Jump to content

KVentz
 Share

«Маяковская» — промежуточная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 19+53,4.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитектор

Алексей Николаевич Душкин.

Архитекторы второго выхода

Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун.

Инженеры-конструкторы

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

300px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Поперечный разрез

Первая в мире колонная станция глубокого заложения.

Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперёк центрального зала колонны распёрты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов — сборная чугунная. Диаметр боковых тоннелей и свода центрального зала — 9,5 м, междупутье — 13,5 м.

См. также: Статья «Как сооружался средний свод „Маяковской“».

Название

Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930).

Проектные названия

«Триумфальная площадь» (1935), «Площадь Маяковского» (1936).

Выход в город

  • На Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского (архитектор Д. Н. Чечулин). Архитекторы вестибюля А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии.

Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, набранные в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899—1969). Все мозаики, от розовых утренних через голубые дневные к красно-коричневым вечерним и тёмным ночным, не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой — «Сутки страны Советов». При открытии станции панно было 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства станционного затвора.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

Кроме бра, укреплённых в куполах свода, имеются скрытые светильники у оснований сводов — излюбленный метод зрительного облегчения композиции.

Не менее важными, чем конструктивные достижения, были и новшества в облицовке: архитектор Душкин ввёл нержавеющую сталь. Металлические профили изготовили на заводе, строившем дирижабли. Это было вдвойне символично, так как в зените куполов поместили мозаичные панно.

Нижнюю часть колонн Алексей Душкин облицевал настоящим полудрагоценным камнем — родонитом. Его нарезали тонкими пластинками и наклеили на более прочную основу — текстолит.

Второй выход

2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т. д.

Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы материалы, применённые ранее в отделке станции — мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов — полированный гранит.

Для информирования пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.

Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор — Александр Павлович Кибальников) перенесён в новый вестибюль.

Из кассового зала по большому тоннелю с трёхленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее, по малому эскалатору, — на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю.

Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основных составляющих объекта. Тема — та же, что и на станции — небо. Но если у Дейнеки — «Сутки советского неба», то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях — ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами — белой и чёрной, праздник, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: «и небо, в дымах забывшее, что голубо», «грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев», «и никаких гвоздей»…

Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства, решён лаконичными способами. Купола и свод вестибюля — подсветка на кронштейнах, всё остальное пространство — модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землёй.

Реконструкция станции

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

В связи с тем, что вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского, работы по демонтажу старого и установке нового оборудования были связаны с определёнными трудностями — узкие габариты наземного вестибюля не позволили осуществить доставку крупногабаритного оборудования в машинный зал эскалаторов традиционным способом. Поэтому были принято решение поднять крупные элементы снизу по эскалаторному наклону. Привод каждого эскалатора был разделён на 3 части: станину, редуктор и главный вал. Доставка отдельных частей привода на станцию производилась в ночное время хозяйственным поездами из электродепо «Сокол».

С уровня платформы станции крупногабаритные элементы привода с помощью лебёдок поднимались наверх в машинный зал эскалаторов, где и происходила сборка и наладка привода.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, установлены современные турникеты УТ-2005.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.

Одновременно с реконструкцией вестибюля начались работы по реставрации самой станции с возвращением ей первоначального облика. Предшествующее этому открытие второго выхода позволило проводить работы без закрытия станции для пассажиров.

Мраморный пол был заменён более стойким гранитным, чётко повторив при этом орнамент, придуманный архитектором станции Алексеем Душкиным. Обновлены колонны и различные декоративные элементы станции. В их числе более 30 мозаик, созданных по эскизам Александра Дейнеки — специалисты не только почистили их, но и восстановили некоторые недостающие детали.

Награды

Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке, в советском павильоне, демонстрировался в натуральную величину макет одного отсека станции от пола до мозаик, заключённый между двумя огромными зеркалами, который также спроектировал Душкин. Успех был огромный, проект был сразу удостоен гран-при.

В конце 1980-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны станция стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалётов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Фотогалерея

Мозаики на своде

Второй выход

Ссылки



Дата открытия
11 сентября 1938 года
Классификация
промежуточная
Заложение
глубокое (33,1 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
034
Пикет
ПК 19+53,4

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Ну это только 10 метров. Можно и там, где нет заграждения ждать.

Link to comment
Share on other sites

Он будет стоять на месте столько, сколько нужно для проведения строительно-монтажных работ. Так как бригада маленькая, то работают долго и только ночью. А это значит, что работы идут медленно. Поэтому передвигать заграждения не планируют. Работы ещё не завершены.

А никого не беспокоит, насколько сузилась платформа от этого ограждения? причём не на 10 метров вдоль платформы, а значительно поболе. И насколько это отвечает требованиям безопасности для пассажиров?

Link to comment
Share on other sites

А откуда информация. Я бы не отказался почитать первоисточник.

Link to comment
Share on other sites

правда ли это, что в станцию "Маяковская" закопали дирижабль, или очередная "байка из склепа"?

 

 

Ни больше - ни меньше:

 

Отделочным материалом станции также стала гофрированная нержавеющая сталь. Ею были облицованы арочные конструкции. Единственный в то время в стране стан, изготавливающий широкополосный стальной профиль, находился на предприятии "Дирижабльстрой". Он был специально построен для изготовления составляющих цельнометаллического складывающегося дирижабля конструкции К.Э. Циолковского. Эти составляющие представляли собой металлические "лепестки". Соединяясь в подвижный "замок", они образовывали оболочку дирижабля. Уникальный стан "Дирижабльстроя", на котором были изготовлены гофрированные металлические пластины для отделки станции метро, помог и метростроевцам реализовать свою оригинальную идею.

Link to comment
Share on other sites

Он будет стоять на месте столько, сколько нужно для проведения строительно-монтажных работ. Так как бригада маленькая, то работают долго и только ночью. А это значит, что работы идут медленно. Поэтому передвигать заграждения не планируют. Работы ещё не завершены.

Link to comment
Share on other sites

Скажите, а короб, за которым проходит реконструкция части станции, убирать/передвигать не планируют? Уж слишком долго он на одном месте

Link to comment
Share on other sites

Кто-нибудь может сказать, правда ли это, что в станцию "Маяковская" закопали дирижабль, или очередная "байка из склепа"?

Не закопали. Использовали элементы каркаса непостроенного дирижабля.

Link to comment
Share on other sites

Бродя по просторам интернета натолкнулся на такой вот факт

... станция "Маяковская", в оформлении которой использован не только полудрагоценный камень орлец..., - но и куски самого настоящего дирижабля.

http://aerocrat.livejournal.com/9096.html

 

Кто-нибудь может сказать, правда ли это, что в станцию "Маяковская" закопали дирижабль, или очередная "байка из склепа"?

Edited by Старик_Похабыч
Link to comment
Share on other sites

Ну сейчас да, уже не текут. Но в первые дни после открытия новый наклон Маяковской протекал как решето. Даже фотографии выкладывали.

Link to comment
Share on other sites

Да ведь наклонные ходы новые второго выхода станции "Маяковская" вроде и не текут особо? Вот сама "Маяковская" действительно, подкапывает, мягко так скажем!

Link to comment
Share on other sites

Торопились наверно очень при строительстве второго выхода станции, раз так течёт.

Link to comment
Share on other sites

Из буклета к открытию второго выхода:

Так как станция находится на границе известняка и плывунных грунтов, то было решено заглубить натяжную камеру эскалатора ниже уровня станции, чтобы построить ее в устойчивом скальном массиве. Наклонный ход прошел через плывун, и его строительство потребовало замораживания грунта. Таким образом, в глухом торце станции появился сначала малый наклон вниз, натяжная камера и лишь затем большой наклон наверх.

Там также может быть какой-нибудь подземный объект ГО, который обходить надо было.

Edited by Loader
Link to comment
Share on other sites

Коммуникации.

Link to comment
Share on other sites

Кто нибудь знает почему новый выход из Маяковской идёт от станции не вверх, а вначале - вниз и потом всякие завихрени под землёй до эскалатора наверх? Если это уже где-нибудь обсуждалось киньте ссылочку плиз.

Link to comment
Share on other sites

Везде по станции. Выгородка конечно же в конце концов без света осталась и лампы все повыкручивали. Электрики наши герлянды вешали по всему периметру

Это странно, потому что в плафонах стоят энергосберегающие уже не первый год… Потому и удивился…

Link to comment
Share on other sites

Лампы накаливания в июне месяце искоренили, мы тогда только начинали дренаж открывать

А где там в июне лампы оставались?

 

 

Везде по станции. Выгородка конечно же в конце концов без света осталась и лампы все повыкручивали. Электрики наши герлянды вешали по всему периметру

Link to comment
Share on other sites

Лампы накаливания в июне месяце искоренили, мы тогда только начинали дренаж открывать

А где там в июне лампы оставались?

Link to comment
Share on other sites

Да и освещению стоить соответственно - заменить все лампы на энергосберегающие.

А где там лампы накаливания?

 

Лампы накаливания в июне месяце искоренили, мы тогда только начинали дренаж открывать

 

А реконструкция в полном объёме года через 3 закончиться (а можт и через 5), действующая станция и "бдительный ростехнадзор" очень сильно сужают круг технологических решений. Так что там всё ручная работа, а работает там 15 человек....

Link to comment
Share on other sites

Да и освещению стоить соответственно - заменить все лампы на энергосберегающие.

А где там лампы накаливания?

Link to comment
Share on other sites

Похоже, вся эта эпопея весьма и весьма надолго...

Link to comment
Share on other sites

Репортаж впечатляет! Но, имхо, после реконструкции имеет смысл оставить пол- арочного пролёта с колонной в голом, так сказать первозданном виде, и прикрыть это всё витриной с подсветкой внутри, чтоб люди хотя бы представляли конструкцию станции построенной аж в 1938 году. А пол, конечно, с сохранением рисунка следует перебрать. Да и освещению стоить соответственно - заменить все лампы на энергосберегающие.

Link to comment
Share on other sites

Маяковская глазами Руссоса тыц

Link to comment
Share on other sites

Обознался. Родонит на дерево похож из вагона.

Link to comment
Share on other sites

Деревянных уголков на колоннах.

Смотрю на свои фотографии Маяковской. Родонит вижу. Дерева не вижу…

Link to comment
Share on other sites

Деревянных уголков на колоннах.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...