Jump to content

KVentz
 Share

«Маяковская» — промежуточная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 19+53,4.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитектор

Алексей Николаевич Душкин.

Архитекторы второго выхода

Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун.

Инженеры-конструкторы

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

300px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Поперечный разрез

Первая в мире колонная станция глубокого заложения.

Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперёк центрального зала колонны распёрты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов — сборная чугунная. Диаметр боковых тоннелей и свода центрального зала — 9,5 м, междупутье — 13,5 м.

См. также: Статья «Как сооружался средний свод „Маяковской“».

Название

Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930).

Проектные названия

«Триумфальная площадь» (1935), «Площадь Маяковского» (1936).

Выход в город

  • На Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского (архитектор Д. Н. Чечулин). Архитекторы вестибюля А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии.

Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, набранные в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899—1969). Все мозаики, от розовых утренних через голубые дневные к красно-коричневым вечерним и тёмным ночным, не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой — «Сутки страны Советов». При открытии станции панно было 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства станционного затвора.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

Кроме бра, укреплённых в куполах свода, имеются скрытые светильники у оснований сводов — излюбленный метод зрительного облегчения композиции.

Не менее важными, чем конструктивные достижения, были и новшества в облицовке: архитектор Душкин ввёл нержавеющую сталь. Металлические профили изготовили на заводе, строившем дирижабли. Это было вдвойне символично, так как в зените куполов поместили мозаичные панно.

Нижнюю часть колонн Алексей Душкин облицевал настоящим полудрагоценным камнем — родонитом. Его нарезали тонкими пластинками и наклеили на более прочную основу — текстолит.

Второй выход

2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т. д.

Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы материалы, применённые ранее в отделке станции — мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов — полированный гранит.

Для информирования пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.

Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор — Александр Павлович Кибальников) перенесён в новый вестибюль.

Из кассового зала по большому тоннелю с трёхленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее, по малому эскалатору, — на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю.

Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основных составляющих объекта. Тема — та же, что и на станции — небо. Но если у Дейнеки — «Сутки советского неба», то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях — ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами — белой и чёрной, праздник, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: «и небо, в дымах забывшее, что голубо», «грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев», «и никаких гвоздей»…

Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства, решён лаконичными способами. Купола и свод вестибюля — подсветка на кронштейнах, всё остальное пространство — модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землёй.

Реконструкция станции

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

В связи с тем, что вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского, работы по демонтажу старого и установке нового оборудования были связаны с определёнными трудностями — узкие габариты наземного вестибюля не позволили осуществить доставку крупногабаритного оборудования в машинный зал эскалаторов традиционным способом. Поэтому были принято решение поднять крупные элементы снизу по эскалаторному наклону. Привод каждого эскалатора был разделён на 3 части: станину, редуктор и главный вал. Доставка отдельных частей привода на станцию производилась в ночное время хозяйственным поездами из электродепо «Сокол».

С уровня платформы станции крупногабаритные элементы привода с помощью лебёдок поднимались наверх в машинный зал эскалаторов, где и происходила сборка и наладка привода.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, установлены современные турникеты УТ-2005.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.

Одновременно с реконструкцией вестибюля начались работы по реставрации самой станции с возвращением ей первоначального облика. Предшествующее этому открытие второго выхода позволило проводить работы без закрытия станции для пассажиров.

Мраморный пол был заменён более стойким гранитным, чётко повторив при этом орнамент, придуманный архитектором станции Алексеем Душкиным. Обновлены колонны и различные декоративные элементы станции. В их числе более 30 мозаик, созданных по эскизам Александра Дейнеки — специалисты не только почистили их, но и восстановили некоторые недостающие детали.

Награды

Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке, в советском павильоне, демонстрировался в натуральную величину макет одного отсека станции от пола до мозаик, заключённый между двумя огромными зеркалами, который также спроектировал Душкин. Успех был огромный, проект был сразу удостоен гран-при.

В конце 1980-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны станция стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалётов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Фотогалерея

Мозаики на своде

Второй выход

Ссылки



Дата открытия
11 сентября 1938 года
Классификация
промежуточная
Заложение
глубокое (33,1 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
034
Пикет
ПК 19+53,4

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Вопрос. Над потолком есть какие-нибудь служебные помещения метро?

Получается, что если просто "земля", то протечки будут вечно появляться.

 

Была недвано на Авиамоторной. Там, на стороне "в центр" есть в стене-потолке канавка до арматурной сетки. Это как-бы канал для протечки?

Часто там разводы видела ан потолке, пучение побелки и т.д.

Link to comment
Share on other sites

- прошло две недели после открытия - см.фото . . .

DSC08586.JPG

Link to comment
Share on other sites

15 мая обязательно заскочу, хочу посмотреть на обновочку!

 

Лет 5-7 назад там работала, в соседнем здании (где выход метро (первый)).

Любила на встречаться на новом входе/выходе. Красота, облака, ... стихи Маяковского...

Link to comment
Share on other sites

Сегодня было время погулять по Маяковской. Впечатление в целом приятное. Единственное, на что я хотел бы обратить внимание, надписи с названием станции, выполненные накладными буквами "под золото" на путевых стенах, теряются на фоне облицовки. Их более-менее нормально видно лишь когда стоишь прямо напротив.

Link to comment
Share on other sites

устроив настоящий праздник для простых людей (пассажиров):

Праздник для простых людей уже устраивали однажды на Ходынском поле. Все 10 миллионов пассажиров не накормишь и не развлечёшь. Всё равно всё достанется сотне наиболее наглых. А пиар-эффект тот же самый. Смысл заниматься играми с неуправляемой толпой, если те же журналисты с куда бОльшим удовольствием пойдут туда, где им дадут нормально поработать?

 

А праздник этот был именно что для простых людей: для телезрителей, радиослушателей и читателей. Самые простые, обычные люди.

Link to comment
Share on other sites

У тебя столько денег "в стиле" 30-х гг?

Не тридцатых, а 1961-го. Но советских ;)

Link to comment
Share on other sites

Я б тогда весь форум пирожками накормил

У тебя столько денег "в стиле" 30-х гг? Если уж играть - то по всем правилам :P

Link to comment
Share on other sites

за советские деньги

Я б тогда весь форум пирожками накормил B)

Link to comment
Share on other sites

Насчёт большого симфонического – не уверен, а вот «обыграть» всю ситуацию могли бы, устроив настоящий праздник для простых людей (пассажиров): у входа – духовой оркестр в стиле 30-х, мороженное-пирожки в довоенном стиле и за советские деньги, всюду портреты пламенного наркома и вождя, персонал и милицию одеть в ретро-форму, повесить старые плакаты, фотографии станции и эпохи тех лет, из репродуктора – "Москва-майская", "Песня о встречном" и "Широка страна моя родная"... для создания атмосферы!

Link to comment
Share on other sites

Устроили какой-то междусобойчик… глубокой ночью… пригласили камерный оркестр…

А надо было для всех пассажиров, днём и пригласить большой симфонический?

Link to comment
Share on other sites

Устроили какой-то междусобойчик… глубокой ночью… пригласили камерный оркестр… надеюсь, хотя бы торжественное открытие для ПАССАЖИРОВ 15 мая проведут! А журналисты вообще какие-то сонные на пресс-конференции были в прямом и переносном смысле, я думал лес рук будет, завалят вопросами, а в место этого Дмитрий Владимирович сам их будировал <_>

Link to comment
Share on other sites

ОГО! Простите, это не выкрик, это восклик... )

имхо, там не всё так просто - наверняка расконсервировали отнюдь не только для нужд Мосметро. Но и то, что "совместили" - тоже однозначно заслуживает уважения.

Link to comment
Share on other sites

Пластик? ;)

"Для облицовки колонн родонитом пришлось расконсервировать месторождение этого редкого минерала ©"

ОГО! Простите, это не выкрик, это восклик... )

Link to comment
Share on other sites

В блоге Блог ТКЛ опубликована новая запись.

 

Музыка в ночном городе

 

Суббота, ночь, город погрузился в сон после трудовой недели, но вдруг из под земли стали доноситься ноты знакомых многим музыкальных произведений... А дальше овации и снова музыка, музыка, музыка. Сон? Нет, это наша любимая станция "Маяковская" празднует своё второе рождение, а...

 

Прочесть полностью...

 

Это сообщение составлено автоматически, так как автор связал запись в блоге с этой темой.

Link to comment
Share on other sites

А я не попадаю сегодня на тусовку [хны-хны :(]

Не расстраивайся, даже завтрак не дали, как в прошлый раз :abuse: Злой смайлик - шютка :D

 

Аудио-запись пресс-конференции (as is, уж извините).

 

 

http://s56.radikal.ru/i153/1004/16/7971ec9d3725.jpg

 

http://i069.radikal.ru/1004/ba/8d4c79680df9.jpg

 

http://s50.radikal.ru/i129/1004/63/0a53e972d460.jpg

Link to comment
Share on other sites

Ну точно через 23 часа узнаем от него.

А я не попадаю сегодня на тусовку [хны-хны :(]

Link to comment
Share on other sites

Пластик?

Гаев говорил, что нашли где родонит добыть. Ну точно через 23 часа узнаем от него.

Link to comment
Share on other sites

Единственное, что портит впечатление - мрамор разных оттенков серого на путевых стенах, особенно белый. Даже я бы сказал, не впечатление, а станцию...

Интересно, как такое согласуется со статусом станции как памятника архитектуры.

Link to comment
Share on other sites

Интересно, но похоже нашли замену родониту, который был стащен "фирмой", взявшейся реставрировать Маяковскую в "лихие 90-е™". Крашеного под родонит цемента не осталось. Пластик? ;)

Link to comment
Share on other sites

Будут ли 24 апреля праздничные билетики?

Да, будут.

 

Спасибо!

Link to comment
Share on other sites

Простите за оффтоп, если праздничные билеты выпускают, то их на всех станциях продают

Как правило, да

и на любое количество поездок?

На две поездки

Link to comment
Share on other sites

Будут ли 24 апреля праздничные билетики?

Да, будут.

Простите за оффтоп, если праздничные билеты выпускают, то их на всех станциях продают и на любое количество поездок?

Link to comment
Share on other sites

Будут ли 24 апреля праздничные билетики?

Да, будут.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...