Арбатско-Покровская линия — вторая (по хронологии) и третья (по нумерации) линия Московского метрополитена.
Оглавление
История и статистика
13 марта 1938 года первый участок новой линии от станции «Площадь Революции» до станции «Курская» был подключён к участку первой очереди «Александровский сад» — «Киевская».
Началось движение поездов от Курского до Киевского вокзала по новой Арбатско-Покровской линии. Открытие участка «Площадь Революции» — «Курская» произошло одновременно с упразднением вилочного движения по Сокольнической линии. Чтобы быстрее привести метро к Курскому вокзалу, было решено не строить 2 промежуточные станции «Ильинские Ворота» и «Покровские Ворота» на перегоне «Площадь Революции» — «Курская». Из-за отсутствия первой на линии отсутствуют очень необходимые пересадки на Таганско-Краснопресненскую и Калужско-Рижскую линии на станции «Китай-город». Однако план и профиль трассы перегона позволяют построить станцию в будущем.
В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения на перегоне между станциями «Арбатская» и «Смоленская», стала очевидной уязвимость метро, построенного мелким заложением. Ведь кроме своего прямого назначения, метрополитен носил стратегический характер. В результате в 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», но уже глубоким заложением. На местности он полностью дублировал старый. При этом участок мелкого заложения «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Арбатско-Филёвской линии.
В 1950 году было построено электродепо «Измайлово» — первое на линии, а в 1954 году на его территории появилась наземная станция «Первомайская». Станция просуществовала 7 лет, однако после строительства участка «Партизанская» — «Первомайская» в 1961 году, была закрыта и переоборудована под помещения депо. Спустя два года за «Первомайской», открылась станция «Щёлковская».
Следующие 30 лет линия оставалась без чёткой перспективы развития на запад. В Генеральном плане 1971 года рассматривалось направление на Солнцево вдоль Мосфильмовской улицы и Мичуринского проспекта. Однако в 1985 году появился проект четырёх скоростных хордовых линий, одна из которых должна была придти в Солнцево, другая — в Строгино и Митино. Планировалось, что обе хорды пересекутся в районе площади Победы и при этом не зайдут в центральную часть города. Поэтому для снятия с них центростремительных пассажиропотоков было принято решение продлить Арбатско-Покровскую линию до площади Победы. Станция «Парк Победы» была запроектирована двухзальной с организацией пересадки по совмещённой схеме на Митинско-Бутовскую хорду, при этом средние пути предназначались для Арбатско-Покровской линии, крайние — для хорды.
Однако распад Советского Союза не позволил осуществиться этим планам. Резкое сокращение финансирования заставило искать более дешёвые решения транспортных проблем периферийных районов Москвы. Тогда в 1993 году было принято решение продлить линию от строящейся станции «Парк Победы» к станции «Кунцевская» Филёвской линии, передать её участок до станции «Крылатское» в состав Арбатско-Покровской линии и далее выйти под Серебряным бором в район Строгино, а затем в Митино. Станцию «Строгино» изначально запроектировали двухэтажной, для пересадки на будущее западное продление Калининской линии, но позднее в целях экономии времени и средств перепроектировали на односводчатую мелкого заложения с возможностью достройки в будущем второй параллельной станции.
В 2003 году завершилось строительство двух залов станции «Парк Победы». Крайние пути двухстанционного комплекса в итоге отдали Солнцевской линии, для которой изначально предусматривалась третья станция, перпендикулярная двум существующим.
В начале 2008 года одновременно открылись участки «Парк Победы» — «Кунцевская» и «Крылатское» — «Строгино». А спустя 9 месяцев на первом из них была достроена промежуточная станция «Славянский бульвар».
Изначально после станции «Строгино» планировалось построить две станции: «Волоколамская» и «Митино». Однако в начале нового тысячелетия в проект была добавлена станция «Мякинино» — первая на территории Московской области. Её появление было вызвано активным развитием территории, охватываемой станцией. Строительство станции впервые в России оплатил частный инвестор, владелец выставочного центра «Крокус-Сити». Стоит отметить, что инвестор сильно сэкономил на отделке станции, что вызвало огромную волну недовольства со стороны архитекторов «Метрогипротранса», спроектировавших линию. К тому же, из-за нарушений при строительстве и, следовательно, возникшими проблемами с документами на несколько лет задержалось открытие северного вестибюля, а станция до долго не была принята на баланс метрополитена.
Участок от станции «Строгино» до станции «Митино» вступил в строй в конце 2009 года.
На тот момент линия стала самой длинной линией в Московском метрополитене, стала ощутимее потребность во втором депо. Его строительство было начато ещё в конце 1980-х вместе с участком «Строгино» — «Митино» тогда ещё хордовой линии. Поскольку длина перегона от конечной станции до депо составляла около 2 км, в 2009 году было принято решение построить ещё одну станцию за «Митино», которая получила название «Пятницкое шоссе» и была открыта в конце 2012 года. Основные строительные работы в отстойно-ремонтном корпусе депо Митино были завершены в конце 2013 года, с апреля 2014 года использует для хранения резервных вагонов других депо, которые затаскивались поштучно мотовозами. 17 октября 2014 года было налажено энергообеспечение депо и составы из резервных вагонов начали заходить в него самостоятельно. С 16 июня 2015 года начался периодический заход в депо составов с линии на ночную расстановку. Полноценное функционирование депо началось 24 декабря 2016 года.
Поскольку электродепо «Митино» было построено для обслуживания пятивагонных составов типа 81-740/741 «Русич», оно не может обслуживать восьмивагонные составы в перспективе. В связи с этим столь нужное увеличение количества вагонов в составах линии невозможно.
С открытием продления Солнцевской линии до станции «Раменки» в графике было предусмотрено несколько маршрутов, следующих с пассажирами до неё от станции «Партизанская» (реже — от «Щёлковской») и обратно при выходе из и заходе в депо «Измайлово» составов Солнцевской линии. С открытием электродепо «Солнцево» обслуживание составов этой линии было перенесено в него, и данные маршруты были упразднены.
См. также: Статья «Крупнейшая транспортная система — метро и автодорога в одном тоннеле».
Хронология открытия участков и станций
Дата открытия | Участок | Эксплуатационная длина, км | Количество станций |
---|---|---|---|
13 марта 1938 | «Площадь Революции» — «Курская» | 2,3 | 2 |
18 января 1944 | «Курская» — «Партизанская» | 7,1 | 3 |
15 мая 1944 | «Электрозаводская» (на действующем перегоне) | 1 | |
5 апреля 1953 | «Площадь Революции» — «Киевская» | 3,9 | 3 |
5 ноября 1954 | «Первомайская» (в здании электродепо «Измайлово») | 1 | |
12 октября 1961 | Станция «Первомайская» в здании электродепо «Измайлово» закрыта | ||
21 октября 1961 | «Партизанская» — «Первомайская» | 3,8 | 2 |
22 июля 1963 | «Первомайская» — «Щёлковская» | 1,6 | 1 |
31 декабря 1989 | «Молодёжная» — «Крылатское» (в составе Филёвской линии) | 1,9 | 1 |
6 мая 2003 | «Киевская» — «Парк Победы» | 3,2 | 1 |
7 января 2008 | «Парк Победы» — «Кунцевская» | 4,9 | |
Участок «Кунцевская» — «Крылатское» Филёвской линии передан в состав Арбатско-Покровской линии | 4,3 | ||
«Крылатское» — «Строгино» | 6,6 | 1 | |
7 сентября 2008 | «Славянский бульвар» (на действующем перегоне) | 1 | |
26 декабря 2009 | «Строгино» — «Митино» | 5,8 | 3 |
28 декабря 2012 | «Митино» — «Пятницкое шоссе» | 1,6 | 1 |
Итого: | 45,083 | 22 (+ 1 задел) |
Электродепо
Электродепо | Период |
---|---|
ТЧ-2 «Сокол» | 1938—1941, 1942—1950 |
ТЧ-1 «Северное» | 1941—1942 |
ТЧ-3 «Измайлово» | 1950 — настоящее время |
ТЧ-9 «Фили» | 2008 — 26 сентября 2018 |
ТЧ-16 «Митино» | 24 декабря 2016 — настоящее время |
Подвижной состав
Количество вагонов в поезде
Количество | Период |
---|---|
4 | 1938—1947 |
6 | 1947—1970 |
7 | 1970—2010, 2015 — 2018 |
5 («Русич») | 2006 — настоящее время |
Тип подвижного состава
Тип | Период |
---|---|
А, Б | 1938 — 4 февраля 1975 |
Г | 1941—1950, 1954—1958, 1970 — 4 февраля 1975 (7-й в составе из А/Б) |
Д | 1973 — 2 июня 1995 |
Е | 1992—2005, февраль — апрель 2008 (вагон № 3605) |
Еж/Еж1, Ем509/Ем508 | 1992 — 9 августа 2010 (последние вагоны были в резерве до декабря 2010, полностью утилизированы до 2013, сохранён вагон № 5170) |
81-740.1/741.1 «Русич» | 2006 — настоящее время |
81-740.4/741.4 «Русич» | Сентябрь 2009 — настоящее время |
81-760/761 «Ока» | 2015 — сентябрь 2018 |
Именные поезда
Техническая информация
В качестве основного средства сигнализации на линии используется система АЛС-АРС с нормально погашенными светофорами автоматического действия. Напольное оборудование — АРС-Днепр 2/6. Поездное оборудование — БАРС (в составе системы «Витязь-2»).
Переход на АЛС-АРС, как на основное средство сигнализации, вёлся поэтапно:
- участок «Пятницкое шоссе» — «Строгино» — АЛС-АРС установлена изначально;
- участок «Строгино» — «Киевская» — август 2009 года;
- участок «Киевская» — «Смоленская» — декабрь 2010 года;
- участок «Смоленская» — «Электрозаводская» — январь 2014 года;
- участок «Электрозаводская» — «Щёлковская» — январь 2019 года.
Резервное средство сигнализации на линии — двухзначная поперегонная автоматическая блокировка без автостопов и защитных участков.
На линии установлены светофоры со следующими светоизлучающими элементами:
- участок «Пятницкое шоссе» — «Щёлковская» — со светодиодными излучателями ИСМПЛ (изначально / со времени перехода на АЛС-АРС);
- станция «Кунцевская» — со светодиодными излучателями ИСУМ и МК (с 2008 года).
Канал радиосвязи — второй (с 22 апреля 2012 года).
Перспективы развития
Объект | Количество станций | Планируемая дата открытия |
---|---|---|
Участок «Щёлковская» — «Гольяново» | 1 | — |
Фотогалерея станций линии
Ссылки
Темы
-
- 853 replies
- 191,637 views
-
Арбатско-Покровская линия Гольяново 1 2 3 4 22
By AlexSM, in Строительство и проекты Московского метрополитена
- 532 replies
- 177,691 views
-
Арбатско-Покровская линия Электрозаводская 1 2 3 4 22
By workweek, in 3. Арбатско-Покровская линия (АПЛ)
- 549 replies
- 121,844 views
-
- 870 replies
- 175,511 views
-
- 124 replies
- 32,518 views
-
- 406 replies
- 96,280 views
-
Арбатско-Покровская линия Волоколамская 1 2 3 4 11
By workweek, in 3. Арбатско-Покровская линия (АПЛ)
- 252 replies
- 57,189 views
-
- 16 replies
- 10,050 views
-
Московский метрополитен Арбатско-Покровская линия 1 2 3 4 117
By ТКЛ, in 3. Арбатско-Покровская линия (АПЛ)
- 2,903 replies
- 497,663 views
-
Арбатско-Покровская линия Славянский бульвар 1 2 3 4 23
By workweek, in 3. Арбатско-Покровская линия (АПЛ)
- 558 replies
- 119,983 views
- Дата открытия первого участка
- 13 марта 1938 года
- Эксплуатационная длина линии
- 45,083 км
- Открытые участки
-
3
«Волоколамская» — «Мякинино»
«Молодёжная» — «Славянский бульвар»
«Партизанская» — «Первомайская» - Количество станций
-
22
+ 1 задел - Время поездки по всей линии
- 67 мин.
- Скорость сообщения
- 40,3 км/ч
- Тип подвижного состава
-
81-740.1/741.1 «Русич»
81-740.4/741.4 «Русич» - Количество вагонов в поезде
- 5 («Русич»)
- Электродепо
-
ТЧ-3 «Измайлово»
ТЧ-16 «Митино»
Блоги об Арбатско-Покровской линии
Арбатско-Покровская линия
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.