Jump to content

KVentz
 Share

«Маяковская» — промежуточная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 19+53,4.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитектор

Алексей Николаевич Душкин.

Архитекторы второго выхода

Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун.

Инженеры-конструкторы

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

300px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Поперечный разрез

Первая в мире колонная станция глубокого заложения.

Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперёк центрального зала колонны распёрты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов — сборная чугунная. Диаметр боковых тоннелей и свода центрального зала — 9,5 м, междупутье — 13,5 м.

См. также: Статья «Как сооружался средний свод „Маяковской“».

Название

Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930).

Проектные названия

«Триумфальная площадь» (1935), «Площадь Маяковского» (1936).

Выход в город

  • На Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского (архитектор Д. Н. Чечулин). Архитекторы вестибюля А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии.

Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, набранные в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899—1969). Все мозаики, от розовых утренних через голубые дневные к красно-коричневым вечерним и тёмным ночным, не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой — «Сутки страны Советов». При открытии станции панно было 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства станционного затвора.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

Кроме бра, укреплённых в куполах свода, имеются скрытые светильники у оснований сводов — излюбленный метод зрительного облегчения композиции.

Не менее важными, чем конструктивные достижения, были и новшества в облицовке: архитектор Душкин ввёл нержавеющую сталь. Металлические профили изготовили на заводе, строившем дирижабли. Это было вдвойне символично, так как в зените куполов поместили мозаичные панно.

Нижнюю часть колонн Алексей Душкин облицевал настоящим полудрагоценным камнем — родонитом. Его нарезали тонкими пластинками и наклеили на более прочную основу — текстолит.

Второй выход

2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т. д.

Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы материалы, применённые ранее в отделке станции — мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов — полированный гранит.

Для информирования пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.

Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор — Александр Павлович Кибальников) перенесён в новый вестибюль.

Из кассового зала по большому тоннелю с трёхленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее, по малому эскалатору, — на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю.

Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основных составляющих объекта. Тема — та же, что и на станции — небо. Но если у Дейнеки — «Сутки советского неба», то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях — ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами — белой и чёрной, праздник, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: «и небо, в дымах забывшее, что голубо», «грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев», «и никаких гвоздей»…

Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства, решён лаконичными способами. Купола и свод вестибюля — подсветка на кронштейнах, всё остальное пространство — модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землёй.

Реконструкция станции

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

В связи с тем, что вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского, работы по демонтажу старого и установке нового оборудования были связаны с определёнными трудностями — узкие габариты наземного вестибюля не позволили осуществить доставку крупногабаритного оборудования в машинный зал эскалаторов традиционным способом. Поэтому были принято решение поднять крупные элементы снизу по эскалаторному наклону. Привод каждого эскалатора был разделён на 3 части: станину, редуктор и главный вал. Доставка отдельных частей привода на станцию производилась в ночное время хозяйственным поездами из электродепо «Сокол».

С уровня платформы станции крупногабаритные элементы привода с помощью лебёдок поднимались наверх в машинный зал эскалаторов, где и происходила сборка и наладка привода.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, установлены современные турникеты УТ-2005.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.

Одновременно с реконструкцией вестибюля начались работы по реставрации самой станции с возвращением ей первоначального облика. Предшествующее этому открытие второго выхода позволило проводить работы без закрытия станции для пассажиров.

Мраморный пол был заменён более стойким гранитным, чётко повторив при этом орнамент, придуманный архитектором станции Алексеем Душкиным. Обновлены колонны и различные декоративные элементы станции. В их числе более 30 мозаик, созданных по эскизам Александра Дейнеки — специалисты не только почистили их, но и восстановили некоторые недостающие детали.

Награды

Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке, в советском павильоне, демонстрировался в натуральную величину макет одного отсека станции от пола до мозаик, заключённый между двумя огромными зеркалами, который также спроектировал Душкин. Успех был огромный, проект был сразу удостоен гран-при.

В конце 1980-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны станция стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалётов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Фотогалерея

Мозаики на своде

Второй выход

Ссылки



Дата открытия
11 сентября 1938 года
Классификация
промежуточная
Заложение
глубокое (33,1 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
034
Пикет
ПК 19+53,4

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Вот и обратный процесс пошел

Николай Иванович донес свою точку зрения до нужных мозгов. Спасибо ему за это.

Link to comment
Share on other sites

Вот и обратный процесс пошел

Источник: тут.
Link to comment
Share on other sites

Сегодня утром сделал фотографии. Центральный зал станции сейчас выглядит весьма необычно. Одна половина теплый жёлтый цвет, другая - белый. Если стоять в середине, то не очень заметно, а если отойди подальше, то бросается в глаза. В боковых тоннелях уже полностью заменены желтые лампы.

gallery_13157_379_1866358.jpg

Открыть в полном размере (3648x2736; 1,39 мегабайт)

 

gallery_13157_379_3324073.jpg

Открыть в полном размере (3648x2736; 1,53 мегабайт)

 

gallery_13157_379_2595815.jpg

Открыть в полном размере (3648x2736; 1,47 мегабайт)

 

gallery_13157_379_968160.jpg

Открыть в полном размере (3643x2325; 1,06 мегабайт)

 

gallery_13157_379_464755.jpg

Открыть в полном размере (3648x2736; 1,52 мегабайт)

 

gallery_13157_379_2123038.jpg

Открыть в полном размере (3648x2736; 1,58 мегабайт)

 

gallery_13157_379_2776202.jpg

Открыть в полном размере (3648x2736; 1,59 мегабайт)

 

gallery_13157_379_2318925.jpg

Открыть в полном размере (3648x2736; 1,46 мегабайт)

 

gallery_13157_379_2094653.jpg

Открыть в полном размере (3648x2736; 1,6 мегабайт)

Edited by SNEIKS
Link to comment
Share on other sites

Раньше были лампы накаливания. Их заменили на другие и всё. Никто же не обязан использовать исключительно лампы накаливания.

Лампы накаливания там стояли много лет назад, после реставрации их совсем не осталось на станции. Сейчас меняют люминисцентные лампы теплого света на аналогичные, но дневного света, причем совершенно не понятно, зачем. Видимо что было на складах у ММ, то и используют. Ничто не мешает в тендере на закупку лампочек указывать требуемую цветность, как это уже давно прописано для трубок, которые во всем метро одной 640 цветности.

Link to comment
Share on other sites

Цветовая температура меняется, и облик станции искажается.

Link to comment
Share on other sites

Ничего там не уродуется. Раньше были лампы накаливания. Их заменили на другие и всё. Никто же не обязан использовать исключительно лампы накаливания.

Link to comment
Share on other sites

Не думаю, что надо поднимать шум из-за цвета ламп освещения.

 

Дума, НАДО!!!!

 

Это скандальный случай. И это хороший повод, наконец, обратить внимание широкой пишущей публики на самоуправство, которое позволяет себе метрополитен в отношении памятников архитектуры, уродуя их каким ни попадя освещением, и не только этим.

Link to comment
Share on other sites

Непривычно там стало. Со старым освещением уют чтоли был какой-то. Вот после серой Тверской это было всегда заметно.

Link to comment
Share on other sites

Не думаю, что надо поднимать шум из-за цвета ламп освещения.

Link to comment
Share on other sites

Не всё историческое можно и нужно сохранять

Вспомни стоимость реконструкции Маяковской. Представь, сколько людей вкалывало над приданием первозданного вида. Если по твоему - надо было колонны из пластика всё таки сделать. Кому нужен родонит...

 

По мне - свод получается слишком выбеленным, теряются грани в нишах, панно уже не смотрится.

 

раньше Шумаков молчал

А ему сообщили о замене? Или ему сообщили и он своим гигантским воображением представил как это будет?

Начали менять - он съездил и увидел.

Да ладно, он сейчас сам объяснит, смотрите:

тыц

Link to comment
Share on other sites

Не всё историческое можно и нужно сохранять.

К сожалению, на Кижах тоже так некоторые думают.

 

новое - не значит плохое.

Ну да, Джоконда-блондинка станет сексуальнее, но притягивать уже так не будет.

Link to comment
Share on other sites

Не всё историческое можно и нужно сохранять. Монастыри сохранили, но освещение их сейчас современное. Так и с освещением на станции, новое - не значит плохое.

Link to comment
Share on other sites

И уже всё это писалось про тёплые лампы, про светодиодные лампы вместо тех, которые сейчас ставят и прочее.

Ну про диодные лампы вообще пока рано говорить - стоят безумных денег и максимум аналогичны 60 Вт лампе накаливания. Вот через пару лет уже можно их попробовать.

 

На УАЯ, например, тоже свет тёплый, зато находиться там больше 20 минут некоторые участники форума не могут.

Так еще бы - натриевые лампы с монохроматическим излучением! Глаза и должны уставать от цветовых искажений.

Link to comment
Share on other sites

И многие почему-то хотят сменить плитку на Войковской и других станциях, нарушив историю.

Войковская имеет статус памятника архитектуры? Тогда плитку менять низзя :wow:

 

Скорее, это памятник ужасной архитектуры.

 

А мне на "Маяковской" новое освещение, в общем и целом, нравится. Станция от него как будто бы просторнее, что ли, стала.

Link to comment
Share on other sites

страшней, когда станция которая должна быть

Кому должна? Можно выдержку из паспорта на объект с колористическими параметрами архитектурного освещения?

Link to comment
Share on other sites

И многие почему-то хотят сменить плитку на Войковской и других станциях, нарушив историю.

Войковская имеет статус памятника архитектуры? Тогда плитку менять низзя :wow:

Link to comment
Share on other sites

На Белорусской тоже изначально плитка была... И многие почему-то хотят сменить плитку на Войковской и других станциях, нарушив историю. Да и с переименованием не всё гладко. Если что, то историю забываем. Ну, когда это удобно.

Link to comment
Share on other sites

На УАЯ, например, тоже свет тёплый, зато находиться там больше 20 минут некоторые участники форума не могут. И лампы накаливания в метро меня всегда напрягали. Я когда в последний раз был на Маяковской, часть станции была "тёплая", и часть "холодная". Так холодная часть намного приятней смотрелась, станция там как будто сосем новая. Да и светлее стало. Такое впечатление, что станцию просто хорошо промыли. А "тёплые" цвета хороши в отделке стен, но ни как не в освещении (ИМХО). Да всё-таки куча средств и времени экономится, если освещение люминесцентное.

Link to comment
Share on other sites

Либо бороться (раньше Шумаков молчал), либо принять новый этап развития метро.

Если станция становится белой - не так страшно, страшней, когда станция которая должна быть желтоватой, становится синей.

 

Чудовищно. Слава Богу, хоть Театральная жёлто-розовенькая стала. Не АЧТ, конечно, но меньшее из зол.

А как предлагаете бороться? Если даже памятники архитектуры сносят...

Link to comment
Share on other sites

Ярче, красивей...

И безопасней для пассажиров, обычно так говорят когда меняют освещение.

Не понятно это, причём Маяковская не первая, но видимо в связи со статусом - самая заметная. Уже эта же история случилась с Библиотека им. Ленина и Фрунзенской. Это из того, что мне известно, вероятно это не единственные "похолодавшие" станции.

И уже всё это писалось про тёплые лампы, про светодиодные лампы вместо тех, которые сейчас ставят и прочее. Такое, видимо, решение принято. Либо бороться (раньше Шумаков молчал), либо принять новый этап развития метро.

Если станция становится белой - не так страшно, страшней, когда станция которая должна быть желтоватой, становится синей.

Link to comment
Share on other sites

Александр22

Идиотизм бюрократии в нашей стране искоренить невозможно. Так что всё возможно.

Link to comment
Share on other sites

Был я на Маяковской пару дней назад. Мне понравилось, ярче стало, красивей.

Link to comment
Share on other sites

CrazyMAKS

Их еще купить надо. А это - конкурентные процедуры, тонны бумаги, плюс конкурсная комиссия считает, что условие поставки ламп с определенной цветовой температурой - серьезное ограничение конкуренции.

 

Кошмар. Монетаризм во главе угла. Интересно, если я (допустим) с гранта буду закупать писчую бумагу, но потребую не жёлтую, а обязательно белую -- КК тоже скажет, что это ограничение конкуренции? Тем более что в случае ламп обоснование искать не надо -- необходимость не искажать вид памятника архитектуры.

Link to comment
Share on other sites

REzak

Ага, покажи, где в ФЗ о госзакупках написано про исключения? Вот на это и указывают каждый раз...

Но это тема не для разговора здесь...

Link to comment
Share on other sites

Leon

Мне думается (и я полностью в этом согласен с Шумаковым), что вбухивая кучу сил и денег в восстановление уникальной станции всё таки можно сделать исключение разок и купить что-то близкое к оригиналу по цветовой температуре. А то как то не честно и не уважительно получается.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...