Jump to content

Welcome to Наш транспорт

Welcome to Наш транспорт, like most online communities you must register to view or post in our community, but don't worry this is a simple free process that requires minimal information for you to signup. Be apart of Наш транспорт by signing in or creating an account.

  • Start new topics and reply to others
  • Subscribe to topics and forums to get email updates
  • Get your own profile page and make new friends
  • Send personal messages to other members.

KVentz
 Share

Филёвская линия (прежнее название до 1985 года: Арбатско-Филёвская) — четвёртая линия Московского метрополитена.

Оглавление

История и статистика

15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие Московского метрополитена. Поезда начали курсировать от станции «Сокольники» в двух направлениях: до станции «Парк культуры» и до станции «Смоленская» (по ответвлению за станцией «Охотный Ряд»). На первом участке будущей Филёвской линии действовали 3 станции: «Александровский сад», «Арбатская» и «Смоленская».

В 1937 году был открыт перегон «Смоленская» — «Киевская», уникальность которого заключалась в том, что поезда метро выходили на поверхность, преодолевая Москву-реку по первому в стране метромосту. А всего через год участок от «Киевской» до «Александровского сада» был продолжен в сторону Курского вокзала. Были построены станции «Площадь Революции» и «Курская». Вместе с тем, прекратилось вилочное движение на Сокольнической линии и образовалась самостоятельная Арбатско-Покровская линия.

В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения на перегоне между станциями «Арбатская» и «Смоленская», стала очевидной уязвимость метро, построенного мелким заложением. Ведь кроме своего прямого назначения, метрополитен носил стратегический характер. В результате в 1953 году был построен новый участок «Площадь Революции» — «Киевская», но уже глубоким заложением. На местности он полностью дублировал старый. При этом участок мелкого заложения «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе отдельной линии, получившей название Арбатско-Филёвская.

Данная линия более других ощутила на себе курс Хрущёва на удешевление строительства. Новые участки за станцией «Киевская» было решено строить открытыми, а станции — наземными.

И лишь дойдя до станции «Молодёжная», которая была открыта в 1965 году, линия вновь ушла под землю.

Интервал до открытия следующей станции составил более 24 лет, в 1989 году Филёвская линия пришла на станцию «Крылатское». А в 2005 году на линию вернулось вилочное движение поездов. Причиной тому стало строительство ответвления за станцией «Киевская» в сторону Московского международного делового центра (ММДЦ). Сегодня на новом направлении работают 2 станции: «Деловой центр» и «Москва-Сити».

2008 год ознаменовался приходом метрополитена в район Строгино, для чего были продлены тоннели за станцией «Крылатское». Однако недостаточная провозная способность линии, а также большие интервалы (из-за невозможности оборота поездов за станцией «Александровский сад» и наличия вилочного движения) вынудили обрезать Филёвскую линию на станции «Кунцевская», а участок до станции «Крылатское» и далее до станции «Строгино» был передан в состав Арбатско-Покровской линии. Работы по переключению движения между линиями заняли 5 дней.

Реконструкция наземного участка линии

За 60 лет непрерывной эксплуатации из-за погодных условий и вибраций, конструкции станций наземного участка Филёвской линии были серьёзно изношены. С 2016 года началась масштабная реконструкция наземного участка, в процессе которой было запланировано полностью перестроить платформы, заменив асфальтовое покрытие на гранитное, заменить кровлю, отремонтировать, а на отдельных станциях полностью перестроить и расширить вестибюли, установить лифты и инфракрасные обогреватели на платформе, а также обновить инженерные системы. Во избежание полного закрытия линии было принято решение закрывать на реконструкцию по одной боковой платформе или половине островной платформы на каждой станции, таким образом, уменьшив неудобства для пассажиров.

  • С 29 октября 2016 года до 30 июня 2017 года были закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» по направлению из центра.
  • 4 марта 2017 года — была закрыта половина островной платформы на станции «Пионерская» по направлению из центра.
  • 1 июля 2017 года — закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» уже по направлению в центр, а также половины островных платформ на станциях «Багратионовская» и «Филёвский парк» по направлению в центр и из центра, соответственно.
  • 1 октября 2017 года — закончилась реконструкция платформ на станциях «Студенческая» и «Фили». Также на станциях «Багратионовская», «Филёвский парк» на четверть длины и на станции «Пионерская» на половину длины были закрыты работающие половины платформ. Данные меры увязаны с полной перестройкой наземных вестибюлей, требующей перестройки прилегающих участков островных платформ на полную ширину.
  • 5 октября 2017 года — закрыта половина островной платформы станции «Кунцевская», обслуживающая Арбатско-Покровскую линию.
  • 18 октября 2017 года — началась реконструкция платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр.
  • 17 декабря 2017 года — завершена реконструкция западной половины платформы и западного вестибюля на станции «Пионерская», в связи с чем возобновилась посадка пассажиров в поезда, следующие из центра. Спустя несколько дней на реконструкцию закрылись восточная половина платформы по направлению в центр (по направлению из центра реконструкция продолжается с марта) и восточный вестибюль станции. Тогда же на станции «Филёвский парк» увеличилась длина закрытого участка на работающей половины платформы по направлению в центр с четверти до половины её длины.
  • 21 февраля 2018 года — на станции «Багратионовская» открылась часть платформы по направлению в центр (кроме 4-го вагона) после реконструкции её центрального участка под путепроводом улицы Барклая. Одновременно закрылась половина платформы по направлению из центра для реконструкции аналогичного участка под путепроводом.
  • 9 апреля 2018 года — открыта после реконструкции часть платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр (кроме 1-го вагона). Одновременно с этим на станции закрыты на реконструкцию платформа по направлению из центра и северный вестибюль.
  • 28 апреля 2018 года — восстановлена посадка на поезда по направлению из центра на станции «Багратионовская» (кроме 1-го вагона). На станции «Кунцевская» закрыт участок платформы у 1-го вагона по направлению из центра.
  • 18 июня 2018 года открылись восточные половина платформы и вестибюль станции «Филёвский парк», возобновлена посадка на поезда, следующие из центра. Одновременно закрыты на реконструкцию западные половина платформы и вестибюль.
  • 2 июля 2018 года открыта восточная половина платформы станции «Пионерская», платформа полностью реконструирована. Открыта западная четверть платформы станции «Багратионовская» (1-й вагон из центра, 4-й вагон в центр) с одновременным закрытием восточной четверти (4-й вагон из центра, 1-й вагон в центр).
  • 14 июля 2018 года закрылся на реконструкцию восточный вестибюль «Багратионовской», прилегающий участок платформы был закрыт двумя неделями ранее. А уже 16 июля открылся после реконструкции западный вестибюль.
  • 30 июля 2018 года открыты западная половина платформы и западный переходной мостик станции «Кунцевская» с одновременным закрытием восточной части. Высадка и посадка для поездов Филёвской линии осуществляется в 1-й и 2-й вагоны из центра, высадка и посадка на поезда Арбатско-Покровской линии из центра по прежнему отсутствует.
  • 19 ноября 2018 года открыта западная половина платформы станции «Филёвский парк». Платформа полностью реконструирована.
  • 30 декабря 2018 года была временно открыта восточная половина платформы станции «Багратионовская». Платформа полностью реконструирована, однако не была закончена отделка стен восточного вестибюля. Для завершения отделочных работ в конце апреля 2019 года на одну неделю она была повторно закрыта.
  • 18 марта 2019 года после реконструкции полностью открыта платформа станции «Кунцевская». Возобновлена остановка поездов, следующих по Арбатско-Покровской линии в направлении из центра.
  • 1 и 3 июня 2019 года открылись после реконструкции западный и восточный вестибюли станции «Кунцевская».
  • 1 и 8 июля 2019 года открылись после реконструкции восточный вестибюль станции «Багратионовская» и западный вестибюль станции «Филёвский парк», соответственно. Таким образом, завершилась реконструкция основных пассажирских объектов. Продолжается строительство шумозащитных экранов, замена путевой инфраструктуры, а также коммуникаций.

Хронология открытия участков и станций

Дата открытия Участок Эксплуатационная длина, км Количество станций
15 мая 1935 «Александровский сад»«Смоленская» 1,7 + ССВ 0,9 3
20 марта 1937 «Смоленская» — «Киевская» 1,4 1
7 ноября 1958 «Киевская» — «Кутузовская» 2,3 2
7 ноября 1959 «Кутузовская» — «Фили» 1,7 1
13 октября 1961 «Фили» — «Пионерская» 3,5 3
5 июля 1965 «Пионерская» — «Молодёжная» 3,8 1
31 августа 1965 «Кунцевская» (на действующем перегоне) 1
31 декабря 1989 «Молодёжная»«Крылатское» 1,9 1
10 сентября 2005 «Киевская» — «Деловой центр» 2,2 1
30 августа 2006 «Деловой центр» — «Москва-Сити» 0,5 1
Итого: 14,882 13

Электродепо

Электродепо Период
ТЧ-3 «Измайлово» 1958—1962
ТЧ-9 «Фили» 1962 — настоящее время

Подвижной состав

Количество вагонов в поезде

Количество Период
4 1958—1974
6 1973—2009, 2011 — настоящее время
4 («Русич») 2005 — ноябрь 2018

Тип подвижного состава

Тип Период
А, Б 1935—1953
В 1958—1966
Д 1961—1992
Е 1986—2007
Еж/Еж1, Ем509/Ем508 1986—2009
81-740А/741А «Русич» 2005—2006
81-740.1/741.1 «Русич» 2005 — ноябрь 2018
81-717/714 2011 — 29 июня 2018
81-765.2/766.2/767.2 «Москва» 2 июля 2018 — настоящее время

Все вагоны «Русич» и «Москва» были специально адаптированы для наземной эксплуатации.

Техническая информация

В качестве основного средства сигнализации используется двухзначная автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни».

До реконструкции систем сигнализации в 2005 году на подземном участке линии действовал внепоездной контроль скорости.

Системы АЛС-АРС на линии нет.

На линии установлены светофоры со следующими светоизлучающими элементами:

Канал радиосвязи — первый (с 22 апреля 2012 года).

Фотогалерея станций линии

Ссылки


Связанные страницы: Московский метрополитен


Темы


Дата открытия первого участка
15 мая 1935 года
Эксплуатационная длина линии
14,882 км
Открытые участки
2
«Кунцевская»«Киевская»
«Киевская»«Смоленская»
Количество станций
13
Время поездки по всей линии
24 мин. — до «Кунцевской»
14 мин. — до «Москвы-Сити»
Скорость сообщения
30 км/ч
Тип подвижного состава
81-765.2/766.2/767.2 «Москва»
Количество вагонов в поезде
6
Электродепо
ТЧ-9 «Фили»

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



Об этом не раз писали в официальных источниках, прямо вот в официальной метрополитеновской историографии упоминалось.

К примеру можно проверить летопись депо Сокольники, если в сети ещё осталась.

  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

16 часов назад, Братеевец сказал:

Я в те годы тоже жил вблизи Смоленских, в 1973 осенью уже точно были 6-вагонные составы. Если не видели это не значит, что их не было (это как суслик :) )

А есть где-нибудь фото или письменные свидетельства в заслуживающих доверия источниках?

  • Like 1
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

5 часов назад, Kirill Limping сказал:

Ничего хорошего.

Во-первых с поездами Москва и бесстыковыми путями линия стала очень тихой. Больше шума где-нибудь на стрелке от Кунцевской, и то не так сильно, как гремит Русич между Молодёжной и Кунцевской.

Во-вторых снегопад провалит эти прозрачные короба. Мало вам провалившейся крыши вестибюля БКЛ Кунцевская?

В-третьих, новые шумозащитные экраны практически не снижают шум, при этом выглядят через 2-3 года уже очень убого. Я надеюсь их демонтируют.

Пристраивали вилку в Сити.

Вилку в Сити пристраивали позже, где-то в начале 2000-х годов, а что происходило в 1996-97 гг и какое отношение является вилка в Сити и участок Киевская-Александровский сад?!

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Братеевец сказал:

Работы велись без прекращения движения, вроде не закрывали движение вообще насколько я помню.

Нет, поезда в тот период оборачивались по "Киевской". Движения от "Киевской" до "Калининской" не было - возможно, даже пару-тройку месяцев (точно уже не помню). Жил тогда на Кутузовском пр., в равноудалении от "Киевской" / "Студенческой" / "Кутузовской", и это перекрытие помню. Был мальчишкой, стоял и смотрел не раз, как поезда оборачивались на "Киевской" ФЛ "коленками назад", было интересно))

  • Disagree 1
  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

53 минуты назад, Kirill Limping сказал:

Пристраивали вилку в Сити

Вилку в Сити делали уже в 2000-х. К тому же съезды в сторону Сити находятся между Киевской и Студенческой, а вопрос был про оборот по Киевской "коленками назад", то есть не было движения между Киевской и Калининской (Александровским садом). Скорее всего были работы по перекрестному съезду между Калининской и Арбатской. 

Edited by Slava 5843
Link to comment
Share on other sites

40 минут назад, Kirill Limping сказал:

Пристраивали вилку в Сити

Она западнее Киевской, а, судя по описанию, закрывали восточнее. Да и строили вилку лет на 5 позже, чем описано.

  • Agree 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Telefoton сказал:

Хорошо бы всю Филёвскую линию закрыть не бетонными коробами, а стеклянными прозрачными коробами. Сейчас на открытых участках по бокам стоят шумозащитные экраны, хорошо бы их также установить наверху и на пересечении между двумя путями.

Ничего хорошего.

Во-первых с поездами Москва и бесстыковыми путями линия стала очень тихой. Больше шума где-нибудь на стрелке от Кунцевской, и то не так сильно, как гремит Русич между Молодёжной и Кунцевской.

Во-вторых снегопад провалит эти прозрачные короба. Мало вам провалившейся крыши вестибюля БКЛ Кунцевская?

В-третьих, новые шумозащитные экраны практически не снижают шум, при этом выглядят через 2-3 года уже очень убого. Я надеюсь их демонтируют.

1 час назад, Telefoton сказал:

середине 1990-х годов конечная у метропоездов была Киевская и что поезда отправлялись на оборот по неправильному пути и по нему же прибывали на посадку. Несколько раз в 1996-97 гг. сталкивался с этим.

Пристраивали вилку в Сити.

  • Like 3
Link to comment
Share on other sites

Я помню такие моменты, что в середине 1990-х годов конечная у метропоездов была Киевская и что поезда отправлялись на оборот по неправильному пути и по нему же прибывали на посадку. Несколько раз в 1996-97 гг. сталкивался с этим. Почему тогда закрывали участок Киевская-Александровский сад  (в октябре 1993 года в связи с событиями у Белого дома поезда следовали на участке Крылатское-Багратионовская)?! Мне так кажется, что тогда обороты составов по неправильным направлениям были уникальным явлением (позже так оборачивались поезда НекЛ на станции Электрозаводская, которая ныне у БКЛ).

Link to comment
Share on other sites

56 минут назад, Telefoton сказал:

У меня вопрос: Когда подходы к Смоленскому метромосту в 1978 году были закрыты бетонными коробами, их ставили с прекращением движения метропоездов, либо без таковых (работы велись ночью, чтобы движение не прерывать?!). Если работы велись с прекращением движения, то на сколько дней у метропоездов конечная являлась Киевская?!

Работы велись без прекращения движения, вроде не закрывали движение вообще насколько я помню.

  • Like 2
  • Disagree 2
Link to comment
Share on other sites

У меня вопрос: Когда подходы к Смоленскому метромосту в 1978 году были закрыты бетонными коробами, их ставили с прекращением движения метропоездов, либо без таковых (работы велись ночью, чтобы движение не прерывать?!). Если работы велись с прекращением движения, то на сколько дней у метропоездов конечная являлась Киевская?!

Хорошо бы всю Филёвскую линию закрыть не бетонными коробами, а стеклянными прозрачными коробами. Сейчас на открытых участках по бокам стоят шумозащитные экраны, хорошо бы их также установить наверху и на пересечении между двумя путями. По бокам коробы будут стеклянными, а вот вверху железными. Так мы получим две буквы «П», т.е два полномасштабных шумозащитных экранов, после чего линии не будут страшны ни дождь, ни снег, ни слякоть, ни ураган, ни падение деревьев на пути.

Edited by Telefoton
Опечатка
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, AlexSM сказал:

Большую часть жизни прожил рядом со Смоленскими, и в те годы, как и сейчас, регулярно пользовался ФЛ и АПЛ. Кроме того, в 1974-76 учился в здании, окна которого выходили на открытый участок ФЛ перед въездом на метромост. Не мог не заметить 3-вагонные составы.

Зато хорошо помню, что когда-то составы там были 4-вагонными, а потом их увеличили до 6.

Энциклопедия НТ говорит о том же - что вагонов добавили то ли в 1973,  то ли в 1974 г.

Я в те годы тоже жил вблизи Смоленских, в 1973 осенью уже точно были 6-вагонные составы. Если не видели это не значит, что их не было (это как суслик :) )

  • Like 1
  • Disagree 2
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Братеевец сказал:

Точно было, в 1973-77 г помню такое, днем в будни.

Большую часть жизни прожил рядом со Смоленскими, и в те годы, как и сейчас, регулярно пользовался ФЛ и АПЛ. Кроме того, в 1974-76 учился в здании, окна которого выходили на открытый участок ФЛ перед въездом на метромост. Не мог не заметить 3-вагонные составы.

Зато хорошо помню, что когда-то составы там были 4-вагонными, а потом их увеличили до 6.

Энциклопедия НТ говорит о том же - что вагонов добавили то ли в 1973,  то ли в 1974 г.

  • Like 1
  • Disagree 2
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, AlexSM сказал:

Ни разу не видео таких

Точно было, в 1973-77 г помню такое, днем в будни.

  • What's the h. is this!? 1
  • Surprised 2
Link to comment
Share on other sites

12 часов назад, Трубадур сказал:

Где-то в середине 70-х годов, ЕМНИП, в течение пары лет во внепиковые часы 6-вагонные составы расцеплялись в тупиках Молодежной на два 3-вагонных и в таком виде курсировали по линии.

Ни разу не видео таких

  • Surprised 2
Link to comment
Share on other sites

Несколько исправлений

Вагоны В ходили по 1961 год. 

Вагоны Д, Е и модификации также специально адаптировались для наземной эксплуатации. 

Где-то в середине 70-х годов, ЕМНИП, в течение пары лет во внепиковые часы 6-вагонные составы расцеплялись в тупиках Молодежной на два 3-вагонных и в таком виде курсировали по линии.

  • Like 1
  • Thanks 2
Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Ярополк сказал:

Кто-то - в депо. Остальные станут машинистами и заменят выбывших машинистов или пополнят штат в новооткрываемых депо. Учитывая практику занимать в депо машинистов, проживающих поблизости, скорее всего, они станут работать в Аминьевском. 

Спасибо за информацию

Link to comment
Share on other sites

33 минуты назад, serger сказал:

А помошники машиниста куда перейдут работать?

Кто-то - в депо. Остальные станут машинистами и заменят выбывших машинистов или пополнят штат в новооткрываемых депо. Учитывая практику занимать в депо машинистов, проживающих поблизости, скорее всего, они станут работать в Аминьевском. 

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

В 28.11.2023 в 03:25, moscow1234 сказал:

Пока не переоборудуют на АЛС-АРС - ещё будут. Вангую что в НГ праздники 2024 сделают, как будут поэтапно закрывать неизвестно, предположу сначала Александровский сад - Багратионовская+Киевская - Международная (со станцией перехода на Студенческой) потом Киевская - Кунцевская.

А помошники машиниста куда перейдут работать?

Edited by serger
  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, moscow1234 сказал:

Вангую что в НГ праздники 2024 сделают

Сделают, но не в 2024 году. 

  • Like 1
  • Agree 1
Link to comment
Share on other sites

В 26.11.2023 в 10:28, Ярополк сказал:

Скажите, на Филёвской линии поезда до сих пор управляются в два лица - машинист и помощник машиниста?

Пока не переоборудуют на АЛС-АРС - ещё будут. Вангую что в НГ праздники 2024 сделают, как будут поэтапно закрывать неизвестно, предположу сначала Александровский сад - Багратионовская+Киевская - Международная (со станцией перехода на Студенческой) потом Киевская - Кунцевская.

  • Like 1
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

А как иначе? После ливня ПМ стоит и смотрит в иллюминатор: залило ли уже оголовок рельсов или пока можно проплыть.

  • Disgusting! 1
  • Haha 2
Link to comment
Share on other sites

Да. Недавно даже блогофильм был от Владимира Коннова, где он катается с девушкой-машинистом и помощники при этом тоже присутствуют.

  • Agree 3
Link to comment
Share on other sites

Скажите, на Филёвской линии поезда до сих пор управляются в два лица - машинист и помощник машиниста?

Link to comment
Share on other sites

@Андрiй по сравнению с 90-ми теперь в графике есть вилка. По-моему нормальный график на ФЛ вполне адекватный.

Вот что мешает - это длинные интервалы по 9 минут на отрезке Кунцевская-Багратионовская, когда после обеда составы начинают уходить в депо.

  • Disagree 1
  • Agree 4
Link to comment
Share on other sites

Ускорить надо, хотя бы до уровня 90-х, когда ~20:15 было от Ал Сада до Кунцевской.

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...