Бутовская линия — двенадцатая линия Московского метрополитена.
Почти половина линии проходит на эстакаде.
Оглавление
История и статистика
Обеспечение нового жилого района Бутово скоростным внеуличным видом транспорта по первоначальному проекту, разработанному в середине 1980-х годов, предполагалось при помощи скоростной хордовой линии Митино — Бутово. Ещё одним вариантом обслуживания нового района могла стать линия на магнитном подвесе, которая начиналась бы от станции «Пражская», далее шла через Битцевский лесопарк к конечной станции Калужско-Рижской линии и заканчивалась непосредственно в Бутово.
Однако экономическая и политическая ситуация в стране в 1990-е годы, когда предполагалось начать строительство, заставила пересмотреть действующие планы. Финансовый кризис вынуждал власти искать более дешёвые способы строительства. Одним из них был вариант прокладки линии скоростного трамвая от строящейся станции «Улица Академика Янгеля». Но и этот проект по ряду причин был отклонён.
В итоге было принято решение о продлении Серпуховско-Тимирязевской линии за пределы МКАД на один перегон в район Северное Бутово, а дальше, в Южное Бутово, должна была пойти линия лёгкого метро.
При этом конечная станция Серпуховско-Тимирязевской линии становилась пересадочной на конечную станцию новой Бутовской линии.
Но решение о строительстве лёгкого метро принималось тогда, когда конечная станция Серпуховско-Тимирязевской линии «Бульвар Дмитрия Донского» уже была готова в основных конструкциях. И лишь благодаря тому, что строительство данной станции велось с учётом предполагаемой пересадки на будущую Митино-Бутовскую хорду (для этого над путями станции были построены балконы), стала возможной реализация проекта по строительству рядом с ней станции Бутовской линии и создание между ними единого пересадочного узла.
Станция на линии Митино — Бутово должна была стать такой же, как и «Бульвар Дмитрия Донского», однако после утверждения проекта лёгкого метро отказались и от этой станции, и от самого проекта скоростной хордовой линии.
Станцию Бутовской линии было решено строить двухзальной (по одному залу с обеих сторон станции «Бульвар Дмитрия Донского»), а пересадку организовать через балконы и лестничные сходы в центре и по краям станции.
Обслуживание новой линии на первое время, до постройки собственного электродепо, возлагалось на электродепо «Варшавское». Для этого главные пути Серпуховско-Тимирязевской линии за конечной станцией были соединены с главными путями Бутовской линии.
Перегонные тоннели под Бутовским лесопарком построены закрытым способом силами тоннельного отряда № 6 «Мосметростроя» с помощью тоннелепроходческого механизированного комплекса канадской фирмы LOVAT диаметром 6 м и строительно-монтажного управления № 8 «Мосметростроя» с применением немеханизированного проходческого щита ЩН-1С.
ТПМК LOVAT, которому было присвоено женское имя «Клавдия», специально был куплен «Мосметростроем» для сооружения переходного участка Арбатско-Покровской линии на перегоне «Парк Победы» — «Славянский бульвар». Однако из-за отсутствия финансирования работы на нём были отложены, и впоследствии данный перегон достраивался двумя другими щитовыми комплексами.
Для установки свай опор эстакады на открытом участке было проведено бурение бурошнековым способом с помощью установок Casagrande, а также бетонирование ростверков опор. Большой объём земляных работ на пусковом участке, сооружение «стен в грунте» и свайных фундаментов опор выполнило СМУ-9. Монтаж пролётных строений провели СМУ-14 и НПО «Мостовик», а монтаж навесов платформ — СМУ-15. Металлоконструкции пролётных строений перегонов, станционных платформ и навесов над ними специально изготавливались и поставлялись рядом российских предприятий.
Укладка более 12 км пути на бетонном и щебёночном основании производилась силами тоннельного отряда № 6. Работники СМУ-4 провели установку 15 эскалаторов, а также смонтировали системы энергоснабжения, отопления, вентиляции, водопровода и канализации. Управление специальных работ выполнило отделочных работы 5 станций, вестибюлей и 4 подстанций.
И вот, наконец, 27 декабря 2003 года состоялся пуск этой уникальной во всех смыслах линии. Для пассажиров открыли свои двери 5 новых станций: подземная «Улица Старокачаловская» с боковыми платформами и эстакадные «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова», «Улица Горчакова» и «Бунинская аллея» с островными платформами.
Все 4 эстакадные станции идентичны как в конструкционном плане, так и по цветовому оформлению. Они имеют длину 92 м и ширину 7 м. Станции открытые, с козырьками (для защиты пассажирской платформы от осадков) и шумозащитными прозрачными экранами по бокам.
Впервые в Московском метрополитене здесь были установлены лифтовые подъёмники для инвалидов. На станции «Улица Скобелевская» такой подъёмник расположен в центре платформы, на остальных — в одном из торцов.
Хронология открытия участков и станций
Дата открытия | Участок | Эксплуатационная длина, км | Количество станций |
---|---|---|---|
27 декабря 2003 | «Улица Старокачаловская» — «Бунинская аллея» | 5,533 | 5 |
27 февраля 2014 | «Улица Старокачаловская» — «Битцевский парк» | 4,444 | 2 |
Итого: | 9,977 | 7 |
Электродепо
Электродепо | Период |
---|---|
ТЧ-8 «Варшавское» | 2003 — настоящее время |
Подвижной состав
Количество вагонов в поезде
Количество | Период |
---|---|
3 («Русич») | 2003 — настоящее время |
4 | 2004 |
Тип подвижного состава
Тип | Период |
---|---|
81-740/741 «Русич» | 2003 — настоящее время |
81-717.5М/714.5М | 2004 |
81-740А/741А «Русич» | 2004—2005, 2006 — настоящее время |
81-740.4/741.4 «Русич» | 2013 — настоящее время |
81-740.1/741.1 «Русич» | 2018 — настоящее время |
Техническая информация
Эстакада имеет два уровня. В верхнем — пути для поездов и необходимое технологическое оборудование, в нижнем — проходная галерея для коммуникаций, которые спрятаны от глаз пассажиров и от осадков. Нижний уровень закрыт ограждающими конструкциями, верхний — шумопоглощающими экранами. На станциях также установлены шумоотражающие прозрачные экраны по бокам. Под эстакадой размещаются тягово-понизительные подстанции.
В качестве основного средства сигнализации используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия. Напольное оборудование — АРС-Днепр. Поездное оборудование — БАРС (в составе системы «Витязь-2»).
Резервное средство сигнализации — двухзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков.
На закрытых участках линии установлены светофоры со светодиодными излучателями ИСМПЛ, установленными вместо ламп накаливания в 2007 году. На открытых участках линии с 2007 года в светофорах установлены светодиодные излучатели ИСУМ.
В светофорах автоматического действия до 2011 года стояли линзовые комплекты со светодиодными излучателями ИСМПЛ. В 2011 году они были заменены на светодиодные излучатели ИСУМ.
Канал радиосвязи — первый.
Система радиосвязи спроектирована ЗАО «Юсттелеком». Она построена в диапазоне 470 МГц на базе 4 дуплексных радиостанций T800 TAIT, которая позволяет обеспечить поездную радиосвязь, радиосвязь тоннельных рабочих, радиосвязь аварийных и ремонтно-восстановительных бригад. В данном случае имеется возможность конфигурирования системы, то есть диспетчер может делать как групповой, так и индивидуальный вызов. При этом другие виды радиосвязи в этом диапазоне обеспечиваются на отдельных дуплексных парах частот. Управление всеми радиостанциями осуществляется через систему диспетчерской связи на базе оборудования Zetron. В качестве антенно-фидерной системы предусмотрено использование излучающих радиочастотных кабелей типа RLF 1/4" и RLKW 1/4" RFS. Излучающие кабели проложены в тоннелях и на эстакаде по обоим путям на различных высотах, в зависимости от конфигурации сечения тоннеля и эстакады. Реализовано три пути (от трёх станций) прокладки, которые в общей сложности разбиты на 12 равнозначных участков, максимальная протяжённость которых составляет примерно 1 430 м.
В 2005 году для снижения шума на открытом участке линии были уложены бесстыковые пути.
Фотогалерея
Станции линии
Строительство
См. также
Ссылки
Темы
-
- 265 replies
- 99,960 views
-
- 210 replies
- 58,548 views
-
- 1 reply
- 5,207 views
-
- 2 replies
- 5,573 views
-
- 527 replies
- 141,747 views
-
- 17 replies
- 6,678 views
-
- 1 reply
- 5,518 views
-
Пуск участка «Ул. Старокачаловская» – «Битцевский парк» 1 2 3 4 12
By Meshi, in 12. Бутовская линия (БЛ, БЛЛМ)
- 294 replies
- 51,414 views
-
- 4 replies
- 5,405 views
-
- 0 replies
- 4,480 views

- Дата открытия первого участка
- 27 декабря 2003 года
- Эксплуатационная длина линии
- 9,977 км
- Открытые участки
-
1
«Улица Старокачаловская» — «Бунинская аллея» - Количество станций
- 7
- Тип подвижного состава
-
81-740/741 «Русич»
81-740А/741А «Русич»
81-740.1/741.1 «Русич»
81-740.4/741.4 «Русич» - Количество вагонов в поезде
- 3
- Электродепо
- ТЧ-8 «Варшавское»
Бутовская линия
|
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.