Семён Персунов Posted June 18, 2024 Share Posted June 18, 2024 Так как уже появились новости о создании беспилотных трамваев, предлагаю дальнейшее обсуждение вести в этой теме. Первый в России беспилотный трамвай уже проехал более 100 км по улицам Москвы. Он курсирует в тестовом режиме по маршруту №10 без пассажиров. Как отметил Максим Ликсутов, во время движения трамвай с помощью камер и лидаров собирает данные для обучения нейронной сети. Это позволит улучшить распознавание автомобилей, пешеходов, светофоров и дорожных знаков, а также исключать ошибки. «Мэр Москвы Сергей Собянин дал старт испытаниям беспилотного трамвая в городских условиях. Сейчас за пультом находится водитель, а специальная система дублирует его действия. С каждым выездом трамвай все лучше распознает внешние объекты. Беспилотная технология — уникальная разработка в Европе, которая принадлежит Правительству Москвы. Уже в этом году новый транспорт начнет полностью управлять процессом движения, а водитель будет страховать его действия. К тестовым поездкам пригласим пассажиров. До конца 2025 года планируем запустить полностью беспилотный трамвай без водителя за пультом для поездок с пассажирами», — добавил Максим Ликсутов. Источник: Дептранс Москвы 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Мимоход Posted June 18, 2024 Share Posted June 18, 2024 Это маршрут в Строгино? Был там, был, в рабочие дни район безлюдный. Что ж- хотя бы полигон выбран правильно. Я повторюсь, мне непонятно почему начали не с эстакадного метро в Бутово или с прогулочного монорельса. Но вот тестовый маршрут - там в целом так и есть, очень длинные участки полной изоляции трамвая от других видов транспорта. Перекрестки конечно есть. Если даже затупит - ничего страшного не случится, движение в том районе не сквозное, местного значения всё. Спойлер Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Interstate Posted June 18, 2024 Share Posted June 18, 2024 (edited) 52 минуты назад, Мимоход сказал: почему начали не с эстакадного метро в Бутово или с прогулочного монорельса. Там абсолютно другие условия: наличие развитой СЦБ и отсутствие взаимодействия с другими участниками дорожного движения. Строго говоря, там можно вообще без машинного зрения и нейросетей обойтись, как, собственно, и поступают на автоматизированных линиях метро в других странах, коих уже не один десяток. Аналогично с авиацией и морским судоходством, где автопилоты успешно эксплуатируются много десятков лет. И да, в метро и на ЖД тоже ведутся работы по созданию автопилота. Edited June 18, 2024 by Interstate Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
paschkov Posted June 19, 2024 Share Posted June 19, 2024 Все эти автопилоты нужно запретить. Они не нужны. 3 2 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Архистратигъ Posted June 20, 2024 Share Posted June 20, 2024 Цитата 9 часов назад, paschkov сказал: Все эти автопилоты нужно запретить. Они не нужны. Запретить, не пущщать, отменить, посадить. Так что-ли получается? 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Мимоход Posted June 20, 2024 Share Posted June 20, 2024 9 часов назад, paschkov сказал: Они не нужны. Такая мысль посетила меня: в общей массе занятых на транспорте, водители - это далеко не самые многочисленные сотрудники. Чего с них-то начали. Сделали бы какой-нибудь беспилотный переукладывальщик плитки рельсов по ночам в метро. Сколько там народу-то трудится, каждую ночь меняют старые на новые. Или всяческое мытье-обслуживание, а? Ночью вообще никого в тоннелях нет, пусть туда роботы заезжают, и делают ЕУ и ТО. Если про наземный транспорт - то вот всякие поливалки - пусть беспилотно ездят, а? Мусор убирают? По дворам, по проспектам, пусть ездят полчища роботов и все подметают. Ночью, например. И утвердить что ночью у робота приоритет. И еще, а точно вот дежурные на станциях у эскалаторов - нужны? Ну если водителей трамваев можно убрать, то может и этих спящих у эскалаторов тоже можно? Или они нужны? А почему? Есть причины? Например безопасность и порядок? А этих причин на трамвае уже нет? 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Interstate Posted June 22, 2024 Share Posted June 22, 2024 В 20.06.2024 в 10:17, Мимоход сказал: Сделали бы какой-нибудь беспилотный переукладывальщик плитки рельсов по ночам в метро. Сколько там народу-то трудится, каждую ночь меняют старые на новые. Или всяческое мытье-обслуживание, а? Ночью вообще никого в тоннелях нет, пусть туда роботы заезжают, и делают ЕУ и ТО. Давайте не путать программный продукт с физическим изделием. Автопилот в транспорте - это на 99% программа. Физическая его часть состоит из нескольких сервомоторов и видеокамер/лидаров, которые давно доведены до высокого уровня совершенства. Чтобы создать робота, перекладывающего плитку рельсы, нужно повторить анатомию человека. То есть сделать десятки подвижных суставов с компактными размерами, но большими скоростью и силой движения. А потом это ещё и нужно как-то запитать от автономного источника энергии. Не буду спорить, кое-какие наработки есть и в этом направлении, в том числе у нас в стране, но пока это всё на уровне протезов рук, с владельцев которых "почему-то" не снимают инвалидность после изготовления протезов (знаю, что там огромные проблемы со считыванием данных ибо два миосенсора не в состоянии полноценно управлять даже пальцами, однако проблема не только в этом, но и в крайне убогих параметрах собственно протезов). В 20.06.2024 в 10:17, Мимоход сказал: всякие поливалки - пусть беспилотно ездят Кто сказал, что об этом не думают? Более того, Москве принадлежит завод по производству легковушек с мощностью до 200 000 автомобилей в год. Это куда больший потенциальный доход, чем от любого трамвая или поливалки. Однако сдаётся мне, что автопилот для трамвая проще сделать, вот и пошли по пути наименьшего сопротивления, чтобы хоть что-то получить за несколько лет работы, а не как у Теслы, начавшей сразу делать автопилот для автомобиля и, в итоге, потратившей 10 лет только на разработку бета-версии с кучей косяков... В 20.06.2024 в 10:17, Мимоход сказал: может и этих спящих у эскалаторов тоже можно? Проснитесь. Давно убрали с первого пускового участка БКЛ, заменив на диспетчера, сидящего где-то в недрах технических помещений станции. Почему дальше не стали развивать? А почему морально устаревшие Номерные 40 лет производили? Консерватизм, притом далеко не всегда здоровый... 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
wum97 Posted June 22, 2024 Share Posted June 22, 2024 (edited) московский трамвай по факту катается по крайне кривым рельсам и со стрелками для переключений который нужен ломик. какие к черту беспилотные трамваи то? вот БКЛ можно было бы сделать беспилотной после закрытия стрелки в сити Edited June 22, 2024 by wum97 1 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Interstate Posted June 22, 2024 Share Posted June 22, 2024 26 минут назад, wum97 сказал: крайне кривым рельсам и со стрелками для переключений который нужен ломик Кривые рельсы не проблема. Автопилот Теслы героически шпарит по куда более разбитым американским дорогам, не обращая никакого внимания на ямы! (в будущем его, наверное, научат объезжать ямы, но пока не научили) А вот что касается ломика, то пришла такая мысль: заменить сцепку на манипулятор. Если надо сцепиться с собратом - устраивает крепкое рукопожатие, а если надо перевести стрелку - достаёт ломик и переводит! 4 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
262 Posted June 22, 2024 Share Posted June 22, 2024 1 hour ago, Interstate said: а если надо перевести стрелку - достаёт ломик и переводит! А зимой - чтобы веник доставал, или метлу! 3 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Семён Персунов Posted June 22, 2024 Author Share Posted June 22, 2024 3 часа назад, Interstate сказал: Автопилот Теслы героически шпарит по куда более разбитым американским дорогам Тесла - автомобиль, способный перестраиваться влево/вправо. Трамвай такой роскоши не имеет, если сошёл с рельс - то всё, обратно он вряд ли заедет. Да и ещё в Тесле есть только камеры, лидары Маск не приемлет из-за их дороговизны. К слову, остальные автопроизводители, которые делают свой автопилот (который на данном этапе у большинства (включая Теслу) является всего-лишь продвинутым круиз-контролем), лидарами пользуются, и их автопилоты по результатам всяких тестов Тесловский превосходят. Да и ещё непонятная история с тем, что автопилот Теслы отключается за секунду до аварии, что позволяет компании говорить, что автопилот тут не при чём... В общем, Тесла - далеко не эталон, её скорее вредно считать таковым. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Interstate Posted June 23, 2024 Share Posted June 23, 2024 6 часов назад, Семён Персунов сказал: Тесла - автомобиль, способный перестраиваться влево/вправо Однако он это уверенно не делает, если говорить именно о качестве покрытия. 6 часов назад, Семён Персунов сказал: в Тесле есть только камеры, лидары Маск не приемлет из-за их дороговизны И в чём проблема? Лидар - это не какое-то супер-устройство, позволяющее чудесным образом избегать ДТП и прочих неприятностей. Это всего лишь средство определения расстояния до объекта, далеко не единственное и далеко не идеальное. Одного только лидара без камер однозначно недостаточно, а при наличии камер высокого разрешения и мощных алгоритмов обработки изображения, расстояние прекрасно определяется по камерам. Возможно, с несколько меньшей точностью, но нужна ли она? Манёвр уклонения от ДТП необходимо начинать задолго до столкновения, когда невозможно точно определить, в каком именно месте будет столкновение. Соответственно, манёвр уклонения нужно выполнять с запасом. Что же до штатной езды, то там точность вообще вредна, потому что ездящие по одному и тому же месту автомобили ушатают асфальт за пару недель. 6 часов назад, Семён Персунов сказал: который на данном этапе у большинства (включая Теслу) является всего-лишь продвинутым круиз-контролем Full Self-Driving, доступный по платной подписке в Северной Америке и, с недавних пор, в Китае - это именно автопилот, способный проехать по маршруту средней сложности полностью без участия человека. 6 часов назад, Семён Персунов сказал: автопилот Теслы отключается за секунду до аварии Потому что это не готовый продукт, имеющий лицензию на самостоятельное управления автомобилем без участия человека, а всего лишь бета-тест, то есть, по сути, ученик в автошколе. И лично я искренне рад, что им всё-таки удалось начать это бета-тестирование среди всех желающих, а не только в узком кругу профессиональных водителей-инструкторов. Тут вот какая проблема. Автопилот для автомобиля - очень сложная программа, написать и обкатать которую в условиях виртуальной реальности и закрытых тестов на треке невозможно. Нужен огромный практический опыт. Для наработки опыта приходится использовать большое количество людей без специальной подготовки (на подготовку денег не хватит), а во время наработки опыта будет происходить достаточно большое количество ДТП, в том числе таких, в которые среднестатистический человек не попал бы. Дальше есть три алгоритма поведения: 1 - забояться сложностей и жертв, поднять лапки кверху и покорно смириться с колоссальной потерей времени на ручное управление автомобилями, зарплатами коммерческих водителей и конечно же огромным количеством ДТП, вызванных человеческим фактором. А когда "неожиданно" наш рынок автопилотов окажется оккупирован иностранными компаниями, которые "неожиданно" начнут навязывать нам свои политические требования, жёстко обвинить их в неоколониолизме/недемократичности, но всё равно по-тихому согласиться на их условия, потому что альтернатив нет 2 - принять волевое политическое решение "разрабатывать, невзирая на сложности, затраты и жертвы", а всех недовольных душить пропагандой и цензурой 3 - лавировать между бесконечными криками активистов и крючкотворцами, пытаясь разрабатывать новое, невзирая на упорное желание властей и общества пойти по первому пути В современных США (да и вообще на Западе) доминирует первый вариант. Второй вариант включается только когда кому-то из дорвавшихся до власти хочется что-то распилить, как в случае с ветрячковой энергетикой. Как итог, Маск (да и остальные разработчики) был вынужден идти по третьему пути, из-за чего все эти задержки и отмазки от юридической ответственности... Искренне надеюсь, что Москве хватит сил на второй вариант, который, как правило, обеспечивает более быстрый и более эффективный результат, потому что позволяет заниматься делом, а не думать о юридической стороне вопроса вперёд разработок. 7 часов назад, Семён Персунов сказал: Тесла - далеко не эталон Зависит от того, что считать эталоном. Если автомобиль, который умеет вообще всё-всё и сертифицирован на езду без человека, то таких сейчас нет, максимум, могут ездить по ограниченной территории. Однако если нужен автомобиль, способный проехать по среднему маршруту без фактического участия человека, то Тесла на это способна, и это огромный рывок вперёд относительно адаптивного круиз-контроля или авиационного автопилота. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ё-моё Posted July 13, 2024 Share Posted July 13, 2024 Беспилотный трамвай в столице поедет с первыми пассажирами в сентябре – Ликсутов Беспилотный трамвай в Москве поедет с пассажирами в сентябре, в рамках тестирования он уже прошел около 400 км по столичным улицам. Об этом журналистам сообщил заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. «Беспилотный трамвай прошел уже около 400 км, ни одного ДТП или сбоя не было зафиксировано. По нашему плану в сентябре этот беспилотный трамвай, на котором сейчас 90% операций делается в автоматическом режиме через нейронные сети, будет уже ходить с пассажирами. А в конце 2025 года он уже сможет выходить на дороги Москвы в автоматическом режиме», – сказал Ликсутов. Он добавил, что там будет присутствовать стажер-машинист, который будет контролировать работу. Источник: https://www.mskagency.ru/materials/3400153 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Мимоход Posted July 13, 2024 Share Posted July 13, 2024 Это ИИ - стажёр. А присматривать за ИИ должен наоборот, опытный водитель (вагоновожатый), а кроме того специалист по ентовому ИИ. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Семён Персунов Posted July 13, 2024 Author Share Posted July 13, 2024 (edited) 44 минуты назад, Мимоход сказал: Это ИИ - стажёр. А присматривать за ИИ должен наоборот, опытный водитель (вагоновожатый), а кроме того специалист по ентовому ИИ. Вполне возможно, что сейчас так и происходит на время обкатки, а к началу работы с пассажирами будет только водитель-не стажёр, так как предполагается, что основные косяки отловят. Хотя использование слова "стажёр" странно. Может, опять напутали что-то? Edited July 13, 2024 by Семён Персунов Исправление 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ё-моё Posted July 13, 2024 Share Posted July 13, 2024 (edited) Сюжет от М-24. https://www.m24.ru/videos/transport/13072024/708136 Ничего нового аборигены форума не узна́ют, зато какой корреспондент выскакивает из беспилотника на первых секундах сюжета. Ух! Edited July 13, 2024 by Ё-моё Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Мимоход Posted July 14, 2024 Share Posted July 14, 2024 ААА, ну вот. "остановится и будет стоять пока препятствие не уедет". А как же выйти из вагона, дойти до препятствия, обматерить его/пнуть его/помочь препятствию уйти с рельс и пр? 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Дендр Posted July 14, 2024 Share Posted July 14, 2024 16 минут назад, Мимоход сказал: А как же выйти из вагона, дойти до препятствия, обматерить его/пнуть его/помочь препятствию уйти с рельс и пр? Этим и займется стажер. 1 5 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Семён Персунов Posted July 14, 2024 Author Share Posted July 14, 2024 3 часа назад, Дендр сказал: Этим и займется стажер. Так вот почему метро требуются физически здоровые люди на самом деле... 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Ёжик Posted July 15, 2024 Share Posted July 15, 2024 Интересно, а бегущего пассажира будет дожидаться, или будет следить просто чтобы никого не зажало при посадке? 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Семён Персунов Posted July 15, 2024 Author Share Posted July 15, 2024 Более 400 км проехал по улицам столицы первый в России беспилотный трамвай Как рассказал Максим Ликсутов, с начала испытаний новый транспорт ни разу не нарушил ПДД, а искусственный интеллект помог ему избежать уже более 20 ДТП. Трамвай курсирует в тестовом режиме без пассажиров по маршруту №10. Один из ключевых элементов беспилотного трамвая — лидары, которые помогают собирать данные в нейросеть для распознавания объектов. Устройства сканируют пространство с помощью лазерных лучей и создают трехмерное изображение окружающей среды. Так лидары видят улицы города: «Мы продолжаем тестировать первый в России беспилотный трамвай по задаче Мэра Москвы Сергея Собянина. Это уникальная для Европы разработка, которая принадлежит столичному Правительству. Благодаря цифровой копии улиц новый транспорт видит и заранее реагирует на все светофоры на своем пути. Уже в сентябре 2024 года беспилотный трамвай начнет полностью управлять процессом движения, а водитель будет страховать его действия. К тестовым поездкам пригласим пассажиров», — добавил Максим Ликсутов. Источник: Дептранс Москвы 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Vinnie Van Wham Posted July 15, 2024 Share Posted July 15, 2024 Беспилотный автомобиль сбил пешехода в Китае Аварию, одним из участников которой стал беспилотный автомобиль, в КНР назвали вызовом для ИИ, информирует АР. Как сказали журналисты агентства, 7 июля беспилотник Baidu наехал на пешехода. Они отметили, что искусственному интеллекту еще предстоит обучиться поведению в нестандартных ситуациях. Согласно сведениям китайских средств массовой информации, авария произошла в г. Ухань. Это случилось в момент, когда беспилотник пересекал перекресток на сигнал светофора, который разрешает движение. В этот же момент, нарушая ПДД, дорогу переходил пешеход. В результате пострадавшего положили в больницу и оказали квалифицированную медпомощь. К счастью, он отделался небольшими травмами. Как сказали эксперты по ИИ, беспилотники запрограммированы соблюдать ПДД и «ожидают» такого же поведения от прочих участников движения. Но зачастую водители и пешеходы все-таки нарушают правила. Источник: https://apnews.com/article/china-autonomous-driving-accident-baidu-b0b4527ff355836f2df03868ff0bd0fc Так что водитель в трамвае всë равно останется, и это правильно. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Interstate Posted July 15, 2024 Share Posted July 15, 2024 В 14.07.2024 в 09:18, Мимоход сказал: как же выйти из вагона, дойти до препятствия, обматерить его/пнуть его/помочь препятствию уйти с рельс и пр? Если это автомобиль, то зафиксировать номер, передать в ГАИ, откуда пришлют письмо счастья с пятью нулями. Если алконавт, то вызывается наряд полиции и персонаж остаётся на пару недель без опохмела/курева. Такие меры занимают больше времени, чем матерное слово, но запоминаются на дольше. 30 минут назад, Семён Персунов сказал: уникальная для Европы разработка Надо полагать, где-то не в Европе (скорее всего в Азии) есть что-то подобное? 2 минуты назад, Vinnie Van Wham сказал: беспилотники запрограммированы соблюдать ПДД и «ожидают» такого же поведения от прочих участников движения Что за бред? Примитивный ИИ, может быть, на это и запрограммирован. Более или менее продвинутые реагируют не только на светофоры, но и на препятствия. Собственно, в этом и проблема, создания автопилота для наземного транспорта. Системы, ездящие по правилам, и ничего вокруг себя не видящие, были возможны 50+ лет назад. 1 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Popular Post Семён Персунов Posted July 29, 2024 Author Popular Post Share Posted July 29, 2024 Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал документ о введении в Москве экспериментального правового режима для запуска беспилотного трамвая. Максим Ликсутов рассказал, что ЭПР поможет безопасно и быстро запустить первый в России беспилотный трамвай для поездок с пассажирами. Документ подготовило Минэкономразвития России, а инициатором выступило Московское метро. «Москва впервые в России инициировала принятие ЭПР для внедрения беспилотного городского транспорта. По поручению Мэра Москвы Сергея Собянина уже в сентябре начнем тестовые поездки с пассажирами. Машина сама будет управлять движением, а водитель страховать ее действия. До конца 2025 года планируем полноценно запустить беспилотный трамвай с пассажирами», — дополнил Максим Ликсутов. «Подготовленная Минэкономразвития России по инициативе ГУП «Московский метрополитен» программа эксперимента — это первое использование инструмента ЭПР для апробации беспилотных технологий на различных видах городского пассажирского транспорта. Ключевое условие, которое мы ставим перед участниками, — это безопасность проведения эксперимента. Поэтому выход беспилотных трамваев на маршрут на первом этапе будет обязательно сопровождаться водителем-испытателем», — отметил заместитель министра экономического развития России Максим Колесников. Источник: Дептранс Москвы 5 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kirill_S Posted August 1, 2024 Share Posted August 1, 2024 Отлично! Если уже решили правовые вопросы, то точно ждём на улицах Столицы 🙂 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.