Jump to content

KVentz
 Share

Филёвская линия (прежнее название до 1985 года: Арбатско-Филёвская) — четвёртая линия Московского метрополитена.

Оглавление

История и статистика

15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие Московского метрополитена. Поезда начали курсировать от станции «Сокольники» в двух направлениях: до станции «Парк культуры» и до станции «Смоленская» (по ответвлению за станцией «Охотный Ряд»). На первом участке будущей Филёвской линии действовали 3 станции: «Александровский сад», «Арбатская» и «Смоленская».

В 1937 году был открыт перегон «Смоленская» — «Киевская», уникальность которого заключалась в том, что поезда метро выходили на поверхность, преодолевая Москву-реку по первому в стране метромосту. А всего через год участок от «Киевской» до «Александровского сада» был продолжен в сторону Курского вокзала. Были построены станции «Площадь Революции» и «Курская». Вместе с тем, прекратилось вилочное движение на Сокольнической линии и образовалась самостоятельная Арбатско-Покровская линия.

В 1941 году, после попадания бомбы в тоннель мелкого заложения на перегоне между станциями «Арбатская» и «Смоленская», стала очевидной уязвимость метро, построенного мелким заложением. Ведь кроме своего прямого назначения, метрополитен носил стратегический характер. В результате в 1953 году был построен новый участок «Площадь Революции» — «Киевская», но уже глубоким заложением. На местности он полностью дублировал старый. При этом участок мелкого заложения «Александровский сад» — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе отдельной линии, получившей название Арбатско-Филёвская.

Данная линия более других ощутила на себе курс Хрущёва на удешевление строительства. Новые участки за станцией «Киевская» было решено строить открытыми, а станции — наземными.

И лишь дойдя до станции «Молодёжная», которая была открыта в 1965 году, линия вновь ушла под землю.

Интервал до открытия следующей станции составил более 24 лет, в 1989 году Филёвская линия пришла на станцию «Крылатское». А в 2005 году на линию вернулось вилочное движение поездов. Причиной тому стало строительство ответвления за станцией «Киевская» в сторону Московского международного делового центра (ММДЦ). Сегодня на новом направлении работают 2 станции: «Деловой центр» и «Москва-Сити».

2008 год ознаменовался приходом метрополитена в район Строгино, для чего были продлены тоннели за станцией «Крылатское». Однако недостаточная провозная способность линии, а также большие интервалы (из-за невозможности оборота поездов за станцией «Александровский сад» и наличия вилочного движения) вынудили обрезать Филёвскую линию на станции «Кунцевская», а участок до станции «Крылатское» и далее до станции «Строгино» был передан в состав Арбатско-Покровской линии. Работы по переключению движения между линиями заняли 5 дней.

Реконструкция наземного участка линии

За 60 лет непрерывной эксплуатации из-за погодных условий и вибраций, конструкции станций наземного участка Филёвской линии были серьёзно изношены. С 2016 года началась масштабная реконструкция наземного участка, в процессе которой было запланировано полностью перестроить платформы, заменив асфальтовое покрытие на гранитное, заменить кровлю, отремонтировать, а на отдельных станциях полностью перестроить и расширить вестибюли, установить лифты и инфракрасные обогреватели на платформе, а также обновить инженерные системы. Во избежание полного закрытия линии было принято решение закрывать на реконструкцию по одной боковой платформе или половине островной платформы на каждой станции, таким образом, уменьшив неудобства для пассажиров.

  • С 29 октября 2016 года до 30 июня 2017 года были закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» по направлению из центра.
  • 4 марта 2017 года — была закрыта половина островной платформы на станции «Пионерская» по направлению из центра.
  • 1 июля 2017 года — закрыты платформы станций «Студенческая» и «Фили» уже по направлению в центр, а также половины островных платформ на станциях «Багратионовская» и «Филёвский парк» по направлению в центр и из центра, соответственно.
  • 1 октября 2017 года — закончилась реконструкция платформ на станциях «Студенческая» и «Фили». Также на станциях «Багратионовская», «Филёвский парк» на четверть длины и на станции «Пионерская» на половину длины были закрыты работающие половины платформ. Данные меры увязаны с полной перестройкой наземных вестибюлей, требующей перестройки прилегающих участков островных платформ на полную ширину.
  • 5 октября 2017 года — закрыта половина островной платформы станции «Кунцевская», обслуживающая Арбатско-Покровскую линию.
  • 18 октября 2017 года — началась реконструкция платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр.
  • 17 декабря 2017 года — завершена реконструкция западной половины платформы и западного вестибюля на станции «Пионерская», в связи с чем возобновилась посадка пассажиров в поезда, следующие из центра. Спустя несколько дней на реконструкцию закрылись восточная половина платформы по направлению в центр (по направлению из центра реконструкция продолжается с марта) и восточный вестибюль станции. Тогда же на станции «Филёвский парк» увеличилась длина закрытого участка на работающей половины платформы по направлению в центр с четверти до половины её длины.
  • 21 февраля 2018 года — на станции «Багратионовская» открылась часть платформы по направлению в центр (кроме 4-го вагона) после реконструкции её центрального участка под путепроводом улицы Барклая. Одновременно закрылась половина платформы по направлению из центра для реконструкции аналогичного участка под путепроводом.
  • 9 апреля 2018 года — открыта после реконструкции часть платформы станции «Кутузовская» по направлению в центр (кроме 1-го вагона). Одновременно с этим на станции закрыты на реконструкцию платформа по направлению из центра и северный вестибюль.
  • 28 апреля 2018 года — восстановлена посадка на поезда по направлению из центра на станции «Багратионовская» (кроме 1-го вагона). На станции «Кунцевская» закрыт участок платформы у 1-го вагона по направлению из центра.
  • 18 июня 2018 года открылись восточные половина платформы и вестибюль станции «Филёвский парк», возобновлена посадка на поезда, следующие из центра. Одновременно закрыты на реконструкцию западные половина платформы и вестибюль.
  • 2 июля 2018 года открыта восточная половина платформы станции «Пионерская», платформа полностью реконструирована. Открыта западная четверть платформы станции «Багратионовская» (1-й вагон из центра, 4-й вагон в центр) с одновременным закрытием восточной четверти (4-й вагон из центра, 1-й вагон в центр).
  • 14 июля 2018 года закрылся на реконструкцию восточный вестибюль «Багратионовской», прилегающий участок платформы был закрыт двумя неделями ранее. А уже 16 июля открылся после реконструкции западный вестибюль.
  • 30 июля 2018 года открыты западная половина платформы и западный переходной мостик станции «Кунцевская» с одновременным закрытием восточной части. Высадка и посадка для поездов Филёвской линии осуществляется в 1-й и 2-й вагоны из центра, высадка и посадка на поезда Арбатско-Покровской линии из центра по прежнему отсутствует.
  • 19 ноября 2018 года открыта западная половина платформы станции «Филёвский парк». Платформа полностью реконструирована.
  • 30 декабря 2018 года была временно открыта восточная половина платформы станции «Багратионовская». Платформа полностью реконструирована, однако не была закончена отделка стен восточного вестибюля. Для завершения отделочных работ в конце апреля 2019 года на одну неделю она была повторно закрыта.
  • 18 марта 2019 года после реконструкции полностью открыта платформа станции «Кунцевская». Возобновлена остановка поездов, следующих по Арбатско-Покровской линии в направлении из центра.
  • 1 и 3 июня 2019 года открылись после реконструкции западный и восточный вестибюли станции «Кунцевская».
  • 1 и 8 июля 2019 года открылись после реконструкции восточный вестибюль станции «Багратионовская» и западный вестибюль станции «Филёвский парк», соответственно. Таким образом, завершилась реконструкция основных пассажирских объектов. Продолжается строительство шумозащитных экранов, замена путевой инфраструктуры, а также коммуникаций.

Хронология открытия участков и станций

Дата открытия Участок Эксплуатационная длина, км Количество станций
15 мая 1935 «Александровский сад»«Смоленская» 1,7 + ССВ 0,9 3
20 марта 1937 «Смоленская» — «Киевская» 1,4 1
7 ноября 1958 «Киевская» — «Кутузовская» 2,3 2
7 ноября 1959 «Кутузовская» — «Фили» 1,7 1
13 октября 1961 «Фили» — «Пионерская» 3,5 3
5 июля 1965 «Пионерская» — «Молодёжная» 3,8 1
31 августа 1965 «Кунцевская» (на действующем перегоне) 1
31 декабря 1989 «Молодёжная»«Крылатское» 1,9 1
10 сентября 2005 «Киевская» — «Деловой центр» 2,2 1
30 августа 2006 «Деловой центр» — «Москва-Сити» 0,5 1
Итого: 14,882 13

Электродепо

Электродепо Период
ТЧ-3 «Измайлово» 1958—1962
ТЧ-9 «Фили» 1962 — настоящее время

Подвижной состав

Количество вагонов в поезде

Количество Период
4 1958—1974
6 1973—2009, 2011 — настоящее время
4 («Русич») 2005 — ноябрь 2018

Тип подвижного состава

Тип Период
А, Б 1935—1953
В 1958—1966
Д 1961—1992
Е 1986—2007
Еж/Еж1, Ем509/Ем508 1986—2009
81-740А/741А «Русич» 2005—2006
81-740.1/741.1 «Русич» 2005 — ноябрь 2018
81-717/714 2011 — 29 июня 2018
81-765.2/766.2/767.2 «Москва» 2 июля 2018 — настоящее время

Все вагоны «Русич» и «Москва» были специально адаптированы для наземной эксплуатации.

Техническая информация

В качестве основного средства сигнализации используется двухзначная автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками, дополненная сигналами «один жёлтый огонь», «один жёлтый и один зелёный огни».

До реконструкции систем сигнализации в 2005 году на подземном участке линии действовал внепоездной контроль скорости.

Системы АЛС-АРС на линии нет.

На линии установлены светофоры со следующими светоизлучающими элементами:

Канал радиосвязи — первый (с 22 апреля 2012 года).

Фотогалерея станций линии

Ссылки


Связанные страницы: Московский метрополитен


Темы


Дата открытия первого участка
15 мая 1935 года
Эксплуатационная длина линии
14,882 км
Открытые участки
2
«Кунцевская»«Киевская»
«Киевская»«Смоленская»
Количество станций
13
Время поездки по всей линии
24 мин. — до «Кунцевской»
14 мин. — до «Москвы-Сити»
Скорость сообщения
30 км/ч
Тип подвижного состава
81-765.2/766.2/767.2 «Москва»
Количество вагонов в поезде
6
Электродепо
ТЧ-9 «Фили»

Recently Browsing

  • No registered users viewing this page.

Tell a friend

Love Наш транспорт? Tell a friend!

 Share


User Feedback

Recommended Comments



3 часа назад, AlexSM сказал:

6-вагонные точно ходили

Которые вне пика в 70-е сокращали до трех вагонов.

  • Surprised 1
Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Семён Персунов сказал:

 

Хмм...

6-вагонные точно ходили

Link to comment
Share on other sites

43 минуты назад, Leon сказал:

не редкость и разное количество вагонов в поездах на одной линии

Как житель Сокольнической линии, спорить не буду. 

Как я понял, вы хотите сказать, что в тот момент был переходный период на линии, так? Но если верить энциклопедии, то 6-вагонные составы начали ходить на ФЛ только в 1973. Немного странно получается, если учесть, что фотография была сделана в

В 14.06.2022 в 22:24, leha7729 сказал:

1965 - 1967 гг.

С другой стороны, мне не представляется возможным перепроверить подлинность утверждения о временном периоде.

  • Like 1
Link to comment
Share on other sites

@Семён Персунов Вообще, не редкость и разное количество вагонов в поездах на одной линии. Примеров тому тьма. Когда удлиняли составы, то происходило это не сразу. На СТЛ долго ходили 7 и 8-вагонные, на СЛ такое было (в депо Северное просто 8-вагонники не лезут), даже на ФЛ было, что депо Фили выдавало 7 вагонов на АПЛ, а 6 - на ФЛ. И т.д.

  • Like 2
Link to comment
Share on other sites

В 14.06.2022 в 22:24, leha7729 сказал:

пятивагонные поезда не ходили по ФЛ никогда.

 

3 часа назад, Leon сказал:

6-вагонные ходили

Хмм...

  • Haha 1
  • Agree 1
Link to comment
Share on other sites

@leha7729 Почему не ходили? 6-вагонные ходили вплоть до замены на Русичи.

Link to comment
Share on other sites

@leha7729 может выдают из депо на АПЛ? Но зачем кататься в сторону Филёвского парка.

Может это - служебный состав, путеизмеритель?

Link to comment
Share on other sites

Интересное фото появилось сегодня на Паствью https://pastvu.com/p/1580825. Датировано 1965 - 1967 гг. Хорошо виден состав из пяти вагонов на перегоне Багратионовская - Филёвский парк. Но если верить данным из статьи в ЭНТ, пятивагонные поезда не ходили по ФЛ никогда.

1580825 Сеславинская улица.jpg

  • Thanks 3
Link to comment
Share on other sites

На Молодёжной обдирают плитку с путевой стены. Там явно нужно также обновить мрамор на колоннах.

И, насколько я понимаю, станция стоит в очереди на замену эскалаторов.

  • Thanks 3
Link to comment
Share on other sites

Товарищи, подскажите пожалуйста минимальные интервалы в часы-пик на линии.

На общем участке 2 минуты, на ответвлениях 4 минуты.

Подтверждаю, как пассажир регулярно пользующийся линией

Link to comment
Share on other sites

На общем участке 2 минуты

Действительно сейчас 30 пар в графике?

Да.

Link to comment
Share on other sites

На общем участке 2 минуты

Действительно сейчас 30 пар в графике?

Link to comment
Share on other sites

Товарищи, подскажите пожалуйста минимальные интервалы в часы-пик на линии.

На общем участке 2 минуты, на ответвлениях 4 минуты.

Link to comment
Share on other sites

По-моему 4.5-5 минут по Кунцевской.

На отрезке Арбатская-Киевская в час пик до 1,5-2 минут (включая вилку на Международную).

Link to comment
Share on other sites

А есть такая карта до применения шумозащиты?

Конечно, все измерения делают до и после в любом проекте, где требуется применение шумозащитных мероприятий, ночной уровень, дневной, с учетом фонового воздействия и тд и тп.

 

76dbf3756e6f.gif

Link to comment
Share on other sites

Шумозащитные свойства прозрачного экрана (не сетки) отличаются от непрозрачного?

Проходя по Малой Филевской ул. вдоль метро, я такой разницы не вижу. Точнее, не слышу.

А если не проходить по улице, а подняться на уровень от 3 этажа и выше — так вообще никакой разницы от нового забора (прозрачного и непрозрачного) не услышишь.

Более того, практически одинаково слышно поезд, который проходит вдоль забора из центра — и вдоль противоположной стороны, в центр.

А когда идёшь по улице, то проезжающие машины шумят сильнее, чем проезжающие поезда.

 

все рассчитано и все установлено согласно расчетам, где приоритет - снижение шума на прилегающей территории, а не удобство глазеть в окно проезжающим мимо.

А есть такая карта до применения шумозащиты?

Edited by Kirill Limping
Link to comment
Share on other sites

Проходя по Малой Филевской ул. вдоль метро

Разговор ушел в сторону с этого места:

 

Хорошо-бы эту практику распространить на шумозащитные экраны вдоль МЦК и МЦД.

 

 

А что там по М. Филевской назаборили - не знаю.

Link to comment
Share on other sites

Шумозащитный экран - это не просто забор, а специально рассчитанная конструкция по длине и высоте для рассеивания акустических волн своей поверхностью, а не отражения их взад. Где такие условия не требуются - поставили просто забор из сетки.

Шумозащитные свойства прозрачного экрана (не сетки) отличаются от непрозрачного?

Проходя по Малой Филевской ул. вдоль метро, я такой разницы не вижу. Точнее, не слышу.

Link to comment
Share on other sites

Особенно хорошо эти расчёты получились где-нибудь в районе Белокаменной, где экран прикрывает исключительно лишь неприятные руины

Не руины, а ООПТ - к тем расчетам даже более жесткие требования, чем при прохождении вблизи жилой застройки, исходя из той парадигмы, что человекам в квартиры можно дополнительно установить стеклопакеты и прочее, в крайнем случаи - переселить, а с теми же белками такой трюк не выйдет - сдохнут-с и всех делов.

 

a20630ea1efa.gif

Link to comment
Share on other sites

Шумозащитный экран - это не просто забор, а специально рассчитанная конструкция по длине и высоте для рассеивания акустических волн своей поверхностью, а не отражения их взад. Где такие условия не требуются - поставили просто забор из сетки.

На МК МЖД при проектировании МЦК все рассчитано и все установлено согласно расчетам, где приоритет - снижение шума на прилегающей территории, а не удобство глазеть в окно проезжающим мимо.

Особенно хорошо эти расчёты получились где-нибудь в районе Белокаменной, где экран прикрывает исключительно лишь неприятные руины, или, скажем, между Автомоторной и Дмитровским шоссе, где закрыли гаражи, не учтя, правда, что этот экран даже до верха насыпи не дотягивается и бесполезен даже в роли маскировки.

Link to comment
Share on other sites

Хорошо-бы эту практику распространить на шумозащитные экраны вдоль МЦК и МЦД.

Что бы у пассажиров стало больше громыхать в головах?

Что-бы виды из окна не были на бесконечный забор.

Link to comment
Share on other sites

секции длиной метров по 15, эффекта мелькания нет. Хотя, ИМХО, можно было бы весь забор (точнее его верхнюю часть) сделать прозрачным.

При чем тут мелькание? Шумозащитный экран - это не просто забор, а специально рассчитанная конструкция по длине и высоте для рассеивания акустических волн своей поверхностью, а не отражения их взад. Где такие условия не требуются - поставили просто забор из сетки.

На МК МЖД при проектировании МЦК все рассчитано и все установлено согласно расчетам, где приоритет - снижение шума на прилегающей территории, а не удобство глазеть в окно проезжающим мимо.

 

4544bdfda834.gif

Link to comment
Share on other sites

Хорошо-бы эту практику распространить на шумозащитные экраны вдоль МЦК и МЦД.

Что бы у пассажиров стало больше громыхать в головах?

секции длиной метров по 15, эффекта мелькания нет. Хотя, ИМХО, можно было бы весь забор (точнее его верхнюю часть) сделать прозрачным.

Link to comment
Share on other sites

Хорошо-бы эту практику распространить на шумозащитные экраны вдоль МЦК и МЦД.

Что бы у пассажиров стало больше громыхать в головах?

Link to comment
Share on other sites

тоненькое заграждение из поликарбоната.

А можно в цифрах ставнить толщину стекла на Кунцевской и поликарбоната на Пионерской? Хотя бы примерно. По моим ощущениям, Пионерская ничуть не хуже.

Поликарбонат выглядит вполне прочным, ведь всё это ограждение высотой под 2 этажа призвано бороться с ветром и снегом (в отличие от Кунцевской — там и высота ниже, и нагрузки от снега не предполагается).

Link to comment
Share on other sites




Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...