Jump to content

KVentz
 Share

«Маяковская» — промежуточная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 19+53,4.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитектор

Алексей Николаевич Душкин.

Архитекторы второго выхода

Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун.

Инженеры-конструкторы

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн.

Конструкция

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

300px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Поперечный разрез

Первая в мире колонная станция глубокого заложения.

Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания. Поперёк центрального зала колонны распёрты фигурными стальными ригелями. Обделка свода и боковых залов — сборная чугунная. Диаметр боковых тоннелей и свода центрального зала — 9,5 м, междупутье — 13,5 м.

См. также: Статья «Как сооружался средний свод „Маяковской“».

Название

Названа в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893—1930).

Проектные названия

«Триумфальная площадь» (1935), «Площадь Маяковского» (1936).

Выход в город

  • На Тверскую, Большую Садовую и Садовую-Триумфальную улицу и к Триумфальной площади.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского (архитектор Д. Н. Чечулин). Архитекторы вестибюля А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев (интерьер). В 1950-е годы построен дополнительный выход в дом 30/2 на восточной стороне Тверской улицы.

Путевое развитие

Станция без путевого развития.

Художественное оформление

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифлёной нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии.

Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, набранные в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде по эскизам народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899—1969). Все мозаики, от розовых утренних через голубые дневные к красно-коричневым вечерним и тёмным ночным, не только по сюжетам, но и по живописному разбегу обобщены одной темой — «Сутки страны Советов». При открытии станции панно было 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства станционного затвора.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

Кроме бра, укреплённых в куполах свода, имеются скрытые светильники у оснований сводов — излюбленный метод зрительного облегчения композиции.

Не менее важными, чем конструктивные достижения, были и новшества в облицовке: архитектор Душкин ввёл нержавеющую сталь. Металлические профили изготовили на заводе, строившем дирижабли. Это было вдвойне символично, так как в зените куполов поместили мозаичные панно.

Нижнюю часть колонн Алексей Душкин облицевал настоящим полудрагоценным камнем — родонитом. Его нарезали тонкими пластинками и наклеили на более прочную основу — текстолит.

Второй выход

2 сентября 2005 года на станции был открыт второй выход. Вестибюль располагается на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы с 1-м Тверским-Ямским переулком и встроен в офисное здание. Архитектурно-планировочное решение второго выхода станции направлено на создание единого комплекса, включающего пассажирские помещения второго входа и реставрацию облицовки колонн, продольных и поперечных арок, художественной мозаики, светильников и т. д.

Архитектурная отделка подземной части вестибюля и коридоров выполнена долговечными материалами, отвечающими эксплуатационным и эстетическим требованиям. Для облицовки стен и колонн кассового зала и коридоров использованы материалы, применённые ранее в отделке станции — мрамор «орлец», «уфалей», нержавеющая сталь. Для полов и парапетов лестничных сходов — полированный гранит.

Для информирования пассажиров применены светящиеся указатели. Освещение зала и коридоров предусмотрено художественными светильниками индивидуального изготовления. На входах в вестибюль применены светильники в антивандальном исполнении.

Скульптурный бюст Владимира Маяковского (скульптор — Александр Павлович Кибальников) перенесён в новый вестибюль.

Из кассового зала по большому тоннелю с трёхленточным эскалатором пассажир попадет в систему коридоров, а далее, по малому эскалатору, — на станцию. Своды и купола кассового зала нового вестибюля работают здесь как пластически самодостаточные элементы структуры, их монументальность, масштаб и ритм обращены к пассажиру-зрителю.

Авторы-архитекторы пригласили в свой коллектив выдающегося русского художника Ивана Леонидовича Лубенникова. Его мозаика и стала одной из основных составляющих объекта. Тема — та же, что и на станции — небо. Но если у Дейнеки — «Сутки советского неба», то здесь небеса во всех ситуациях и состояниях — ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами — белой и чёрной, праздник, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: «и небо, в дымах забывшее, что голубо», «грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев», «и никаких гвоздей»…

Свет, как одно из главных средств в создании художественного образа безоконного пространства, решён лаконичными способами. Купола и свод вестибюля — подсветка на кронштейнах, всё остальное пространство — модульные светильники-трубы. Пластические и пространственные эффекты в сочетании с блестящими мозаиками доведены до предельной выразительности. Присутствует парадоксальное ощущение небесного простора и света под землёй.

Реконструкция станции

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

В связи с тем, что вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П. И. Чайковского, работы по демонтажу старого и установке нового оборудования были связаны с определёнными трудностями — узкие габариты наземного вестибюля не позволили осуществить доставку крупногабаритного оборудования в машинный зал эскалаторов традиционным способом. Поэтому были принято решение поднять крупные элементы снизу по эскалаторному наклону. Привод каждого эскалатора был разделён на 3 части: станину, редуктор и главный вал. Доставка отдельных частей привода на станцию производилась в ночное время хозяйственным поездами из электродепо «Сокол».

С уровня платформы станции крупногабаритные элементы привода с помощью лебёдок поднимались наверх в машинный зал эскалаторов, где и происходила сборка и наладка привода.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники, установлены современные турникеты УТ-2005.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства пожарной и охранной сигнализации.

Одновременно с реконструкцией вестибюля начались работы по реставрации самой станции с возвращением ей первоначального облика. Предшествующее этому открытие второго выхода позволило проводить работы без закрытия станции для пассажиров.

Мраморный пол был заменён более стойким гранитным, чётко повторив при этом орнамент, придуманный архитектором станции Алексеем Душкиным. Обновлены колонны и различные декоративные элементы станции. В их числе более 30 мозаик, созданных по эскизам Александра Дейнеки — специалисты не только почистили их, но и восстановили некоторые недостающие детали.

Награды

Проект уникальной станции мгновенно стал всемирно известным и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры. В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке, в советском павильоне, демонстрировался в натуральную величину макет одного отсека станции от пола до мозаик, заключённый между двумя огромными зеркалами, который также спроектировал Душкин. Успех был огромный, проект был сразу удостоен гран-при.

В конце 1980-х станция получила статус памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Интересные факты

Во время Великой Отечественной войны станция стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авианалётов она использовалась как бомбоубежище. Кроме того, центральный зал станции, в то время — одной из самых глубоких и просторных, служил местом проведения торжественных собраний. 6 ноября 1941 года здесь на торжественном заседании Московского совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с докладом выступил Сталин. Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Фотогалерея

Мозаики на своде

Второй выход

Ссылки



Дата открытия
11 сентября 1938 года
Классификация
промежуточная
Заложение
глубокое (33,1 м)
Тип станции
колонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
034
Пикет
ПК 19+53,4

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



А когда вообще возник гермозатвор? Может быть в архивах газеты "Метростроевец" сохранились репортажи о возведении гермозатвора?

Link to comment
Share on other sites

Про второй выход не дочитал... Там да, открыли.

Link to comment
Share on other sites

С выходами запутались?

 

Если в газете "метро" шла речь про "второй выход", то там как раз мозаику открыли.

А вот мозаику у старого выхода (он же первый выход) точно замуровали в гермозатвор. Или сняли. Вообще странно, что нет точных сведений.

Link to comment
Share on other sites

T - Virus

И отмуровать не смогут. Там МК.

Link to comment
Share on other sites

Так в газете "Метро" писали о Маяковской, там работы почти завершены, но они нашли какуюбто мазайку замурованную окло второго выхода...

Link to comment
Share on other sites

Сегодня зачем-то огородили колонну недалеко от старого выхода

Link to comment
Share on other sites

Ну, насчёт несущих конструкций, я не сомневаюсь, что там всё нормально. По недавнему репортажу Russosа, это хорошо видно. А это, всего лишь недоразумение, которое недолго устранить ;) ...

Edited by Hans24
Link to comment
Share on other sites

Хорошо ещё, что плитку положить не успели, а то было бы ещё "веселее". Наждо будет спросить у одних товарищей про несущие конструкции станции, а то при таком "хорошем и качественном" ремонте всё что угодно может быть.

Edited by SNEIKS
Link to comment
Share on other sites

tn_gallery_17210_851_449234.jpg

Вот такая реставрация default_lol.gif . Налипили и тут же отвалилось...

Link to comment
Share on other sites

Слушайте, а в первоначальном проекте была какая-нибудь закономерность в чередовании светлых и темных плиток?

У старой плитки, точно такой же переход. Только там уже ничего не разберёшь. Всё в пыли и жёлтом налёте...

Edited by Hans24
Link to comment
Share on other sites

Слушайте, а в первоначальном проекте была какая-нибудь закономерность в чередовании светлых и темных плиток?

Link to comment
Share on other sites

Всё, испортили станцию :(

Link to comment
Share on other sites

Сегодня был на станции. Сделал фотографии путевой стены с новой плиткой, по 1-му пути.

Эту часть делали, наверное, какие-то "джамшуты" default_s_idontno.gif :

tn_gallery_17210_851_1520072.jpg

Плитка, которая, не способствует плавному переходу, "выковыривается" default_crazy.gif :

tn_gallery_17210_851_1876499.jpg

А вот так, должно выглядеть, на самом деле default_s_yes.gif . Как говорится, почуствуйте разницу default_wink2.gif .

tn_gallery_17210_851_1106963.jpg

Link to comment
Share on other sites

Буду ездить мимо, посмотрю.

Link to comment
Share on other sites

YUry

Если сравнивать со старым оформлением путевых стен, то такое разнообразие в "рисунке", явно вызовет волну недовольства, среди защитников исторического облика станции. Да и так если посмотреть, то в глаза уж очень бросается. Это хорошо видно на фотографии в блоге ТКЛ...

Link to comment
Share on other sites

Ну вот, и здесь накосячили! :abuse:

Link to comment
Share on other sites

Вряд ли кто будет переделывать.

Link to comment
Share on other sites

Я тут обратил внимание, что уложенная плитка, по 1-му пути, имеет плавный переход от светлой к более тёмной. Но ещё заметил казус, что новая уложенная плитка разделена на два участка. На одном переход плавный, а на другом а бы как. Будут переделывать или прям так и оставят?

Edited by Hans24
Link to comment
Share on other sites

В блоге Московский метрополитен опубликована новая запись.

 

«Маяковская», реставрационные будни

 

[extract]После долгого перерыва побывал на "Маяковской". Одна из самых красивых и необычных станций Московского метрополитена сегодня имеет далеко не парадный вид. Реставрационные работы здесь - в самом разгаре. Особенно это заметно в боковых залах. Зато центральный зал на 2/3 уже готов,...

 

Прочесть полностью...

 

Это сообщение составлено автоматически, так как автор связал запись в блоге с этой темой.

Link to comment
Share on other sites

Работы ведутся. Начали "крошить" путевую стену по 2-му пути...

Link to comment
Share on other sites

Мне решительно непонятно, зачем и на каком основании реконструируют стены.

Loader, стены реконструируют потому потому что они тоже сильно текут как и свод. Обратите внимание, почти по всей протяжённости стен по 1-му и 2-му пути видны подтёки, местами очень даже нехилые. И это правильно, что их ремонтирую, иначе бы без этого весь проведённый масштаб работ сошёл бы на нет. А так и свод и стены и станут сухими, по крайней мере хотелось бы в это верить. Понимаю, если бы облицовку путевых стен меняли на совершенно другую, а так её меняют, потому что она подпорчена водой и это нормально. Так что сохранят памятник архитектуры в том же виде, каким он был и 70 лет назад.

 

А саму "Маяковскую", судя по нынешним темпам проводимых там работ,

к концу этого, 2009-го года могут и доремонтировать, думается.

Главное, чтобы сделали хорошо на этот раз, а то сделают наспех и снова протечки пойдут вскоре после ремонта.

Link to comment
Share on other sites

Это скорей всего временная мера. Если не белить, то это будет походить не на памятник архитектуры на реконструкции, а туалет на оной, извените за выражение. Или может быть таким способом определяют наличие протечек. Поправте если я не прав...

Link to comment
Share on other sites

http://photofile.ru/photo/speleospaniel/95025666/large/106537151.jpg

По пути, который в сторону Белорусской у последних вагонов эти отверстия уже заделены и свод белят. А вот по пути в сторону Тверской у первых вагонов отверстия оставлены незаделанными и тоже уже белят, т.е. их не собираются заделывать??

Edited by Ivan009
Link to comment
Share on other sites

Если меня глаза не подводят, то плитка такая же, как раньше, только новая. А облицовку меняют, с целью улучшения гидроизоляции, на старой во многих местах жёлтые разводы от протечек...

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...