Jump to content

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

 Share

Recommended Posts

Так как уже появились новости о создании беспилотных трамваев, предлагаю дальнейшее обсуждение вести в этой теме.

Первый в России беспилотный трамвай уже проехал более 100 км по улицам Москвы. Он курсирует в тестовом режиме по маршруту №10 без пассажиров.

изображение.png

Как отметил Максим Ликсутов, во время движения трамвай с помощью камер и лидаров собирает данные для обучения нейронной сети. Это позволит улучшить распознавание автомобилей, пешеходов, светофоров и дорожных знаков, а также исключать ошибки.

 «Мэр Москвы Сергей Собянин дал старт испытаниям беспилотного трамвая в городских условиях. Сейчас за пультом находится водитель, а специальная система дублирует его действия. С каждым выездом трамвай все лучше распознает внешние объекты. Беспилотная технология — уникальная разработка в Европе, которая принадлежит Правительству Москвы. Уже в этом году новый транспорт начнет полностью управлять процессом движения, а водитель будет страховать его действия. К тестовым поездкам пригласим пассажиров. До конца 2025 года планируем запустить полностью беспилотный трамвай без водителя за пультом для поездок с пассажирами», — добавил Максим Ликсутов.

Источник: Дептранс Москвы
  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

Это маршрут в Строгино? Был там, был, в рабочие дни район безлюдный. Что ж- хотя бы полигон выбран правильно.

Я повторюсь, мне непонятно почему начали не с эстакадного метро в Бутово или с прогулочного монорельса. Но вот тестовый маршрут - там в целом так и есть, очень длинные участки полной изоляции трамвая от других видов транспорта. Перекрестки конечно есть. Если даже затупит - ничего страшного не случится, движение в том районе не сквозное, местного значения всё.

Спойлер

изображение.png

 

Link to comment
Share on other sites

52 минуты назад, Мимоход сказал:

почему начали не с эстакадного метро в Бутово или с прогулочного монорельса.

Там абсолютно другие условия: наличие развитой СЦБ и отсутствие взаимодействия с другими участниками дорожного движения. Строго говоря, там можно вообще без машинного зрения и нейросетей обойтись, как, собственно, и поступают на автоматизированных линиях метро в других странах, коих уже не один десяток. Аналогично с авиацией и морским судоходством, где автопилоты успешно эксплуатируются много десятков лет.

И да, в метро и на ЖД тоже ведутся работы по созданию автопилота.

Edited by Interstate
Link to comment
Share on other sites

Все эти автопилоты нужно запретить. Они не нужны.

  • Disgusting! 3
  • What's the h. is this!? 2
  • Disagree 1
Link to comment
Share on other sites

Цитата
9 часов назад, paschkov сказал:

Все эти автопилоты нужно запретить. Они не нужны.

 

Запретить, не пущщать, отменить, посадить. Так что-ли получается?

  • Agree 2
Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, paschkov сказал:

Они не нужны.

Такая мысль посетила меня: в общей массе занятых на транспорте, водители - это далеко не самые многочисленные сотрудники. Чего с них-то начали. Сделали бы какой-нибудь беспилотный переукладывальщик плитки рельсов по ночам в метро. Сколько там народу-то трудится, каждую ночь меняют старые на новые. Или всяческое мытье-обслуживание, а? Ночью вообще никого в тоннелях нет, пусть туда роботы заезжают, и делают ЕУ и ТО.

Если про наземный транспорт - то вот всякие поливалки - пусть беспилотно ездят, а? Мусор убирают? По дворам, по проспектам, пусть ездят полчища роботов и все подметают. Ночью, например. И утвердить что ночью у робота приоритет.

И еще, а точно вот дежурные на станциях у эскалаторов - нужны? Ну если водителей трамваев можно убрать, то может и этих спящих у эскалаторов тоже можно? Или они нужны? А почему? Есть причины? Например безопасность и порядок? А этих причин на трамвае уже нет?

  • Disagree 2
Link to comment
Share on other sites

В 20.06.2024 в 10:17, Мимоход сказал:

Сделали бы какой-нибудь беспилотный переукладывальщик плитки рельсов по ночам в метро. Сколько там народу-то трудится, каждую ночь меняют старые на новые. Или всяческое мытье-обслуживание, а? Ночью вообще никого в тоннелях нет, пусть туда роботы заезжают, и делают ЕУ и ТО.

Давайте не путать программный продукт с физическим изделием.

Автопилот в транспорте - это на 99% программа. Физическая его часть состоит из нескольких сервомоторов и видеокамер/лидаров, которые давно доведены до высокого уровня совершенства.

Чтобы создать робота, перекладывающего плитку рельсы, нужно повторить анатомию человека. То есть сделать десятки подвижных суставов с компактными размерами, но большими скоростью и силой движения. А потом это ещё и нужно как-то запитать от автономного источника энергии.

Не буду спорить, кое-какие наработки есть и в этом направлении, в том числе у нас в стране, но пока это всё на уровне протезов рук, с владельцев которых "почему-то" не снимают инвалидность после изготовления протезов (знаю, что там огромные проблемы со считыванием данных ибо два миосенсора не в состоянии полноценно управлять даже пальцами, однако проблема не только в этом, но и в крайне убогих параметрах собственно протезов).

В 20.06.2024 в 10:17, Мимоход сказал:

всякие поливалки - пусть беспилотно ездят

Кто сказал, что об этом не думают? Более того, Москве принадлежит завод по производству легковушек с мощностью до 200 000 автомобилей в год. Это куда больший потенциальный доход, чем от любого трамвая или поливалки.

Однако сдаётся мне, что автопилот для трамвая проще сделать, вот и пошли по пути наименьшего сопротивления, чтобы хоть что-то получить за несколько лет работы, а не как у Теслы, начавшей сразу делать автопилот для автомобиля и, в итоге, потратившей 10 лет только на разработку бета-версии с кучей косяков...

В 20.06.2024 в 10:17, Мимоход сказал:

может и этих спящих у эскалаторов тоже можно?

Проснитесь. Давно убрали с первого пускового участка БКЛ, заменив на диспетчера, сидящего где-то в недрах технических помещений станции. Почему дальше не стали развивать? А почему морально устаревшие Номерные 40 лет производили? Консерватизм, притом далеко не всегда здоровый...

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

московский трамвай по факту катается по крайне кривым рельсам и со стрелками для переключений который нужен ломик. какие к черту беспилотные трамваи то? вот БКЛ можно было бы сделать беспилотной после закрытия стрелки в сити

 

Edited by wum97
  • Disagree 1
  • Agree 1
Link to comment
Share on other sites

26 минут назад, wum97 сказал:

крайне кривым рельсам и со стрелками для переключений который нужен ломик

Кривые рельсы не проблема. Автопилот Теслы героически шпарит по куда более разбитым американским дорогам, не обращая никакого внимания на ямы! (в будущем его, наверное, научат объезжать ямы, но пока не научили)

А вот что касается ломика, то пришла такая мысль: заменить сцепку на манипулятор. Если надо сцепиться с собратом - устраивает крепкое рукопожатие, а если надо перевести стрелку - достаёт ломик и переводит!

  • Haha 4
Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, Interstate said:

а если надо перевести стрелку - достаёт ломик и переводит!

А зимой - чтобы веник доставал, или метлу!

  • Haha 3
  • Agree 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Interstate сказал:

Автопилот Теслы героически шпарит по куда более разбитым американским дорогам

Тесла - автомобиль, способный перестраиваться влево/вправо. Трамвай такой роскоши не имеет, если сошёл с рельс - то всё, обратно он вряд ли заедет.

Да и ещё в Тесле есть только камеры, лидары Маск не приемлет из-за их дороговизны. К слову, остальные автопроизводители, которые делают свой автопилот (который на данном этапе у большинства (включая Теслу) является всего-лишь продвинутым круиз-контролем), лидарами пользуются, и их автопилоты по результатам всяких тестов Тесловский превосходят. Да и ещё непонятная история с тем, что автопилот Теслы отключается за секунду до аварии, что позволяет компании говорить, что автопилот тут не при чём...

В общем, Тесла - далеко не эталон, её скорее вредно считать таковым.

  • Surprised 1
Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Семён Персунов сказал:

Тесла - автомобиль, способный перестраиваться влево/вправо

Однако он это уверенно не делает, если говорить именно о качестве покрытия.

6 часов назад, Семён Персунов сказал:

в Тесле есть только камеры, лидары Маск не приемлет из-за их дороговизны

И в чём проблема? Лидар - это не какое-то супер-устройство, позволяющее чудесным образом избегать ДТП и прочих неприятностей. Это всего лишь средство определения расстояния до объекта, далеко не единственное и далеко не идеальное. Одного только лидара без камер однозначно недостаточно, а при наличии камер высокого разрешения и мощных алгоритмов обработки изображения, расстояние прекрасно определяется по камерам. Возможно, с несколько меньшей точностью, но нужна ли она? Манёвр уклонения от ДТП необходимо начинать задолго до столкновения, когда невозможно точно определить, в каком именно месте будет столкновение. Соответственно, манёвр уклонения нужно выполнять с запасом. Что же до штатной езды, то там точность вообще вредна, потому что ездящие по одному и тому же месту автомобили ушатают асфальт за пару недель.

6 часов назад, Семён Персунов сказал:

который на данном этапе у большинства (включая Теслу) является всего-лишь продвинутым круиз-контролем

Full Self-Driving, доступный по платной подписке в Северной Америке и, с недавних пор, в Китае - это именно автопилот, способный проехать по маршруту средней сложности полностью без участия человека.

6 часов назад, Семён Персунов сказал:

автопилот Теслы отключается за секунду до аварии

Потому что это не готовый продукт, имеющий лицензию на самостоятельное управления автомобилем без участия человека, а всего лишь бета-тест, то есть, по сути, ученик в автошколе. И лично я искренне рад, что им всё-таки удалось начать это бета-тестирование среди всех желающих, а не только в узком кругу профессиональных водителей-инструкторов.

Тут вот какая проблема. Автопилот для автомобиля - очень сложная программа, написать и обкатать которую в условиях виртуальной реальности и закрытых тестов на треке невозможно. Нужен огромный практический опыт. Для наработки опыта приходится использовать большое количество людей без специальной подготовки (на подготовку денег не хватит), а во время наработки опыта будет происходить достаточно большое количество ДТП, в том числе таких, в которые среднестатистический человек не попал бы. Дальше есть три алгоритма поведения:

1 - забояться сложностей и жертв, поднять лапки кверху и покорно смириться с колоссальной потерей времени на ручное управление автомобилями, зарплатами коммерческих водителей и конечно же огромным количеством ДТП, вызванных человеческим фактором. А когда "неожиданно" наш рынок автопилотов окажется оккупирован иностранными компаниями, которые "неожиданно" начнут навязывать нам свои политические требования, жёстко обвинить их в неоколониолизме/недемократичности, но всё равно по-тихому согласиться на их условия, потому что альтернатив нет

2 - принять волевое политическое решение "разрабатывать, невзирая на сложности, затраты и жертвы", а всех недовольных душить пропагандой и цензурой

3 - лавировать между бесконечными криками активистов и крючкотворцами, пытаясь разрабатывать новое, невзирая на упорное желание властей и общества пойти по первому пути

В современных США (да и вообще на Западе) доминирует первый вариант. Второй вариант включается только когда кому-то из дорвавшихся до власти хочется что-то распилить, как в случае с ветрячковой энергетикой. Как итог, Маск (да и остальные разработчики) был вынужден идти по третьему пути, из-за чего все эти задержки и отмазки от юридической ответственности...

Искренне надеюсь, что Москве хватит сил на второй вариант, который, как правило, обеспечивает более быстрый и более эффективный результат, потому что позволяет заниматься делом, а не думать о юридической стороне вопроса вперёд разработок.

7 часов назад, Семён Персунов сказал:

Тесла - далеко не эталон

Зависит от того, что считать эталоном. Если автомобиль, который умеет вообще всё-всё и сертифицирован на езду без человека, то таких сейчас нет, максимум, могут ездить по ограниченной территории. Однако если нужен автомобиль, способный проехать по среднему маршруту без фактического участия человека, то Тесла на это способна, и это огромный рывок вперёд относительно адаптивного круиз-контроля или авиационного автопилота.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

  • 3 weeks later...
Беспилотный трамвай в столице поедет с первыми пассажирами в сентябре – Ликсутов

Беспилотный трамвай в Москве поедет с пассажирами в сентябре, в рамках тестирования он уже прошел около 400 км по столичным улицам. Об этом журналистам сообщил заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

«Беспилотный трамвай прошел уже около 400 км, ни одного ДТП или сбоя не было зафиксировано. По нашему плану в сентябре этот беспилотный трамвай, на котором сейчас 90% операций делается в автоматическом режиме через нейронные сети, будет уже ходить с пассажирами. А в конце 2025 года он уже сможет выходить на дороги Москвы в автоматическом режиме», – сказал Ликсутов.

Он добавил, что там будет присутствовать стажер-машинист, который будет контролировать работу.

  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

Это ИИ - стажёр. А присматривать за ИИ должен наоборот, опытный водитель (вагоновожатый), а кроме того специалист по ентовому ИИ.

Link to comment
Share on other sites

44 минуты назад, Мимоход сказал:

Это ИИ - стажёр. А присматривать за ИИ должен наоборот, опытный водитель (вагоновожатый), а кроме того специалист по ентовому ИИ.

Вполне возможно, что сейчас так и происходит на время обкатки, а к началу работы с пассажирами будет только водитель-не стажёр, так как предполагается, что основные косяки отловят.

Хотя использование слова "стажёр" странно. Может, опять напутали что-то?

Edited by Семён Персунов
Исправление
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

Сюжет от М-24.

https://www.m24.ru/videos/transport/13072024/708136

Ничего нового аборигены форума не узна́ют, зато какой корреспондент выскакивает из беспилотника на первых секундах сюжета. Ух!

Edited by Ё-моё
Link to comment
Share on other sites

ААА, ну вот. "остановится и будет стоять пока препятствие не уедет". А как же выйти из вагона, дойти до препятствия, обматерить его/пнуть его/помочь препятствию уйти с рельс и пр?

  • Agree 2
Link to comment
Share on other sites

16 минут назад, Мимоход сказал:

А как же выйти из вагона, дойти до препятствия, обматерить его/пнуть его/помочь препятствию уйти с рельс и пр?

Этим и займется стажер.

  • Like 1
  • Haha 5
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Дендр сказал:

Этим и займется стажер.

Так вот почему метро требуются физически здоровые люди на самом деле...

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Интересно, а бегущего пассажира будет дожидаться, или будет следить просто чтобы никого не зажало при посадке?

  • Agree 1
Link to comment
Share on other sites

Более 400 км проехал по улицам столицы первый в России беспилотный трамвай

Как рассказал Максим Ликсутов, с начала испытаний новый транспорт ни разу не нарушил ПДД, а искусственный интеллект помог ему избежать уже более 20 ДТП. Трамвай курсирует в тестовом режиме без пассажиров по маршруту №10.

Один из ключевых элементов беспилотного трамвая — лидары, которые помогают собирать данные в нейросеть для распознавания объектов. Устройства сканируют пространство с помощью лазерных лучей и создают трехмерное изображение окружающей среды. Так лидары видят улицы города:

изображение.png

«Мы продолжаем тестировать первый в России беспилотный трамвай по задаче Мэра Москвы Сергея Собянина. Это уникальная для Европы разработка, которая принадлежит столичному Правительству. Благодаря цифровой копии улиц новый транспорт видит и заранее реагирует на все светофоры на своем пути. Уже в сентябре 2024 года беспилотный трамвай начнет полностью управлять процессом движения, а водитель будет страховать его действия. К тестовым поездкам пригласим пассажиров», — добавил Максим Ликсутов.

Источник: Дептранс Москвы
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

Беспилотный автомобиль сбил пешехода в Китае

Аварию, одним из участников которой стал беспилотный автомобиль, в КНР назвали вызовом для ИИ, информирует АР.

Как сказали журналисты агентства, 7 июля беспилотник Baidu наехал на пешехода. Они отметили, что искусственному интеллекту еще предстоит обучиться поведению в нестандартных ситуациях.

Согласно сведениям китайских средств массовой информации, авария произошла в г. Ухань. Это случилось в момент, когда беспилотник пересекал перекресток на сигнал светофора, который разрешает движение. В этот же момент, нарушая ПДД, дорогу переходил пешеход.

В результате пострадавшего положили в больницу и оказали квалифицированную медпомощь. К счастью, он отделался небольшими травмами.

Как сказали эксперты по ИИ, беспилотники запрограммированы соблюдать ПДД и «ожидают» такого же поведения от прочих участников движения. Но зачастую водители и пешеходы все-таки нарушают правила.

Так что водитель в трамвае всë равно останется, и это правильно.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

В 14.07.2024 в 09:18, Мимоход сказал:

как же выйти из вагона, дойти до препятствия, обматерить его/пнуть его/помочь препятствию уйти с рельс и пр?

Если это автомобиль, то зафиксировать номер, передать в ГАИ, откуда пришлют письмо счастья с пятью нулями.

Если алконавт, то вызывается наряд полиции и персонаж остаётся на пару недель без опохмела/курева.

Такие меры занимают больше времени, чем матерное слово, но запоминаются на дольше.

30 минут назад, Семён Персунов сказал:

уникальная для Европы разработка

Надо полагать, где-то не в Европе (скорее всего в Азии) есть что-то подобное?

 

2 минуты назад, Vinnie Van Wham сказал:

беспилотники запрограммированы соблюдать ПДД и «ожидают» такого же поведения от прочих участников движения

Что за бред? Примитивный ИИ, может быть, на это и запрограммирован.  Более или менее продвинутые реагируют не только на светофоры, но и на препятствия. Собственно, в этом и проблема, создания автопилота для наземного транспорта. Системы, ездящие по правилам, и ничего вокруг себя не видящие, были возможны 50+ лет назад. 

  • Like 1
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

  • 2 weeks later...

Отлично! Если уже решили правовые вопросы, то точно ждём на улицах Столицы 🙂

  • Agree 2
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share




×
×
  • Create New...