Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

Речной транспорт России XVIII-XIX веков


 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Довелось мне в эти выходные побывать в славном городе Гагарине (бывший Гжатск). Зашел я там в краеведческий музей и узнал про такие замечательные суда, как барки. Это плоскодонное торговое судно, без киля. Их строили на пристани Гжатска с начала XVIII века и аж до 1870-х годов (то есть их даже пропагандист электрификации всей страны застал ;) ). Эти барки были достаточно большими: до 30-40 метров в длину и почти 10 метров в ширину. На борт они брали до восьми тысяч пудов груза (то есть сто двадцать восемь тонн). При этом осадка составляла всего 60-70 см! Барки были одноразовым транспортом: их в Гжатске строили, загружали, отправляли в путь в Санкт-Петербург, а там разбирали на дрова. Команда этого судна составляла от 20 до 40 человек.

При этом сама Гжать рекой называется скорее по недоразумению, потому что она больше похожа на ручей, который местами можно преодолеть вброд даже на легковушке.

 

Несколько видов этого чуда кораблестроения (к сожалению, макет барки стоит в музее в очень тесном помещении, так что захватить его в кадр целиком невозможно, ибо обратного зума у меня нет).

Все фото по 2 с небольшим МБ.

 

http://i041.radikal.ru/0805/83/8229adf4af95t.jpg

 

http://i039.radikal.ru/0805/43/16becf1f034ft.jpg

 

Разумеется, "трюм" закрыт стеклом только на музейном макете. Но меня искренне удивило, что дно состоит из обычных брёвен; этакий усовершенствованный плот с фантастической проходимостью и грузоподъёмномтью.

 

http://i034.radikal.ru/0805/dd/eb8f7a919288t.jpg

 

http://i034.radikal.ru/0805/ad/7c0790ed4d83t.jpg

 

Карта пути от Гжати до Питера:

http://i023.radikal.ru/0805/de/f76614e54b10t.jpg

 

Карта Гжатской пристани. Обратите внимание, какой огромный трафик ;)

http://i011.radikal.ru/0805/a6/ea7f4a7028a7t.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 недели спустя...

Интересная, кстати, тема. В самом деле, до массового строительства железных дорог во второй половине 19 века основным средсатвом доставки грузов был водный транспорт. В том числе и таких крупных, как корабельные паруса. Вспомниаль поездка в Калужскую область в 2006 году. Были и в Полотняном заводе, там как раз было развито парусное производство. В Серпухове тоже оно было. А доставляли паруса в основном на Балтийское море. И сразу же возникает вопрос - каким был маршрут доставки? От себя предполагаю - вверх по рекам, впадающим в Оку, до основного водораздела с реками, впадающими в верхнюю Волгу (это примерно граница Смоленской и Тверской областей). Далее - по Вышневолоцкой системе. Или, но это очень длинная трасса, вниз по Оке до её слияния с Волгой, дальше на Балтийское море по Волго-Балтийской системе через Белое, Онежское, Ладожское озёра.

Но конечно, это был очень ненадёжный транспорт. Он также от погодных условий зависел. И перебои с доставкой грузов и не такие были. Вот например, до постройки железных дорог на юг от Москвы в ней хлеб стоил в разы дороже, чем в южноподмосковных городах, куда он доставлялся по до сих пор очень полноводной Оке. А в Москву его по воде доставлять не представлялось возможным. Москва-река уже в 18 веке за счёт вырубки лесов в верхнем её течении и изъятия на нужды москвичей всю свою воду потеряла. И этот пример я всегда на своих занятиях студентам привожу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И сразу же возникает вопрос - каким был маршрут доставки?

Так на схеме есть маршрут: Гжать - Вазуза - Волга - Тверца - Мста - Волхов- Нева. А если от Полотняного завода, то сначала по Угре и Воре в Гжать. Наверно, таким образом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 лет спустя...

10 мая ездил в Рузу. Там присоединился к экскурсии, где сказали, что раньше Руза жила в основном торговлей. И надо думать, успешно, в самой Рузе довольно много каменных домов и богатые церкви. Находится же Руза на одноимённой реке, притоке Москва-реки. И по-видимому, через эту реку по её долине, далее через притоки Волги Ламу и Вазузу можно было выйти в Волгу. Сейчас так идёт одна из систем переброски воды из Волги в Москва-реку. Только сам считал, что больше пользовались системой Истра-Сестра-Дубна, она была в сквозной канал без волоков превращена. Но все эти системы перестали использоваться с постройкой железных дорог

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

раньше Руза жила в основном торговлей.

Верно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

. И по-видимому, через эту реку по её долине, далее через притоки Волги Ламу и

Волок Ламский

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 месяцев спустя...

Сходную историю имеют Верея и Руза. Все жили торговлей до появления железных дорог. Но тем не менее они очень друг от друга отличаются, причём Верея в худшую сторону, несмотря на описываемое в книгах торговое прошлое. Видимо, торговлю вели разную, и значение тоже она меняла. Так, через Верею в основном шла доставка чернозёмного хлеба в Петербург - с Протвы, притока Оки, на Гжать. Через Рузу - торговля московскими товарами. И вот по-видимому с начала 19 века, когда Россия стала ходить в Мировой океан, в Петербург стало дешевле доставлять американский хлеб, но с появлением железных дорог - опять выгоднее стал свой чернозёмный. Вот и значение торговли хлебом через Верею упало раньше, поэтому и выглядит Верея беднее по сравнению с Рузой. Но и через Рузу торговля значение потеряла с железными дорогами. И уже в "железнодорожное" и советское время разное административное положение тех мест способствовало их различию

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • KVentz изменил название на Речной транспорт России XVIII-XIX веков

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...