«Поедут, никуда не денутся»: 160 километров выделенных полос хотят сделать в Новосибирске — где они появятся
В городе стараются повысить привлекательность общественного транспорта
Пробки на дорогах в Новосибирске становятся из года в год все больше, поэтому власти думают над тем, как заставить горожан пересесть с личного транспорта на общественный. Один из таких инструментов — выделенные полосы. По идее они должны работать так, что на автобусе и троллейбусе передвигаться в городе будет быстрее и комфортнее. И в Новосибирске уже есть 59 километров таких дорог, только в полной мере свою эффективность они показывают только на Красном проспекте. Почему так произошло и где еще в городе появятся ограничения для автомобилистов, узнала у экспертов журналистка НГС Александра Бруня. Сколько выделенных полос должно быть в Новосибирске
Вопрос выделенных полос в Новосибирске стал одним из пунктов на заседании комиссии по транспорту Общественного экспертного совета при мэре Новосибирска по вопросам градостроительства. Обсуждали их устройство до 2030 года. Информацией поделился Михаил Никулин, начальник управления организации пассажирских перевозок мэрии.
Он сообщил, что сроки обустройства полос напрямую связаны со сроками ремонта и реконструкции дорог. При этом все идеи — не «хотелки», а узаконенные и прописанные планы в документах транспортного планирования.
В Новосибирске с 2018 года было обустроено 59 километров выделенных полос общественного транспорта, если считать движение в обе стороны. Это Красный проспект, Вокзальная магистраль, Титова, Восход, Ватутина, Нарымская. В общей сложности в Новосибирске запланировано 160 километров таких полос в двухпутном исчислении.
Михаил Никулин подчеркнул, что эффективность работы выделенной полосы можно оценить, только когда она администрируется — есть комплексы фото и видео фиксации, а также ведется работа со стороны ГИБДД по контролю и выписке штрафов. Такая работа сейчас в Новосибирске ведется только на Красном проспекте и на части улицы Восход. Остальные полосы не приносят нужного эффекта.
Эксперт отметил, что для оборудования выделенных полос нужно сейчас не менее 153 комплексов фото- и видеофиксации и системы мониторинга. Главными проблемами в организации названы: нанесение всесезонной разметки и ликвидация парковочных карманов.
В свою очередь ГИБДД поставила условия: чтобы был регламент работы выделенки, сначала нужно подготовить муниципальный регламент организации выделенных полос на улично-дорожной сети. Михаил Никулин заверил, что такая работа уже ведется управлением пассажирских перевозок и управлением автодорог.
Управление пассажирских перевозок, основываясь на опыте Москвы, уже подготовило методические рекомендации по требованиям к дорогам, где можно делать полосы для общественного транспорта. Так, ширина должна быть не менее трех полос в одну сторону, в исключительных случаях не менее двух. Длина участка — не менее 250 метров. И самое главное — интенсивность движения общественного транспорта.
Михаил Никулин подчеркнул, что на магистрали, где три полосы в одну сторону, интенсивность движения должна быть не менее 40 единиц транспорта в час. То есть каждые полторы минуты должен идти автобус или троллейбус. На магистрали с двумя полосами в одну сторону — каждые две минуты. Где в Новосибирске планируют сделать выделенные полосы
В программе комплексного развития транспортной инфраструктуры в планах есть организация выделенных полос на участках улиц Писарева и Выборная, несмотря на то, что там двухполосное движение в одну сторону. Вячеслав Ашурков, председатель комиссии по транспорту, считает, что это опрометчиво:
«Не представляю себе на улице Писарева выделенную полосу. Вот где они там собрались ее выделять? Там вообще три полосы для движения, а не четыре! Остальной транспорт куда денется? Будет как с Вокзальной магистралью — сделали, отчитались и все».
Второй большой участок — улица Большевистская. Здесь эксперты солидарны. Но Михаил Никулин заявил, что когда создавался проект по ремонту улицы Большевистской, то ширины для проектирования выделенной полосы не хватило. Она по регламенту должна быть 3,75 метра. Но эксперт подчеркнул, что при особых условиях ее все же можно сузить, как, например, в Казани, до 3,3 метра. Такое решение планируют согласовывать и обосновывать.
Вячеслав Ашурков уверен, что выделенная полоса на улице Большевистской сможет хотя бы частично решить проблемы с пробками. Но делать ее нужно на всем протяжении.
«Мы действительно сможем избавиться от большого количества автомобилей, потому что „Евроберег“ поедет на автобусах. Поедет, никуда не денется. На автобусах и троллейбусах. Но самый главный момент — нужно не просто рисовать полосу, а администрировать ее. Если она будет без камер, то это ни к чему не приведет», — подчеркнул Вячеслав Ашурков.
Он также предложил, что на части выделенных полос можно вводить ограничения по времени их действия.
«Например, на улице Нарымской, считаю, что они круглосуточно не нужны. В часы пик, да, пожалуйста. Можно же поставить знаки, что она работает с 17:00 до 20:00, например, и контролировать это. Так и общественному транспорту плюс и автомобилистам удобно. Есть такой успешный опыт в Красноярске», — объяснил специалист.
Сошлись во мнении эксперты и по вопросу улицы Немировича-Данченко. Михаил Никулин отметил, когда станция метро «Спортивная» заработает, то документами транспортного планирования предусмотрено создание в этом месте крупнейшего на левом берегу конечного остановочного пункта и транспортно-пересадочного узла. Поэтому комплексная схема организации дорожного движения предусматривает организацию выделенной полосы по улице Немировича-Данченко. Все для этого сейчас готово, кроме станции метро.
Споры вызвал вопрос о необходимости выделенных полос на Октябрьском и Димитровском мостах. При этом для более детального обсуждения придется дождаться сдачи четвертого моста и ремонта Димитровского, а это достаточно продолжительное время. Надежность и предсказуемость
Александр Баранов, генеральный директор компании «ЛАБГРАД», отметил, что Красный проспект в Новосибирске — пример эффективного использования возможностей выделенных полос.
«Это хороший пример, когда, особенно в часы пик быстрее доехать из центра города до Заельцовской на автобусе или троллейбусе, чем на личном транспорте, такси или даже на метро. Это самый надежный способ в это время, так как другие полосы скованы пробками», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, если бы на Вокзальной магистрали выделенные полосы были реализованы и заработали как положено, то и ситуация с общественным транспортом в центре города улучшилась бы.
«Препятствием к реализации являются припаркованные транспортные средства вдоль правых полос, которые по нормативам там не могут парковаться. Именно поэтому ситуация на Вокзальной магистрали с общественным транспортом отличается от Красного проспекта», — отметил Александр Баранов.
Он добавил, что выделенки дают два главных качества, которые играют ключевую роль для горожанина при выборе транспорта для передвижения — надежность и предсказуемость. С этими параметрами люди будут чаще отказываться от личного транспорта или такси, чтобы не терять время в пробках и не закладывать на дорогу слишком много запасного времени.
Источник: ngs.ru