответ! Позволю себе несколько уточняющих вопросов.

 

14 часов назад, vlad_svd сказал:

участки с монолитной прессобетонной обделкой в НН

Да, вот меня как жителя НН это особенно интересует. Конечно, у нас все станции и почти все, за исключением одного, перегоны мелкого заложения, и в теории можно всё раскопать, сломать и заново построить, но можно ли это отремонтировать надолго/перестроить без закрытия движения? 

Я не уверен, что участок "Ленинская-Чкаловская" из пресс-бетона, но он также весьма проблемный - там регулярно снижена скорость, и если его придётся закрывать на ремонт - то по сути всё метро можно закрывать вместе с ним. А в этом случае пассажиры могут и не вернуться потом в подземку.

 

14 часов назад, vlad_svd сказал:

В каждом конкретном случае разрабатывается проект, применительно к данному конкретному участку.

В одной из тем @Vlad писал, что "Алтуфьево" очень проблемная станция, и отсюда у меня вопрос - такие односводчатые станции более проблемно ремонтировать будет, чем иные? Особенно меня интересует, если само перекрытие потеряет былую прочность (т.е. не просто где-то трещинка, а на значительном участке его грунтовые воды попортили, например)

 

Отдельно интересует, обсуждаются ли подобные проблемы на Западе? Там ведь есть и куда более старые метрополитены, наверняка у кого-то из них вопросы устаревания несущих конструкций уже встают остро?

 

Я так понял, что отдельные проблемные участки поддаются ремонту, но вот если мы заглянем лет эдак на 200-300 вперёд (метро ж, как нас уверяют, "навсегда"), то, даже пусть по ходу времени будут выполняться необходимые ремонты, не накопится ли общий износ всего и вся? В конце концов, ж/д мосты (в Серпухове, в Москве на Белорусском направлении около Делового центра) даже и сотни лет не простояли, как их заменили (где пролёты, где целиком), надо полагать, что и металлоконструкции подземных сооружений, бетон не вечен.

 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Kolovorot сказал:

можно ли это отремонтировать надолго/перестроить без закрытия движения? 

Опять же зависит от конструкции и степени износа несущих конструкций на конерктном участке. В качестве примера можно привести сооружение камер съезда на вилку в Сити в тупиках Киевской-ФЛ - без остановки движения, вокруг действующего тоннеля был сооружен так называемый "саркофаг", под защитой которого осуществлялся демонтаж конструкций действующих тоннелей.

Если же тоннели с МПБО-обделкой, круглые, без общей лотковой плиты, то навскидку придумать инженерное решение, позволяющее произвести их переборку без остановки движения мне в голову не приходит.

Но это не значит, что такое инженерное решение не может быть придумано в принципе 🙂

2 часа назад, Kolovorot сказал:

обсуждаются ли подобные проблемы на Западе? Там ведь есть и куда более старые метрополитены, наверняка у кого-то из них вопросы устаревания несущих конструкций уже встают остро?

Обсуждаются. Закрываются. Перестраиваются.

 

2 часа назад, Kolovorot сказал:

даже и сотни лет не простояли, как их заменили (где пролёты, где целиком), надо полагать, что и металлоконструкции подземных сооружений, бетон не вечен.

Сам по себе бетон (при надлежащей гидроизоляции) со временем только набирает прочность. Проблемы возникают при нарушении гидроизоляции и коррозии арматуры (в случае железобетона). Тут хорошим примером может служить Лужнецкий метромост.

Чугунная тюбинговая обделка, как показывает опыт Лондона, где участки таких тоннелей эксплуатируются уже под сотню лет, пока чувствует себя в целом (опять же, за исключением отдельных проблемных участков) - весьма неплохо.

 

  • Thanks 4
Link to comment
Share on other sites

54 минуты назад, vlad_svd сказал:

Обсуждаются. Закрываются. Перестраиваются.

Вы хорошо ориентируетесь в западных метрополитенах - подскажете, что погуглить на этот счёт (какие метросистемы, станции, тоннели)?

 

55 минут назад, vlad_svd сказал:

Сам по себе бетон (при надлежащей гидроизоляции)

А сама гидроизоляция не требует замены?

Link to comment
Share on other sites

49 минут назад, Kolovorot сказал:

одскажете, что погуглить на этот счёт (какие метросистемы, станции, тоннели)?

Вот тут, например, про масштабную реконструкцию центрального участка линии RER C в Париже (тоннели постройки конца позапрошлого века)

https://www.leparisien.fr/info-paris-ile-de-france-oise/transports/modernisation-du-rer-c-le-chantier-voit-le-bout-du-tunnel-18-08-2019-8135142.php

 

51 минуту назад, Kolovorot сказал:

А сама гидроизоляция не требует замены?

Опять же, зависит от того, как она была реализована и на сколько соответствует условиям работы.

  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

А в случае пресс-бетона не может помочь устройство внутреннего сталебетонного усиления, как это было изначально применено в Питере на Размыве? 

Link to comment
Share on other sites

Можно ли поподробнее, что это за зверь такой - прессбетон Нижнего Новгорода и ко и откуда с ним столько проблем?

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Вовчик сказал:

Можно ли поподробнее, что это за зверь такой - прессбетон

Монолитно-прессованная бетонная обделка (МПБО).

Предварительно бетонная смесь нагнетается в пространство, с наружной стороны ограниченное оболочкой щита, с внутренней — опалубкой, сзади — готовой тоннельной обделкой, а спереди — штампом — прессующим кольцом. После заполнения этого пространства щит продвигается вперед, упираясь штоками гидроцилиндров через прессующее кольцо в бетонную смесь, которая под давлением прижимается к окружающему тоннельную выработку грунту, заполняя пространство, освобождаемое оболочкой щита. Таким образом исключается возможность подвижки грунта за щитом, а значит, и осадки поверхности земли.

Формуется монолитная бесшовная бетонная труба, плотно прижатая к грунту, окружающему тоннель. Наружный диаметр обделки получается больше диаметра щита или равным ему. Коренным образом изменяется процесс возведения тоннельной обделки — исключаются первичное и контрольное нагнетание раствора за обделку, необходимые при устройстве сборной обделки, чеканка швов между ее элементами, возведение внутренней железобетонной рубашки в случае строительства коллекторов и гидротехнических тоннелей. Отпадает также необходимость в организации заводской базы для изготовления элементов сборной обделки, исключаются затраты труда и средств на производство этих элементов, их доставку и монтаж в тоннеле.

В случае использования МПБО все проходческие работы, в отличие от проходки со сборной обделкой, сосредоточиваются вблизи зоны забоя. Проходческий комплекс оставляет за собой тоннель, полностью подготовленный к монтажу постоянных устройств и укладке верхнего строения пути метрополитена. При такой технологии стоимость основных проходческих работ по сравнению с сооружением тоннеля со сборной обделкой щитовым способом снижается на 20—30%, их трудоемкость— на 15—20%, а экономия металла на 1 пог. м тоннеля достигает 200 кг.

  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

Звучит как многообещающий подход. А в чём подвох и что за проблемы с тоннелями в НН?

Ближе к теме:

23.10.2021 в 15:26, Kolovorot сказал:

бетон не вечен

Качественный бетон, особенно монолитный - вечен. В Риме есть одно молчаливое свидетельство этого тезиса под названием "Пантеон".

Без шуток, когда в 1986 году в Киеве встраивали в действующий перегон станцию "Театральная", построив её в стороне от тоннелей и врезая новые тоннели в старые, при обследовании старых железобетонных тоннелей перегона "Крещатик" - "Университет" (сооруженных за тридцать лет до того, в конце 1950-х) поначалу было принято решение взрывать старую обделку. Такова химия бетона: мергель и глина после своего превращения в бетон и заливки превращаются обратно в конгломерат мергеля и глины - в камень, набирая со временем всё больше и больше прочности.

А что касается долгожительства инфраструктуры - тут ещё есть такой вопрос, как адекватность проекта и изученность вредных факторов его разработчиками. Например, тот же Киев: тоннели мелкого заложения на Оболони и Осокорках лежат на намывном песке. Если на Осокорках ещё можно списать на 90-е и халтуру, то на Оболонь (и отчасти по району гавани) ещё в советские годы сегменты ЦСО положили на намывной песок, и они понемногу плывут (как результат - ограничение скорости). Кто-то забыл, что мокрый песок при регулярной вибрации превращается в плывун.

  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

11 минут назад, Вовчик сказал:

Качественный бетон, особенно монолитный - вечен. В Риме есть одно молчаливое свидетельство этого тезиса под названием "Пантеон".

Тут я, само собой, имел в виду наличие и влияние вредных факторов (в Риме, как я понимаю, не самые плохие внешние условия, в отличие от московских грунтов).

Вообще, эта тема меня заинтересовала после изучения разных историй со сносами плотин, где одной из причин снова являлся как раз износ основных конструкций. Ну и истории со сносами хайвеев в США, где, опять же, дело не только в том, что у них урбанистика продвинулась, но и в том, что хайвеи требуют дорогостоящего ремонта и реконструкции (хотя, казалось бы, сделаны из бетона). И срок службы-то у них получается смешной - лет 50-70.

Вот и зародилась мысль - а метро-то - оно насколько? Т.е. понятно, что "навсегда", но вот сколько это "навсегда" продлится.

И как мне кажется, в каждом конкретном случае это аргумент на ту или иную чашу весов развития транспортной системы. Скажем, если система потребует перестройки уже лет через 50 (с временным закрытием, раскопками и дорогостоящей перестройкой/стройкой заново), то, быть может, не стоит вкладывать слишком большие деньги в развитие такой системы, особенно, если острой необходимости нет? Ну тут лучший пример - уже приведённая Самара.

 

  • Agree 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Вовчик сказал:

А в чём подвох и что за проблемы с тоннелями в НН?

Недостатки прямо вытекают из преимуществ: лишенная арматуры (связей растяжения) конструкция МПБО в условиях сильных вибрационных нагрузок начинает быстро деформироваться и разрушаться

  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

Владимир, о проблеме бетонных тоннелей в Нижегородском метро я смотрел передачу ещё в начале 90-х. Правильно я понял, что это был экспериментальный проект, не оправдавший себя, от которого потом отказались?

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

×
×
  • Create New...