Jump to content

KVentz
 Share

«Автозаводская» — зонная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 1 января 1943 года в составе третьей очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 063+83.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

А. Н. Душкин, при участии Н. С. Князева.

Архитектор южного вестибюля

А. Н. Душкин.

Архитектор северного вестибюля

М. Г. Файнштейн (1968).

Инженеры-конструкторы

С. Рыбкин, Г. И. Кибардин, Н. А. Кабанов.

Конструкция

Колонная трёхпролётная мелкого заложения.

300px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Разрезы станции

Построена по специальному проекту.

Несущие конструкции выполнены из монолитного бетона.

Название

Названа по расположенному рядом Московскому автомобильному заводу имени И. А. Лихачёва (ОАО «ЗИЛ»).

Прежнее название

«Завод имени Сталина» (до 5 июля 1956 года).

Проект переименования

«Симоново» (1992).

Выход в город

  • На Автозаводскую улицу, Кожуховские улицы, к Автозаводскому проезду и улице Мастеркова.
  • К железнодорожному остановочному пункту Автозаводская:
Вид транспорта МЦК.png городские поезда Московского центрального кольца.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 6 стрелочных переводов, перекрёстный съезд и 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Художественное оформление

Конструктивно и архитектурно «Автозаводская» представляет собой вариацию на тему «Кропоткинской». Главное отличие состоит в том, что «Автозаводская» существенно выше. Два ряда тонких железобетонных колонн квадратного сечения с рёбрами поддерживают уплощённые, но вместе с тем рельефные безбалочные своды.

Путевые стены станции облицованы мрамором прохоро-баландинского месторождения, преимущественно тёплых тонов. Если приглядеться, то становится видно, что они отделены от потолочных сводов тонким фризом из дубовых листьев. Колонны отделаны жёлто-розовым алтайским мрамором «ороктой» (в Московском метрополитене это первое использование такого мрамора), основание колонн — чёрный диабаз. Пол также выложен чёрным диабазом с простым геометрическим орнаментом из серого и красного гранита. Местами использовались асфальт и метлахская плитка.

Первоначально на своде по центру зала размещались оригинальные конические светильники. Позднее они были заменены люминесцентными лампами, которые располагаются между соседними колоннами в каждом ряду (два ряда светильников). В северном торце центрального зала размещалась гипсовая скульптура Иосифа Сталина, демонтированная при сооружении северного выхода в город.

Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной войны» (выполнены В. А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта). Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Мозаики восточной стены посвящены работникам завода ЗИС (ныне ЗИЛ). На первой показан монтаж гусениц на танк КВ-1. Вторая мозаика изображает литейный цех, третья — механосборочный, четвёртая — кузнечный. Западная стена воспевает мирный труд и боевые успехи народов СССР, которые стали возможны благодаря продукции завода ЗИС. Первое панно изображает погрузку бомб в дальний бомбардировщик Ил-4, отправляющийся бомбить Берлин. На второй мозаике показана жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС. На третьей изображены астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осетров и отгружающие бочки с икрой. На четвёртой мозаике — картина морского боя.

Кроме мозаик, станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И. С. Ефимова, размещёнными на уровне центра зала. Барельефы выполнены из серо-жёлтого московского известняка. На восточной стене установлены барельефы «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». Западную стену украшают барельефы «Народы севера» и «Народы Кавказа».

Двухэтажный южный вестибюль, некогда отдельно стоящий, сейчас встроен в жилое здание на Автозаводской улице. Фасад украшают полуколонны из лабрадора и очень высокие застеклённые арки дверных проёмов. Сразу за двойными дверями — прямоугольный аванзал станции. По углам аванзала расположены большие вентиляционные отдушины, забранные коваными решётками с растительным орнаментом. Стены аванзала отделаны кремовым мрамором «газган».

Аванзал широким и коротким переходом соединяется с круглым эскалаторным залом, где установлены турникеты. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. Стены эскалаторного зала отделаны кремовым мрамором «коелга». Напротив эскалатора — крупное мозаичное панно «Русские богатыри», выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет танк КВ-1, по бокам от него идут по два танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, отчего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский при участии Е. Е. Лансере.

Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором.

Сферический купол вестибюля украшен несколько выбивающейся из общей композиции упрощённо-схематической росписью по штукатурке в сине-красно-золотой цветовой гамме (работа В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровского), выполненной в конце 1950-х. Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Роспись дополняют красные ленты с надписями «Мир», «Труд», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье».

Около северного выхода на стене перед эскалатором установлена мемориальная доска с именами погибших при теракте 6 февраля 2004 года. Террорист-смертник привёл в действие взрывное устройство, находясь во втором вагоне поезда, следовавшего в центр по перегону «Автозаводская» — «Павелецкая». Взрывом был убит 41 человек (не считая террориста), более 200 человек получили ранения.

Роль в культуре

Станция «Автозаводская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, после ядерной войны станция была обитаема и являлась базой троцкистов, хотя действие романа не затрагивает какие-либо события на «Автозаводской».

Интересные факты

Замена светильников улучшила освещённость станции, но при этом нарушила первоначальный замысел архитектора. На старых фотографиях видно, что первоначальные светильники подчёркивают рельефность сводов и зрительно придают потолку станции очень своеобразную конфигурацию. Современные светильники обладают обратным эффектом — зрительно они уплощают своды.

При внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить дыры, оставшиеся от крепления букв первоначального названия — «Завод имени Сталина».

При спуске на станцию из южного вестибюля возникает специфический зрительный эффект — колонны станции возникают перед взором посетителя одна за другой, а затем сливаются в единый коридор.

Ещё один зрительный эффект создаётся при подъёме со станции через южный вестибюль — тёмный эллиптический обвод камеры эскалатора создаёт впечатление приближающегося дирижабля.

Фотогалерея

Мозаики на путевых стенах

Вестибюль

Ссылки



Дата открытия
1 января 1943 года
Прежние названия
Завод имени Сталина
Классификация
зонная
Заложение
мелкое (11 м)
Тип станции
колонная трёхпролётная
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
029
Пикет
ПК 063+83
Транспорт
МЦК
Автозаводская

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



По графику там оборачивается только тиристорная обкатка из Сокола.

Link to comment
Share on other sites

есть ли плановые отстои/обороты в тупиках за станцией?

Нету, только ночной.

Link to comment
Share on other sites

На схеме путевого развития, разработанной Владом Лавровым, ясно видно, что ПТО недействующие.

http://trackmap.ru/img/trackmap.gif

Edited by Networkmaster
Link to comment
Share on other sites

Давно хотел спросить: есть ли плановые отстои/обороты в тупиках за станцией?

Link to comment
Share on other sites

На немецком АФС виден котлован станции и уже засыпанные(?) тупики. Здание с куполом - это видимо и есть вестибюль до постройки 9-этажного дома B)

Link to comment
Share on other sites

Мраморная мозаика на станции метро "Автозаводская"

Avtozavodskaya09.jpg фото от Вадима

Edited by MetroGirl
Link to comment
Share on other sites

из старых газет по страничкам истории: :umnik:

ПЕРВЫМИ ПРИШЛИ НА ВОЛХОНКУ

10.5.1959

Архитектурный совет Москвы рассмотрел проектное задание на продолжение строительства замоскворецкого радиуса метрополитена от станции «Автозаводская» до поселка автомобильного завода им. Лихачева. За последние годы многие тысячи москвичей справили новоселье в районе Нагатина, села Коломенского, поселка ЗИЛ. За семилетие население здесь вырастет вдвое. Метро свяжет новый жилой массив с центром города. Трасса пересечет реку. Первую станцию построят в районе Нагатина, вторую на Каширском шоссе, третью — у станции «Коломенская» и последнюю в поселке ЗИЛ. Линия «Автозаводская» — ЗИЛ протянется больше чем на 9 км.

3.12.1968

Большое развитие получат все отрасли городского хозяйства, в том числе пассажирский транспорт. Будут организованы новые маршруты автобусов, троллейбусов, трамвая. В 1969 г. войдет в эксплуатацию линия метрополитена от станции «Автозаводская» до Волхонки-ЗИЛ.

9.11.1968

Принимай, Москва, подарки!

Большие работы проведены московскими метростроевцами по дальнейшему строительству метрополитена – Замоскворецкого радиуса от станции Автозаводская в район Волхонки-ЗИЛа. («Вечерняя Москва»)

Edited by Metrona
Link to comment
Share on other sites

Потолок расписали именно с нуля. Изначально там были изображены военные знамена с известным профилем.
Противоречишь сам себе или не умеешь говорить по-русски! :P:lol: "С нуля" - это значит что раньше там был белый потолок. Сам же сказал, что там была другая роспись, значит не "с нуля"

"С нуля" - то есть старую роспись закрасили белой краской и нанесли нынешнюю роспись. Практически всё так и есть - временно там был белый потолок)

Link to comment
Share on other sites

Потолок расписали именно с нуля. Изначально там были изображены военные знамена с известным профилем.
Противоречишь сам себе или не умеешь говорить по-русски! :P:lol: "С нуля" - это значит что раньше там был белый потолок. Сам же сказал, что там была другая роспись, значит не "с нуля"
Link to comment
Share on other sites

http://xmages.net/upload/0/0/0/9/upload/dc951b0e.jpg
Link to comment
Share on other sites

Потолок расписали именно с нуля. Изначально там были изображены военные знамена с известным профилем.

Link to comment
Share on other sites

А ты съезди посмотри. Один из ключевых элементов современной росписи - грузовик Зил-130 "анфас". Очевидно, что в 1943 году такая роспись появиться не могла, а появилась в 1960х. Но в те годы тотальной экономии на отделке почти невероятно, чтобы вдруг решили расписать потолок "с нуля". Значит, по всей логике, там раньше что-то было.

Link to comment
Share on other sites

Что-то вы путаете. Про то, что станция называлась "Завод имени Сталина" - известно, про статую в северном торце станции - известно, про цитаты Сталина на барельефах - известно. А это что-то новое...

Link to comment
Share on other sites

К сожалению, я её не видел нигде. Ни в интернете, ни даже в книгах и журналах того времени.

Link to comment
Share on other sites

А изображение этой роспись во времена её существовани в Интернете есть?

Link to comment
Share on other sites

Естественно на тему "отца народов", эскиз к ней делал В.Бордиченко - автор мозаики на стене с богатырем и танкистами. А теперь там "новодел" неизвестного автора.

Link to comment
Share on other sites

Ага! Хотя возможно и в 1968, одновременно с открытием северного вестибюля. И, скорее всего, роспись там была и раньше, только другая - на тему "отца народов". :lol:

Link to comment
Share on other sites

Конечно, это не 1943-й). Роспись потолка была осуществлена примерно в 1964-65 годах.

Link to comment
Share on other sites

Доброго времени суток!

 

Не подскажете, в какое время был расписан потолок южного вестибюля станции? Судя по изображению ракеты, явно не в 1943...

Link to comment
Share on other sites

А почему именно такое эксклюзивное решение?

Link to comment
Share on other sites

А чуть дальше той ниши, похожей на кассовую, есть ещё ниша, но уже заделанная кафелем... )

Link to comment
Share on other sites

Раньше там находились служебные телефоны, но вот какой именно связи - не скажу. Завтра попытаюсь узнать.

Телефоны сняли, остались ниши.

Link to comment
Share on other sites

Может для красоты :o

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...