Jump to content

KVentz
 Share

«Маяковская» — промежуточная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 19+53,4.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитектор

Алексей Николаевич Душкин.

Архитекторы второго выхода

Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун.

Инженеры-конструкторы

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

300px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Поперечный разрез

Первая в мире колонная станция глубокого заложения.

Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперёк центрального зала колонны распёрты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов — сборная чугунная. Диаметр боковых тоннелей и свода центрального зала — 9,5 м, междупутье — 13,5 м.

См. также: Статья «Как сооружался средний свод „Маяковской“».

Название

Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930).

Проектные названия

«Триумфальная площадь» (1935), «Площадь Маяковского» (1936).

Выход в город

  • На Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского (архитектор Д. Н. Чечулин). Архитекторы вестибюля А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии.

Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, набранные в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899—1969). Все мозаики, от розовых утренних через голубые дневные к красно-коричневым вечерним и тёмным ночным, не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой — «Сутки страны Советов». При открытии станции панно было 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства станционного затвора.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

Кроме бра, укреплённых в куполах свода, имеются скрытые светильники у оснований сводов — излюбленный метод зрительного облегчения композиции.

Не менее важными, чем конструктивные достижения, были и новшества в облицовке: архитектор Душкин ввёл нержавеющую сталь. Металлические профили изготовили на заводе, строившем дирижабли. Это было вдвойне символично, так как в зените куполов поместили мозаичные панно.

Нижнюю часть колонн Алексей Душкин облицевал настоящим полудрагоценным камнем — родонитом. Его нарезали тонкими пластинками и наклеили на более прочную основу — текстолит.

Второй выход

2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т. д.

Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы материалы, применённые ранее в отделке станции — мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов — полированный гранит.

Для информирования пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.

Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор — Александр Павлович Кибальников) перенесён в новый вестибюль.

Из кассового зала по большому тоннелю с трёхленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее, по малому эскалатору, — на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю.

Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основных составляющих объекта. Тема — та же, что и на станции — небо. Но если у Дейнеки — «Сутки советского неба», то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях — ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами — белой и чёрной, праздник, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: «и небо, в дымах забывшее, что голубо», «грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев», «и никаких гвоздей»…

Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства, решён лаконичными способами. Купола и свод вестибюля — подсветка на кронштейнах, всё остальное пространство — модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землёй.

Реконструкция станции

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

В связи с тем, что вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского, работы по демонтажу старого и установке нового оборудования были связаны с определёнными трудностями — узкие габариты наземного вестибюля не позволили осуществить доставку крупногабаритного оборудования в машинный зал эскалаторов традиционным способом. Поэтому были принято решение поднять крупные элементы снизу по эскалаторному наклону. Привод каждого эскалатора был разделён на 3 части: станину, редуктор и главный вал. Доставка отдельных частей привода на станцию производилась в ночное время хозяйственным поездами из электродепо «Сокол».

С уровня платформы станции крупногабаритные элементы привода с помощью лебёдок поднимались наверх в машинный зал эскалаторов, где и происходила сборка и наладка привода.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, установлены современные турникеты УТ-2005.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.

Одновременно с реконструкцией вестибюля начались работы по реставрации самой станции с возвращением ей первоначального облика. Предшествующее этому открытие второго выхода позволило проводить работы без закрытия станции для пассажиров.

Мраморный пол был заменён более стойким гранитным, чётко повторив при этом орнамент, придуманный архитектором станции Алексеем Душкиным. Обновлены колонны и различные декоративные элементы станции. В их числе более 30 мозаик, созданных по эскизам Александра Дейнеки — специалисты не только почистили их, но и восстановили некоторые недостающие детали.

Награды

Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке, в советском павильоне, демонстрировался в натуральную величину макет одного отсека станции от пола до мозаик, заключённый между двумя огромными зеркалами, который также спроектировал Душкин. Успех был огромный, проект был сразу удостоен гран-при.

В конце 1980-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны станция стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалётов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Фотогалерея

Мозаики на своде

Второй выход

Ссылки



Дата открытия
11 сентября 1938 года
Классификация
промежуточная
Заложение
глубокое (33,1 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
034
Пикет
ПК 19+53,4

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Вообще интересный вопрос, юбилейный билет с Маяковской уже был

Link to comment
Share on other sites

Будут ли 24 апреля праздничные билетики?

Edited by mirag
Link to comment
Share on other sites

Новые новости INFOXru

текст: Екатерина Калышева/Infox.ru

 

На станции метро «Маяковская» пройдет праздничный концерт в честь завершения ее реконструкции. По мнению специалистов, в ближайшие 75 лет ремонт «Маяковской» не потребуется.

 

На станции метро «Маяковская» в ночь с 23 на 24 апреля пройдет праздничный концерт школы имени Гнесиных.

 

«Концерт ознаменует завершение работ по реконструкции станции. Торжественное мероприятие откроет выступление камерного оркестра «Гнесинские виртуозы», который исполнит знаменитые произведения всемирно известных композиторов. На время концерта станция «Маяковская» сказочно преобразится и, благодаря оригинальному световому решению, предстанет перед приглашенными в новом облике», — говорится в сообщении пресс-службы метрополитена.

 

В субботу утром пассажиры смогут увидеть станцию обновленной, без строительных ограждений.

 

Биография «Маяковской»

«Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года вместе с последним пусковым участком второй очереди московского метро «Театральная» — «Сокол» на Замоскворецкой линии . Станция построена по проекту архитектора Алексея Душкина. Он спроектировал еще несколько станций метро, в том числе «Кропоткинскую» и «Площадь Революции».

 

«Маяковская» является первой станцией глубокого заложения колонного типа, которых в столичном метро не так много.

 

История реконструкции

Реконструкция продолжалась около пяти лет. За это время был отремонтирован старый выход к Концертному залу имени Чайковского. В 2005 построен и открыт новый выход со стороны Тверской-Ямской улицы.

 

На станции создана новая дренажная система, которая должна решить проблему протечек. В ходе ремонта заменен пол, восстановлены светильники, отреставрированы уникальные мозаики, обновлен родонит на колоннах. Месторождение этого минерала специально для ремонта станции восстановили в Челябинской области.

 

По словам начальника московского метро Дмитрия Гаева, в 2008 году в реконструкцию станции было вложено 100 млн рублей. В 2009 году на ремонт «Маяковской» потратили более 300 млн рублей.

 

Специалисты московского метро рассчитывают, что после реконструкции крупномасштабный ремонт не потребуется станции еще 75 лет.

 

http://infox.ru/afisha/music/2010/04/22/Na...myetro___.phtml

Edited by semmggu
Link to comment
Share on other sites

Но на мой взгляд, этот переход был выполнен более плавно, чем сейчас, и не так бросался в глаза.

Да, действительно. Торопились к 9 мая, поэтому не стали подбирать оттенки? Или просто не захотели возиться с этим?

Link to comment
Share on other sites

Но на мой взгляд, этот переход был выполнен более плавно, чем сейчас, и не так бросался в глаза.

Да, на фото это отчётливо видно.

Link to comment
Share on other sites

А по мне, так наоборот красиво сделано - плавный переход от белоснежного свода к тёмному основанию.

Собственно, так изначально было и задумано

Почему-то казалось, что путевые стены на Маяковской были облицованы монотонным мрамором (примено как на Площади революции, только светлее).

Сейчас нашел фотографию станции до реконструкции. Оказывается на стенах действительно был реализован переход от белого свода к темному основанию. Но на мой взгляд, этот переход был выполнен более плавно, чем сейчас, и не так бросался в глаза.

 

До/После

http://s51.radikal.ru/i132/1004/1c/5aca50cc3db3t.jpg http://s41.radikal.ru/i092/1004/ae/7027b4f46990t.jpg

Edited by 13th
Link to comment
Share on other sites

А по мне, так наоборот красиво сделано - плавный переход от белоснежного свода к тёмному основанию.

Собственно, так изначально было и задумано

Link to comment
Share on other sites

Единственное, что портит впечатление - мрамор разных оттенков серого на путевых стенах, особенно белый.

А по мне, так наоборот красиво сделано - плавный переход от белоснежного свода к тёмному основанию.

Link to comment
Share on other sites

Смонтированный указатель на путевой стене по 1 пути

tn_gallery_13877_939_838017.jpg

 

Кронштейн для указателя на путевой стене по 2 пути

tn_gallery_13877_939_442713.jpg

 

1 путь. В далеке видно кронштейн для указателя

tn_gallery_13877_939_303844.jpg

 

Единственное, что портит впечатление - мрамор разных оттенков серого на путевых стенах, особенно белый. Даже я бы сказал, не впечатление, а станцию...

Link to comment
Share on other sites

Новости по "Маяковской".

 

Работы продолжаются. Станция становится намного свободнее. Несколько щитовых заграждений уже сняли. Замена плитки на путевых стенах почти завершена. Гранитное покрытие центрального зала у нового выхода будет заменено на мрамор. Но этот мрамор будет не таким, как на всей станции, а в тон прежнему граниту (то есть сероватым с прежним рисунком). Недавно у нового выхода в промежуточной межэскалаторной секции снимали гофрированные потолочные покрытия (видно, велись какие-то работы по гидроизоляции). Тряпки у пилонов в этой секции уже не лежат (по-крайней мере, вчера их не было). В-общем, прогресс есть.

Link to comment
Share on other sites

и обмануть её заделывая дыры каким-то непонятным раствором

Очень профессионально…

Вот и журналисты тоже так думают. И даже пишут об этом. В итоге появляются статьи, которые можно почитать в теме «Журноламеры»…

Link to comment
Share on other sites

Есть ещё одна проблема - качество работы. Дело в том, что там, где уже сделали реставрацию с гидроизоляцией, всё равно периодически перегораживают колонны (около старого выхода)

Edited by dars-dm
Link to comment
Share on other sites

Будет в апреле ещё одна конференция ночная. Там что-то расскажут наверняка.

Link to comment
Share on other sites

Так, интересно получается.... Значит в Апреле, как они хотели, уже не успевают открыть.....

 

Боюсь и к маю такими темпами не успеют, потому что вода самая мощьная стихия на земле, и обмануть её заделывая дыры каким-то непонятным раствором крайне глупо...

Link to comment
Share on other sites

Маяковскую" лечат в авральном режиме
http://images.izvestia.ru/225640.jpg
Так выглядели освобожденные от отделки конструкции станции после антикоррозийной обработки

Признанную в мире приму метростроения откроют после долгой реставрации в день 75-летия московского метро - 15 мая 2010 года. Судя по тому, что за два месяца до объявленной даты на тяжело пострадавшей от нашествия воды станции в полном разгаре масштабный ремонт, торжественный пуск будет сопровождаться большим авралом. Что вряд ли поправит здоровье памятника регионального значения, который мог бы рассчитывать и на мировую славу.

Читать далее
Несмотря на ремонт, станция работает в обычном режиме. А к загородкам из гофрированного металла пассажиры уже привыкли. Сегодня, за два месяца до торжественного открытия, "Маяковка" выглядит почти так же, как в начале февраля. Вот только дыры, просверленные в путевых стенах, по большей части уже заделали. Их бурили, чтобы делать инъекции. Так пытались изолировать воду, атакующую станцию сбоку, пояснила "Известиям" Марина Белова, главный инженер проекта реконструкции и реставрации станции, разработанного в "Метрогипротрансе". Для инъекций использовались полиакрилаты - термопластичные полимерные материалы. Мрамор на путевых стенах демонтировали, чтобы проложить дренажные полотна для отвода воды. Теперь влаге больше не испортить дорогую облицовку.

Осушение в три приема

Треть зала - со стороны выхода на Тверскую-Ямскую - закрыта металлическим коробом, за которым продолжаются работы. Облицовка одного из путевых тоннелей не завершена и наполовину. А в конце зала, у старого выхода на Триумфальную площадь, выросли две свежие загородки. Впервые этот участок огораживали пять лет назад, когда готовился к торжественному пуску обновленный эскалатор. Тогда с ближайших к нему колонн снимали облицовочный камень - родонит и садахло, чтобы заменить на новый. Чистили и лечили знаменитую нержавейку, изготовленную из авиационной стали в бюро авиаконструктора Туполева; обрабатывали антикоррозийными составами раздетые стальные конструкции колонн. Одновременно с них отводили воду: устраивали в сводах дренажные желоба, с которых вода по трубкам уходила бы под платформу. Такие желоба стояли и раньше, но давно сгнили.

Строители очень спешили к очередной дате метрополитена - тогда это было 70-летие. Но накануне пуска нового эскалатора на оштукатуренных сводах вновь появились течи. Пропитался влагой родонит на колоннах. Большие деньги и труды пошли прахом. Часть отреставрированных колонн и сводов вновь попала в заграждение - лечиться по новой.

Не помогло. Теперь сквозь щели в заграждениях видно, что своды колонн лечат в третий раз: под разбитой бетонной отделкой обнажились части клепаных конструкций - того мощного "скелета" станции, который журналистам показали в сентябре 2008-го, на первой в истории Москвы ночной пресс-конференции в метро. Ее устроили после публикации в "Известиях" (статья "Маяковская" уходит под воду" от 4 августа 2008 года).

Кого волнует "кухня" строителей?

С облицовкой путевых тоннелей тоже вышла незадача. Многие пассажиры заметили, что в какой-то момент на стенах появились белые плитки - явно неуместные. Потом их сбили, заменили серыми.

- Больше всего меня поразило, что мрамор с путевых стен содрали полностью. Почему ни одного участка не оставили себе для образца? - возмущается Нина Алешина, в прошлом - главный архитектор "Метрогипротранса", автор 19 станций столичного метро и проекта реставрации "Маяковской". - Это ведь была не облицовка, а практически мозаика. И работу эту должны были выполнять не облицовщики, а мозаичисты. Подбор "уфалея" (серый и серо-дымчатый мрамор с белыми полосами. - "Известия") там был совершенно волшебный. Говорят, что сегодня трудно найти такой "уфалей". Так поезжайте на карьеры и ищите. Я, когда использовала мрамор на своих станциях, всегда сама ездила на карьеры. Для отделки уникальной станции можно было подобрать подходящий камень, с нужным эффектом. Просто искать надо было. Люди не понимают, что работают с шедевром.

- Мрамор на путевых стенах восстанавливается с фотографической точностью, один в один, - отражает нападки критиков главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков. - Перед тем как сбить покрытие, мы зафиксировали каждый метр - сделали развертки на все стены, на 160 метров с каждой стороны. Как на новом покрытии могли появиться белые плитки, которые пришлось сбивать? Как-то появились. Почему меня должна волновать "кухня" строителей? Я принимаю конечный результат.

- "Маяковскую" вместе с другими лучшими станциями собираются выдвигать в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но боюсь, что после такой реставрации нам откажут, - сокрушается Алешина. - Даже новые оштукатуренные своды выглядят каким-то новоделом: кажется, что у них другие углы при переходе от одной формы к другой. Прежде у них была более мягкая графика.

Химиотерапия

"Маяковку" спасала фирма "Триада-Холдинг". Строители нагнетали полимерные смеси в слабые места станции. Наверху - за линии стыка центрального и путевых тоннелей, откуда вода лилась прямиком на колонны и своды. Сбоку - за путевые стены, где от постоянного подтопления "проржавел" даже мрамор.

Нина Алешина считала верным другой путь - избавлять станцию от воды не изнутри, а снаружи. Для этого проложить над тоннелями станции два пилот-тоннеля и с их помощью вообще не подпустить воду к станции. Средство радикальное: не уколы, а фактически операция. Но шедевр решили лечить "уколами".

- Мы нашли технологию, спасибо фирме "Триада-Холдинг". Теперь нам ясно, что и как делать, - заявил осенью 2008-го начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев.

- Результаты реставрации нас полностью устраивают, - подтверждает сегодня его слова Николай Шумаков. - Фирма, которая занималась осушением станции, дала гарантию на 50 лет. Другие предлагали кто пять, кто - десять.

- Что означает эта гарантия? - интересуюсь у главного архитектора метро.

- Если на станции вновь появится вода, "Триада-Холдинг" будет опять бесплатно закачивать раствор, - размышляет Шумаков. - Но это проблемы заказчика - метрополитена. Сейчас практически все течи ушли. Вода ищет другие пути - теперь капель появилась в коридорах выхода на Тверскую-Ямскую. Не беспокойтесь, мы и там ее задавим.

- "Химия" - вещь ненадежная, - сомневается Нина Алешина. - Если срок жизни составов даже 50 лет, для метро этого мало. А как их достать, когда они придут в негодность? Этого никто не знает. Стоило ли экспериментировать с уникальной станцией? На те деньги, которые угрохали на реставрацию, можно было разработать надежные методы защиты.

Стоимость проведенных работ сравнима с затратами на сооружение новой станции. В 2008-м планировалось израсходовать 100 млн рублей, в 2009-м - 300 млн. Цена "предпусковых" усилий 2010 года пока не называется. Как и окончательная сумма.

Сейчас главное для тяжело переболевшей - пережить очередной юбилей. К которому, кстати сказать, она непричастна. На первой линии столичного метро, открытой 15 мая 1935 года, станция "Маяковская" не значилась. Ее построили тремя годами позже.

Евгений Пашкин, профессор, член Тоннельной ассоциации России: "Инъекции в глины - это ошибка"

"Маяковская" лежит в толще плотных глин, которые считались хорошим водоупором. Но между глинами, примерно на срединном уровне путевых тоннелей, находится водоносный горизонт с напорной артезианской водой. Достаточно микроскопических трещин между обделкой тюбингов и породой, на стыках между тюбингами - и запертая прежде напорная вода начинает "ходить". То есть вода атакует "Маяковскую" не сверху, а сбоку. Поэтому я предлагал провести цементацию боковых тоннелей - с путей, со специальной платформы бурить скважины и закачивать в них раствор, чтобы прервать движение воды из известняков к обделке.

Дырки в стенах тоннелей - свидетельства таких попыток. Но эти отверстия расположены выше известняков - на уровне глин. А инъекции нужно было делать в известняки: вода в них идет по трещинам, которые легко обезвредить. Если нагнетать растворы в глину, ее может "разорвать". Тогда вода пойдет по этим трещинам - и положение усугубится. Инъекции в глины - это ошибка.

Первая колонная

На "Маяковской", построенной по проекту знаменитого архитектора Алексея Душкина, впервые в мире на глубине 34 метра для перекрытия перронных залов применили новую единую конструкцию. В ней своды центрального и боковых залов опираются не на громоздкие пилоны, а на два ряда стальных колонн. Это позволило увеличить высоту станции до 7,4 метра и превратить центральный зал в единый, больше похожий на площадь, длиной 155 метров и общей шириной 14,3 метра. В отделке колонн впервые применили нержавеющую сталь. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложили полудрагоценным уральским камнем "орлецом" (родонитом), а обрамления арок - садахлинским мрамором. Мрамор использовали в отделке стен, им же выложили пол (интерпретировав тему "квадратов" Малевича). Свод центрального зала украсили овальными куполами с мозаиками Александра Дейнеки. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке макет отсека станции в натуральную величину, заключенный между огромными зеркалами, вызвал такой восторг, что проект был удостоен Гран-при. C 2005 года станция - памятник регионального значения.

Источник: Известия.

Link to comment
Share on other sites

Я не помню, какая МК на "Маяковской", но подъёмные или "выезжающие" вверх двери явно требуют распотрошения пола перед монтажом.

Там поворотного типа:

 

http://russos.ru/img/metrostroi/mayak-2exit-6/mayak-rek-02.jpg

 

Да и вскрытый пол - не такая и проблема. Настил/мостки на время прохода пассажиров.

Link to comment
Share on other sites

А зачем станцию закрывать? Огородили место работы и все.

Я не помню, какая МК на "Маяковской", но подъёмные или "выезжающие" вверх двери явно требуют распотрошения пола перед монтажом.

Link to comment
Share on other sites

но в лучшем случае на месяц совсем закрывалась станция (да и не одна)

А зачем станцию закрывать? Огородили место работы и все.

Link to comment
Share on other sites

Кстати, насчёт двухметровой камеры без купола: остатки такой же можно обнаружить у другого выхода

Именно что, хотя он и закрыт сейчас временными листами на ремонт. То есть перед бывшей торцевой стеной после с таким шумом открытой мозаикой с флагом был как раз пустой пролёт. Из соображений симметрии, ла и вообще, следует - журналист скорее всего приукрасил. )

 

Исключено, такие работы не афишировались.

 

Не афишировались, это понятно, но в лучшем случае на месяц совсем закрывалась станция (да и не одна) - и что, никаких документов или шума в печати, или ещё где не осталось?

Link to comment
Share on other sites

Найдено в Интернете:

 

http://i071.radikal.ru/1002/58/154e142c65ec.jpg

Эскалатор на станции Маяковская, 40-е годы

 

http://s44.radikal.ru/i105/1002/f4/f5ef5ea4f993.jpg

Станция Маяковская, 40-е годы

Link to comment
Share on other sites

Было бы неплохо, если бы у нас были старые фотографии торцов "Маяковской" до постройки гермозатвора у выхода и служебных помещений в противоположном конце.

Link to comment
Share on other sites

Кстати, насчёт двухметровой камеры без купола: остатки такой же можно обнаружить у другого выхода (если прямо перед эскалатором поднять глаза, можно увидеть нечто вроде бетонного оштукатуренного ребра, идущего с потолка одного служебного помещения к другому

Link to comment
Share on other sites

Вот только что нашел. Источник: газета "Московская правда"

 

Тайна осталась под куполом?

Похоже, была еще одна мозаика на станции «Маяковская»

С самого начала и по сей день Московский метрополитен вызывает огромный интерес у специалистов, общественности, средств массовой информации. Интересуют и способы строительства, и конструкции, и архитектура... Но несмотря на пристальное внимание, наш метрополитен то и дело преподносит какие-то сюрпризы...

 

Когда на станции «Маяковская» сооружался второй выход, наша газета первой рассказала о находке архитекторов Метрогипротранса. За торцевой стеной метровокзала, где размещались служебные помещения и радиоузел, был пролет с куполом, в котором они обнаружили доселе неизвестное панно из мозаики, выполненное в мастерской В. Фролова в Санкт-Петербурге по эскизам знаменитого художника Александра Дейнеки. Картину, на которой изображено развернутое красное знамя с серпом и молотом, никогда не видели пассажиры метро. Только два года назад пролет с куполом был открыт, и хорошо сохранившаяся с 30-х годов прошлого века мозаика украсила свод уникальной станции метрополитена.

 

Уже тогда я слышала рассуждения о том, что Александр Дейнека, вероятно, сделал гораздо больше эскизов, чем использовано для оформления куполов на «Маяковской». Сегодня к ним явно стоит прислушаться, потому что в процессе реконструкции старого эскалаторного тоннеля, сооруженного в 30-е годы, и первых метров среднего зала, примыкающих к наклону, одна из красивейших станций Московского метрополитена вновь преподнесла загадку. И еще какую!

 

В пятидесятых годах прошлого века на «Маяковской», на границе среднего зала и эскалаторного тоннеля, был возведен так называемый затвор. Это мощная защитная конструкция, которая в случае необходимости закрывается и принимает удар стихии на себя. Затвор - объект гражданской обороны. Он сооружался по всем правилам, и все те препоны, которые мешали мощным воротам открываться и закрываться, были соответственно ликвидированы.

 

- Так станция «Маяковская» лишилась сразу двух пролетов - нестандартного двухметрового без купола и обычного (4 метра 20 сантиметров) с куполом, - рассказывает главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков. - Как раз купол мешал повороту защитной конструкции и его забетонировали. В процессе реконструкции мы увидели этот купол и постарались взглянуть на него сверху. Он такой же, как и все остальные. Сохранилось отверстие, через которое устанавливалась мозаика, и крышка, которой она закрывалась. А вот самой мозаики в куполе не оказалось.

 

Станция «Маяковская» была открыта в 1938 году. До установки затвора она эксплуатировалась около пятнадцати лет. В этот период купол у эскалаторного тоннеля никому и ничему не мешал, и в нем, как и во всех остальных, должно было быть мозаичное панно. Ну не мог он оставаться пустым! А если картина была, то ее непременно видели пассажиры. Тем более что эту станцию москвичи очень любят и свод ее обычно весьма внимательно разглядывают. Вот они-то и могут в какой-то мере помочь установить истину: было ли мозаичное панно, и если да, то что на нем было изображено?

 

Не менее интересно выяснить, сколько всего эскизов для станции «Маяковская» сделал художник Александр Дейнека. Методом исключения из общего числа тех, что украшают сегодня свод, можно установить, что могло быть изображено в забетонированном куполе. А если мозаика все-таки была, то где она сегодня? Так что разгадка впереди.

 

Берта БУХАРИНА

Источник

Link to comment
Share on other sites

1. Сохранились ли свидетельства о том, что было изображено на той мозаике?

2. Говорилось, что какую-то мозаику при строительстве то ли второго выхода, то ли затвора увезли или в какой-то музей или на склад метрополитена

Link to comment
Share on other sites

А когда вообще возник гермозатвор?

Вторая половина 50-х - 60-е гг.

 

сохранились репортажи о возведении гермозатвора?

Исключено, такие работы не афишировались.

 

Шумаков говорил, что все уничтожено.

 

Другая была на месте в служебном помещении - отгороженный пролет в торце платформы, тут она закрыта на период строительства выхода во избежании:

 

http://russos.without.ru/img/metrostroi/mayak-2exit-1/mayak02-b.jpg

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...