Jump to content

KVentz
 Share

У этого определения существуют и другие значения, см. Новокузнецкая (значения).

«Новокузнецкая» — пересадочная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена на ПК 020+51,4.

Открыта 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Театральная»«Автозаводская» в составе третьей очереди Московского метрополитена. С 1 января по 20 ноября 1943 года поезда проследовали станцию без остановки.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитекторы

И. Г. Таранов, Н. А. Быкова.

Архитекторы вестибюля

В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии Г. С. Тосунова, Л. А. Шагуриной.

Инженер-конструктор

М. Семиз.

Конструкция

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Построена по типовому проекту.

Название

Название станции первоначально писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая».

Проектное название

«Климентовский переулок».

Проект переименования

«Замоскворечье» (1992).

Пересадки

Станция «Третьяковская» Калужско-Рижской/Калининской линий
Станция «Третьяковская» Калужско-Рижской/Калининской линий
«Третьяковская» (Калужско-Рижская/Калининская линии)

В 1985 году появился переход из центральной части станции в северный зал станции «Третьяковская», а в 1996 году был построен дополнительный переход из южного зала станции «Третьяковская» в южный торец станции «Новокузнецкая».

Выход в город

  • Через наземный павильон на Пятницкую улицу.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 4 стрелочных перевода и 1 станционный путь для оборота и отстоя подвижного состава, который переходит в ССВ с Кольцевой, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линиями.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Художественное оформление

Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. В архитектурном оформлении нашла яркое воплощение тема творческой силы и мощи советского народа, его замечательных побед на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Периметр эскалаторной арки украшен бронзовой скульптурной вставкой работы скульптора Н. В. Томского. В её центре — щит в обрамлении знамён, оружия и лавровых венков. На щите надпись: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».

Свод и пилоны отделаны прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами (скульпторы Н. В. Томский, А. Е. Зеленский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм). Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора.

Потолочный фриз средней части посадочного зала изображает эпизоды боевых операций. Шесть смальтовых панно, расположенных напротив каждого из проходов к платформам, рассказывают о труде советских людей в тылу. Их темы, начиная от эскалатора: садоводы, сталевары, машиностроители, строители-высотники, авиаторы, лыжники. Панно были изготовлены в Ленинграде в дни блокады художником В. А. Фроловым (по эскизам А. А. Дейнеки) и после его гибели вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии. Под каждым панно находится изящный бронзовый торшер со светильником, освещающим художественную композицию.

В южном торце центрального зала находилось мраморное мозаичное панно работы Б. В. Покровского «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков». В 1970 году центральный зал был удлинён (пилоны этой части станции отличаются от старых) и в южном его торце был устроен переход на станцию «Третьяковская» (южный зал), а панно было перенесено на площадку перехода.

27 января 2013 года, в годовщину снятия блокады Ленинграда, на станции была открыта мемориальная доска, посвящённая мозаикам и профессору Владимиру Александровичу Фролову. Она была установлена на станции ещё в 2010 году, однако была закрыта коробом со схемой метрополитена. Предполагалось торжественное открытие с участием Дмитрия Гаева и Елизаветы Листовой, автора фильма «Советская Империя. Метро», однако данные планы не были реализованы.

Наземный вестибюль-ротонда облицован внутри мрамором «уфалей» и украшен барельефами скульптора Г. И. Мотовилова, а также мозаикой В. А. Фролова «Парад физкультурников».

Награды

В 1946 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии 1-ой степени.

Фотогалерея

Барельефы на своде

Мозаики на своде

Вестибюль

Ссылки



Дата открытия
20 ноября 1943 года
Классификация
пересадочная
Заложение
глубокое (37,5 м)
Тип станции
пилонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
031
Пикет
ПК 020+51,4

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Sanya Z, так уж и половина?

Link to comment
Share on other sites

 

Я вот не понял - мозаики были эвакуированы из Ленинграда до или после гибели Фролова? В разных источниках весьма противоречивая информация по этому вопросу.

 

Эвакуировали мозаики после его смерти. Они были не к спеху.

Но самая главная мысль в статье была - что половина мозаик была утрачена и не пригодилась. Это прискорбно - т.к. мозаики - по сути, произведения искусства, доставшиеся таким трудом. Можно было бы выставить их в галерее или музее. А теперь, наверное, хранятся у кого-то - подсуетившегося вовремя.

Link to comment
Share on other sites

Он закончил работу над ними за считанные дни до своей смерти.

В эти три дня их не успели бы вывезти - слишком много было других, более срочных грузов для Дороги Жизни.

Link to comment
Share on other sites

Hyperion, НЯЗ после.

Link to comment
Share on other sites

 

Я вот не понял - мозаики были эвакуированы из Ленинграда до или после гибели Фролова? В разных источниках весьма противоречивая информация по этому вопросу.

Link to comment
Share on other sites

Потому что в классическом метро поэтажники обычно не применяются. Исключение - ЛП-6, но их уже демонтировали почти все: ни в Москве, ни в Петербурге не осталось ни одного.

Link to comment
Share on other sites

и быть не может. В старом переходе стоят ЛТ-4, в двух новых - ЭТ-5М.

 

Почему не может быть? Не, пусть там сильно короткие тоннельные стоят, но зачем?

Link to comment
Share on other sites

Год я знаю - 1996, а вот кто знает точную дату его открытия. Это одно из последних "белых пятен" в истории для меня!

В Яндексе легко ищется телевизионный репортаж об открытии этого перехода.

Link to comment
Share on other sites

наклонник поэтажного эскалатора на Третьяковскую
Никаких поэтажников там нет и быть не может. В старом переходе стоят ЛТ-4, в двух новых - ЭТ-5М.
Link to comment
Share on other sites

До постройки Третьяковской, та станция, которая была в обоих направлениях на КрЛ называлась Новокузнецкая, была переименована вместе с открытием Третьяковской и организацией кроссплатформенного движения между КрЛ и КалЛ

 

Станцию переименовали в ноябре 1983 г., а Третьяковская-2 открылась только в январе 1986 г.

Link to comment
Share on other sites

До постройки Третьяковской, та станция, которая была в обоих направлениях на КрЛ называлась Новокузнецкая, была переименована вместе с открытием Третьяковской и организацией кроссплатформенного движения между КрЛ и КалЛ

Link to comment
Share on other sites

Вот он и появился последним, а до него переход с Новокузнецкой в старый зал Третьяковской был двухсторонним.
Год я знаю - 1996, а вот кто знает точную дату его открытия. Это одно из последних "белых пятен" в истории для меня! :rolleyes:
Link to comment
Share on other sites

А тот, который ведет от "Третьяковской" непосредственно к платформам "Новокузнецкой"

Вот он и появился последним, а до него переход с Новокузнецкой в старый зал Третьяковской был двухсторонним.

Link to comment
Share on other sites

А тот, который ведет от "Третьяковской" непосредственно к платформам "Новокузнецкой" (там ещё турникеты стоят перед выходом на платформу)?

Link to comment
Share on other sites

1) когда были построены три перехода, соединяющие "Новокузнецкую" с двумя "Третьяковскими"? Там три перехода - через конец центрального зала, в конце платформ и через мостик над путями. Какие были открыты в 1971, а какие - в 1986? В каком режиме они функционировали?

В центре зала - в 1986

В торце - в 1971

 

Тот, что в торце до 1996 работал в обоих направлениях.

 

Сталина наверняка убрали до удлинения ЦЗ, когда его в принципе массово искореняли из метро

Link to comment
Share on other sites

Здравствуйте!

 

Интересует следующие вопросы -

1) когда были построены три перехода, соединяющие "Новокузнецкую" с двумя "Третьяковскими"? Там три перехода - через конец центрального зала, в конце платформ и через мостик над путями. Какие были открыты в 1971, а какие - в 1986? В каком режиме они функционировали?

2) Когда заменили барельеф Сталина - в конце 50х или в 1971 при удлинении центрального зала?

 

Заранее спасибо.

Link to comment
Share on other sites

Ещё хотелось бы восстановить светильники в арках, соединяющих центральный и боковые залы. В старой части их просто демонтировали, а в новой висят, как я бы их назвал, "люминисцентные лампочки Ильича"

Link to comment
Share on other sites

Сегодня был на Новокузнецкой и заметил, что начали белить своды боковых залов. :)

Всё б ничего, но они заодно побелили наклонник поэтажного эскалатора на Третьяковскую. А белёный алюминий смотрится... не фен-шуйно.

Link to comment
Share on other sites

если будут делать новые такие же, то как обычно, кернинг не соблЮДУТ и всё наперекосяк пойдёт. Лучше уж эти реставрировать.

Edited by workweek
Исправлено провокационное слово
Link to comment
Share on other sites

Начинается... То исторический образ сохраняем, то таблички не те.

Link to comment
Share on other sites

Ну что касается названия станции на путевых стенах - то это уродство конечно надо бы поменять, а то эти таблички смахивают на те указатели, которыми в СССР входы в туалеты помечали и названия всяких НИИ тоже были в том же духе и ещё много чего другого. Неплохо смотрелась бы имхо надпись, вырезанная лазером из нержавейки.

Edited by Networkmaster
Link to comment
Share on other sites

Leon

Пожалуй, соглашусь.

Link to comment
Share on other sites

Бурый

Можно сделать новые точно такие же.

Link to comment
Share on other sites

таблички еще эти по моему совершенно не подходят(надо что нибудь поизящнее)

Нет, они придают оригинальность станции. Не надо ничего менять. Только подреставрировать немного и опять повесить на стену.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...