Jump to content

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

KVentz
 Share

«Маяковская» — промежуточная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 19+53,4.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитектор

Алексей Николаевич Душкин.

Архитекторы второго выхода

Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун.

Инженеры-конструкторы

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

300px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Поперечный разрез

Первая в мире колонная станция глубокого заложения.

Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперёк центрального зала колонны распёрты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов — сборная чугунная. Диаметр боковых тоннелей и свода центрального зала — 9,5 м, междупутье — 13,5 м.

См. также: Статья «Как сооружался средний свод „Маяковской“».

Название

Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930).

Проектные названия

«Триумфальная площадь» (1935), «Площадь Маяковского» (1936).

Выход в город

  • На Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского (архитектор Д. Н. Чечулин). Архитекторы вестибюля А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии.

Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, набранные в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899—1969). Все мозаики, от розовых утренних через голубые дневные к красно-коричневым вечерним и тёмным ночным, не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой — «Сутки страны Советов». При открытии станции панно было 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства станционного затвора.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

Кроме бра, укреплённых в куполах свода, имеются скрытые светильники у оснований сводов — излюбленный метод зрительного облегчения композиции.

Не менее важными, чем конструктивные достижения, были и новшества в облицовке: архитектор Душкин ввёл нержавеющую сталь. Металлические профили изготовили на заводе, строившем дирижабли. Это было вдвойне символично, так как в зените куполов поместили мозаичные панно.

Нижнюю часть колонн Алексей Душкин облицевал настоящим полудрагоценным камнем — родонитом. Его нарезали тонкими пластинками и наклеили на более прочную основу — текстолит.

Второй выход

2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т. д.

Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы материалы, применённые ранее в отделке станции — мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов — полированный гранит.

Для информирования пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.

Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор — Александр Павлович Кибальников) перенесён в новый вестибюль.

Из кассового зала по большому тоннелю с трёхленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее, по малому эскалатору, — на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю.

Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основных составляющих объекта. Тема — та же, что и на станции — небо. Но если у Дейнеки — «Сутки советского неба», то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях — ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами — белой и чёрной, праздник, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: «и небо, в дымах забывшее, что голубо», «грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев», «и никаких гвоздей»…

Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства, решён лаконичными способами. Купола и свод вестибюля — подсветка на кронштейнах, всё остальное пространство — модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землёй.

Реконструкция станции

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

В связи с тем, что вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского, работы по демонтажу старого и установке нового оборудования были связаны с определёнными трудностями — узкие габариты наземного вестибюля не позволили осуществить доставку крупногабаритного оборудования в машинный зал эскалаторов традиционным способом. Поэтому были принято решение поднять крупные элементы снизу по эскалаторному наклону. Привод каждого эскалатора был разделён на 3 части: станину, редуктор и главный вал. Доставка отдельных частей привода на станцию производилась в ночное время хозяйственным поездами из электродепо «Сокол».

С уровня платформы станции крупногабаритные элементы привода с помощью лебёдок поднимались наверх в машинный зал эскалаторов, где и происходила сборка и наладка привода.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, установлены современные турникеты УТ-2005.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.

Одновременно с реконструкцией вестибюля начались работы по реставрации самой станции с возвращением ей первоначального облика. Предшествующее этому открытие второго выхода позволило проводить работы без закрытия станции для пассажиров.

Мраморный пол был заменён более стойким гранитным, чётко повторив при этом орнамент, придуманный архитектором станции Алексеем Душкиным. Обновлены колонны и различные декоративные элементы станции. В их числе более 30 мозаик, созданных по эскизам Александра Дейнеки — специалисты не только почистили их, но и восстановили некоторые недостающие детали.

Награды

Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке, в советском павильоне, демонстрировался в натуральную величину макет одного отсека станции от пола до мозаик, заключённый между двумя огромными зеркалами, который также спроектировал Душкин. Успех был огромный, проект был сразу удостоен гран-при.

В конце 1980-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны станция стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалётов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Фотогалерея

Мозаики на своде

Второй выход

Ссылки



Дата открытия
11 сентября 1938 года
Классификация
промежуточная
Заложение
глубокое (33,1 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
034
Пикет
ПК 19+53,4

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



11 часов назад, art_b сказал:

он бы вывел на нечётную сторону Тверской-Ямской,

Нет-нет-нет!

Не один эскалатор между платформой и вестибюлем, а два, как и сейчас, только малый не вниз, а вверх (и, возможно, не эскалатор, а лестница). Тогда конфигурация коридоров значительно упрощается, но работы пришлось бы вести на уровне свода центрального зала станции (он у неё очень высокий) или даже чуть выше, где геология совсем-совсем плохая.

При нынешнем же варианте со спуском вниз, основной наклон логичнее немного сдвинуть ближе к центру города. Вестибюль всё равно будет в подвале того дома, что над ним.

Я не претендую на истину в последней инстанции, но, насколько помню, объяснение выбранного варианта следующее. Когда только планировали делать второй выход, собирались присоединять его через верх, под этот вариант и начали строить основной наклон и/или вестибюль. Потом наступили смутные времена и стройка остановилась. А когда нашли деньги, решили строить через низ, но так как верх основного наклона уже был жёстко привязан к конкретному месту, пришлось придумывать промежуточный коридор (почему сделали именно его, а не продлили натяжную камеру малого наклона - не знаю, возможно, какие-то притоннельные сооружения помешали).

Ещё раз подчёркиваю, что пересказываю по памяти то, что когда-то где-то читал. За достоверность источника и качество своей памяти ответственности не несу. Буду рад, если знающие люди поправят.

Link to comment
Share on other sites

Вынес из темы про Авиамоторную. 

В 20.08.2024 в 09:04, Interstate сказал:

Как раз именно туда и вывел бы. Низ основного наклона и верх малого наклона были бы в одном месте (по длине линии), осталось бы сделать соединительный коридор поперёк линии. На деле же мы видим дополнительный продольный коридор, который уводит пассажиров вдаль от станции. При "эскалаторе вниз" было бы логичнее разместить вестибюль несколько ближе к центру города, благо там был тот же пустырь, что и на нынешнем месте вестибюля.

Вы говорите про эскалатор в торце, он бы вывел на нечётную сторону Тверской-Ямской, а вестибюль на чётной. В любом случае пришлось бы делать эскалатор под углом к продольной оси станции, но я сомневаюсь, что там хватило бы высоты пройти над перегонным тоннелем. Подходной коридор же всё равно бы располагался над или под путями. Путём нехитрых вычислений получается, что горизонтальное проложение наклона составляет примерно 49,2 метра, ну а дальше примеряйте относительно вестибюля и подходных коридоров. 

Link to comment
Share on other sites

Три пары поженились на станции метро «Маяковская»

Первые три свадьбы уже сыграли сегодня, 17 июля, в Москве на станции метро «Маяковская». Всего в столице за день поженятся около 200 пар. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила пресс-служба управления ЗАГС Москвы.

«Мы рады дарить возможность молодым заключать брак в значимых для них местах. Пары делают выбор не случайно - нередко с тем или иным местом их связывает своя трогательная история. Для молодоженов доступны самые разнообразные локации - от Дворцов бракосочетаний до самых необычных площадок на воде, в воздухе и под землей. Сегодня в столице проходит более 200 церемоний, красивые даты традиционно пользуются популярностью у молодых», - приводятся в материале слова исполняющей обязанности начальника Управления ЗАГС Светланы Уханевой.

В пресс-службе уточнили, что каждой паре, зарегистрировавшей брак в метро, комплекс социального развития дарит набор молодоженов. Он состоит из четырех предметов: бокалы для первого совместного шампанского, фотоальбом, скретч-карта, которую можно начать со свадебного путешествия, и специальная мозаика для составления фото.

Ранее интернет-издание «Подмосковье сегодня» сообщило о том, что глава Можайского городского округа Денис Мордвинцев и председатель Совета депутатов Лидия Афанасьева поздравили с золотой свадьбой чету Приваловых - Анатолия Александровича и Валентину Ивановну.

  • Like 3
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

ЗАГСы Москвы начали прием заявлений о заключении брака на объектах транспорта

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Молодожены могут подать заявление на регистрацию брака на семь праздничных и красивых дат следующего года на станции метро "Маяковская", а торжественные церемонии бракосочетания на Северном речном вокзале будут проходить почти каждую субботу летнего сезона и в начале сентября.

"Москвичам уже полюбились наши необычные площадки для регистрации брака. На них приходится порядка 20% торжественных церемоний во всем городе. Например, в этом году молодожены могли выбрать станцию метро "Маяковская" и на Северном речном вокзале. Поэтому на будущий год мы открыли еще больше дат и свободных мест на этих локациях. Пожениться на площадках Московского транспорта смогут около 150 пар - это почти в 10 раз больше, чем в этом году. До конца этого года мы также планируем открыть даты для регистрации брака на еще одну полюбившуюся москвичам площадку - Московскую канатную дорогу", рассказала заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

Торжественные церемонии бракосочетания на станции метро "Маяковская" проходят ночью, чтобы не мешать пассажиропотоку. Пожениться на станции можно будет в 7 красивых и праздничных дат. Первые торжественные церемонии пройдут в красивую дату 20.02.22 и в День России - 12 июня. А также 17.07, 21.08, 02.10, 20.11 и 11.12. Согласно опросам, жители столицы считают "Маяковскую" самой романтичной станцией метро. Подать заявление для регистрации брака в метрополитене можно лично во Дворце бракосочетания N1.

Источник: ЗАГСы Москвы начали прием заявлений о заключении брака на объектах транспорта — Российская газета (rg.ru)

RIAN_6700990.HR.ru1000_d_850.jpg

  • Thanks 3
Link to comment
Share on other sites

Макет части станции в натуральную величину на Всемирной выставке в Н-Й 1939 году.

 

b476e7ee9ee3.jpg

Link to comment
Share on other sites

фреску по некрашеному тюбингу

А вот это что-то новенькое. Интересно взглянуть на пример периода Сталинского ампира.

Поскольку фреска подразумевает создание живописного рисунка до момента отвердевания поверхности, очевидно, в данном случае работы ведутся во время отливки тюбинга :lol:

Link to comment
Share on other sites

Фреска - жанр живописи

Покажите мне на Маяковской хоть одну фреску.

фреску по сырой штукатурке

Только это и есть фреска. Еще и не всякими красками.

 

фреску по некрашеному тюбингу

А вот это что-то новенькое. Интересно взглянуть на пример периода Сталинского ампира.

Link to comment
Share on other sites

фрески

В дептрансе не могут даже посмотреть в Википедии значение слова "фреска"?

"Никогда не произноси слова только за то, что они красивые и длинные. Говори только о том, что понимаешь!" (с)

Link to comment
Share on other sites

Полёт, легкость и движение — именно эти ощущения дарят мозаики Александра Дейнеки на станции «Маяковская», стоит только поднять голову. Не зря саму станцию при ее минимализме признают одной из самых красивых в мосметро.

Мы оживили самые известные фрески. Голубое небо, простор, яркое солнце — каждая получилась отдельной историей и произведением искусства.

© Дептранс Москвы

https://t.me/DtRoad/5504

Link to comment
Share on other sites

Кстати, тут не проскальзывало, а выход № 3 (южный вестибюль, чётная сторона Тверской, двери на Тверскую) уже работает. Но народ по инерции ходит через двери на Садовую-Триумфальную :))

Link to comment
Share on other sites

На «Маяковской» открылся первый флагманский магазин Московского метрополитена
На Тверской улице у станции метро «Маяковская» открылся первый флагманский магазин Московского метрополитена. В нем можно купить разнообразную памятную продукцию с официальной символикой метро.

http://prod.cms.ag.mos.ru/images/GN_magaz_metro_mayak.jpg

Link to comment
Share on other sites

Виноват. Похоже, что выход туда больше не предусмотрен.

Там ММ планирует открыть сувенирный магазин...

Но выход-то туда никто не отменял. Кстати, это был один из первых подземных переходов в Москве наравне с охотнорядским. Не считая, конечно, смоленского.

Link to comment
Share on other sites

Виноват. Похоже, что выход туда больше не предусмотрен.

Там ММ планирует открыть сувенирный магазин...

Link to comment
Share on other sites

Неплохо бы попробовать и с зеленым освещением, раз это станция зеленой линии.

При чём тут цвет линии? Синий - цвет второго этапа проекта Интенсив XX, в рамках которого и проходил концерт на Маяковской. Третья станция будет зелёной вне зависимости от того, на какой линии она будет находиться.

Link to comment
Share on other sites

Похоже, что это в продолжение предыдущего поста.

 

duY_IoJoJxw.jpg

 

Источник - сообщество ВК - "Интересная Москва"

 

Неплохо бы попробовать и с зеленым освещением, раз это станция зеленой линии.

Link to comment
Share on other sites

В блоге Уютный бложек опубликована новая запись.

 

«К Оттепели» на метро

 

0_e3bd9_495b116_XXXL.jpgПрочесть полностью...

 

Это сообщение составлено автоматически, так как автор связал запись в блоге с этой темой.

Link to comment
Share on other sites

Виноват. Похоже, что выход туда больше не предусмотрен.

Link to comment
Share on other sites

Открыт при Беседине ещё.

 

Речь о дверях на чётную сторону Тверской. До закрытия на ремонт встроенный в здание вестибюль имел два входа.

Link to comment
Share on other sites

Открыт при Беседине ещё.

Link to comment
Share on other sites

А что помешало открыть вторую половину выхода? Продолжающиеся работы с самим зданием? Его реконструкция когда вообще должна завершиться?

А ведь так и не открыт???

Link to comment
Share on other sites

Или можно через вход в метро перейти, не проходя через турникеты?

Именно так

Link to comment
Share on other sites

Сейчас можно выйти с Маяковской на внутреннюю сторону Садово-Триумфальной улицы? Второй выход из южного вестибюля не закрыли снова?

P.S. А около зала Чайковского есть переход через Тверскую отдельно от вестибюля метро? Или можно через вход в метро перейти, не проходя через турникеты?

Edited by Василий.
Link to comment
Share on other sites

Статья Как сооружался средний свод «Маяковской»
Link to comment
Share on other sites

Может быть, на всех выходах в перспективе заменят логотипы?
Я тоже на это надеюсь - видел на некотоых вестибюлях метро в центре города. На "Проспекте Мира", "Павелецкой", ещё где-то...
Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...