Jump to content

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

Сокольническая линия От эскизов к проекту: строительство станции «Кропоткинская» («Дворец Советов»)


KVentz
 Share

Статья От эскизов к проекту.jpg

Одной из станций I очереди, проектирование которых велось в стенах Метропроекта, была «Кропоткинская» («Дворец Советов»).

Перронный зал её предполагалось непосредственно связать с вестибюлем будущего здания Дворца Советов. Расположение его комплекса к маю 1934 г. не было уточнено. В связи с этим и задерживалось проектирование и строительство одноимённой станции метро.

Сроки пуска в эксплуатацию линий метрополитена неумолимо приближались. Оставалось девять месяцев. Дальше ждать нельзя. Принимается решение: расположение подземного зала не должно выходить за пределы городской застройки внутреннего проезда Гоголевского бульвара. Строительство должно вестись открытым способом.

Частичная проезжая часть Волхонки вскрыта. Проектирование и строительство должно происходить одновременно, параллельно.

Июнь, июль 1934 г. Начинаются строительные работы. Бьют сваи для крепления котлована.

Данные для проектирования: отметка головки рельса, габариты платформенного зала, основной строительный материал — железобетон. Начинается проработка вариантов решения.

Принятая для большинства станций мелкого заложения ригельная конструкция отвергается, так как градостроительные условия (вертикальные отметки городских проездов, коммуникации) не позволяют организовать сообщение станции с поверхностью.

Для подземного зала принимается конструкция безбалочного железобетонного перекрытия, опирающегося на грибовидные капители колонн.

Теперь можно перейти от начальных эскизов к дальнейшей работе над интерьером станции, проектам двух вестибюлей и подходов к ним.

Предстояло создать в подземном без естественного освещения объёме ощущение лёгкости и жизнерадостности, отразить характер сооружения. Средствами для решения была многократная повторяемость лаконичной формы колонн, светлая цветовая гамма отделочных материалов (мрамор «коелга», фарфоровая плитка), источники скрытого освещения, своеобразный рельеф рисунка потолка.

Цветовое решение объёма принимается чётким: нижняя горизонтальная плоскость — тёмно-серый спокойный пол, чуть тонированные жёлто-розовые вертикали колонн на фоне матовых, холодно белых путевых стен и завершающая ярко освешённая, спокойная и лёгкая, белая плоскость потолка.

Конец августа. Проект окончен. Руководство Метростроя извещено. Ждём вызова в Московский комитет партии.

Вечерело. Переулками на Новую площадь спешим, почти бежим с большими подрамниками, на которых изображена в перспективе станция.

После рассмотрения ряда вопросов, связанных со строительством метро, входим в зал заседания. Два-три вопроса об отделочных материалах, и мы свободны.

Ночная тьма окутала город. Безлюдна Красная площадь. Радостно, легко. Можно начать строительство. На завтра опять, засучив рукава «вкалываем». Шаблоны, рисунки прямо из-под рук уходят к строителям. Чтобы выгадать время, сложный рисунок потолка, железобетонные капители колонн выполняются в опалубке.

Начался октябрь и с ним работы по отделке станции. В отделочной конторе возникают сомнения в эффективности скрытого освещения. Срочно 8—10 колонн заканчиваются в облицовке, подводится электровремянка.

Правильно намеченный путь в проектировании интерьера перронного зала по своей художественной выразительности дал острое, цельное, индивидуальное решение, подкупающее своей лаконичностью и тектоникой. Неразрывная взаимопроникающая связь между художественной формой, конструкцией, полихромией, скрытым источником освещения и функциональным назначением сооружения создаёт радостное эмоциональное воздействие на пассажира.

Приходится заметить, однако, что при замене материала пола был принят немасштабный рисунок, нарушивший цветовую гармонию. А уменьшение высоты колонн на 5—8 см лишило её первоначальной лёгкости и стройности.

Начало февраля 1935 г. Огни на станции зажжены. Задача выполнена.

Источник

  • Я. ЛИХТЕНБЕРГ, архитектор, лауреат Ленинской премии, «От эскизов к проекту», журнал «Метрострой», № 3—4, 1975



  • Like 1
 Share


User Feedback

Recommended Comments

On 12/17/2021 at 9:09 PM, KVentz said:

Вечерело. Переулками на Новую площадь спешим, почти бежим с большими подрамниками,

Не только "Автокадов" не было. Автомобиль даже не выделили, в руках несли. Энтузиасты!!!

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

5 минут назад, Вадим М сказал:

Но, тем не менее, и сейчас периодически появляются весьма достойные творения: например, "Славянский бульвар", по моему мнению, ничем не уступает станциям первой очереди, полувшим гран-при на Всемирной выставке.

Ну, так старая гвардия ещё не совсем ушла. А новая делает Котельники и Кунцевскую БКЛ.

  • Like 2
  • Disagree 1
  • Agree 1
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, KVentz сказал:

Может, тогда просто люди были талантливые и полагались на своё образование и художественный вкус, а не на клипарт в Автокаде…

То о чём Вы говорите, безусловно, сейчас имеет место, раньше "автокадов" не было. Но, тем не менее, и сейчас периодически появляются весьма достойные творения: например, "Славянский бульвар", по моему мнению, ничем не уступает станциям первой очереди, полувшим гран-при на Всемирной выставке.

  • Agree 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Вадим М сказал:

Удивительно, что в спешке получился шедевр!

 

Может, тогда просто люди были талантливые и полагались на своё образование и художественный вкус, а не на клипарт в Автокаде…

  • Like 4
Link to comment
Share on other sites

Удивительно, что в спешке получился шедевр!

 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites



Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...