Jump to content

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.


KVentz
 Share

«Площадь Революции» — пересадочная станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.

Открыта 13 марта 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Расположена на ПК 08+25,3.

Оглавление

Разработчики проекта

Архитектор станции и западного вестибюля

А. Н. Душкин.

Архитекторы восточного вестибюля

Ю. П. Зенкевич, А. Н. Душкин, Н. И. Демчинский.

Инженеры-конструкторы

Н. А. Комаров, А. Н. Пирожкова, М. В. Головинова.

Конструкция

Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Применён первый, «сталинский» типовой проект пилонной станции. Обделка сборная чугунная, диаметр станционных тоннелей 9,5 м. Между более коротким центральным залом и боковыми залами восемь пар пилонов и девять пар проходов между ними.

Это первая станция такого типа.

Название

Названа по одноимённой площади.

Пересадки

Станция «Театральная» Замоскворецкой линии «Театральная» (Замоскворецкая линия)
Переход на станцию «Охотный Ряд» Сокольнической линии Станция «Охотный Ряд» Сокольнической линии «Охотный Ряд» (Сокольническая линия)

Прямого перехода на станцию «Охотный Ряд» Сокольнической линии нет, он производится через станцию «Театральная» Замоскворецкой линии.

В 1946 году в центре зала был построен переход по лестницам и коридору в торец станции «Театральная» Замоскворецкой линии. В 1974 году был открыт ещё один дополнительный переход из западного торца станционного зала в середину зала «Театральной».

Выход в город

  • На Никольскую улицу, Богоявленский переулок и к площади Революции.
  • К остановочным пунктам наземного транспорта.

Второй вестибюль станции (восточный, архитекторы Ю. П. Зенкевич и Н. И. Демчинский, художник В. Ф. Бордиченко) был открыт 21 декабря 1947 года.

Путевое развитие

Станция с путевым развитием — 3 стрелочных перевода, 2 однопутные ССВ с Филёвской линией и однопутная ССВ с Замоскворецкой линией.

До реконструкции устройств СЦБ в январе 2014 года управление стрелочным переводом № 7 и светофорами полуавтоматического действия ТЛП-69Д, ТЛП-69, ТЛП-67, ТЛП-65Д, Е и А осуществлялось с поста централизации станции «Театральная». Остальные стрелочные переводы и светофоры полуавтоматического действия управлялись со своего поста централизации.

С января 2014 года стрелочный перевод № 7 и светофоры Е и А также стали управляться с поста централизации станции «Площадь Революции», а светофоры ТЛП-69Д, ТЛП-69, ТЛП-67, ТЛП-65Д были демонтированы.

450px-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%
 
Схема путевого развития

Художественное оформление

Первоначально архитектор Алексей Душкин хотел использовать ложные архивольты, значительно превышающие по ширине реальные объёмы арочных проёмов и разрезающие опорные столбы. Облегчить конструкцию станции могли декоративные нервюры, вычерчивающие на сводах арки почти готических форм, и высокие рельефы на углах пилонов, но скульптор Матвей Манизер настоял на том, чтобы там установили полноценные объёмные скульптуры — поэтому архивольты были значительно заужены и заглублены.

Цокольная часть станции, облицованная чёрным с «золотыми» прожилками армянским мраморовидным известняком «давалу», превратилась в огромный постамент, а арки из тёмно-красного мраморовидного известняка «шроша» — в тяжёлые рамы для бронзовых изваяний.

Арки сложены из цельных фасонных камней, вырезанных из мраморных блоков и обработанных по лекалу для каждого камня в отдельности. Простенки пилонов облицованы красной «шрошей», серо-голубым «уфалеем», жёлто-розовым мраморовидным известняком «биюк-янкой». Путевые стены станции украшены серым уфалейским мрамором, с карнизом из красной «шроши», цоколь — ковровой мозаикой из оливково-чёрных мраморовидных известняков «садахло» и «давалу».

Пол станционного зала представляет собой шахматное чередование тёмно-серого жежелевского гранита и чёрного габбро, а платформы отделаны жежелевским гранитом и лабрадоритом. На стенах платформ закреплены бронзовые стрелки с надписями «Выход в город» — это старейшие сохранившиеся указатели Московского метрополитена.

В торцах путевых платформ у стен установлены оригинальные дубовые сиденья, над которым устроены бордюры из полупрозрачного, перламутрово-белого и золотисто-жёлтого, облачного и рисунчатого мраморного оникса месторождения Агамзалу.

Освещается станционный зал двумя рядами круглых плоски люстр-«тарелок».

На станции изначально было 20 арок, в каждой из которых установлены по 4 скульптуры. 80 бронзовых фигур, представляющих собой галерею образов советских людей, олицетворяющих силу и мощь нашей страны, её славное прошлое и прекрасное будущее, были выполнены в Ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством М. Г. Манизера (А. И. Денисов, А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, Г. Ф. Ветютнев, И. П. Иванов, А. А. Дивин, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирская, В. А. Пузыревский).

Такое художественное решение противоречило архитектурному, в нём проявилось полное непонимание особой специфики транспортных сооружений. Объёмные фигуры нарушали строгую архитектонику первоначального замысла, излишне усложняли внутреннее пространство подземных залов, вступали в явное противоречие с арками и сводами.

Алексей Душкин, как мог, боролся против такой трактовки скульптур, но его не поддержали, и он, проиграв «битву со скульпторами» и руководством, был вынужден внести изменения в первоначальный архитектурный проект.

При строительстве второго выхода со станции в 1947 году был убран барельеф «Сталин и конституция СССР» (скульптор М. Г. Манизер), находившийся в торце станционного зала, а также 4 бронзовые фигуры (их осталось 76). Всего на станции 20 различных образов (18 из них повторяются четырежды, а 2 — дважды).

Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937 года:

  • 1-я арка:
    • Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой.
    • Революционный солдат с винтовкой и гранатой.
  • 2-я арка:
    • Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие.
    • Революционный матрос с наганом (наган постоянно воруют).
  • 3-я арка:
    • Парашютистка ДОСААФ.
    • Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».
  • 4-я арка:
    • Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой.
    • Пограничник с собакой.
  • 5-я арка:
    • Стахановец с отбойным молотком.
    • Молодой инженер, держащий в левой руке шестерню, а в правой — циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует).
  • 6-я арка:
    • Птичница с петухом и курицей.
    • Хлебороб-механизатор.
  • 7-я арка:
    • Студент с книгами.
    • Студентка с книгой.
  • 8-я арка:
    • Спортсменка-дискоболка.
    • Футболист с мячом.
  • 9-я арка:
    • Отец с ребёнком.
    • Мать с ребёнком.
  • Замурованная арка (скульптуры есть только со стороны платформ):
    • Пионеры-авиамоделисты.
    • Пионерки-географы.

При всей аллегоричности и обобщённости изваяний некоторые детали всё же указывают на конкретные исторические события. Так, у матроса-сигнальщика на бескозырке название революционного линкора «Марат», у девушки-снайпера на груди значок «Ворошиловский стрелок» I степени. Известны также имена моделей некоторых скульптур. Для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков (в 1953 году, уже будучи капитаном 1-го ранга, он танцевал вальс с королевой Великобритании Елизаветой II в день её коронации). Прототип революционного матроса Манизер нашёл в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М. В. Фрунзе — это был Алексей Никитенко, впоследствии за участие в боях с Японией получивший звание Героя Советского Союза.

В самом начале Великой Отечественной войны скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в один из городов Средней Азии и были возвращены обратно только в 1944 году. Во время эвакуации некоторые скульптуры пострадали: от них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счёт того, что каждая скульптурная композиция повторялась четырежды, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Эта «подземная скульптурная галерея» всегда пользовалась особым вниманием пассажиров метро, и постепенно появились связанные с ней своеобразные традиции. Так, например, у студентов считается очень хорошей приметой перед экзаменом дотронуться до носа собаки пограничника (в результате носы и половина морды у всех собак натёрты до блеска), а прикосновение к изящной ножке студентки, говорят, излечивает от несчастной любви.

Западный наземный вестибюль (общий со станцией «Театральная» с выходом на площадь Революции) проектировался Алексеем Душкиным как временный — впоследствии он должен был выходить в фойе Большого академического кинотеатра. Поэтому сейчас вестибюль представляет собой два отдельных здания, соединённых переходом.

Восточный вестибюль, открытый 21 декабря 1947 года, встроен в линию домов в Богоявленском переулке. Его огромный, с двумя рядами окон зал облицован сероватым мрамором. Зал освещает гигантская люстра с 24 рожками. На торцевой стене в технике флорентийской мозаики изображён щит с серпом и молотом в окружении победных знамён (художник В. Ф. Бородиченко). Слева и справа от щита выложены даты «1917» и «1947», а также строки одной из первых редакций государственного гимна: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!» и «Славься, Отечество наше свободное, славы народов надёжный оплот! Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе ведёт!»

Реконструкция вестибюля

С 8 декабря 2008 года по 29 марта 2010 года восточный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию.

Полностью реконструирован эскалаторный наклон, ведущий на станцию. Фундамент эскалаторов был демонтирован и построен заново, на него установили модернизированные эскалаторы Е55Т с балюстрадами из нержавеющей стали и улучшенными техническими характеристиками.

Новые эскалаторы полностью удовлетворяют всем нормам и требованиям безопасности, имеют значительно лучший дизайн и более низкое энергопотребление. В машинном зале эскалаторов установили современные пульты управления.

Полностью реконструирован наземный вестибюль: произведена замена гранитного покрытия пола, обновлена часть мраморной отделки, камень для которой был добыт из тех же месторождений, что использовались и при строительстве вестибюля в 1940-х годах. При этом исторический архитектурный облик вестибюля был полностью сохранён.

Отреставрирована люстра и светильники, при этом максимально восстановлены все утраченные детали. Все лампы накаливания заменены на современные энергосберегающие.

В помещении вестибюля построены новые кассы, оборудованные по последнему слову техники.

На станции установлена комната полиции нового типа — с полным обзором пассажирской зоны вестибюля через стекло и системой скрытого видеонаблюдения за пассажирами на станции. Это позволит сотрудникам полиции не только полностью контролировать ситуацию во всех зонах станции, но и оперативно реагировать на любые нештатные ситуации.

В вестибюле установлены современные турникеты УТ-2009. Число турникетов, установленных во входной группе, существенно увеличено, а на выходе смонтированы реверсивные турникеты.

Во время реконструкции были полностью заменены все кабельные, сантехнические и вентиляционные коммуникации, отремонтированы служебные помещения, установлены устройства охранной сигнализации. Вестибюль станции приведён в полное соответствие с противопожарными нормами: смонтированы пожарная автоматика, сигнализация и современные системы пожаротушения и дымоудаления.

В служебных помещениях, в том числе в машинном зале эскалаторов, установлены кондиционеры.

Из-за терактов в Московском метрополитене, произошедших за несколько часов до планируемого открытия вестибюля, торжественная часть мероприятия была отменена.

Интересные факты

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объём арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими. По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

Фотогалерея

Скульптуры в арках

Вестибюль

Ссылки





Дата открытия
13 марта 1938 года
Классификация
пересадочная
Заложение
глубокое (33,6 м)
Тип станции
пилонная трёхсводчатая
Количество платформ
1
Тип платформ(ы)
островная
Форма платформ(ы)
прямая
Код станции
045
Пикет
ПК 08+25,3

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Когда строили Площадь Революции, продление до Киевской уже было запланировано?

Сейчас путь на Арбатскую явно прямее, чем ССВ на Александровский сад.

Link to comment
Share on other sites

Вот это место:

Ну вот натяжная заканчивается вот так - ей абсолютно эти ликвидированные проходы не мешали.

 

http://s017.radikal.ru/i414/1504/d5/8e11a0b18c83.jpg

 

Это повод.

Link to comment
Share on other sites

Вот это место:

Ну вот натяжная заканчивается вот так - ей абсолютно эти ликвидированные проходы не мешали.

 

http://s017.radikal.ru/i414/1504/d5/8e11a0b18c83.jpg

Link to comment
Share on other sites

Там по оси проема как раз полотно гермозатвора расположено, под ним не может существовать натяжной.

Вот это место:

http://ic.pics.livejournal.com/rosmetrostroy/72327300/46249/46249_original.jpg

Link to comment
Share on other sites

А там в оба наклона вмонтировали затворы в 1965?

Да. На Бауманской - то же.

 

А вот новый выход не позволил оставить последний проём - там вместо него натяжная камера

Там по оси проема как раз полотно гермозатвора расположено, под ним не может существовать натяжной.

Link to comment
Share on other sites

Арочные проемы замурованы по причине строительства второго наклона в 1947 г.

Вообще-то по причине установки гермозатвора в 1965 г., аналагично, как это произошло на Бауманской:

 

Вообще-то не совсем так. Точнее там на старом выходе просто установлен гермозатвор, из-за чего закрыт первый проём, но все фигуры на своих местах (то есть проём тоже на своём месте). А вот новый выход не позволил оставить последний проём - там вместо него натяжная камера, то есть была перебрана обделка. Соответственно, проёма там физически не осталось, и скульптуры ставить было некуда. Посему двух скульптур нет.

Link to comment
Share on other sites

Напомню, новый вестибюль открыт в 1947, сама станция - в 1938. На тот момент станция и элементы её декора исторической ценности не представляли.

Исторической, может быть, и не представляли. Только вот на барельефе-то Отец народов изображен был, с Конституцией в руках. Ну и Ленин рядом. Так что выбросить в 1947-м никак не могли. И действительно, по некоторым сведениям, барельеф был установлен в торце Павелецкой-кольцевой. Ну а оттуда уже действительно выброшен после 1956 г. А может, кто-то и сохранил...

Link to comment
Share on other sites

Вообще-то по причине установки гермозатвора в 1965 г.

А там в оба наклона вмонтировали затворы в 1965?

Link to comment
Share on other sites

Арочные проемы замурованы по причине строительства второго наклона в 1947 г.

Вообще-то по причине установки гермозатвора в 1965 г., аналагично, как это произошло на Бауманской:

 

http://s52.radikal.ru/i135/1504/50/fde888d72e7c.gif

Link to comment
Share on other sites

И куда они делись (вместе с барельефом в бывшем торце станции)?

Да вряд ли кто-то сохранял. Напомню, новый вестибюль открыт в 1947, сама станция - в 1938. На тот момент станция и элементы её декора исторической ценности не представляли.

Link to comment
Share on other sites

Какие скульптуры стояли с внутренней части замурованных арочных проемов?

Аналогичные тем, что в боковых залах.

Link to comment
Share on other sites

Какие скульптуры стояли с внутренней части замурованных арочных проемов? Арочные проемы замурованы по причине строительства второго наклона в 1947 г. и остались лишь внешние скульптуры (со стороны путей). И куда они делись (вместе с барельефом в бывшем торце станции)?

Link to comment
Share on other sites

Ну, в общем, я вам завидую.

 

Мой репортаж вот (увы, без прогулки и Арбатской, зато получился максимально историко-культурный):

http://rosmetrostroy.livejournal.com/2795.html

Link to comment
Share on other sites

В блоге Уютный бложек опубликована новая запись.

 

От Площади Революции до Арбатской

 

На поезд в сторону Арбатской

посадки нет

Идут очередные плановые восстановительные работы на путях...

 

Прочесть полностью...

 

Это сообщение составлено автоматически, так как автор связал запись в блоге с этой темой.

Link to comment
Share on other sites

Задымление в ночь на среду в московском метрополитене в районе станции метро "Площадь революции" произошло из-за прикипевших тормозных колодок при испытании нового состава, сообщает РИА Новости.

 

Никаких нарушений общественного порядка в связи с данным инцидентом допущено не было.

 

Источник

Link to comment
Share on other sites

Кто сегодня из начальства посещал эту станцию после 12 часов? Между выходом в город и переходом на ЗЛ стояли несколько человек представительского вида и вокруг полтора-два десятка "людей в черном".

Link to comment
Share on other sites

Это тема не про памятники, а про конкретную скульптуру. Просьба не отвлекаться от темы.

Link to comment
Share on other sites

Интересно, что должен изображать памятник погибшим в терактах?... :huh:

 

Уж точно, не то, что Церетели в Мск поставил детям Беслана...

Link to comment
Share on other sites

Интересно, что должен изображать памятник погибшим в терактах?... :huh:

Link to comment
Share on other sites

а какой-то дворняге на Менделеевской поставили целый памятник - это много о чём говорит.....

Это памятник посвящён всем бездомным животным, а не «какой-то дворняге». Такие, как вы, видимо, этого понять не способны.

Link to comment
Share on other sites

Не вижу ничего страшного в традиции потереть нос скульптуре собаки. Это из той же серии, что и попасть монеткой в статую чижыка-пыжика.

Хотя сам никогда ей нос не тер, но эта традиция является изюминкой станции.

А вот то, что несмотря на огромное число погибших людей в терактах в подземке в их память были установлены только мемориальные доски, а какой-то дворняге на Менделеевской поставили целый памятник - это много о чём говорит.....

Говорит о том, что к собакам у нас лучше относятся, чем к людям...

Link to comment
Share on other sites

переодически
как не странно помогло

Действительно, странно :P

Link to comment
Share on other sites

Я тоже переодически тру собаки нос перед экзаменом потер ей нос как не странно помогло .

Link to comment
Share on other sites

Штирлиц

Никто с этим бороться не будет. Да и не надо.

Link to comment
Share on other sites

наша, православная вера
Что есть, то есть — идолопоклонство. Будем бороться.

Твои высказывания очень близко подошли к нарушению пункта 3.2.21 Правил форума.

Только из-за того, что ты зарегистрирован на форуме меньше суток назад, я ограничусь устным предупреждением. Считай это за два раза - за первый и за последний.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...