Jump to content

KVentz
 Share

«Маяковская» — промежуточная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 19+53,4.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитектор

Алексей Николаевич Душкин.

Архитекторы второго выхода

Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун.

Инженеры-конструкторы

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

300px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Поперечный разрез

Первая в мире колонная станция глубокого заложения.

Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперёк центрального зала колонны распёрты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов — сборная чугунная. Диаметр боковых тоннелей и свода центрального зала — 9,5 м, междупутье — 13,5 м.

См. также: Статья «Как сооружался средний свод „Маяковской“».

Название

Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930).

Проектные названия

«Триумфальная площадь» (1935), «Площадь Маяковского» (1936).

Выход в город

  • На Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского (архитектор Д. Н. Чечулин). Архитекторы вестибюля А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии.

Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, набранные в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899—1969). Все мозаики, от розовых утренних через голубые дневные к красно-коричневым вечерним и тёмным ночным, не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой — «Сутки страны Советов». При открытии станции панно было 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства станционного затвора.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

Кроме бра, укреплённых в куполах свода, имеются скрытые светильники у оснований сводов — излюбленный метод зрительного облегчения композиции.

Не менее важными, чем конструктивные достижения, были и новшества в облицовке: архитектор Душкин ввёл нержавеющую сталь. Металлические профили изготовили на заводе, строившем дирижабли. Это было вдвойне символично, так как в зените куполов поместили мозаичные панно.

Нижнюю часть колонн Алексей Душкин облицевал настоящим полудрагоценным камнем — родонитом. Его нарезали тонкими пластинками и наклеили на более прочную основу — текстолит.

Второй выход

2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т. д.

Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы материалы, применённые ранее в отделке станции — мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов — полированный гранит.

Для информирования пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.

Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор — Александр Павлович Кибальников) перенесён в новый вестибюль.

Из кассового зала по большому тоннелю с трёхленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее, по малому эскалатору, — на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю.

Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основных составляющих объекта. Тема — та же, что и на станции — небо. Но если у Дейнеки — «Сутки советского неба», то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях — ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами — белой и чёрной, праздник, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: «и небо, в дымах забывшее, что голубо», «грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев», «и никаких гвоздей»…

Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства, решён лаконичными способами. Купола и свод вестибюля — подсветка на кронштейнах, всё остальное пространство — модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землёй.

Реконструкция станции

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

В связи с тем, что вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского, работы по демонтажу старого и установке нового оборудования были связаны с определёнными трудностями — узкие габариты наземного вестибюля не позволили осуществить доставку крупногабаритного оборудования в машинный зал эскалаторов традиционным способом. Поэтому были принято решение поднять крупные элементы снизу по эскалаторному наклону. Привод каждого эскалатора был разделён на 3 части: станину, редуктор и главный вал. Доставка отдельных частей привода на станцию производилась в ночное время хозяйственным поездами из электродепо «Сокол».

С уровня платформы станции крупногабаритные элементы привода с помощью лебёдок поднимались наверх в машинный зал эскалаторов, где и происходила сборка и наладка привода.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, установлены современные турникеты УТ-2005.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.

Одновременно с реконструкцией вестибюля начались работы по реставрации самой станции с возвращением ей первоначального облика. Предшествующее этому открытие второго выхода позволило проводить работы без закрытия станции для пассажиров.

Мраморный пол был заменён более стойким гранитным, чётко повторив при этом орнамент, придуманный архитектором станции Алексеем Душкиным. Обновлены колонны и различные декоративные элементы станции. В их числе более 30 мозаик, созданных по эскизам Александра Дейнеки — специалисты не только почистили их, но и восстановили некоторые недостающие детали.

Награды

Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке, в советском павильоне, демонстрировался в натуральную величину макет одного отсека станции от пола до мозаик, заключённый между двумя огромными зеркалами, который также спроектировал Душкин. Успех был огромный, проект был сразу удостоен гран-при.

В конце 1980-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны станция стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалётов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Фотогалерея

Мозаики на своде

Второй выход

Ссылки



Дата открытия
11 сентября 1938 года
Классификация
промежуточная
Заложение
глубокое (33,1 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
034
Пикет
ПК 19+53,4

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



А на колоннах не хватает вертикальных, деревянных планок.

Каких планок?

Link to comment
Share on other sites

А на колоннах не хватает вертикальных, деревянных планок. Это так или мне это показалось?

Link to comment
Share on other sites

Теперь конкретно о том, что все-таки делают на Маяковской :derisive:

 

Первоначальный дренаж. В проекте станции его нет, но видимо в процессе строительства уже поняли, что без него не обойтись.

 

http://www.ljplus.ru/img4/v/l/vladislav/IMG_2478.jpg

 

 

Старый дренаж сгнил/засорился и поэтому вода начала стекать не по нему, а в любое другое место (отсюда и лужи под колоннами). Вот в процессе реконструкции и заменяют на новый.

 

http://www.ljplus.ru/img4/v/l/vladislav/IMG_2532.jpg

 

 

А это как раз то место, где все и происходит.

 

http://www.ljplus.ru/img4/v/l/vladislav/IMG_2619.jpg

 

 

 

А, забыл еще - юбилейная карточка в форме билета.

 

http://i008.radikal.ru/0809/b2/85ddbaff2161t.jpg

Edited by Vlad
Link to comment
Share on other sites

О, это мои фотки.

Меня порадовала подпись о том, что колонны облицованы родонитом, под фотографией, где этот самый родонит заменён на крашеную штукатурку. ;)

Ну, там как раз кусок родонита был виден! И очень даже наглядная фотография была. Ремонт, так сказать, в процессе!

Link to comment
Share on other sites

О, это мои фотки.

Меня порадовала подпись о том, что колонны облицованы родонитом, под фотографией, где этот самый родонит заменён на крашеную штукатурку. ;)

Link to comment
Share on other sites

Интересный репортажик.

Edited by YUry
Link to comment
Share on other sites

На Первом канале - http://www.1tv.ru/news/social/128206

 

Если это то видео, что было утром по ТВ, то там промелькнула одна известная личность. :)

Link to comment
Share on other sites

Вот и послушаем...

 

 

Вот и результаты

 

Реставрации станции "Маяковская" Московского метрополитена закончится в 2010 году, обрушение и затопление ей не грозит
Реставрация станции столичного метро "Маяковская", которая в эти дни отмечает свое 70-летие, закончится в 2010 году, заявил в четверг начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев на пресс-конференции, состоявшейся в ночь на четверг на платформе станции.

 

Перед пресс-конференции журналистам были продемонстрированы зоны станции, где в настоящее время ведутся реставрационные работы.

 

"Закончить реставрацию станции мы планируем в 2010 году. Над этой станцией мы работали пять лет и наконец нашли нужные технологии. Всем специалистам ясно, что нужно делать", - сказал Д.Гаев.

 

Он напомнил, что станция "Маяковская" была открыта вместе с последним пусковым участком второй очереди московского метро "Театраяльная" - "Сокол" 11 сентября 1938 года.

 

"В последнее время в СМИ некоторыми специалистами, я думаю, исключительно из лучших побуждений, была поднята тема реконструкции, реставрации памятника памятника (станции "Маяковской"). Но они решили, что десятки специалистов "Метрогипротранса", специалистов Метрополитена, науки стоят в стороне от этого. Это совершенно не так", - подчеркнул Д.Гаев.

 

Он отметил, что вперед специалистами стоит задача при реставрации воссоздать станцию в том виде, в котором она была в 1938 году.

 

Пари этом Д.Гаев отметил, что никакое обрушение станции не грозит.

"Легенда о том, что станция обрушается, что станцию надо закрывать не имеет никакой под собой почвы", - сказал он.

 

"Мы сохраняем жемчужину в центре Москвы, а не серого моллюска", - сказал начальник метрополитена.

 

В ходе реставрации будут сохранены знаменитые мозаики в куполах платформы станции, заменена дренажная система, исключающая подтопление.

 

Кроме того, реставрации подвергнутся другие элементы - такие, как светильники, металлические вставки из нержавеющей стали в сводах платформы.

 

"Думаю, что по окончании реставрации станции, на ней рекламы не будет, ее уберут", - сказал. Д.Гаев.

 

По его словам, в этом году на реставрацию станции запланировано израсходовать 100 млн рублей, а в 2009 - 300 млн. "В ходе работ по реставрации мы можем столкнуться с дополнительными затратами", - добавил он.

Источник: Гудок.
Link to comment
Share on other sites

Верно. Наши аппаратуру под это дело уже потащили.

Link to comment
Share on other sites

Правда в ночном метро
Грядущей ночью в метро будет проходить уникальная пресс-конференция: после того, как подземка закроется для горожан, туда спустятся журналисты, которым предстоит оценить состояние станции "Маяковская".

Москва. 17 сентября. INTERFAX.RU - Одна из самых красивейших и уникальных станций столичного метро – "Маяковская" - в эти дни отмечает свое 70-летие. Впервые в истории метрополитена в ночь на 18 сентября на ее платформе агентство "Интерфакс" проводит уникальную пресс-конференцию руководства столичного метро, посвященное этому событию.


Источник: http://www.interfax.ru/txt.asp?id=33217&sec=1476.


Вот и послушаем...
Link to comment
Share on other sites

Сегодня Д. Гаев объявил, что в 20-х числах сентября на станции будет проведена ночная пресс-конференция, чтобы показать и обсудить методы реконструкции станции. Также он сообщил, что будут приглашены архитекторы, не согласные с текущим положением вещей.

Edited by Loader
Link to comment
Share on other sites

Его надо облагородить (как на Римской) и все будет замечательно.

Но это оффтопик - тема-то про "Маяковскую".

Link to comment
Share on other sites

Вероятно, надо так понимать (если грубо).

 

о1: Есть проблемы и с водой, и с декором - думаем, что с этим всем делать. (Т. е. проблема на контроле - "занимаемся".)

о2: Воду отводим, а что с декором делать - пока не придумали. (Т. е. никто с инструментом к декору ещё не подходил - "не занимаемся".)

Link to comment
Share on other sites

Что-то я не могу понять это интервью:

 

ответ: Станция находится в нормальном состоянии с точки зрения прочности несущих конструкций. Проблемами с декором мы занимаемся. Занимаемся и водоподавлением. Станция находится на реконструкции и реставрации. Это будет длиться еще полтора года.

 

<...>

 

о: А мы декором и не занимались пока на этой станции.

 

Это, как бы, взаимоисключающие утверждения :blink:

Link to comment
Share on other sites

"Мое ИМХО": не закрывают ибо получается немножко странно. Судите сами - назрела необходимость закрытия старого выхода. В спешном порядке сооружается новый, старый закрывают, реконструируют, открывают.

 

И вдруг - станцию в историческом центре, с ДВУМЯ выходами, одному из которых всего 3 года, а второму - год после реконструкции, - ЗАКРЫВАЮТ!

 

Выглядит странно. И никто не хочет закрывать, ибо тогда на Больших Начальников Метрополитена выльется ушат дерьма, а им это не понравится.

Edited by unclewaighty
Link to comment
Share on other sites

Кстати!

Вот, без малого три года как открыт второй выход "Маяковской", а забор на стройплощадке

стоял как стоит, вывеска даже цела, вот она:

http://photofile.ru/photo/kirgam/3544571/large/79432087.jpg

 

Что будет построено на месте стройплощадки, там ведь вроде ТРК или просто ТЦ планировали сделать?

Edited by Kirgam
Link to comment
Share on other sites

Так что моё сообщение и к нему не относится.

Так "копают" под Гаева или нет? Что-то не пойму... ;)

Link to comment
Share on other sites

Любопытен факт того, что Дм. Гаев «упёрся» в не желание полного закрытия станции для пассажиров на срок не менее года, при том что есть прецедент с «Семёновской» и «Электрозаводской» (последняя «задерживается» с открытием в сумме аж на 1,5 года с момента закрытия), да и «Парк Культуры»-кольцевую с лёгкостью готовят на ремонт тоже сроком не менее года… Сначала я даже вспомнил о А. Кузьмине (глав.арх города), что работает совсем рядом (у «Пекина»), - но он давно на метро не ездит )))) Неужели всё это только из-за нового выхода, открытого с такой помпой, что теперь «мешает» временному закрытию на реконструкцию станции? Есть ещё один довод – действительно НЕ критичное состояние конструкций станции, не требующее всеобъемлющих реконструктивных мероприятий …

Link to comment
Share on other sites

Если начальник всё будет сам делать, то ему даже 72 часов в сутки не хватит.

Link to comment
Share on other sites

А Гаев и не должен сам проводить экспертизы. Ему как раз специалисты и должны докадывать об обстановке. Не так ли?

Link to comment
Share on other sites

Я вот как-то больше в таких вопросах доверяю инженеру, на чьем счету 8 станций, чем специалисту в области партийного строительства :hi:

Специалист в области партийного строительства тоже не относится к тем специалистам, которые проводят экспертизы. Так что моё сообщение и к нему не относится. ;)

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...