«Киевская» — пересадочная станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.
Открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Расположена на ПК 38+32.
Оглавление
Разработчики проекта
Архитекторы
Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский, В. М. Доброковский.
Архитекторы вестибюля
И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов (вестибюль встроен в здание Киевского вокзала).
Инженер-конструктор
А. Н. Пирожкова.
Конструкция
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.
Название
Названа по одноимённому вокзалу в честь города Киева — столицы Украины.
Пересадки
![]() |
«Киевская» (Филёвская линия) |
![]() |
«Киевская» (Кольцевая линия) |
Выход в город
- На 2-ой Брянский проезд и Киевскую улицу.
- К зданию Киевского вокзала:
![]() |
пригородные поезда Киевского направления Московской железной дороги, поезда дальнего следования. |
- К остановочным пунктам наземного транспорта.
Путевое развитие
Станция с путевым развитием — 6 стрелочных переводов, перекрёстный съезд и 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава.
Художественное оформление
Оформление станции посвящено Советской Украине и теме воссоединения Украины с Россией. Станция украшена большим количеством живописных полотен, выполненных в стиле социалистического реализма и технике фрески. Над оформлением станции работал целый творческий коллектив художников: Г. И. Опрышко, В. А. Коновалов, В. Н. Аракелов, П. М. Михайлов, Л. А. Карнаухов, Т. В. Коновалова, А. К. Ширяева, К. П. Аксёнов, И. В. Радоман.
Весь западный торец станции занимает огромная фреска «Народные гуляния в Киеве». На ней изображены радостные киевляне — женщины и дети в национальных костюмах, наблюдающие за танцующей девушкой. На заднем плане видны новостройки Киева, памятник Богдану Хмельницкому, Киево-Печерская Лавра. Картины здесь ярче, чем на «Киевской»-кольцевой, благодаря использованию художниками приёма, характерного для русской иконописи: небо изображается золотым, а не голубым цветом, что придает картинам необычный объём, глубину и внутреннее свечение. Выполнялись панно киевскими мастерами: не обошлось и без протекции Никиты Сергеевича Хрущёва.
В центральном зале расположены 24 фрески-сюжета на тему счастливой жизни в Советской Украине. Если идти от восточного торца, где находится переход на Кольцевую линию, первая фреска по левой стороне — это «Трио бандуристок»; на противоположном пилоне расположена фреска «Девушки, вышивающие портрет Т. Шевченко». Далее попарно идут — «Студенты» / «Керамистки», «Рыбаки на Азове» / «Прораб на стройке», «Хлопкоробы» / «Сталевары», «Сбор яблок» / «Сбор урожая», «Сбор овощей» / «Встреча шахтёров цветами», «Детский сад» / «Каменщики», «Украинский танец» / «Встреча офицера», «Селекционеры-зерноводы» / «Селекционеры-овощеводы», «Ветеринар и животноводы» / «Виноделы», «Учёные-химики» / «Ветеран и студенты ремесленного училища», «Награждение чемпионов» / «Машиностроители». Если внимательно посмотреть на эти фрески, можно увидеть интересные детали, незаметные на первый взгляд. Например, рыбаки держат азовского осетра, который практически исчез из природы, а фреска «Хлопкоробы» — всё, что осталось от амбициозных планов по выращиванию украинского хлопка.
Со стороны платформ на пилонах сделаны декоративные гипсовые рамы, аналогичные тем, что висят в центральном зале, только вместо жанровых сцен в них изображено изобилие полевых трав и цветов, растущих на Украине: маки, васильки, медуница, рута, чертополох, окопник, примула, незабудки.
Пилоны станционного зала покрыты белым уральским мрамором «коелга» и увенчаны сложным цветным керамическим карнизом, украшенным украинским народным орнаментом. Пол выстлан серым янцевским гранитом и красным мрамором «салиэти». Освещение — люстры из гранёного хрусталя с лампами накаливания авторского исполнения, впоследствии неоднократно применявшиеся на других станциях.
Наземный вестибюль станции — общий с одноимённой станцией Кольцевой линии и встроен в здание Киевского вокзала. Интерьер вестибюля вполне соответствует духу послевоенного парадного строительства: высокий куполообразный потолок украшает круговое мозаичное панно из дорогих пород камней на тему труда украинского народа, колонны облицованы белым мрамором. Светильники скрыты широким карнизом, поддерживаемом высокими мраморными колоннами.
Утром 2 октября 2010 года обрушилась часть (около 10 м²) фрески в западном торце станции.
Фотогалерея
Фрески на пилонах
Мозаика в вестибюле
Ссылки

- Дата открытия
- 5 апреля 1953 года
- Классификация
- пересадочная
- Заложение
- глубокое (38 м)
- Тип станции
- пилонная трёхсводчатая
- Количество платформ
- 1
- Тип платформ(ы)
- островная
- Форма платформ(ы)
- прямая
- Код станции
- 042
- Пикет
- ПК 38+32
-
Транспорт
Киевский вокзал
Арбатско-Покровская линия
Recently Browsing
- No registered users viewing this page.
Recommended Comments
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.