Jump to content

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

KVentz
 Share

«Аэропорт» — промежуточная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 71+16.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

Б. С. Виленский, В. А. Ершов, при участии Т. Вайнера, В. Сдобнова.

Архитекторы вестибюлей

Б. С. Виленский, В. А. Ершов, С. М. Кравец.

Инженер-конструктор

Н. А. Кабанов.

Конструкция

Односводчатая мелкого заложения.

Построена по специальному проекту из монолитного железобетона.

Первая односводчатая станция в Москве, построенная открытым способом.

Название

Названа по ранее находившемуся рядом Центральному аэродрому на Ходынском поле.

Проекты переименования

«Аэровокзал» (1991, 1992).

Выход в город

  • Через наземные вестибюли на Ленинградский проспект.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Два наземных вестибюля встроены в жилое здание (дом 62). Позже от северного аванзала был построен переход, ведущий на нечётную сторону Ленинградского проспекта.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

В оформлении станции архитекторы старались выразить тематику советской авиации. Через свод станции проходят длинные узкие рельефные полосы, напоминающие стропы парашюта. Они пересекаются между собой и придают дополнительное ощущение простора, лёгкости и воздушности.

Нижняя часть путевых стен отделана чёрным диабазом. Над ним расположены рельефные веерообразные вставки, облицованные мраморовидным известняком «биюк-янкой» и фиолетовым мрамором. Между этими вставками стены облицованы коричневым мрамором. Гармоничное сочетание материалов разного цвета и фактуры придаёт путевым стенам особую декоративную выразительность.

Над путевыми стенами расположены чугунные вентиляционные решётки ромбовидной формы. Они вписаны в пересечения «парашютных строп». В центре каждой решётки — буква «М» из жёлтого металла. На потолке ряд конических люстр для люминесцентных ламп, дающих равномерно рассеянный свет. Первоначально люстры состояли из полукруглых светильников, закреплённых вокруг одного шарообразного плафона. Но они давали слишком мало освещения и поэтому были заменены.

Пол станции выложен серым гранитом. Первоначально платформа была покрыта асфальтом, а по её центру шла узорная дорожка, набранная из мрамора. По центру станции установлено пять двухсторонних деревянных диванов. Над их спинками закреплены информационные щиты и указатели.

Торцы станционного зала соединяются с двумя аванзалами широкими лестницами, проходящими в арках, оформленных лёгкими декоративными металлическими решётками. Каждый аванзал имеет прямоугольную форму. Выделяется центральная часть с обозначенным на потолке кольцом, которое поддерживают четыре многогранные колонны, облицованные жёлто-розовым газганским мрамором. На потолок нанесён сложный лепной рисунок. Стены аванзалов облицованы тёмно-жёлтым мраморовидным известняком «биюк-янкой»; цоколи, лопатки, парапеты и четырёхгранные колонны — оливково-чёрным мрамором «давалу».

Аванзалы сообщаются лестницами с двумя наземными вестибюлями, выходящими на Ленинградский проспект. Они встроены в два жилых дома, сооружённых в 1938 году по проекту архитектора С. М. Кравеца (в 1954 году эти дома были соединены).

Снаружи вестибюль представляет собой лоджию с тремя арками, опирающимися на квадратные колонны, облицованные лабрадоритом месторождения Каменная печь. Через боковые арки осуществляется вход и выход пассажиров. От них к кассам ведут две лестницы. В интерьере вестибюля архитекторы также старались достичь эффекта лёгкости и воздушности. Высокий потолок с кружевной лепкой поддерживают две восьмигранные колонны, напоминающие опоры станции «Кропоткинская». Колонны облицованны золотисто-жёлтым, местами розово-коричневатым мраморовидным известняком биюк-янкойского месторождения. Верхнюю часть колонн украшают лепные капители и решётчатые раструбы. Стены вестибюлей изнутри отделаны белым коелгинским мрамором. Центром композиции вестибюля является кассовая ниша. Около неё два лестничных марша соединяются и далее к аванзалу идёт одна широкая лестница. Телефонные ниши в кассовом зале украшены полупрозрачным янтарно-жёлтым мраморным ониксом «агамзалу».

Как писал в 1938 году журнал «Архитектура СССР», архитекторы станции метро «Аэропорт» попытались решить художественную задачу достаточно оригинальным способом. Если на других станциях второй очереди архитекторы выражали свои задумки исходя из качественных возможностей камня и его технологических свойств, то авторы станции «Аэропорт» намеренно отошли от этого. Тематику советской авиации они выражают применением архитектурных форм, которые своим сочетанием создают впечатление простоты, воздушности и лёгкости. Такое впечатление создаётся благодаря тому, что авторы решили преодолеть свойства и качества основного материала станции — массивного камня. Изгибы мраморной облицовки и веерообразные линии, пересекающиеся на своде, создают ощущение не плотной массы, а тонкой плёнки. В декоративном оформлении станции чувствуется налёт стиля «модерн». Тем не менее, по мнению критика В. Лаврова, излишнее игнорирование авторами свойств материалов относится к недостаткам архитектуры станции.

На станции есть две кассы: одна расположена в южном вестибюле, вторая — в северном аванзале (касса, изначально находившаяся в северном вестибюле, сейчас не действует). Северный аванзал соединяется с подземным переходом под Ленинградским проспектом. Выход в подземный переход оборудован лестницей и эскалатором ЭТ-5. Этот эскалатор имеет высоту 3,2 м и является одним из двух самых коротких эскалаторов в Московском метрополитене (второй — на станции «Чеховская»). Не считая этого эскалатора, станция не приспособлена для людей с ограничениями опорно-двигательной системы (лифты и пандусы отсутствуют).

В мраморовидном известняке, которым облицованы путевые стены и вестибюль станции, можно найти большое количество окаменелостей морских организмов мелового периода. Среди них различные кораллы и раковины моллюсков.

Станция метро «Аэропорт» является выявленным объектом культурного наследия города Москвы.

Фотогалерея

Ссылки



Дата открытия
11 сентября 1938 года
Классификация
промежуточная
Заложение
мелкое (8,6 м)
Тип станции
односводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Ширина платформ(ы)
8 м
Код станции
037
Пикет
ПК 71+16
Транспорт
Автобус-экспресс
904

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Какая-то заказуха.

Если этим занимается Юра Егоров - там в принципе никакой заказухи не может быть.

А "экспертов", которые копипастят в экспертизу из педивикии - нужно физически наказывать.

Link to comment
Share on other sites

Что мешает изуродовать памятник? (Новокузнецкая)

Link to comment
Share on other sites

Бот.Сада
Пражской

Они не памятники, в отличие от Аэропорта.

Link to comment
Share on other sites

Вопрос в том, будет ли это реставрация и воссоздание оригинального облика. В вестибюле Бот.Сада, например, болгаркой отпилили нижние части облицовки. Потом заделали чёрным мрамором (в оригинале был светлый), как будто ничего не произошло. Также была уничтожена надпись на фасаде павильона.

 

О том, как проводится ремонт перехода на Пражской, думаю, ты в курсе.

Edited by Loader
Link to comment
Share on other sites

Какая-то заказуха. Естественно, станция и вестибюли - памятники архитектуры, поэтому реставрацию и воссоздание оригинального облика можно только приветствовать.

Link to comment
Share on other sites

Собрались что-то с вестибюлем делать в рамках организации ТПУ.

Полет в никуда
http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/04/Ae`roport-458x239.jpg

 

Один из лучших образцов советского ар-деко — построенная по проекту архитекторов Б.С. Виленского, В.А. Ершова и инженера Н.А. Кабанова станция метро «Аэропорт» — в ближайшее время может лишиться исторического облика.

 

Департамент культурного наследия города Москвы принял решение согласовать «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции, выполненный ООО «Бюро А495». Казалось бы, это известие должно обрадовать ценителей архитектурного наследия, ведь станции в самом деле не помешало бы проведение качественной научной реставрации. К сожалению, титул проекта не соответствует его содержанию: в действительности «проект реставрации и приспособления» предусматривает практически полное уничтожение подлинного декоративного оформления вестибюлей станции, сохранившегося со времени ее открытия в 1938 году.

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/03/Vestibyul-1-458x343.jpg

 

По мнению разработчиков проекта, в процессе реставрации станции целесообразно полностью заменить каменную облицовку ее вестибюлей: демонтажу подлежат белый мрамор «Коелга», мрамор узбекского месторождения «Газган», мраморный оникс «Агамзалу», черный диабаз, розоватый прохоро-баландинский мрамор, армянский оливково-черный мрамор «Давалу» и мраморовидный известняк месторождения «Биюк-Янкой» (последний, по сведениям сайта Палеометро.ру, столь богат окаменелыми моллюсками и кораллами, что делает станцию «Аэропорт» одной из первой в московском метро по видовому разнообразию окаменелостей).

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/03/Paleometro-458x343.jpg

 

По крайней мере частичному уничтожению подвергнутся и редчайшие по степени своей сохранности деревянные кассы с латунными перегородками: проектом предусматриваются замена латунных деталей и «воссоздание» деревянных. Неясна также судьба подлинных оконных и дверных заполнений: несмотря на то что окна и двери входных групп полностью сохранились, в проекте также говорится об их «воссоздании».

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/03/Kassa-2-429x343.jpg

 

Столь серьезное вмешательство в облик памятника обосновывается, по мнению проектировщиков, утратой подлинной облицовкой «эстетического вида природного камня» и неудовлетворительным (в том числе ограниченно работоспособным) техническим состоянием деталей интерьера. Аттестованные эксперты Е.П. Борисенко, А.И. Трапезникова и Л.К. Горлова, несмотря на свой богатый профессиональный опыт, оказались согласны с подобным решением.

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/03/Vestibyul-2-458x343.jpg

 

По мнению экспертов и авторов проекта, наличие на мраморных плитах сколов, трещин и таких поверхностных дефектов, как пятна, ямчатость и выветривание, является достаточным основанием для замены подлинного интерьера памятника новодельным, выполненным из таких «аутентичных материалов», как «мрамор, аналогичный по цвету, текстуре и аналогичным характеристикам». Осознавая невозможность доставки камня с семи разбросанных по территории бывшего СССР карьеров, на некоторых из которых добыча уже давно не ведется, эксперты легализуют не только массированную замену подлинных деталей интерьера на новые, но и изменение материалов отделки вестибюлей, подобное произошедшему на «Маяковской» в 2000-е годы.

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/04/Dekor-458x343.jpg

 

Планируемая замена подлинных латунных перегородок экспертами и вовсе не обосновывается.

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/04/Latunnyie-peregorodki-458x304.jpg

 

Перед вынесением заключения о «соответствии научно-проектной документации законодательству» экспертов не останавливает ни присутствие подлинных облицовки, столярных заполнений и художественного металла в описании предмета охраны станции (перечне особенностей объекта культурного наследия, послуживших основанием для включения в реестр и подлежащих обязательному сохранению), ни наличие в Уголовном кодексе Российской Федерации статьи 243 «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/03/Kolonnyi-257x343.jpg

 

Не пугает авторов проекта и экспертов и неминуемое разрушение в результате работ единства вестибюлей и перронного зала станции как целостного произведения архитектуры. Проект никоим образом не учитывает, что замена отделки вестибюлей разделит памятник на три чужеродных друг другу пространства, облик одного из которых — перронного зала — будет формироваться материалами восьмидесятилетнего возраста, а облик двух других — вестибюлей — современными материалами. Не исключено, что в дальнейшие планы Метрополитена входит и ремонт перронного зала, способный привести к полному уничтожению архитектурного памятника.

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/04/Lestnitsa-458x343.jpg

 

Факт согласования проектной документации Департаментом культурного наследия не может не вызвать недоумения. Лишь недавно шесть аналогичных проектов, также выполненных ООО «Бюро А495», были отклонены Департаментом. В частности, Мосгорнаследие не согласилось с возможностью демонтажа уникального розового биробиджанского мрамора на «Белорусской» Замоскворецкой линии и полного уничтожения облицовки вестибюля и перронного зала на «Белорусской» Кольцевой линии, что отражено в сводках замечаний к соответствующим актам экспертизы. Не были согласованы и аналогичные проекты «реставрации и приспособления» вестибюлей станций «Павелецкая» Замоскворецкой линии и «Площадь Революции», также предусматривавшие замену мрамора.

 

Департаментом также были отклонены предусматривающий уничтожение подлинных кессонированных потолков «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции «Охотный ряд» и недостаточно проработанный «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции «Кропоткинская». Неясно, почему варварские методы реконструкции, шесть раз признанные Департаментом не соответствующими законодательству, в случае станции «Аэропорт» оказываются, по мнению Департамента, допустимыми.

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/03/Ae`roport-458x340.jpg

 

Отметим, что все вышеупомянутые проекты были одобрены одной и той же комиссией государственных экспертов в лице Е.П. Борисенко, А.И. Трапезниковой и Л.К. Горловой. Проявленный тройкой экспертов уровень ответственности наглядно характеризуется тем фактом, что основными источниками по истории Московского метрополитена стали для них «Википедия» и сайт moscowchronology.ru, откуда были позаимствованы с минимальными правками огромные фрагменты текстов.

 

Можно констатировать, что в случае, если на станции «Аэропорт» будут проведены работы по согласованному Мосгорнаследием проекту, Московское метро понесет крупнейшую утрату со времен уничтожения подлинного интерьера станции «Маяковская» в 2000-е годы. Отметим, что станция «Аэропорт» по сей день не получила подобающего охранного статуса, уже много лет оставаясь, несмотря на общепризнанные архитектурные и художественные достоинства, всего лишь «выявленным» памятником. Недостаточно высокий охранный статус — одна из причин, делающих возможным появление варварских проектов реконструкции Московского метро.

 

Не меньшую обеспокоенность вызывает судьба более 20 станций Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Филевской и Кольцевой линий, акты экспертизы по которым еще не публиковались. ООО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ», субподрядчиком которого является ООО «Бюро А495», заключен контракт с Московским метрополитеном на разработку проектной документации по 30 станциям-памятникам, в числе которых такие шедевры, как «Красные ворота» И.А. Фомина, «Арбатская» Л.М. Полякова, «Новослободская» А.Н. Душкина. Выполнение работ по проектам, аналогичным уже опубликованным, на столь большом числе станций способно полностью уничтожить Московское метро как подлинный памятник, достойный включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Общественное движение «Архнадзор» призывает Московский метрополитен отказаться от планов по уничтожению подлинных интерьеров выдающихся памятников истории и культуры — станций метро 1930-х — 1950-х годов, а Департамент культурного наследия города Москвы — пересмотреть решение о согласовании работ на станции «Аэропорт».

 

http://www.archnadzor.ru/wp-content/uploads/2017/04/E`mblema-458x303.jpg

 

Фотографии: Ю. Егоров, П. Акаев, PastVu, Палеометро.ру

Источник: archnadzor.ru.
Link to comment
Share on other sites

Какие-то детали в картинках - у Саши Попова. См. его ЖЖ по теме этой станции.

 

Влад, а ссылку можно на ЖЖ?

Хоть я и не Влад :)

ЖЖ руссоса

Правда, по поводу станции Аэропорт там как-то не густо

Edited by DIV
Link to comment
Share on other sites

Какие-то детали в картинках - у Саши Попова. См. его ЖЖ по теме этой станции.

 

Влад, а ссылку можно на ЖЖ?

Link to comment
Share on other sites

Переход надо было делать ближе в этом случае.

Link to comment
Share on other sites

YUry

Пассажирам (и жителям города) должно быть всё равно на ведомственную разобщённость.

Link to comment
Share on other sites

Кто должен был делать выход?

Link to comment
Share on other sites

В южном вестибюле станции нет никаких заделов под дополнительные выходы - переходы? Кстати, зря не сделали выход в новый подземный переход.

Link to comment
Share on other sites

Вообще-то, есть простой способ определить, каким колером красили - для этого производятся "зондажи" - пробные размывки небольших участков поверхности, в данном случае, свода, до первого красочного (пигментного) слоя. При реставрации зданий "на земле" - у нас это обыденное дело. На транспорте, наверное, сложнее, исходя из особенностей эксплуатации. Разве что - во аремя ночных "окон".

Link to comment
Share on other sites

Полосы на потолке-

своде

по идее, лучи?

 

"По идее" -- это стропы парашютов

Link to comment
Share on other sites

В современной проектной строительной документации существует раздел "Колористическое решение". Комплект на "Аэропорт" не видел, но и там такой раздел должен быть.

Ответ - как в проекте указано, так и красить.

ИМХО, с цветом свода там всё в порядке.

Старые станции, больше всего страдают от замены освещения, в меньшей степени - от исчезновения мелких (и таких приятных глазу) деталей.

Увы, процесс этот необратим... :cry: Фиксируйте на фото то, что ещё возможно.

 

В том-то и дело, что не всё в порядке. Довольно давно я слышал, что изначально потолок Аэропорта был голубой, под цвет неба. Долго не знал, байка или нет, но несколько лет назад обдирали побелку до основания, и вот тогда стало заметно. что вьевшийся в бетон первый слой краски, ну никак не белый, а явно что-то голубоватое. Вот бы опять потолок в такой цвет покрасить!

 

P.S. Полосы на потолке- по идее, лучи? Тогда их бы надо в жёлтый цвет красить....

Link to comment
Share on other sites

А что там такого интересного нашли?

Какие-то детали в картинках - у Саши Попова. См. его ЖЖ по теме этой станции.

Link to comment
Share on other sites

На Маяковской, при строительстве второго выхода обнаружилось много нового, что не было ни на одном сохранившемся чертеже обозначено.

А что там такого интересного нашли?

Link to comment
Share on other sites

Александр_1964, зайдите в Метрогипротранс, в подъезд, там на стенке висят телефоны отделов, в том числе - и "секретного". "Госбезопасность" не интересуется никакой подобной документацией, исходя от моего общения допроса в УФСБ по Москве и МО пару месяцев назад.

Link to comment
Share on other sites

"Павелецкая" строилась в военное время, со всеми вытекающими последствиями по секретности. Если документация и могла где-то быть - то в архивах Госбезопасности. Кстати, там м. б. и все остальные документы, относящиеся к строительству Метро в 1930 - 50-х гг.

Link to comment
Share on other sites

Александр_1964, при замене эскалаторов на Павелецкой-ГЗЛ в 2002-м никакой техдокументации относительно архитектурного оформления этой части станции не было найдено, хотя Метрогипротранс - в здании противоположного вестибюля и вход на станцию оттуда есть мимо турникетов.

На Маяковской, при строительстве второго выхода обнаружилось много нового, что не было ни на одном сохранившемся чертеже обозначено.

И тд...

Link to comment
Share on other sites

Проекты станций "Первой очереди" могут находится в Музее архитектуры имени Щусева. По крайней мере, те, которые получили статус "объектов культурного наследия". А "Аэропорт" - одна из них.

Link to comment
Share on other sites

В современной проектной строительной документации существует раздел "Колористическое решение". Комплект на "Аэропорт" не видел, но и там такой раздел должен быть.

Ответ - как в проекте указано, так и красить.

ИМХО, с цветом свода там всё в порядке.

Старые станции, больше всего страдают от замены освещения, в меньшей степени - от исчезновения мелких (и таких приятных глазу) деталей.

Увы, процесс этот необратим... :cry: Фиксируйте на фото то, что ещё возможно.

Link to comment
Share on other sites

Ответ - как в проекте указано, так и красить.

Если он еще сохранился, этот проект...

Link to comment
Share on other sites

В современной проектной строительной документации существует раздел "Колористическое решение". Комплект на "Аэропорт" не видел, но и там такой раздел должен быть.

Ответ - как в проекте указано, так и красить.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...