Перейти к содержанию

Добро пожаловать на «Наш транспорт»

Добро пожаловать на «Наш транспорт» — интернет-проект о транспорте в России и мире, крупнейшее русскоязычное сообщество, посвящённое транспорту! Здесь вы можете найти:

Наши самые популярные разделы — это «Строительство и проекты» Московского метрополитена и Железные дороги Москвы и области.

Зарегистрируйтесь или войдите с помощью любимой социальной сети, чтобы не пропустить ничего интересного!

Станции "по-киевски" в Москве


Вовчик

442 просмотра

 Поделиться

/автор обложки - tov_tob/

В предыдущей статье я поднял тему дефицита связности системы московского метро. Часть отсутствующих пересадок можно создать встраиванием станций в действующие перегоны, однако даже ещё шесть «Горьковских» не решают всех проблем. Поэтому московский метод не универсален; если задача снабдить все линии московского метро пересадками в местах пересечений, придётся вспомнить опыт встраивания станций "по-киевски".

spacer.png

Чем же Киев может поделиться с Москвой в плане опыта метростроения?
При словах «По-киевски» несведущий читатель может подумать о котлетах, но у киевского метро есть свой опыт встраивания станций в действующие перегоны. Без заделов.

med_gallery_27187_4750_54243.jpg

Открыть в полном размере (836x258; 70,65 килобайт)

Первый эскизный план киевского метро в конце 40-х годов предполагал станции в районе набережной Днепра, у завода «Арсенал», на Крещатике, возле Оперного театра, возле университета, на вокзале, на Галицкой площади (сейчас – площадь Победы), возле политехнического института и завода «Большевик». При подготовке строительного проекта из плана выкинули две станции, возле Оперного и на площади Победы. Вторая откровенно искривляла линию, построить её оказалось невозможным, а на станции у Оперного «сэкономили». Знакомо для Москвы 30-х годов, правда?

Но чиновники эпохи Хрущёва забыли одну хорошую пословицу.

Скупой платит дважды.

med_gallery_27187_4750_65925.jpg

Открыть в полном размере (900x668; 145,68 килобайт)

При детальной проработке проекта третьей линии тридцать лет спустя изначально пересадку планировалось всадить на станции «Университет». Однако такая пересадка, снова-таки, искривляла линию. К тому же, «Университет» имеет короткий центральный зал, для пересадки не годится. Более удачной была бы трасса через станцию у Оперного театра, но мы же на ней сэкономили, правда? 😃

Видимо, кто-то в высшем руководстве города умудрился отгрызть себе локоть, но было решено построить пропущенную тридцать лет назад станцию в стороне от существующего перегона и переключить линию на уже готовую станцию. История строительства этой станции более подробно описана в блоге пользователя tov-tob по ссылке. Так появилась «Театральная» (название «Ленинская» с дизайном практически не вязалось, пилоны откровенно напоминают театральный занавес). Третья – Сырецко-Печерская линия – получила удачную и удобную пересадку на первую, Святошинско-Броварскую. А метростроители Киева получили бесценный опыт.

Который придётся повторить в Москве несколько раз. Метод позволяет встроить станцию где-угодно, лишь с одной жертвой – на время перестройки перегона движение по нему придётся прекратить на срок от 6 до 9 месяцев. Москвичам пережить это будет несложно; при встраивании «Театральной» в Киеве западный радиус СБЛ оказался отрезанным от депо и пересадок на другие линии, в Москве густая сеть метро и депо на каждом конце линии нивелируют эти проблемы.

Какие станции я предлагаю встроить в Москве «по-киевски»?

1. «Якиманка» - на тот случай, если задела под неё всё же нет.

med_gallery_27187_4750_530274.jpg

Открыть в полном размере (1105x945; 323,49 килобайт)

Данные о станции примерно те же: выход к Хвостовым переулкам, пересадка на «Полянку» СТЛ в серединку станции. Организовать движение на время перерубки участка несложно; на «Октябрьской» есть оборотный тупик (до 1971 года линия там и заканчивалась), для Рижского радиуса конечной станет «Китай-Город» плюс челнок по первому пути до «Третьяковской».

 

2. «Лучевой просек» - станция ТПК-БКЛ на перегоне «Ржевская» - «Стромынка».

med_gallery_27187_4750_811003.jpg

Открыть в полном размере (2245x1183; 651,42 килобайт)

Она требуется для пересадки на платформу «Москва-3» Ярославского направления ЖД. Станцию можно расположить у южного торца платформы с организацией пересадки через новый подземный переход под путями железной дороги.

Так как путевое развитие ТПК ещё уточняется, схему закрытия предложить сложно. Впрочем, станция мелкая, месяц без сегмента ТПК пожить можно будет.

Вообще-то, сейчас данный участок даже не строится, но все данные из проектных организаций указывают на то, что данная станция пока что сооружена не будет. Возле жд платформы «Рижская» будут предусмотрены две штанген-камеры для того, чтобы в отдалённом будущем врезать пути к «Лучевому просеку» максимально быстро, за считанные недели, но всё же проектировщикам можно лишь поаплодировать за то, что они пропустили данную станцию в свете планов о запуске городских электропоездов – Московских центральных диаметров.

 

3. «Пречистенская», Серпуховско-Тимирязевская линия.

Если все предыдущие станции так или иначе упоминались хотя бы в чьих-нибудь фломастерах, то эта станция – однозначно моя личная задумка.

Для пересадки с СТЛ на Калининскую линию на этом форуме многими предполагалось встраивание сразу двух станций: «Кадашёвской» на КалЛ и «Софийской/Болотной» на СТЛ. Заделов под эти замыслы нет ни на существующей Серпуховско-Тимирязевской линии, ни на проектируемом центральном участке КСЛ. Таким образом, требовалось бы встроить по-киевски сразу две станции, перерубив сразу две линии. К тому же, перегоны до соседних станций были бы от силы по полкилометра. Я задался вопросом: нельзя ли минимизировать эти неприятности, например, встроив лишь одну станцию? Можно.

med_gallery_27187_4750_797058.jpg

Открыть в полном размере (1374x1248; 532,63 килобайт)

Станция «Пречистенская» расположится на перегоне «Боровицкая» - «Полянка» СТЛ. Она будет построена практически под Пречистенской набережной, возле узла «Кропоткинская» - «Волхонка» красной и жёлтой линий. Выход со станции может быть выстроен в сторону Всехсвятского проезда, пересадка – через коридор между «Пречистенской» в сторону восточного торца «Волхонки» КСЛ. Пересадка на «Кропоткинскую» не требуется – серая и красная линии пересекаются в километре севернее, возле государственной библиотеки.

На время строительства Серпуховский радиус обрежется по «Добрынинской» (как хорошо, что на ней есть оборотник), Тимирязевский – по «Боровицкой».

med_gallery_27187_4750_61662.jpg

Открыть в полном размере (786x628; 117,06 килобайт)

Забавно то, что Храм Христа Спасителя окажется «зажат» станциями метро с трёх сторон. Вот уж «храм Спаса на метро» получится…

«Пречистенская» «забъёт» последнюю пропущенную пересадку между двумя линиями. Последнюю существующую, во всяком случае. А вот для обслуживания ещё одной потенциальной пересадки и покрытия «медвежьих углов» сетью метрополитена может потребоваться ещё одна станция, причём соорудить её потребуется так же – «по-киевски».

 

4. «Москворецкая», Замоскворецкая линия (простите за тавтологию).

med_gallery_27187_4750_499424.jpg

Открыть в полном размере (1063x1197; 404,72 килобайт)

Будет встроена на перегоне «Театральная» - «Новокузнецкая», но что значат сухие данные о перегонах метро, когда над этой станцией не что иное, как Красная Площадь…

Ладно, если быть топографически точным – то площадь Васильевский спуск.

spacer.png

Станция расположится в районе развязки Васильевского спуска и Москворецкой набережной. Выход с неё будет вести к собору Василия Блаженного и парку Зарядье. Тем не менее, станция окажется ближайшей к главной площади России. Готов поспорить, что поток станции будет состоять преимущественно из туристов и отдыхающих москвичей – но чем они не пассажиры? 😃

На время строительства северный участок линии будет оканчиваться на «Театральной», а южный – на «Новокузнецкой» с оборотом задним ходом. Будто специально обороты под такой разрыв линии строили. Кстати, иронично, что станция в сердце Москвы может оказаться одной из последних, построенных в Московском метро.

Что же, на этом всё. Приношу свои извинения за невыверенные кривые на приложенных схемах, с ходу положить допустимые радиусы кривых "на глаз" довольно сложно. В метро есть другие заделы и длинные перегоны, которые могут потребовать встраивания станций в центре города, но уже не в этих масштабах сети. И это, по моему скромному мнению, неплохо. На этом всё, спасибо за внимание. До встречи 😃

Изменено пользователем Вовчик

 Поделиться

3 Комментария


Рекомендуемые комментарии

Заделов под эти замыслы нет ни на существующей Серпуховско-Тимирязевской линии, ни на проектируемом центральном участке КСЛ.

Смотря что считать заделом. Прямой участок есть на СТЛ. Именно на это сослались при выкидывании Кадашёвской-КСЛ.

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Восстановить форматирование

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...