Jump to content

KVentz
 Share

«Маяковская» — промежуточная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 19+53,4.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитектор

Алексей Николаевич Душкин.

Архитекторы второго выхода

Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун.

Инженеры-конструкторы

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

300px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Поперечный разрез

Первая в мире колонная станция глубокого заложения.

Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперёк центрального зала колонны распёрты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов — сборная чугунная. Диаметр боковых тоннелей и свода центрального зала — 9,5 м, междупутье — 13,5 м.

См. также: Статья «Как сооружался средний свод „Маяковской“».

Название

Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930).

Проектные названия

«Триумфальная площадь» (1935), «Площадь Маяковского» (1936).

Выход в город

  • На Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского (архитектор Д. Н. Чечулин). Архитекторы вестибюля А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии.

Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, набранные в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899—1969). Все мозаики, от розовых утренних через голубые дневные к красно-коричневым вечерним и тёмным ночным, не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой — «Сутки страны Советов». При открытии станции панно было 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства станционного затвора.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

Кроме бра, укреплённых в куполах свода, имеются скрытые светильники у оснований сводов — излюбленный метод зрительного облегчения композиции.

Не менее важными, чем конструктивные достижения, были и новшества в облицовке: архитектор Душкин ввёл нержавеющую сталь. Металлические профили изготовили на заводе, строившем дирижабли. Это было вдвойне символично, так как в зените куполов поместили мозаичные панно.

Нижнюю часть колонн Алексей Душкин облицевал настоящим полудрагоценным камнем — родонитом. Его нарезали тонкими пластинками и наклеили на более прочную основу — текстолит.

Второй выход

2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т. д.

Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы материалы, применённые ранее в отделке станции — мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов — полированный гранит.

Для информирования пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.

Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор — Александр Павлович Кибальников) перенесён в новый вестибюль.

Из кассового зала по большому тоннелю с трёхленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее, по малому эскалатору, — на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю.

Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основных составляющих объекта. Тема — та же, что и на станции — небо. Но если у Дейнеки — «Сутки советского неба», то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях — ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами — белой и чёрной, праздник, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: «и небо, в дымах забывшее, что голубо», «грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев», «и никаких гвоздей»…

Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства, решён лаконичными способами. Купола и свод вестибюля — подсветка на кронштейнах, всё остальное пространство — модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землёй.

Реконструкция станции

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

В связи с тем, что вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского, работы по демонтажу старого и установке нового оборудования были связаны с определёнными трудностями — узкие габариты наземного вестибюля не позволили осуществить доставку крупногабаритного оборудования в машинный зал эскалаторов традиционным способом. Поэтому были принято решение поднять крупные элементы снизу по эскалаторному наклону. Привод каждого эскалатора был разделён на 3 части: станину, редуктор и главный вал. Доставка отдельных частей привода на станцию производилась в ночное время хозяйственным поездами из электродепо «Сокол».

С уровня платформы станции крупногабаритные элементы привода с помощью лебёдок поднимались наверх в машинный зал эскалаторов, где и происходила сборка и наладка привода.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, установлены современные турникеты УТ-2005.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.

Одновременно с реконструкцией вестибюля начались работы по реставрации самой станции с возвращением ей первоначального облика. Предшествующее этому открытие второго выхода позволило проводить работы без закрытия станции для пассажиров.

Мраморный пол был заменён более стойким гранитным, чётко повторив при этом орнамент, придуманный архитектором станции Алексеем Душкиным. Обновлены колонны и различные декоративные элементы станции. В их числе более 30 мозаик, созданных по эскизам Александра Дейнеки — специалисты не только почистили их, но и восстановили некоторые недостающие детали.

Награды

Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке, в советском павильоне, демонстрировался в натуральную величину макет одного отсека станции от пола до мозаик, заключённый между двумя огромными зеркалами, который также спроектировал Душкин. Успех был огромный, проект был сразу удостоен гран-при.

В конце 1980-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны станция стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалётов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Фотогалерея

Мозаики на своде

Второй выход

Ссылки



Дата открытия
11 сентября 1938 года
Классификация
промежуточная
Заложение
глубокое (33,1 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
034
Пикет
ПК 19+53,4

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



[news=

... Он отметил, что третий выход будет оборудован эскалаторами.

[/news]

На втором (или первом?) выходе эскалаторы тоже обещали, в итоге осталась крутая лестница...

Link to comment
Share on other sites

Вообще конечно его не хватает... Ну так, не особо критично, тем более что там всё равно движение по туннелю под Тверской и машин, мешающих идти вдоль улицы, нет. Но там нет также подуличного перехода.

Link to comment
Share on other sites

semmggu

Это выход на чётную сторону улицу из старого вестибюля.

Link to comment
Share on other sites

Проект третьего выхода станции метро "Маяковская" законсервирован
24 мая. Строительство третьего выхода станции метро "Маяковская" начнется после решения вопроса о реконструкции исторического здания на Триумфальной площади, сообщил журналистам главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков.
"По Тверской улице на Триумфальной площади расположено историческое здание, в котором находится третий выход станции метро "Маяковская". Сейчас инвестиционный проект в этом здании заморожен, строительство выхода начнется после того, как решится вопрос с самим домом", - сказал Н.Шумаков.
Он отметил, что третий выход будет оборудован эскалаторами.
"Это достаточно сложный проект, однако пока он законсервирован. В случае решения с основным зданием, можно будет приступать к работам на выходе", - сообщил Н.Шумаков.



Такие планы , по строительству третьего выхода, были? :o
Link to comment
Share on other sites

Я просто уточнил формулировку.

Link to comment
Share on other sites

Я то об этом знаю...

Link to comment
Share on other sites

YUry

Даже не то чтобы не должны, а просто возможности такой нет.

Link to comment
Share on other sites

Василий.

Полминуты - это много? Хорошо, что вообще включили другой, а не ждали, пока запустят остановившийся.

В случае остановки эскалатора этот же или другой эскалатор не должны запускать в течение 5 секунд.

Link to comment
Share on other sites

У дежурной нет кнопки "запустить эскалатор".

Link to comment
Share on other sites

Всё-таки сотрудники метро иногда с запозданием реагируют на временное, но резкое увеличение пассажиропотока во внепик, например, после окончания мероприятий в залах, расположенных близко к станциях (когда поток не успевает растянуться), и на остановку эскалатора. А когда в этот момент останавливается единственный эскалатор, работающий на спуск, то в вестибюле создаётся большое скопление народу. Например, на Маяковской после окончания концерта в КЗЧ неожиданно остановился эскалатор, а люди продолжали подходить, и прошло около полуминуты, прежде чем включили другой эскалатор, а потом и остановившийся. Конечно, те скопления людей малы по сравнению с наблюдавшимися в День города, но задержки при необходимости остановить/запустить эскалатор показывают на то, что дежурные отвлекаются или находятся не на посту.

Link to comment
Share on other sites

 

В представленном на сайте тексте есть явная ошибка:

 

Использованы фотографии:http://metroblog.ru, http://www.metromost.com, http://metro-photo.ru, http://mosday.ru, http://oldmos.ru, ИА REGNUM-Новости,

Константин Венцлавович (KVentz), Виктор Кабанов, Евгений Лесняк (Just_Evgeniy), Георгий Малец (martin_square), Александр Попов (russos), Наталья Самовер.

 

Евгений Лесняк, он же Just_Evgeniy, он же Noel G, ещё никогда не фотографировал Маяковскую, он только собирается туда съездить. :P Так что журналисты явно напортачили. :P

Edited by Noel G
Link to comment
Share on other sites

Наткнулся на книжку "Метро 2010". Путеводитель по метро очередной, с таким вот завлекающим названием. Но не суть. Книжка вся в ляпах, даже по памяти видно. Но про Маяковскую снова написано, что были закрыты два панно (флаг и группа планеристов(?)), причём последнее было таки утрачено.

Link to comment
Share on other sites

где такое располагается
В аванзале.
Link to comment
Share on other sites

У него кстати там два повтора есть

на мозаиках с парашютами, некоторые из парашютов разного цвета, так же разного цвета самолёты,

это точно одно и тоже пано ?

можно тогда попросить фото недостающих ? :rolleyes:

 

Я нашла вот такие фото где видны отличия

4559.jpg 4547.jpg

 

так же недостающее фото мозаики в лучшем качестве :shuffle:

4639.jpg фото 2010г. от Виктора Кабанова

Edited by MetroGirl
Link to comment
Share on other sites

у кого есть фотография недостающего, покажите пожалуйста

http://s41.radikal.ru/i094/1009/64/817940d4516d.jpg

 

 

У него кстати там два повтора есть:

 

http://s45.radikal.ru/i107/1009/e2/de4cd807fb8b.jpg

Link to comment
Share on other sites

34 мозаичных панно А.А. Дейнека, в форме овала украшают свод центрального зала станции метро Маяковкая

1938 год Сутки советского неба. СМОТРЕТЬ

На данном сайте представленны 33 пано, у кого есть фотография недостающего пано, покажите пожалуйста :rolleyes:

-------------

нашла в сети вот такое фото, скажите пожалуйста а где такое располагается ?

2_L.jpeg

Edited by MetroGirl
Link to comment
Share on other sites

Пришлось покупать билет по новой и идти через всю станцию в другой выход.

А подземный переход для чего тогда построили?

Точно! С переходом Вы правы, лопухнулся. Что не снимает сути вопроса со схемой и указателями :)

Link to comment
Share on other sites

Пришлось покупать билет по новой и идти через всю станцию в другой выход.

А подземный переход для чего тогда построили?

Link to comment
Share on other sites

Да, спасибо, прочитал. Несколько страниц назад. "Нет инвестора-нет проекта. Нет проекта-нет сроков..." Не знаете, куда обратиться, чтобы поменять карты и схемы на правильные и заменить указатели на станции, тоже на правильные. Потому, что получается, что на Садово-Триумфальную надо попадать через выход в этот Тверской - Ямской переулок, а написано все наоборот. Пришлось покупать билет по новой и идти через всю станцию в другой выход. Начальнику станции, получается, все пофиг. Каждый день смотрит на эту бредовую схему у кассы и неправильные указатели и нет проблем.

Link to comment
Share on other sites

rkka

Пока не открывали. Об этом написано было на форуме, буквально в этой же теме. Пролистай на несколько страниц назад.

Link to comment
Share on other sites

Был недавно на Маяковской. Надо было выйти в сторону Садово-Триумфальной. На всех картах и схемах в метро выход есть, а его, на самом деле нет. Его не стали открывать? На всех картах http://maps.yandex.ru/?text=%D0%BC%D0%B0%D...%BA%D0%B0%D1%8F выхода три, может я чего не заметил. И перехода нет подземного, под Тверской. Вроде был раньше...

Link to comment
Share on other sites

Вопрос. Над потолком есть какие-нибудь служебные помещения метро?

 

Там зонт. Ниже текст про БиЛ, но суть конструкции не меняется.

«Зонт» — перекрытие, сооруженное внутри самой станции, отделено от основной обделки ходом для воздуха. Задняя сторона зонта оклеена двумя слоями метробита (химически обработанный бумажный материал, промазанный битумом). Незначительное количество воды, просачивающееся через основную обделку, попадает на изоляцию и по ней стекает за стенами через дренажные отверстия, расположенные ниже уровня путей, попадая в общую дренажную систему станции. Таким образом предупреждается образование гидростатического давления.

У основания стана внутреннего перекрытия на одном уровне с путями имеется ряд небольших решоток. Воздух, поступая через эти решотки, свободно циркулирует за зонтом и выгоняет сырость, образовавшуюся вследствие капиллярного натяжения через главные вентиляционные хода.

Циркуляция воздуха поддерживает одинаковую температуру по обеим сторонам зонта, что устраняет причину конденсации.

Несущая конструкция внутреннего потолка представляет собой ребра углового железа, изогнутые в виде арки, установленные поперек станции. Пяты железных арок плотно зацементированы в основной обделке. В продольном направлении ребра соединяются сплошной железобетонной плитой, выложенной по очертаниям архитектурного потолка и фактически являющейся задней стороной кессонного потолка. В центре потолок перекрытия опущен на 75 сантиметров от основного свода станции. Это пространство использовано для вентиляционных коробов и одновременно дает возможность удобного доступа рабочим для осмотра изоляции, перекрывающей зонт, в любое время.

В вертикальной части зонт представляет собой обычную железобетонную стену толщиной в 7 сантиметров, идущую от пяты внутреннего свода до отметки несколько ниже уровня путей. От основных стен внутренняя стена отделяется ходом для воздуха. Стены закреплены на анкерах и балках жесткости, заведенных в основную обделку.

 

http://www.metro.ru/library/kak_my_stroili_metro/54.html

Edited by Серокой
Link to comment
Share on other sites

Тема про Маяковскую. На Маяковской есть. Только правильней будет сказать - технические помещения.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...